Культура Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:55, реферат

Описание работы

В IV-III тысячелетии до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр
и Евфрат – возникла и утвердилась культура древних шумерийцев и аккадцев
(жителей Месопотамии), которая стала одной из древнейших очагов
человеческой цивилизации. Здесь стремительно (по историческим меркам)
сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад,
Вавилония, Ассирия, Иран.

Содержание

1. Культура Передней Азии (Шумеро-Вавилонская культура) 3
2. Культура Древнего Египта 7
3. Культура Древней Индии 10
4. Культура Древнего Китая

Работа содержит 1 файл

Культура Древнего Востока.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы у всех были  черные,

одежды – белые. (3, с.25-26(

      Наука  Древнего  Египта   добилась   определенных   успехов.   Активно

развивалась астрономия. Египетские астрономы  высказали  предположение,  что

созвездия находятся  на небе и днем, но делаются невидимыми в  свете  солнца.

Значительными, судя по судя по специализации врачей, были  успехи  медицины:

различались врачи  «утробные», глазные, зубные  и  прочие.  Была  установлена

роль мозга в  человеческом организме. Развивалась  математика: в конце  XXI  –

начале XIX  веков  до  н.э.  была  вычислена  поверхность  шара.  Изобретены

древнейший в  человеческой  истории  часы  –  водяные  и  маленькое  нашейные

солнечные часики. В начале III тысячелетия до  н.э.  в  Древнем  Египте  был

изобретен папирус для письма, который затем получил распространение и в

других государствах Средиземноморья. (3, с.26(

      Египет дает нам, пожалуй, самый  яркий пример  той  стадии  становления

древней  восточной  культуры,  где  практические  достижения  и   развитость

прагматически ориентированной  рациональности  сочетается с  основополагающей

ролью чувств и  образов,  доставшихся  в  наследство  от  первобытного  мифа.

Здесь  мы  видим  «причудливое   сочетание   «первобытности»   со   сложным…

мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию». Человек  здесь  уже

начинает  чувствовать  первые  импульсы  к   установлению   своей   духовной

сущности. (2, с.120( 
 
 

     3. К  У Л Ь Т У Р А    Д Р Е В Н Е Й    И Н Д И И 

      Индия – один из древнейших  очагов человеческой цивилизации  с  высоким

уровнем культуры. Индийская культура является одной  из самых  величественных

и  оригинальных  культур,  сформировавшихся  на  нашей  планете.  Достижения

древних индийцев в самых различных областях –  литературе, искусстве,  науке,

философии, вошли  в  золотой  фонд  мировой  цивилизации  и  оказали  немалое

воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой  Индии,  но  и

ряда других стран.

      Наука.

      В  глубокой  древности  в   Индии  начинает  складываться   богатая   и

своеобразная наука.  Со  второй  половины  III  тысячелетия  до  н.э.  здесь

известна  письменность,  насчитывающая  около  400   пиктографов   (рисунок,

отображающий  содержание  чего-либо)  и  слоговых   знаков.   В   древнейших

источниках сохранились упоминания об агрикультуре  (удобрения,  севообороте,

вредителях хлебов, орудия земледелия из железа и прочее), обработке  металла

(олова, меди,  свинца,  серебра,  золота),  медицине  (анатомии,  патологии,

терапии, хирургии и т.д.), геометрии (соотношение сторон прямоугольника  при

построении жертвенников), шахматах. (3, с.36(

      Подлинный подъем и расцвет  индийская культура и наука  достигли в IV-II

вв. до н.э. – VIII в. н.э. В этот период  индийскими  учеными  была  создана

десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже  названных

в  несколько  измененной  форме   арабскими).   Были   известны   извлечения

квадратного  и   кубического   корней,   исчисление   числа   ?   (3,1416…),

арифметическая  и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и  алгебры.

Астрономы  довольно  точно  исчисляли  движение  небесных  тел.   Двенадцать

месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на шесть  сезонов.  Каждые  пять

лет добавлялся 13-й  месяц. Известна была  разница  в  длине  дня  и  ночи  в

разных   широтах   земного   шара.   Древнеиндийские   астрономы   знали   о

шарообразности  Земли, предполагали о ее вращении вокруг  своей  оси.  Знания

химии позволили  изготавливать  кислоты,  краски,  лекарства,  духи,  цемент,

соли металлов, сложные препараты из ртути и  т.д. (3, с.36(

      Ученый брахман Панини (V-IV века  до н.э.) осуществил  обработку   языка

поздневедической  литературы, названного  санскритом  и  получившего  широкое

распространение в стране как важное средство общения  между  многочисленными

племенами и народностями.

      Литература.

      С конца II -  начала  I  тысячелетий   до  н.э.  дошли  до  наших  дней

памятники древнеиндийской  литературы – веды,  созданные  на  древнеиндийском

(ведийском) языке.  Ведическая литература представлена  сборниками  гимнов  и

жертвенных формул. Вплотную к  ведической  литературе  примыкают  «Священные

предания»,   включающие   сутры   –   руководство   по   древним   ритуалам,

законодательству  и правилам домашней жизни. (3, с.36(

      Ценнейшим  для  изучения   древнеиндийских   общественно-экономических

отношений, а также  культуры и науки первой половины I тысячелетия до  н.э.

