Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:55, реферат
В IV-III тысячелетии до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр
и Евфрат – возникла и утвердилась культура древних шумерийцев и аккадцев
(жителей Месопотамии), которая стала одной из древнейших очагов
человеческой цивилизации. Здесь стремительно (по историческим меркам)
сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад,
Вавилония, Ассирия, Иран.
1. Культура Передней Азии (Шумеро-Вавилонская культура) 3
2. Культура Древнего Египта 7
3. Культура Древней Индии 10
4. Культура Древнего Китая
каст. Они были бесправны и лишены собственности.
Вне каст оказались бывшие
рабы и представители
профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых».
(3, с.39-40(
Обозначившиеся со временем
смешанные браки и переход их одной варны в другую. Это нашло отражение в
законах образа жизни – дхармах. (3, с.40(
Установившийся кастовый строй, безусловно, придавая своеобразие
индийской общественной жизни, в свою очередь, тормозили экономическое,
политическое и культурное развитие страны, оставляя на тысячелетия
многочисленные слои общества в нищете и невежестве.
Философия и религия.
Незыблемое деление общества на замкнутые социальные группы с разными
правами и обязанностями, с различным положением в обществе нашло свое
обоснование в религии Индии, прошедшей сложный и длительный путь своего
поэтапного формирования.
Период разложения первобытнообщинного строя определил зарождение
верования людей в могущественность природы, обожествление ее сил и явлений.
Своеобразным отражением ранней стадии индуизма стала ведическая религия.
Главным принципом этой религии было обожествление природы как целого
(сообщество богов-небожителей)
жизни: Индра – бог грозы, могущественный воин; Варуна – бог мирового
порядка и справедливости; Агни – бог огня и домашнего очага; Сома – бог
священного напитка. Всего к высшим ведическим божествам принято относить 33
бога. За богами не закреплялись атрибутивно определенные функции. Этой
открытостью, незавершенностью ведийской мифологии В.Н. Топоров объясняет ее
дальнейшее развитие «в направлении создания больших спекулятивных,
теологических и натурфилософских концепций». (6, с.109-110( Здесь ставятся
вопросы о едином и творении мира, о назначении человека, то есть
выдвигаются и обсуждаются вопросы космологии (устройства мира), теологии
(учения о боге), сотериологии (учения о спасении). В данном контексте
принципиальным выступает то обстоятельство, что, переходя от единства мира
к его многообразию, усматривается единый закон развертывания этого
многообразия (одновременно космический, социальный и моральный). Важность
этого закона состоит в том, что он, с одной стороны, открывает путь к
микрокосмосу – где господствует закон воздаяния за доброе и злое – карма, с
другой – включает социо-природный порядок в порядок космический. Идея
кармы, как идея вечного круговорота жизни, перерождения души (сансары)
направляли размышление
о жизненном пути в русло самосовершенствования:
перерождение определяется суммой хорошего и плохого в жизни предыдущей. (6,
с.110( С этим многие современные ученые связывают характерные для всей
индийской культуры признание родственности всего живого в природе,
неутилитарное отношение к ней, стремление к изменению не внешнего мира, а
внутреннего – самоограничение, самосовершенствование.
Последующее формирование
прежних верований первобытной общины. В I тысячелетии до н.э. новую стадию
развития индуизма начинает определять брахманизм. Эта религия
использовалась для оправдания общественного неравенства. В основе этого
вероучения – признание страданий, людских бедствий несущественными, ибо
весь мир – всего лишь иллюзия. Подлинная реальность существования мирового
духа (Брахмы). Жрецы (брахманы) утверждали, что безропотность в труде,
покорность, отсутствие зависти к знатным и богатым позволят душе умершего
возродиться в телесной оболочке более высокого общественного положения, и
наоборот. (3, с.40(
В конце I тысячелетия в результате развития ведической религии,
брахманизма, процесса дальнейшей ассимиляции народных верований
сформировалась одно из наиболее крупных по числу последователей религий
мира – индуизм. (3, с.41( Основных направлений индуизма два: вишнуизм и
шиванизм. Для первого характерно учение об аватарах (нисхождениях в мир)
Вишну. Канонических аватар 10. Из них наиболее значимы восьмая и девятая
аватары: в восьмом нисхождении Вишну принял облик Кришны, в девятом –
Будды. Шива, представляющий функцию разрушения, в то же время олицетворяет
и творческое начало вечно изменяющегося мира, в котором разрушение
предшествует созиданию. (6, с.111( Индуизм свидетельствует о важнейших
культурных ориентация в духовной жизни Индии: в нем почитание в
повседневных обрядах и ритуалах отводится «личным богам» - Вишну и Шиве,
покровительствующим основным сферам человеческой жизни и поддерживающим и
помогающим обращающемуся к ним за помощью человеку. (6, с.112(
В VI веке до н.э. идеологией
относительно развитого
общества становится буддизм, который наряду с христианством и исламом стал
одной из великих мировых религий. Его рассвет пришелся на Vвек до н.э. –
начало I тысячелетия н.э. (3, с.41(
В центре буддизма – учение
о «четырех благородных
его причинах, состоянии освобождения и пути к нему. (3, с.41( В предельно
кратком изложении они выглядят следующим образом:
1. Сущность жизни есть страдание.
