Культура 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 12:46, реферат

Описание работы

XX век – век предупреждений, явно обнаруживший непригодность того образа жизни, который ведет сегодня человечество.
Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества.

Работа содержит 1 файл

культура 20 века.docx

— 66.25 Кб (Скачать)

  Суть новой  культуры вырастает из разрушения  характерных для классического  индустриального общества  систем, внешне детерминирующих жизнь  личности. Человек перестает быть  элементом технологической, экономической  или политической систем, где  его деятельность жестко определяется  внешними по отношению к его  личностной культуре качествами. Эта    жесткая детерминированная  схема не просто ослабевает, возникает  принципиально новая ситуация, означающая, что социально-экономическое развитие  зависит уже от состояния духовного  мира личности, от ее развития и социокультурной устремленности. Классик современной западной футурологии Элвин Тоффлер, обобщая развитие человеческого общества в XX в показал, что знание в современном обществе превращается в настоящее богатство и в ту взрывную силу, которая произведет сдвиг власти. Новый экономический мир основывается на знаниях и способностях человека, на мироощущении свободы и идее творческого саморазвития. 

     Одним  из методологических подходов, концептуально    осмысливающим происходящие изменения,  оказалась теория японского социолога  Е.Масуды. В 1945 г. Он предложил идею, многим казавшуюся фантастической, - теорию «информационного общества». Это общество, объединенное единой информационной сетью, благодаря   которой для человечества появится возможность вырабатывать единые цели, а у человека - проявить свои творческие возможности. 

Внедрение новых  информационных технологий и прежде всего компьютерной техники и  систем телекоммуникационных связей показали, что концепция информационного  общества отнюдь не является утопичной.Возникают новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. На основе автоматизированного доступа к системам связи индивид или группа лиц может получить информацию, необходимую для решения профессиональных или личных задач. Происходит процесс автоматизации и роботизации производства и управления. В сфере информационной деятельности работает более 50% трудоспособности населения. 
 
 
 
 
 
 

  Введение 
 

    Культура  (от  латинского   cultura   -    возделывание,    воспитание,

образование,  развитие,   почитание),   исторически   определенный   уровень

развития общества, творческих сил и  способностей  человека,  выраженный   в

типах  и  формах  организации  жизни  и    деятельности    людей,    в    их

взаимоотношениях, а также в создаваемых   ими   материальных   и   духовных

ценностях.

    Культурное  воспитание  является   одним   из   важнейших   механизмов,

способствующих   самосохранению   и   саморазвитию   общества.    Культурное

воспитание исторически  возникает в  связи  с  необходимостью  удовлетворения

социальной потребности  в гармонизации общих и  индивидуальных  интересов,  с

потребностью формирования сознания и поведения отдельного  человека,  группы

с позиций интересов  конкретной исторической общности.

    Культура  обеспечивает  целостность  и   стабильность   общества,   его

преемственность,  развитие  и  совершенствование   через   гармонизацию,   и

гуманизацию   общих   и   индивидуальных   интересов,   через    обеспечение

культурного, духовного  развития его членов.

    Один  из  теоретиков  культуры  в  нашей   стране  В.М.  Межуев   писал:

"Действительным  содержанием культуры оказывается   развитие  самого  человека

как  общественного  существа,  развитие  его  творческих   сил,   отношений,

потребностей, способностей, форм общения и т.д."[1]

    Культура  России всего двадцатого века - неотъемлемая часть  европейской

и мировой культуры. Россия в  ХХ  веке  выступила  в  качестве  катализатора

социокультурных  процессов  на  планете.  0ктябрьская  революция  привела  к

расколу мира на две  системы, создав идеологическое, политическое  и военное

противостояние двух лагерей. 1917 год радикальным образом  изменил  и  судьбу

народов  бывшей  Российской  империи.  Еще  один   поворот,   инициировавший

значительные изменения  в развитии  человеческой  цивилизации,  был  начат  в

России в 1985 году. Он приобрел еще большую динамику в конце  ХХ  века.  Это

все необходимо учитывать  при оценке социокультурных процессов  в  современной

России. Россия пережила за  ХХ  век  две  мировые  войны,  ощутила  на  себе

влияние   научно-технического   прогресса,    переход    к    информационной

цивилизации. В  этот  период  значительно  ускорились  культурные  процессы,

взаимовлияние культур, стилевая динамика.

    Сложность  анализа культуры состоит   в  том,  что  всегда  легче   давать

оценку эпохе, отстоящей  от исследователя на много десятилетий, а  еще  лучше

-  веков.  Современникам   труднее  разглядеть  тенденции,   которые   станут

очевидны позднее, окажутся более понятными для  наших потомков. 
 
 

    1. Кризис европейской культуры и его причины (декаденство, модернизм,

                              абстракционизм). 
 

    Проблема  кризиса  культуры  -  одна  из  ведущих   в   философской   и

культурологической  мысли  ХХ  века.  Проблематика  кризиса  культуры   была

порождена теми  изменениями в жизни европейского  общества,  которое оно

претерпело в конце  ХIХ - начале  ХХ  века.  Атмосфера  глобального  кризиса,

охватившего все  сферы европейского  общества,  обострила  ряд  противоречий.