служит эпическая  литература. Ее основными памятниками  стали «Махабхарата»  и

«Рамаяна», записанные на санскрите в первых веках н.э., но  в  совей  основе

существовавшие  уже в IV веке до н.э.

      Сюжетная    основа    «Махабхараты»    («Великой    войны     потомков

Бхараты»),состоящей  из 107  тысяч  двустиший,  -  борьба  за  власть  внутри

одного из  самых  могущественных  царских  родов  Северной  Индии,  потомков

мифического  царя  Бхараты.  Древнее  сказание  о  кровопролитной  войне  со

временем обросло  множеством дополнительных  эпизодов,  содержащих  различные

сказания и легенды, рассуждения на  религиозно-философские  и  другие  темы.

«Махабхарата»,  по   сути,   стала   не   поэмой,   а   огромным   сборником

древнеиндийского эпоса.   Поэма  «Рамаяна»  отличается  большой  стройностью

композиции и  тщательной обработкой. Она включает в себя 24 тысячи  дустишей,

повествующих о  победе царевича Рамы над царем  демонов  Раваной.  Уже  более

двух тысяч лет  обе эти  поэмы  чрезвычайно  популярны.  Их  герои  –  Кришна

(«Махабхарата»)  и Рама («Рамаяна») – обожествлены  и  считаются  воплощением

Вишну – одного из важнейших божество современного индуизма. (3, с.37(

      Образцы народной мудрости содержат  многочисленные  индийские  народные

сказки, басни, рассказы. В них простые люди обладают смелостью,  честностью,

находчивостью, а  власть имущие зачастую показаны критически, с юмором.

      На основе народных и  культовых   образов  в  Древней  Индии   сложилась

драматургия.    Ее    родоначальником    стала    танцевальная    пантомима,

сопровождаемая  комментарием  сказителя;  позднее   заговорили   и   актеры.

Подлинным классиком  древнеиндийской драматургии и  лирической поэзии  признан

Калидаса (IV-V века). (3, с.37( В его драмах,  сюжеты  которых  заимствованы

из эпоса, раскрыт  внутренний мир героев.

      Заметна по объему и исторической  значимости  каноническая  религиозная

литература, жизнеописания  Будды,  религиозные  трактаты.  О  высоком  уровне

древнеиндийской литературы  свидетельствуют  также  труды  по  теоретическим

вопросам поэзии и литературы вообще, по тщательно  разработанным  грамматикам

санскритского языка  и другое.

      Искусство и зодчество.

      Значительное значение в художественной  культуре Древней Индии занимала

музыка. Будучи неотъемлемой частью  народного  празднества,  театр  «сангит»

выражал единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и  жестами

танца.

      Совершенства  достигло   древнеиндийское   изобразительное   искусство

(ваяние, художественные ремесла, фресковая  живопись),  а  также  зодчество.

Ему присущи  богатство  и  пластическая  выразительность  образов,  смелость

творческой   фантазии,  сложность  и  многообразие  композиций,   мастерство

передачи движений и чувств.

      Изобразительное искусство  и  архитектура  Древней  Индии  обогатились

городскими постройками  из  кирпича  и  скульптурой  (изображением  животных,

людей,    божеств),    расписной    керамикой,     ювелирными     изделиями.

Монументальность  форм  сочеталась  с  роскошью  отделки,   фасады   дворцов

украшались  балконами  и  арками.  Статуи   божеств   и   людей   отличались

неподвижностью  поз, монументальностью и мощью  тяжеловесных форм.  Во  многих

древнеиндийских  текстах  описываются  загородные  парки  с   искусственными

водоемами,  фонтанами,  а  также  ландшафтные  парки.   С   распространением

буддизма стали  создавать культовые сооружения – ступы, которые  служили  для

хранения   реликвий   самого   Будды.   Широкое   распространение   получила

монументальная  скульптура  из  камня.  И сегодня   эти   статуи   поражают

монументальностью образа, законченностью и совершенством  форм. (3, с.38-39(

      Династия Гуптов (IV-Vвв. до н.э.) оставила  искусству Индии  небольшие,

гармоничные, изящные  по форме храмы. Изобилие скульптуры, резьбы и  росписей

свидетельствуют о богатсве и роскоши. Правдивая  и меткая наблюдательность  в

бытовых сценах, изображениях  животных,  архитектуре  сочеталась  с  большим

декоративным мастерством, своеобразной ритмичностью, красочностью,  свободой

в построении многофигурных  сцен,  в  основе  которых  лежали  реалистические

народные тенденции. (3, с.39(

      Варно-кастовый строй.

      Жесткая  дифференциация   древнеиндийского   общества,   обусловленная

социальным   происхождением   и   характером    деятельности,    завершилась

формирование замкнутых  общественных групп:

         - по сословиям – варны (их 4);

         - по профессиональной деятельности  – касты (3,5 тысячи).

      В  литературе  их  обобщенно   называют  варно-кастовый  строй.  Варны,

позднее их стали  называть джати, делились на:

         - брахманов – родоплеменная   аристократия,  представители   знатных

           жреческих  родов,  осуществляющих   контакты   с   божеством   и

           управляющих государством;

         - кшатрии – военная знать;

         - вайшьи – часть трудового  населения,  занимающаяся  хозяйственной

           деятельностью: земледелием, ремеслами,  торговлей;

         - шудры – слуги. Их долей  было безропотно  служить  членам  других

Информация о работе Культура Древнего Востока