Культура 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:46, реферат

Описание работы

XX век – век предупреждений, явно обнаруживший непригодность того образа жизни, который ведет сегодня человечество.
Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества.

Работа содержит 1 файл

культура 20 века.docx

— 66.25 Кб (Скачать)

Распространение  получили  догматизм,   цитатничество.    Критерием   истины

становились   высказывания    руководителей.    Изоляционистская    политика

советского  руководства  подкреплялась  широкой   идеологической   кампанией

борьбы  с  низкопоклонством  перед  Западом.  Страницы  газет   и   журналов

заполнили статьи,  восхваляющие  все  отечественное,  русское  и  советское.

Журналисты  доказывали  первенство  русских  практически  во  всех   научно-

технических открытиях.

    Кампания  борьбы с низкопоклонством затронула   и  художественную  жизнь.

Изобразительное искусство  Запада,  начиная  с  импрессионистов,  объявлялось

целиком  упадническим.  В 1948  году  был закрыт  Музей нового  западного

искусства. В 1947 году прошла дискуссия по  философии,  в  1950  году  -  по

языкознанию, в 1951 году -  по  политэкономии.  В  первой  дискуссии  партию

представлял  член  Политбюро  ЦК,  занимавшийся  вопросами  идеологии,  А.А.

Жданов, в двух других - И.  В.  Сталин.  Их  участие  исключало  возможность

свободного обсуждения проблем, а выступления воспринимались как  руководящие

указания. Надо отметить, что даже в ленинском наследии были сделаны  купюры.

Так, в четвертое  издание сочинений В.И. Ленина не  вошли  работы  "Письмо  к

съезду", "О придании  законодательных  функций  Госплану"  и  "К  вопросу  о

национальностях или  об  "автономизации",  которые  не  отвечали  официальным

идеологическим взглядам и могли подорвать престиж  руководителей  Советского

государства.  Типичным  явлением  конца  40-х  годов   стали   проработочные

кампании  в  научных,  вузовских  и  творческих   коллективах,   создававшие

нервозную  обстановку,  широкие  масштабы  приняла  кампания  по  борьбе   с

формализмом и космополитизмом.  В  1948  году  состоялся  первый  Всесоюзный

съезд советских  композиторов  и  трехдневное  совещание  деятелей  советской

музыки в ЦК партии. На  них  проявилось  стремление  искусственно  разделить

композиторов на реалистов и формалистов. Причем  в  формализме  в  очередной

раз были обвинены Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян.

    События  1948 г. негативно  сказались   и  на  развитии  профессиональной

эстрады - оркестры (джазы) Л. Утесова и Э. Рознера вынуждены были  поменять

свою ориентацию.

    В 1946 году  за несоответствие общим стандартам  были подвергнуты критике

режиссеры С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, Г. М. Козинцев.

    Идеологическая  пропаганда  принимала  все   более   шовинистический   и

антисемитский  характер.  В  январе  1949  года  началась  кампания   против

"безродных   космополитов",  которая   повлекла   за   собой   разрушительное

вмешательство в  судьбы ряда ученых, преподавателей, работников литературы  и

искусства.  Большинство  обвиненных  в космополитизме  оказались   евреями.

Закрывались  еврейские  культурные  учреждения  -  театры,  школы,   газеты.

Идеологические  кампании,  постоянный  поиск  врагов   и   их   разоблачения

поддерживали  в  обществе  атмосферу  страха.  После  смерти  Сталина  черты

тоталитаризма долгое время продолжали существовать в  культурной политике.

    Реформы,  начавшиеся после смерти Сталина,  создавали более благоприятные

условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956  году

культа   личности,   возвращение   из   тюрем   и   ссылок    сотен    тысяч

репрессированных,  в  том  числе  представителей  творческой  интеллигенции,

ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными  странами  -  всё

это расширило  спектр  свободы,  вызвало  у  населения,  особенно  молодежи,

утопические мечтания о лучшей жизни.  Время с середины 50-х до середины  60-

х годов  (от  появления  в  1954  году  повести  И.  Эренбурга  с  названием

"Оттепель" и  до открытия процесса над А.  Синявским и Ю. Даниэлем  в   феврале

1966 года) вошло в  историю СССР под названием  "оттепель".

    Н.Хрущев четко сформулировал задачу и роль интеллигенции в общественной

жизни:   отражать   возрастающее   значение   партии   в    коммунистическом

строительстве  и быть  ее  "автоматчиками".   Контроль   за   деятельностью

художественной  интеллигенции   осуществлялся   посредством   "установочных"

встреч руководителей  страны с ведущими деятелями культуры. Сам Н.С.  Хрущев,

министр культуры Е.А. Фурцева, главный идеолог партии М.А. Суслов не  всегда

оказывались  в  состоянии  вынести  квалифицированное  решение  относительно

художественной  ценности  критикуемых  ими  произведений.  Это  приводило  к

неоправданным выпадам  против деятелей культуры.  Хрущев  резко  высказывался

против  поэта  А.  А.  Вознесенского,  чьи  стихи   отличаются   усложненной

образностью и ритмичностью, кинорежиссеров М.  М.  Хуциева,  автора  фильмов

"Весна на Заречной  улице" и "Два Федора", М.И. Ромма,  поставившего  в 1962

году художественный фильм "Девять дней одного года".

