Культура 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:46, реферат

Описание работы

XX век – век предупреждений, явно обнаруживший непригодность того образа жизни, который ведет сегодня человечество.
Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества.

Работа содержит 1 файл

культура 20 века.docx

— 66.25 Кб (Скачать)

просьбой пересмотреть решение суда и выпустить писателей  А. Синявского и  Ю.

Даниэля на свободу, а также с открытым выступлением  на  Красной  площади  в

Москве 25 августа 1968 года восьми человек, протестовавших  против  введения

советских войск  в Чехословакию. 

Наблюдался рост  политического  недовольства  в  ряде  университетов  страны

(Тарту, Ленинграде), Институте экономики Сибирского  отделения АН  СССР.  Его

распространению способствовали аресты писателей. Процессы над  ними  нередко

носили показательный  характер, обвинение выносилось по статье 70  Уголовного

кодекса  за  "агитацию  или  пропаганду,  проводимую  с  целью  подрыва  или

ослабления Советской  власти". Вслед  за  Синявским  и  Даниэлем  последовали

аресты А. Гинзбурга, составившего "Белую книгу" из протестов против  первого

процесса 1966 года, П Литвинова, Ю. Галанскова, основателей самиздатовского

журнала "Феникс", А. Марченко, автора первой  книги  о  лагерях  хрущевского

времени ("Мое свидетельство"). 
 

        3. Особенности культурного процесса  в России в конце ХХ века. 
 
 

    Начало 90-х  годов  проходило  под   знаком  ускоренного  распада   единой

культуры  СССР  на  отдельные  национальные  культуры,  которые  не   только

отвергали ценности общей  культуры  СССР,  но  и  культурные  традиции  друг

друга.  Такое  резкое  противопоставление  различных  национальных   культур

привело к нарастанию социокультурной напряженности, к  возникновению  военных

конфликтов  и  вызвало  в   дальнейшем   распад   единого   социокультурного

пространства.

    Но  процессы   культурного   развития   не   прерываются   с   распадом

государственных структур и падением  политических  режимов.  Культура  новой

России, органически  связана  со  всеми предшествующими периодами истории

страны. Вместе с  тем новая политическая и экономическая  ситуация  не  могли

не   сказаться   на   культуре.   Кардинальным   образом    изменились    ее

взаимоотношения с  властью. Государство  перестало  диктовать  культуре  свои

требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

    Исчез   общий  стержень  культурной  жизни  -  централизованная  система

управления и  единая  культурная  политика.  Определение  путей  дальнейшего

культурного  развития  стало  делом  самого  общества  и  предметом   острых

разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк  -  от  следования  западным

образцам   до    апологии    изоляционизма.    Отсутствие    объединительной

социокультурной  идеи  воспринимается   частью   общества   как   проявление

глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX  века.

Другие считают  культурный  плюрализм  естественной  нормой  цивилизованного

общества.

    Ликвидация  идеологических барьеров  создала   благоприятные  возможности

для развития духовной культуры. Однако  экономический  кризис,  переживаемый

страной,  сложный  переход   к   рыночным   отношениям   усилили   опасность

коммерциализации  культуры, утраты национальных черт в  ходе  ее  дальнейшего

развития, негативного  воздействия  американизации  отдельных  сфер  культуры

(прежде всего музыкальной жизни и кинематографа) как своего  рода  расплаты

за "приобщение к  общечеловеческим ценностям".

    Духовная  сфера переживала  в  середине  90-х  годов  острый  кризис.  В

сложный переходный период  всегда  возрастает  роль  духовной  культуры  как

сокровищницы нравственных ориентиров для общества, политизация  же  культуры

и деятелей культуры приводит  к  осуществлению  ею  несвойственных  для  нее

функций, углубляет  поляризацию  общества.  Стремление  направить  страны  на

рельсы рыночного  развития привело к  невозможности  существования  отдельных

сфер  культуры,  объективно   нуждающихся   в   государственной   поддержке.

Возможность так  называемого "свободного" развития культуры на  почве  низких

культурных потребностей достаточно широких слоев населения  привело  к  росту

бездуховности, пропаганде насилия и, как следствие, - росту преступности. 

Одновременно продолжал  углубляться  раздел  между  элитарными  и массовыми

формами культуры, между  молодежной средой  и  старшим  поколением.  Все  эти

процессы разворачивая на фоне быстрого и резкого усиления  неравномерности

доступа к потреблению  не только материальных, но культурных благ.

    В  социокультурной   ситуации,  сложившейся  в   российском  обществе   к

середине 90-х  годов,  человек,  как  живая  система,  представляющая  собой

единство  физического  и духовного,  природного  и   социально-культурного,

наследственного  и  прижизненно  приобретенного  уже  не   может   нормально

развиваться. Действительно, большинство людей по  мере  укрепления  рыночных

отношений все больше отчуждалось от ценностей отечественной  культуры. И  это

вполне закономерная тенденция для того типа общества,  которое  создалось  в

России в конце XX  столетия.  Все  это,  ставшее  реальностью  за  последнее

десятилетие, подвело  общество к пределу накопления взрывоопасной  социальной

энергии.

