Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:46, реферат
XX век – век предупреждений, явно обнаруживший непригодность того образа жизни, который ведет сегодня человечество.
Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества.
Распространение получили догматизм, цитатничество. Критерием истины
становились высказывания руководителей. Изоляционистская политика
советского руководства подкреплялась широкой идеологической кампанией
борьбы с низкопоклонством перед Западом. Страницы газет и журналов
заполнили статьи, восхваляющие все отечественное, русское и советское.
Журналисты доказывали первенство русских практически во всех научно-
технических открытиях.
Кампания
борьбы с низкопоклонством
Изобразительное искусство Запада, начиная с импрессионистов, объявлялось
целиком упадническим. В 1948 году был закрыт Музей нового западного
искусства. В 1947 году прошла дискуссия по философии, в 1950 году - по
языкознанию, в 1951 году - по политэкономии. В первой дискуссии партию
представлял член Политбюро ЦК, занимавшийся вопросами идеологии, А.А.
Жданов, в двух других - И. В. Сталин. Их участие исключало возможность
свободного обсуждения проблем, а выступления воспринимались как руководящие
указания. Надо отметить, что даже в ленинском наследии были сделаны купюры.
Так, в четвертое издание сочинений В.И. Ленина не вошли работы "Письмо к
съезду", "О придании законодательных функций Госплану" и "К вопросу о
национальностях или об "автономизации", которые не отвечали официальным
идеологическим взглядам и могли подорвать престиж руководителей Советского
государства. Типичным явлением конца 40-х годов стали проработочные
кампании в научных, вузовских и творческих коллективах, создававшие
нервозную обстановку, широкие масштабы приняла кампания по борьбе с
формализмом и космополитизмом. В 1948 году состоялся первый Всесоюзный
съезд советских композиторов и трехдневное совещание деятелей советской
музыки в ЦК партии. На них проявилось стремление искусственно разделить
композиторов на реалистов и формалистов. Причем в формализме в очередной
раз были обвинены Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян.
События 1948 г. негативно сказались и на развитии профессиональной
эстрады - оркестры (джазы) Л. Утесова и Э. Рознера вынуждены были поменять
свою ориентацию.
В 1946 году
за несоответствие общим
режиссеры С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, Г. М. Козинцев.
Идеологическая пропаганда принимала все более шовинистический и
антисемитский характер. В январе 1949 года началась кампания против
"безродных космополитов", которая повлекла за собой разрушительное
вмешательство в судьбы ряда ученых, преподавателей, работников литературы и
искусства. Большинство обвиненных в космополитизме оказались евреями.
Закрывались еврейские культурные учреждения - театры, школы, газеты.
Идеологические кампании, постоянный поиск врагов и их разоблачения
поддерживали в обществе атмосферу страха. После смерти Сталина черты
тоталитаризма долгое время продолжали существовать в культурной политике.
Реформы,
начавшиеся после смерти
условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году
культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч
репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции,
ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё
это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи,
утопические мечтания о лучшей жизни. Время с середины 50-х до середины 60-
х годов (от появления в 1954 году повести И. Эренбурга с названием
"Оттепель" и до открытия процесса над А. Синявским и Ю. Даниэлем в феврале
1966 года) вошло в историю СССР под названием "оттепель".
Н.Хрущев четко сформулировал задачу и роль интеллигенции в общественной
жизни: отражать возрастающее значение партии в коммунистическом
строительстве и быть ее "автоматчиками". Контроль за деятельностью
художественной интеллигенции осуществлялся посредством "установочных"
встреч руководителей страны с ведущими деятелями культуры. Сам Н.С. Хрущев,
министр культуры Е.А. Фурцева, главный идеолог партии М.А. Суслов не всегда
оказывались в состоянии вынести квалифицированное решение относительно
художественной ценности критикуемых ими произведений. Это приводило к
неоправданным выпадам против деятелей культуры. Хрущев резко высказывался
против поэта А. А. Вознесенского, чьи стихи отличаются усложненной
образностью и ритмичностью, кинорежиссеров М. М. Хуциева, автора фильмов
"Весна на Заречной улице" и "Два Федора", М.И. Ромма, поставившего в 1962
году художественный фильм "Девять дней одного года".
