Корпоративная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Наиболее полное определение культуры дал Эдгар Шейн, имя которого тесно связано с зарубежными исследованиями в данной области. Э. Шейн рассматривает организационную культуру как набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил, оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность; эти правила, приемы, фундаментальные гипотезы представляют собой отправной момент в выборе работниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений; члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как изначально верные.
Таким образом, можно выделить элементы организационной культуры. Организационная культура включает в себя ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы-то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие нормы и принципы жизнедеятельности организации они разделяют. Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения и определяется не простой суммой предположений, а тем, как они связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения. Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок, в котором располагаются формирующие ее базовые предположения, что указывает на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между разными наборами предположений.
Целью дипломного проекта является проектирование корпоративной культуры в ООО «Джулия-Тур».
Задачи:
- рассмотреть сущность и содержание понятия корпоративной культуры
- изучить особенности формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере
- охарактеризовать сущность и основные принципы проектирования в социальной культуре
- изучить технология проектирования в социальной культуре
- рассмотреть опыт проектирования корпоративной культуры в сфере туризма
- разработать проект формирования корпоративной культуры турфирмы ООО «Джулия-Тур»

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
I. Теоретико-методологические аспекты в формировании корпоративной культуры в учреждениях социально-культурной сферы……………………………………………….……………………………..6
1.1. Сущность и содержание понятия корпоративной культуры…………..….6
1.2. Особенности формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере………………………………………………………………..16
II. Проектная деятельность по формированию корпоративной культуры………………………………………………………………………...35
2.1. Сущность и основные принципы проектирования в социальной культуре…………………………………………………………………………..35
2.2. Технология проектирования в социальной культуре………………….....60
2.3. Опыт проектирования корпоративной культуры в сфере туризма…….84
III. Проект формирования корпоративной культуры турфирмы ООО «Джулия-Тур»………………………………………………………………….98
Завершение……………………………………………………………………120
Список используемой литературы…………………………………………126
Глоссарий ………………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

даша ПЕРЕ.docx

— 241.74 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3

I. Теоретико-методологические  аспекты в формировании корпоративной культуры в учреждениях социально-культурной сферы……………………………………………….……………………………..6

1.1. Сущность и содержание понятия корпоративной  культуры…………..….6

1.2. Особенности формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере………………………………………………………………..16

II. Проектная деятельность  по формированию корпоративной  культуры………………………………………………………………………...35

2.1. Сущность и основные  принципы проектирования в  социальной культуре…………………………………………………………………………..35

2.2. Технология проектирования  в  социальной культуре………………….....60

2.3. Опыт проектирования  корпоративной культуры  в сфере туризма…….84

III. Проект формирования  корпоративной культуры турфирмы  ООО «Джулия-Тур»………………………………………………………………….98

Завершение……………………………………………………………………120

Список используемой литературы…………………………………………126

Глоссарий ………………………………………………………………………….

Приложения……………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что проектирование корпоративной культуры в учреждениях социально-культурной сферы, как предполагается, позволит существенно увеличить эффективность деятельности муниципального учреждения за счет повышения самостоятельности и корпоративной сплоченности, а также создаст условия для повышения доходов учреждения от предпринимательской деятельности.

    Человек - это единственный из живых существ во всем мире, обитающий как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он - это природное тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам и вне природного мира его существование немыслимо. Эта жизнь, увы, коротка и ограничена во времени и в пространстве. Но, с другой стороны, человек живет и в мире неприродном, сверхчувственном, созданном им самим - в мире культуры. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.

     В современном  мире культура все активнее  завоевывает доминирующее положение  в человеческой деятельности  во всех сферах жизни общества, обретая самодостаточное значение. Она является необходимой предпосылкой  социальных связей, коммуникативно-информационного  общения, гармонизации интересов  основных сил общества, организаций  и их общественности. Когда главной  потребностью становится достижение  сотрудничества и социального  равновесия, корпоративного консенсуса, то именно культура выступает  их фактором. При этом в зависимости  от преимущественных функций  выделяют различные ее формы,  типы и виды, в частности, деловую,  управленческую, административную, организационную,  корпоративную и другие.

     Особенностью  изучения корпоративной культуры  является то, что она будучи одновременно феноменом социологическим, психологическим и естественно, управленческим, является объектом изучения социологической, психологической наук и теории управления.

     Термин «организационная культура» охватывает большую часть явлений духовной и материальной жизни коллектива: доминирующие в нем материальные ценности и моральные нормы, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, манера персонала одеваться и установленные стандарты качества выпускаемого продукта. С проявлениями организационной культуры мы сталкиваемся, едва переступив порог предприятия: она обусловливает адаптацию новичков и поведение ветеранов, находит отражение в определенной философии управленческого звена, прежде всего высших руководителей, реализуется в конкретной стратегии организации. Культура оказывает всепроникающее воздействие на деятельность организации. Организационная культура – сегодня популярная и актуальная тема. Целенаправленное формирование организационной культуры может позволить:

  • эффективно использовать человеческие ресурсы компании для реализации ее стратегии;
  • повысить уровень управляемости компанией;
  • усилить сплоченность команды;
  • использовать как стратегический мотивирующий фактор, направляющий сотрудников на достижение целей компании.

     Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был первым отраслевым законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры (Конституцией РФ (ст. 44)).

     В последнее время становится все более очевидным то, что корпоративная культура играет существенную роль в сфере услуг.

     Корпоративная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась из также сравнительно новой области знаний – корпоративного управления, которое изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в управлении большими и сложными организациями.

     Корпоративная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организационное поведение, социология, психология, культурология. Вопрос организационной культуры является относительно новым и мало изученным в нашей стране и за рубежом. Даже в США  исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах прошлого века, а в России и того позже.1

     Российские фирмы и предприятия,  еще не достаточно ясно осознают,  что проблемы настоящего и будущего больше не могут решаться с помощью рецептов прошлого. Представления о ценностях пришли в движение. Неясно осознают наши предприниматели и то, что на смену прошлым общепризнанным ценностям, таким  как дисциплина, послушание, иерархия, власть,  приходят другие: участие,  самоопределение,  коллектив,  раскрытие личности,  творчество.

В условиях гетерогенного  развития субъектов туристского  комплекса особое значение приобретает  осмысление теоретических основ  корпоративного управления развитием  туристского комплекса на основе роста деловой активности. Разработка теоретических основ корпоративного управления развитием туристского  комплекса на основе роста деловой  активности может способствовать формированию нового взгляда на проблемы повышения  экономической эффективности управления в сфере туризма.

Социальная значимость. В данной работе рассмотрены вопросы формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере, которая выражается в конкретных ценностях, задающих людям ориентиры их профессионального поведения и определение путей преодоления предпринимательских поведенческих противоречий средствами образовательных социокультурных технологий.

Целью дипломного проекта является проектирование корпоративной культуры в ООО «Джулия-Тур».

Задачи:

- рассмотреть сущность и содержание понятия корпоративной  культуры

- изучить особенности формирования корпоративной культуры в социально-культурной сфере

- охарактеризовать сущность и основные принципы проектирования в социальной культуре

- изучить технология проектирования в  социальной культуре

- рассмотреть опыт проектирования  корпоративной культуры  в сфере туризма

- разработать  проект формирования  корпоративной культуры турфирмы  ООО «Джулия-Тур»

Объектом исследования является тур агентство ООО «Джулия-Тур».

Предметом исследования – особенности проектирования корпоративной культуры в сфере культуры.

Степень исследовательности проблемы:

Проблема корпоративной  культуры начала разрабатываться на рубеже  
20- 30-х гг. XX в. Отчасти ее исследование было основано на позитивистской методологии известного немецкого философа и социолога М. Вебера, трудов Т.Парсонса, А.Пригожина
2и других ученых и базировалось на достижениях социологической и психологической науки.

Имеющиеся исследования позволяют  рассматривать деловую культуру с нескольких позиций. Философское  осмысление концепта «деловая культура руководителя» рассматривается в работах А. Арнольдова, Е. Бабосова, Э. Баллера, Н. Злобина, Л. Когана, В. Межуева, Э. Соколова и др.

Конкретно-социологический анализ «корпоративной культуры» осуществлен  в исследованиях Г. Бюля, Ф. Штауфенбиля, а также ряда отечественных ученых: Ф. Громова, Р. Злотникова, В. Лужбина, Г. Черкасова, и др. Разработка принципов системного подхода к исследованию феномена «корпоративной культура» как искусственной технологии человеческой деятельности основывалась на работах В. Давидовича, М. Кагана, Э. Маркаряна, 3. Файнбурга и др.

В науке  сложились ведущие теории классического менеджмента, которые  внесли существенный вклад в развитие основных положений концепта «корпоративная культура организации» (Р. Льюис, М. Мескон, У.Мэре, Дж Симмонс, У Мэре, Н.Тичи, Э. Шейн  и др.).

 Эмпирическая база исследования формировалась из опубликованных источников информации. Специально к вопросам корпоративной культуры обращались в своих трудах Ч. Барнард, А. Петтигрю, Г. Саймон, Д. Сильверман, Э.Шeйн, Л. Яккока, а из российских исследователей Т. Ю. Базаров, Д. А.Болдырев, С. Н.Василевич, М. А.Ганулич, Ю. Д. Красовский, А. Н. Крылов, Н. Н.Ладутько, Н.Н.Моргунова, Я М. Прохоров, А. А.Родионов, В. А.Спивак , Ф. И.Шарков, П. Н. Шихирев. А также над вопросами социокультурного проектирования работали В.Бабков, Э.Орлова, Марков А.П., Бирженюк Г.М., Кузицын Г.П.3

В целом следует признать, что  в последние годы понимание роли деловой культуры, как фактора, влияющего  на взаимодействие людей в деловых  организациях, возросло.

Методы исследования – теоретический анализ и синтез научной литературы; прямое и опосредованное наблюдение; беседы с руководителями организаций, специалистами.

Структура работы  обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Информация о работе Корпоративная культура