2. Причина
страданий – желания и
3. Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желание и
привязанности.
4. Для
этого существует путь
ступеней (так называемый «восьмеричный путь»), ведущий к
просветлению, а через него к нирване. (2, с.129(
Следует стремиться к идеалу – нирване. Смысл нирваны в том, что она
ставит человека по ту сторону необходимости, и в этом значении нирвана
равна свободе. Однако в нирване нам открывается лишь негативная сторона
свободы – это свобода, взятая лишь как отрицание всякой зависимости,
«свобода от…». Подлинная же свобода не только отрицает, но и утверждает –
утверждает бытие человека как личности, его самоценное достоинство и
неисчерпаемые творческие силы. Но открытие личности лежало за пределами
духовного горизонта той далекой эпохи, и поэтому полная свобода открылась
Будде как полнота отрицания: нирвана лежит не только по ту сторону
необходимости, но и по ту сторону всякого бытия. Нирвана освобождает
человека не только от необходимости, но и от собственного «Я», от всякого
положительного содержания и потому не может быть вполне адекватно выражена
ни в слове, ни в образе. Иными словами, в нирване мы видим трагедию
свободы, не обнаруживающей в себе никакого положительного содержания. (2,
с.128(
В буддизм, с самого его
обрядов. И самое главное, здесь не было Бога, того самого Бога, который
сосредоточивал
всю полноту жизненных смыслов.
существование множества почитаемых ранее богов и демонов, но выше их всех
по святости и силе стоял просветленный аспект, навсегда сбросивший иго
кармы. (2, с.129(
Исследователи обращают
непосредственно к индивиду, от него самого зависит «освобождение». Человек
поставлен в условия выбора пути, рефлексии, самоуглубления. Предполагаемый
путь: праведное решение; праведное слово; праведное дело; праведная жизнь;
праведное стремление; праведное воспоминание; праведное самоуглубление.
Этот путь формирует особый тип культуры психической деятельности, особого
отношения к миру, главным следствием которого выступает терпимость,
ненанесение вреда окружающему миру. Рефлексия, личностный выбор позволяют
сформировать в буддизме особый тип культурных ориентаций личности,
органически включенной в мировой порядок, своей психической деятельности,
поддерживающей
этот порядок. (2, с.112-113(
4. К У Л Ь Т У Р
А Д Р Е В Н Е
Г О К И Т А Я
С большим основанием, чем о какой-либо древней культуре, можно
говорить о культурном единстве, своеобразии и замкнутости культуры, которая
сформировалась в Древнем Китае и почти без изменений просуществовала вплоть
до XVII века н.э. (6, с.113(
Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как
материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение
божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении
и постоянно изменяется в результате двух противоположных космических сил –
Света и Тьмы. В этот период китайцам так же, как и другим народам был
свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек, солнца,
луны, дождя, ветра и другим. Этим духам молились, приносили жертвы, к ним
обращались с просьбами о хорошем урожае. (3, с.43( Несколько позже
появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, то
есть представителем бога на земле.
Очень сильным также был культ предков. В основе его лежало
представление о том, что душа человека после его смерти продолжает жить и
более того – она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа
умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим
рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие,
драгоценности, предметы утвари. (3, с.43(
В середине I тысячелетия до н.э. в Китае оформляются три главных