    В силу  этих же причин первое место  в культуре стали  занимать  средства

массовой информации. Им даже присвоено имя "четвертой  силы",  имея  в  виду

три другие - законодательную, исполнительную и судебную. 

В  современной  отечественной  культуре   диковинным   образом   соединяются

несоединимые   ценности   и   ориентации:   коллективизм,    соборность    и

индивидуализм,  эгоизм,  нарочитая  политизированность   и   демонстративная

аполитичность, государственность  и анархия и т.  п.  Действительно,  сегодня

как бы на равных сосуществуют такие не только не связанные друг  с другом,

но друг друга  взаимоисключающие явления,  как  вновь  обретенные  культурные

ценности русского зарубежья, заново переосмысленное  классическое  наследие,

ценности официальной  советской культуры. 

Таким образом,  как  раз  и  складывается  общая  картина  культурной  жизни

России.

    Возрождение  культуры  является  важнейшим   условием  обновления  нашего

общества.  Определение  путей   дальнейшего   культурного   развития   стало

предметом острых дискуссий  в обществе, ибо государство  перестало  диктовать

культуре свои требования,  исчезли  централизованная  система  управления  и

единая культурная политика.

    Одна из  существующих точек зрения заключается  в том, что государство не

должно вмешиваться  в дела культуры, так как это  чревато  установлением  его

нового диктата  над культурой, а культура сама  найдет  средства  для  своего

выживания.

    Более  обоснованной представляется другая  точка  зрения,  суть  которой

состоит в том,  что,  обеспечивая  свободу  культуре,  право  на  культурную

самобытность, государство  берет  на  себя  разработку  стратегических  задач

культурного строительства  и обязанности  по  охране  культурно-исторического

национального  наследия,   необходимую   финансовую   поддержку   культурных

ценностей.

    Государство  должно осознавать, что культура  не  может  быть  отдана  на

откуп бизнесу, ее поддержка, в том числе образования, науки, имеет  огромное

значение для поддержания  нравственного, психического здоровья нации.  Кризис

духовности вызывает сильный психический дискомфорт у многих людей,  так  как

серьезно поврежден  механизм идентификации со  сверхличными  ценностями.  Без

этого механизма  не существует ни одна культура, а в  современной  России  все

сверхличные ценности стали сомнительными.

    Несмотря  на все противоречивые характеристики  отечественной  культуры,

общество  не  может  допускать  отрыва  от  своего  культурного   достояния.

Распадающаяся культура мало приспособлена к преобразованиям, ибо  импульс  к

созидательным  переменам  исходит  от  ценностей,   являющихся   культурными

категориями. Только интегрированная и крепкая  национальная  культура  может

сравнительно легко  приспособить к своим ценностям  новые цели, освоить  новые

образцы поведения.

    В связи  с этим  в  современной   России  представляются  возможными  три

модели   развития   многонациональной   культуры:   победа   культурного   и

политического консерватизма,  попытка  стабилизировать  ситуацию  на  основе

идей о самобытности России и ее  особом  пути  в истории.  В этом  случае:

происходит   возврат    к    огосударствлению    культуры,    осуществляется

автоматическая   поддержка   культурного   наследия,    традиционных    форм

творчества, ограничивается иностранное влияние  на  культуру,  отечественная

художественная классика остается предметом культа,  а  эстетические  новации

вызывают подозрение.

    По своей  природе эта модель недолговечна  и  неминуемо  ведет  к   новому

кризису, но в условиях России она может  просуществовать  достаточно  долго:

интеграция России под воздействием  извне  в  мировую  систему  хозяйства  и

культуры и превращение  ее в "провинцию" по отношению  к  глобальным  центрам.

При утверждении  данной модели:   происходит  "макдонализация"  отечественной

культуры, стабилизируется  культурная жизнь общества на  основе  коммерческой

саморегуляции.

    Ключевой  проблемой  становится  сохранение   самобытной   национальной

культуры, ее международного влияния  и  интеграция  культурного  наследия  в

жизнь общества; интеграция России  в  систему  общечеловеческой  культуры  в

качестве  равноправного участника мировых художественных  процессов.  Для

реализации этой модели необходимо в  полной  мере  задействовать  культурный

потенциал, коренным  образом  переориентировать  государственную  культурную

политику,  обеспечить  внутри  страны  ускоренное   развитие   отечественной

культурной индустрии, всемерно поощрять включение творческих  работников  во

всемирные сети  художественного  производства  и  коммуникации.  Именно  эта

модель заслуживает  решительной поддержки,  ибо  ориентирована  на  культуру,

которая должна активно  влиять и на политику, и на экономику, и  на  духовную

Информация о работе Культура 20 века