Культура 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:46, реферат

Описание работы

XX век – век предупреждений, явно обнаруживший непригодность того образа жизни, который ведет сегодня человечество.
Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества.

Работа содержит 1 файл

культура 20 века.docx

— 66.25 Кб (Скачать)

дураков"  Саши Соколова.

    Представители  модернизма либо вообще  не   касаются   проблемы   семьи,

как, например, в   "Игре  в   бисер"  Гессе  или  "Волшебной   горе"  Манна,

"Бледном  огне"   Набокова,  "Мастере   и Маргарите",   или рисуют  распад

семьи, как  во всех  почти произведениях  Фолкнера,  "Будденброках"   Томаса

Манна,   "Петербурге"  Белого,  "В   поисках  утраченного  времени"  Пруста,

"Улиссе" Джойса.

    В "Мастере  и Маргарите" есть такой   эпизод, когда  Маргарита  на   пути

на шабаш   залетает  в   какую-то  московскую  квартиру  и  разговаривает  с

мальчиком  (здесь  подчеркивается,  что у ведьмы,  которой  стала  Маргарита,

не  может  быть  детей).   Таким  образом,  модернизм  изображает   мир  без

будущего,  апокалиптический  мир.

Это  мир  в  преддверии фашизма и тоталитарного  сознания, атомной  бомбы  и

массового терроризма.

    С   этим   связан  и    психологический,   характерологический   аспект

модернизма.  Практически  все  его представители  - это  шизоиды-аутисты   по

характеру,   то   есть     замкнуто-углубленные     характеры,    психически

неустойчивые, болезненные,    мимозоподобные,  но   внутренне    чрезвычайно

цельные.( Аутизм – (от древнегр.   autos  -   сам)   -  замкнуто-углубленный

тип личности или    культурного    феномена,  который   заключается  в   его

погруженности  в  себя и представлении  о том,  что  внутренняя   жизнь  духа

является первичной  по отношению к материальной жизни ).

    Характерные   примеры  - Пруст,  проведший   вторую  половину  жизни   в

комнате   с   пробковыми  стенами,   Кафка,  всю   жизнь  жаловавшийся    на

слабость,  невозможность  работать,  жизненные  неудачи,   Витгенштейн,   всю

жизнь проведший   на    грани   самоубийства,  Мандельштам,   сочетающий   в

своем  характере   болезненное    чувство   собственного    достоинства    с

совершенной неукорененностью  в жизни.  Лишь  немногие  "короли"  М.   -  З.

Фрейд,  И.   Стравинский.  А.,  Шенберг,   Т.   Манн   -   не  были  обижены

судьбой, хотя  все  четверо умерли не у себя на  родине,  а  в  изгнании,  то

есть   пережили  психологическую   травму   эмиграции.  Исключение    и    в

этом,  пожалуй, лишь Уильям Фолкнер.

    Аутисты  могут быть двух  типов -  авторитарные;  это,   как правило,

основатели  и  лидеры  новых направлений  (Н.  С. Гумилев,  А.  Шенберг,  В.

Брюсов); дефензивные (то есть  с преобладающей защитной, а не  агрессивной

установкой); таким   был,  например,  Ф.  Кафка   -  беззащитный,   боящийся

женщин, отца, неуверенный в себе и в качестве своих произведений,  но  по-

своему чрезвычайно  цельный.

    Классические   аутисты настолько   равнодушны   к    внешним   условиям

среды,  что  они  легче выживают  в  экстремальных  условиях. Так,  например,

  композитор   С.  С.   Прокофьев,    будучи   совершенно  внутренне  чуждым

советскому строю, тем не менее, с  легкостью  писал   оперы   на   советские

темы  -  "Октябрь",  "Семен  Котко", "Повесть о  настоящем  человеке",-   он

относился  к  этому  как  к  чему-то  вынужденному,  как  к  плохой  погоде.

 Душа его   оставалась при  этом совершенно   чистой   и  незамутненной.    А

тревожный   Шостакович, который  гораздо  меньше   писал  в   угоду   строю,

тем  не менее  все время мучился за  свои  грехи,  в   частности   за   то,

что вынужден  был  быть членом партии.

    Бывают     шизоиды-подвижники,  такие,     например,      как   Альберт

Швейцер  который,  следуя  внутренней  логике   своей    гармонии,   оставил

ученые  и  музыкальные  занятия  и   уехал  лечить    прокаженных  в  Африку.

  Людвиг Витгенштейн,  написав "Логико-философский трактат"  отказался от

миллионного  наследства  своего отца  и  стал   учителем  начальных  классов

  в   деревне,  так   как  этого  требовал  его   внутренний   аутистический

нравственный  императив -  философ   должен  быть   беден,  философ   должен

помогать  тем, кому  больше   всего  нужна   помощь, то есть детям.

    Приведенные  выше  примеры  последователей  модернизма  ярко  показывают

наличие кризиса  в культурологии. Несмотря на то, что,  конечно,  в  культуре

XX  века  никуда  не  исчезли  и  традиционные  направления   в   философии,

искусстве,отход от реализма в мир фантазий – такова  основная  идея   среди

большинства творческих людей нашего времени. 
 

2. Политизация культуры: литературы и искусства,  философии   и  общественной

мысли. 
 