В декабре 1962 года в ходе посещения выставки молодых художников в
Манеже Хрущев устроил разнос "формалистам" и "абстракционистам", среди
которых был и скульптор Эрнст Неизвестный. Все это создавало нервозную
обстановку среди творческих работников, способствовало росту недоверия к
политике партии в области культуры. Время хрущевской "оттепели" прямо и
косвенно разобщило и дезориентировало творческую интеллигенцию: одни
переоценили характер поверхностных изменений, другие не сумели увидеть их
"скрытного подтекста" (влияние извне), третьи не смогли уже выражать
коренных интересов народа-победителя, четвертые были способны только на
пропаганду интересов партийно-государственного аппарата. Все это, в
конечном итоге, вызвало неадекватные реальной действительности
художественные произведения, где доминировали идеалы демократического
социализма. В целом "оттепель" оказалась не только кратковременной, но и
достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к
сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические
послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине
60-х годов "оттепель" сошла на нет.
С приходом
нового политического
процесс размежевания интеллигенции. Важным поворотным моментом стал арест в
1965 году писателей А. Синявского и Ю. Даниэля по обвинению в антисоветской
деятельности. Эта деятельность сводилась к публикации под псевдонимами на
Западе нескольких литературных произведений. В феврале 1966 года состоялся
суд. Это был первый открытый политический процесс после смерти Сталина, и
он произвел гнетущее впечатление на современников: писателей судили за
литературные произведения, и, несмотря на давление, они не признали своей
вины. В 1970 году был ликвидирован последний оплот либеральной
интеллигенции. С отставкой А. Твардовского с поста главного редактора
"Нового мира" журнал утратил свою роль органа демократических сил.
Вынужденный уход Твардовского из "Нового мира" отразил усиление
консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью. В последующие
годы эти тенденции усилились. Внешне демократические формы управления
культурой не могли заслонить истинного положения дел. В эти годы регулярно
собирались съезды учителей, работников высшей школы, творческой
интеллигенции, конференции обществоведов. Однако постепенно они
превращались в парадные мероприятия, проводимые по заранее согласованному
сценарию.
Административно-
начале 30-х годов, пустила глубокие корни. Попытки преодолеть последствия
культа личности Сталина не затронули основ этой системы, а лишь придали ей
некоторую демократическую видимость. Усиление административного нажима
можно проследить в различных сферах культурной жизни. Трудные, порой
невыносимые условия создавались для работы педагогов-новаторов, вне критики
оказывались произведения или научные работы авторов, занимавших высокие
посты. Росло число талантливых произведений, не укладывавшихся в
установленные каноны и потому не дошедших до читателя или зрителя.
Политическая
писатель или художник лишался возможности заниматься творчеством.
Некоторые
творческие деятели из-за
Родину. Все это вело к разбазариванию интеллектуальных и творческих сил
советского общества, ломало судьбы людей. Имена вынужденных эмигрантов
вычеркивались из советской культуры, их книги изымались из библиотек.
Негласные запреты
превратились в норму.
В целях регулирования тематики художественных произведений с середины 70-х
годов была введена
система государственных
кинематографии. Возросло влияние цензурного пресса. Родилось понятие
полочного фильма, снятого, но не допущенного на экран в силу
"идеологической невыдержанности" или присутствия в нем элементов
формализма. Та же практика распространялась на организацию художественных
выставок, театральных спектаклей, исполнение музыкальных произведений. Было
ограничено знакомство советской публики с образцами художественной культуры
стран Восточной
Европы.
Запрещались или замалчивались авангардные направления в искусстве. Не
исполнялись, например, музыкальные произведения А. Г. Шнитке. В полузапрете
находилось творчество поэтов-бардов Б. Ш. Окуджавы, А. А. Галича, В.С.
Высоцкого.
Давление идеологического пресса на творческую интеллигенцию не было
явлением произвольным со стороны власти, скорее ответом на рост
оппозиционных настроений в обществе, получивших выражение в диссидентском
движении. Его рождение нередко связывают с демонстрацией 5 декабря 1965
года на Пушкинской площади и коллективным письменным обращением к властям с