Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:46, реферат
XX век – век предупреждений, явно обнаруживший непригодность того образа жизни, который ведет сегодня человечество.
Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества.
дураков" Саши Соколова.
Представители модернизма либо вообще не касаются проблемы семьи,
как, например, в "Игре в бисер" Гессе или "Волшебной горе" Манна,
"Бледном огне" Набокова, "Мастере и Маргарите", или рисуют распад
семьи, как во всех почти произведениях Фолкнера, "Будденброках" Томаса
Манна, "Петербурге" Белого, "В поисках утраченного времени" Пруста,
"Улиссе" Джойса.
В "Мастере и Маргарите" есть такой эпизод, когда Маргарита на пути
на шабаш залетает в какую-то московскую квартиру и разговаривает с
мальчиком (здесь подчеркивается, что у ведьмы, которой стала Маргарита,
не может быть детей). Таким образом, модернизм изображает мир без
будущего, апокалиптический мир.
Это мир в преддверии фашизма и тоталитарного сознания, атомной бомбы и
массового терроризма.
С этим связан и психологический, характерологический аспект
модернизма. Практически все его представители - это шизоиды-аутисты по
характеру, то есть замкнуто-углубленные характеры, психически
неустойчивые, болезненные, мимозоподобные, но внутренне чрезвычайно
цельные.( Аутизм – (от древнегр. autos - сам) - замкнуто-углубленный
тип личности или культурного феномена, который заключается в его
погруженности в себя и представлении о том, что внутренняя жизнь духа
является первичной по отношению к материальной жизни ).
Характерные примеры - Пруст, проведший вторую половину жизни в
комнате с пробковыми стенами, Кафка, всю жизнь жаловавшийся на
слабость, невозможность работать, жизненные неудачи, Витгенштейн, всю
жизнь проведший на грани самоубийства, Мандельштам, сочетающий в
своем характере болезненное чувство собственного достоинства с
совершенной неукорененностью в жизни. Лишь немногие "короли" М. - З.
Фрейд, И. Стравинский. А., Шенберг, Т. Манн - не были обижены
судьбой, хотя все четверо умерли не у себя на родине, а в изгнании, то
есть пережили психологическую травму эмиграции. Исключение и в
этом, пожалуй, лишь Уильям Фолкнер.
Аутисты могут быть двух типов - авторитарные; это, как правило,
основатели и лидеры новых направлений (Н. С. Гумилев, А. Шенберг, В.
Брюсов); дефензивные (то есть с преобладающей защитной, а не агрессивной
установкой); таким был, например, Ф. Кафка - беззащитный, боящийся
женщин, отца, неуверенный в себе и в качестве своих произведений, но по-
своему чрезвычайно цельный.
Классические аутисты настолько равнодушны к внешним условиям
среды, что они легче выживают в экстремальных условиях. Так, например,
композитор С. С. Прокофьев, будучи совершенно внутренне чуждым
советскому строю, тем не менее, с легкостью писал оперы на советские
темы - "Октябрь", "Семен Котко", "Повесть о настоящем человеке",- он
относился к этому как к чему-то вынужденному, как к плохой погоде.
Душа его
оставалась при этом
тревожный Шостакович, который гораздо меньше писал в угоду строю,
тем не менее все время мучился за свои грехи, в частности за то,
что вынужден был быть членом партии.
Бывают шизоиды-подвижники, такие, например, как Альберт
Швейцер который, следуя внутренней логике своей гармонии, оставил
ученые и музыкальные занятия и уехал лечить прокаженных в Африку.
Людвиг Витгенштейн, написав "Логико-философский трактат" отказался от
миллионного наследства своего отца и стал учителем начальных классов
в деревне, так как этого требовал его внутренний аутистический
нравственный императив - философ должен быть беден, философ должен
помогать тем, кому больше всего нужна помощь, то есть детям.
Приведенные выше примеры последователей модернизма ярко показывают
наличие кризиса в культурологии. Несмотря на то, что, конечно, в культуре
XX века никуда не исчезли и традиционные направления в философии,
искусстве,отход от реализма в мир фантазий – такова основная идея среди
большинства творческих
людей нашего времени.
2. Политизация культуры: литературы и искусства, философии и общественной
мысли.
Политизацию культуры можно наглядно проследить на примере истории
культуры России XX века.
Октябрьская революция 1917 года положила начало переходу к новой
системе общественных отношений, к новому типу культуры. В начале XX века В.
И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения
коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые
легли в основу культурной политики советского государства. В работе
"Партийная организация и партийная литература" (1905 год) В. И. Ленин
подверг критике стремление некоторых творческих людей быть "вне" и "над"
классовой борьбой, поскольку "... жить в обществе и быть свободным от
общества нельзя". Поэтому основной целью культуры, по мысли В. И. Ленина,
является служение миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые
составляют цвет страны, ее силу, ее будущность1. Таким образом, культура и,
в частности такая ее сфера, как искусство, должны стать "частью
общепролетарского дела", выражать интересы этого класса, а значит, и
общества.
В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой
советской культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется
разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия,
быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития:
мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и
братство.
Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и
служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая
отражала проблемы российской действительности.
Программное
положение большевиков,
"открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства,
созданные на основе эксплуатации их труда", начало реализовываться сразу
после Октября 1917 года. Огромный размах приобрела национализация культуры.
Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж,
Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие
музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых,
Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева.
Представители творческой интеллигенции, перешедшие на сторону Советской
власти, получали повышенный паек и социальные льготы, что было немаловажно
в условиях гражданской войны, когда право на паек имели только
представители пролетариата.
В 20-е годы началось планомерное осуществление культурной политики
партии, при которой любая философская или иная система идей, которая
выходила за пределы марксизма в его ленинском варианте, квалифицировалась
как "буржуазная", "помещичья", "клерикальная" и признавалась
контрреволюционной и антисоветской, то есть опасной для самого
существования нового политического строя. Идейная нетерпимость стала
основой официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры.
В сознании основной массы населения началось утверждение узкоклассового
подхода к культуре. Широко в обществе распространились классовая
подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские
настроения. Постоянно распространялись лозунги о недоверии к
образованности, о необходимости "бдительного" отношения к старым
специалистам, которые
рассматривались как
еще в большей степени и жесткой форме распространялся и на творчество
представителей интеллигенции. Утверждается политический монополизм в науке,
искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование
представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции.
Выдворение сотен тысяч образованных людей из страны нанесло невосполнимый
урон элитарной культуре, привело к неизбежному снижению ее общего уровня.
Но и к оставшейся в стране интеллигенции пролетарское государство
относилось крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты
профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие
союзы, профсоюзные объединения. Проработки "несознательных" интеллигентов,
а затем аресты многих из них стали практикой 20-х годов. В конечном счете
это закончилось полным разгромом основного корпуса старой интеллигенции в
России.
Новая культура напрямую связывалась с героями революции. Именем власти
народа на прежних постаментах воздвигались памятники новым героям. Новая
революционная символика рассматривалась как обязательное условие
продолжения революции. Такая позиция явилась основой и для смены
исторических названий
на имена живущих.
Первое послеоктябрьское
десятилетие потребовало
культуры, противостоящей всей художественной культуре прошлого.
Механическое перенесение в сферу художественного творчества потребностей
коренной революционной перестройки социальной структуры и политической
организации общества приводило на практике как к отрицанию значения
классического художественного наследия, так и к попыткам использования в
интересах строительства новой социалистической культуры только новых
модернистских форм. Наконец, вообще отрицалась плодотворность веками