    В декабре  1962 года в ходе  посещения   выставки  молодых  художников  в

Манеже Хрущев  устроил  разнос  "формалистам"  и  "абстракционистам",  среди

которых был и скульптор Эрнст Неизвестный.  Все это создавало нервозную

обстановку среди  творческих работников,  способствовало  росту  недоверия  к

политике партии в области культуры.  Время  хрущевской  "оттепели"  прямо  и

косвенно  разобщило  и  дезориентировало  творческую   интеллигенцию:   одни

переоценили характер поверхностных изменений, другие не  сумели  увидеть  их

"скрытного   подтекста"  (влияние  извне),  третьи  не  смогли  уже  выражать

коренных интересов  народа-победителя,  четвертые  были  способны  только  на

пропаганду  интересов  партийно-государственного  аппарата.   Все   это,   в

конечном   итоге,    вызвало    неадекватные    реальной    действительности

художественные  произведения,  где  доминировали   идеалы   демократического

социализма. В целом "оттепель" оказалась не  только  кратковременной,  но  и

достаточно поверхностной, не  создала  гарантий  против  возврата  назад,  к

сталинской  практике.  Потепление   не   было   устойчивым,   идеологические

послабления сменялись  грубым административным вмешательством, и  к  середине

60-х годов "оттепель" сошла на нет.

    С приходом  нового политического руководства  (Л. И.  Брежнев)  ускорился

процесс размежевания интеллигенции. Важным поворотным моментом стал арест  в

1965 году писателей  А. Синявского и Ю. Даниэля  по обвинению в  антисоветской

деятельности. Эта  деятельность сводилась к публикации  под  псевдонимами  на

Западе нескольких литературных произведений. В феврале 1966  года  состоялся

суд. Это был первый открытый политический процесс после  смерти  Сталина,  и

он произвел гнетущее  впечатление  на  современников:  писателей  судили  за

литературные произведения, и, несмотря на давление, они  не  признали  своей

вины.  В  1970   году   был   ликвидирован   последний   оплот   либеральной

интеллигенции. С  отставкой  А.  Твардовского  с  поста  главного  редактора

"Нового  мира"  журнал  утратил  свою  роль  органа   демократических   сил.

Вынужденный  уход   Твардовского   из   "Нового   мира"   отразил   усиление

консервативных тенденций  в  руководстве  культурной  жизнью.  В  последующие

годы  эти  тенденции  усилились.  Внешне  демократические  формы  управления

культурой не могли  заслонить истинного положения  дел. В эти  годы  регулярно

собирались   съезды   учителей,   работников   высшей   школы,    творческой

интеллигенции,   конференции   обществоведов.    Однако    постепенно    они

превращались в  парадные мероприятия, проводимые  по  заранее  согласованному

сценарию.

    Административно-бюрократическая  система, сложившаяся  в   конце  20-х  -

начале 30-х годов, пустила глубокие корни.  Попытки преодолеть  последствия

культа личности Сталина не затронули основ этой системы, а лишь  придали  ей

некоторую  демократическую  видимость.  Усиление  административного   нажима

можно  проследить  в  различных  сферах  культурной  жизни.  Трудные,  порой

невыносимые условия  создавались для работы педагогов-новаторов, вне  критики

оказывались произведения или  научные  работы  авторов,  занимавших  высокие

посты.  Росло  число   талантливых   произведений,   не   укладывавшихся   в

установленные  каноны  и  потому  не  дошедших  до  читателя  или   зрителя.

Политическая неблагонадежность  была достаточным  основанием,  чтобы  ученый,

писатель или художник лишался возможности заниматься творчеством.

    Некоторые  творческие деятели из-за невыносимых  условий работы  покинули

Родину. Все это  вело к  разбазариванию  интеллектуальных  и творческих  сил

советского общества,  ломало  судьбы  людей.  Имена  вынужденных  эмигрантов

вычеркивались из  советской  культуры,  их  книги  изымались  из  библиотек.

Негласные запреты  превратились в норму. 

В целях регулирования  тематики художественных произведений с  середины  70-х

годов была введена  система государственных заказов, прежде всего  в  области

кинематографии.  Возросло  влияние  цензурного  пресса.   Родилось   понятие

полочного  фильма,  снятого,   но   не   допущенного   на   экран   в   силу

"идеологической   невыдержанности"   или   присутствия   в   нем   элементов

формализма. Та же практика распространялась  на  организацию  художественных

выставок, театральных  спектаклей, исполнение музыкальных  произведений.  Было

ограничено знакомство советской публики с образцами  художественной  культуры

стран Восточной  Европы. 

Запрещались  или  замалчивались  авангардные  направления  в  искусстве.  Не

исполнялись, например, музыкальные произведения А. Г. Шнитке. В полузапрете

находилось творчество поэтов-бардов Б.  Ш.  Окуджавы,  А.  А.  Галича,  В.С.

Высоцкого.

    Давление  идеологического пресса на  творческую  интеллигенцию  не  было

явлением  произвольным  со  стороны   власти,   скорее   ответом   на   рост

оппозиционных настроений в обществе, получивших  выражение  в  диссидентском

движении. Его рождение нередко связывают с демонстрацией 5  декабря 1965

года на Пушкинской площади и коллективным письменным обращением к властям  с

Информация о работе Культура 20 века