    Политизацию  культуры  можно  наглядно  проследить  на  примере  истории

культуры России XX века.

    Октябрьская  революция  1917  года  положила  начало  переходу  к  новой

системе общественных отношений, к новому типу культуры. В начале XX века  В.

И.   Лениным    были    сформулированы    важнейшие    принципы    отношения

коммунистической  партии  к  художественно-творческой  деятельности,  которые

легли  в  основу  культурной  политики  советского  государства.  В   работе

"Партийная организация  и  партийная  литература"  (1905  год)  В.  И.  Ленин

подверг критике  стремление некоторых творческих людей  быть  "вне"  и  "над"

классовой борьбой, поскольку "...  жить  в  обществе  и  быть  свободным  от

общества нельзя". Поэтому основной целью культуры, по мысли  В.  И.  Ленина,

является  служение  миллионам  и  десяткам  миллионов  трудящихся,   которые

составляют цвет страны, ее силу, ее будущность1. Таким образом, культура  и,

в  частности  такая  ее  сфера,  как   искусство,   должны   стать   "частью

общепролетарского  дела",  выражать  интересы  этого класса,  а значит,  и

общества.

    В  первое  послеоктябрьское  десятилетие   закладывались  основы   новой

советской культуры. Начало этого периода  (1918-1921  годы)  характеризуется

разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль,  религия,

быт, право) и провозглашением  новых  ориентиров  социокультурного  развития:

мировая  революция,  коммунистическое   общество,   всеобщее   равенство   и

братство.

    Марксизм  стал духовным стержнем  советской   цивилизационной  системы   и

служил  теоретическим  инструментом  для  формулирования  доктрины,  которая

отражала проблемы российской действительности.

    Программное  положение большевиков, утвержденное  на VIII съезде РКП(б) -

"открыть и   сделать  доступными  для   трудящихся  все  сокровища   искусства,

созданные на основе эксплуатации их  труда",  начало  реализовываться  сразу

после Октября 1917 года. Огромный размах приобрела национализация  культуры.

Уже в 1917 году перешли  в  собственность  и  распоряжение  народа  Эрмитаж,

Русский музей, Третьяковская  галерея,  Оружейная  палата  и  многие  другие

музеи. Были национализированы  частные  коллекции  С.С.  Щукина,  Мамонтовых,

Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева.

    Представители творческой интеллигенции, перешедшие на сторону Советской

власти, получали повышенный паек и социальные льготы, что  было  немаловажно

в  условиях  гражданской  войны,  когда   право   на   паек   имели   только

представители пролетариата.

    В 20-е  годы  началось  планомерное   осуществление  культурной  политики

партии, при  которой  любая  философская  или  иная  система  идей,  которая

выходила за пределы  марксизма в его  ленинском  варианте,  квалифицировалась

как    "буржуазная",    "помещичья",    "клерикальная"    и     признавалась

контрреволюционной   и   антисоветской,   то   есть   опасной   для   самого

существования  нового  политического  строя.  Идейная   нетерпимость   стала

основой официальной  политики советской власти в сфере  идеологии и  культуры.

В сознании основной  массы  населения  началось  утверждение  узкоклассового

подхода  к  культуре.   Широко   в   обществе   распространились   классовая

подозрительность   к   старой   духовной    культуре,    антиинтеллигентские

настроения.   Постоянно   распространялись    лозунги    о    недоверии    к

образованности,   о   необходимости   "бдительного"   отношения   к   старым

специалистам, которые  рассматривались как антинародная  сила.  Этот  принцип

еще в большей  степени  и  жесткой  форме  распространялся  и  на  творчество

представителей интеллигенции. Утверждается политический монополизм в  науке,

искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества,  преследование

представителей  так  называемой  дворянской  и   буржуазной   интеллигенции.

Выдворение сотен  тысяч образованных людей из  страны  нанесло  невосполнимый

урон элитарной  культуре, привело к неизбежному  снижению  ее  общего  уровня.

Но  и  к  оставшейся  в  стране   интеллигенции   пролетарское   государство

относилось крайне подозрительно.  Шаг  за  шагом  ликвидировались  институты

профессиональной  автономии интеллигенции - независимые  издания,  творческие

союзы, профсоюзные  объединения. Проработки  "несознательных"  интеллигентов,

а затем аресты многих из них стали практикой 20-х годов.  В  конечном  счете

это закончилось  полным разгромом основного корпуса  старой  интеллигенции  в

России. 

Новая культура напрямую  связывалась  с  героями  революции.  Именем  власти

народа на прежних  постаментах воздвигались  памятники  новым  героям.  Новая

революционная   символика   рассматривалась   как    обязательное    условие

продолжения  революции.  Такая  позиция  явилась   основой   и   для   смены

исторических названий на имена живущих. 

Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания новой  пролетарской

культуры,   противостоящей   всей    художественной    культуре    прошлого.

Механическое перенесение  в  сферу  художественного  творчества  потребностей

коренной  революционной  перестройки  социальной  структуры  и  политической

организации  общества  приводило  на  практике  как  к  отрицанию   значения

классического художественного  наследия, так и  к  попыткам  использования  в

интересах  строительства новой социалистической  культуры   только   новых

модернистских  форм.  Наконец,  вообще  отрицалась   плодотворность   веками

Информация о работе Культура 20 века