Экономическая  нестабильность,  растерянность   и   отчаяние   перед   лицом

общественных  катастроф,  упадок  традиционных  ценностей,  падение  веры  в

науку, в рациональное постижение мира и другие черты  кризисного  состояния,

породившие страшное смятение Духа.  Однако  наибольший  вклад в осмысление

проблемы кризиса  культуры внес ХХ век. Пожалуй,  в  европейской  философской

мысли нет ни  одного  серьезного  исследователя,  который  в  той  или  иной

степени не коснулся бы этой темы: О. Шпенглер  и  А.  Тойнби,  Х.  Ортега-и-

Гассет и Й. Хейзинга, П.А. Сорокин и Н.А. Бердяев, Г. Гессе  и И.А.  Ильин,

П. Тиллих и Э. Фромм, К. Ясперс и Г. Маркузе, А.С. Арсеньев и А.  Назаретян. 

    Нет единства  среди мыслителей в оценке  показателей кризисного состояния

социокультурной системы. Если  для  Ж.-Ж.  Руссо  такими  показателями  были

широкое распространение  развращающих душу человека наук и  искусств и  потеря

его природного начала, то  для  О.  Шпенглера  критериями  кризиса  культуры

являются  появление  "кочевников  больших  городов",  торжество  техники   и

рационализированного  мышления,  нарушение  эмоциональных  контактов   между

людьми. Если для  А. Тойнби  показателями  неблагополучия  в  сфере  культуры

являются  утрата  ею  самодетерминации,   нарастание   конфликтогенности   в

обществе в результате усиливающихся внешних и внутренних вызовов,  появление

агрессивной пролетарской массы, то для Ф. Ницше такими кризисными  маркерами

выступает   нарастание   декадентских   тенденций   в   искусстве,   широкое

распространение  девиаций,  деградация  и  невероятная   убыль   достоинства

человека в его  собственных глазах.

    Однако несмотря на разность подходов к осмыслению  причин  и признаков

кризиса современной  культуры,  можно выделить общее  основание  определяющее

остроту  и   пафос   философских,   культурологических   и   социологических

концепций.

    В  XX  веке  культура   и   искусство   столкнулись   с   усложнившейся

действительностью, с нарастанием  катастрофичности  общественного  развития,

обострением социальных противоречий,  с  конфликтами,  порожденными  научно-

технической революцией, с глобальными  проблемами,  затрагивающими  интересы

всего человечества и как следствие расцветом  модернизма.

    Модернизм  -  достаточно  условное    обозначение    периода    культуры

конца  ХIХ  -  середины ХХ  в.,   то   есть  от   импрессионизма  до  нового

романа  и  театра абсурда.  Не   следует   путать   искусство  модернизма  и

авангардное   искусство,  хотя порой грань между  ними провести трудно.

    Типичными       искусствами    модернизм     являются        символизм,

экспрессионизм  и   акмеизм. Типичными   искусствами   авангарда    являются

футуризм,   сюрреализм,   дадаизм.  Главное   различие   между  модернизм и

авангардом  заключается   в   том,  что  хотя   оба  направления   стремятся

создать  нечто   принципиально   новое,  но  модернизм  рождает  это   новое

исключительно  в  сфере  художественной формы  (говоря   в   терминах   семи

отики),  в сфере художественного синтаксиса  и семантики,   не  затрагивая

сферу   прагматики.   Авангард  затрагивает    все   три    области,   делая

особенный   упор   на   последней.  Авангард   невозможен    без   активного

"художественного   антиповедения", без скандала,   эпатажа.  Модернизму  это

все   не   нужно.  Модернист   ведет   себя,   как  обычный   художник   или

ученый:  он  пишет  свои  замечательные   картины,  романы    или   симфонии

и  обычно не  стремится  утвердить   себя  перед   миром   таким    активным

способом,   как   это   делают   авангардисты.  Наоборот,   для   модерниста

скорее   характерен   замкнутый    образ   жизни,    а    если    модернисты

объединяются  в  какие-то  кружки, то ведут они  себя исключительно  тихо  и

даже академично.

    Вообще  понятие модернизм тесно связано  не только с  искусством, но  и с

наукой  и   философией.  Недаром   многие   ранние    модернисты   (особенно

русские)  были учеными   и  философами  -  Валерий   Брюсов,  Андрей  белый,

Вячеслав Иванов. Нельзя не  считать проявлениями модернизма в  культуре   ХХ

в.  такие  ключевые  явления,  как   психоанализ,  теорию   относительности,

квантовую механику,  аналитическую   фило  софию,  структурную лингвистику,

кибернетику и нельзя   не  считать  модернистами   Зигмунда   Фрейда,  Карла

Густава   Юнга,  Альберта Эйнштейна,  Германа  Минковского,  Курта   Геделя,

 Нильса  Бора, Вернера,   Гейзенберга,   Фердинанда  де   Соссюра,   Людвига

Витгенштейна, Норберта Винера, Клода Шеннона.

    Для   модернизма   понятие   реальности   растворялось   в    аллюзиях,

реминисценциях,   в зеркальных  отображениях  одного   в   другом    -    и

фундаментальным становилось  понятие  текста,  который,  обрастая   цитатами,

аллюзиями и реминисценциями,  превращался  в  интертекст,  а потом уже,  в

эпоху постмодернизма, в гипертекст. Вообще  идея   изображения  личности   с

ее   сложными  душевными  переживаниями  в  модернизме  возводится   в  ранг

сверхценности,  красота редуцированного сознания, как у Фолкнера в "Шуме  и

 ярости" (Бенджи  Компсон), или сознание расщепляется, как в "Школе   для

Информация о работе Культура 20 века