Контрольная работа по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 23:20, контрольная работа

Описание работы

Культурология как гуманитарная наука. Предмет и задачи культурологи.
Понятие «культура. Многовариантность подходов.Функции культуры.»
Структура культуры. Типология культуры.
Источники и механизмы культурной динамики
Античные представления о культуре
Представление о культуре в Средние века.
Представления о культуре в эпоху Ренессанса
Становление теории культуры в Новое время.

Работа содержит 1 файл

Культурология как гуманитарная наука.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

     Процесс взаимного проникновения отдельных  элементов культуры или целых  ее комплексов носит название культурной диффузии. Для обозначения этого  процесса используют также термин «аккультурация»  – освоение элементов чужой культуры. Каналами культурной диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война и др. Все эти формы культурной диффузии могут распространяться в вертикальном и горизонтальном направлениях. Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социальных групп или отдельными индивидами. Вертикальная диффузия развивается между культурами с неравным статусом. При этом идет диффузия культурных ценностей из одной социальной группы в другую.

     Синтез  понимается как взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, отличающееся от обоих составляющих компонентов и имеющее собственное качество. Как частичный синтез иудео-христианской и античной традиции формировалась на протяжении веков европейская культура. 

  1. Запад и Восток как типы культуры.
  2. Античные представления о культуре

     У древних греков не было и не может  быть в употреблении слово к-ра\ иноязычного  и возникшего намного позже\ но явление, кот-ое принято сегодня обозначать этим термином в Греции безусловно существовало и называлось по-разному: так один из аспектов к-ры у греков именовался калокогатия (нравственное совершенство) – мы подразумеваем то, что греки называли калокогатией, когда говорим о подлинно культурном человеке, как об идеале. Колакогатия – это совершенство тела и совершенство личностных качеств.

     Другой  из аспектов нынешнего понимания к-ры у греков назывался пайдэя – воспитание, учение, образование, т.е. преимущественно процесс взращивания, становления, формирования личности.

     В Др. Риме слово к-ра не исчерпывала  всего содержания к-ры как явления. Если процесс окультуривания в латинском языке обозначался как cultura (примерный аналог греческой пайдэи), то результат, цель этого процесса некий идеал нравственно прекрасной личности у римлян именовался humanitas (человечность в высоком смысле слова).

     Античные  воззрения на к-ру отличались от современных отсутствием преобразовательного пафоса: человек формирует себя, а не приспосабливает под себя окружающий мир, и создаёт он  себя не по самим же собой придуманным меркам, а в соответствии с вечными природными образцами. Таким образцом был космос как противоположность хаосу, и проявлялся космос в красоте и гармонии. Человек – микрокосм и в идеале должен уподобиться органичному и гармоничному макрокосму. Цель греческой к-ры посредством воспитания и образования развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного.

  1.   Представление о культуре в Средние века.

     Античная  идея самосовершенствования была невозможна в Средние века. Человек эпохи  Средневековья воспринимал себя прежде всего как существо тварное (вторичное по отношению к Богу), затем как существо греховное. Актом внушения от древа познания добра и зла человек лишился пребывания в Боге, утратил гармоничное существование и способность восприятия мира в его истинном замысле и причинной обусловленности.

     Последствие поражения грехом прежде всего проявились в утрате людьми способности воспринимать мироздание и каждое его явление  в целостности. Чтобы получить представления  о всей картине бытия человек  вынужден восстанавливать её по сумме  фрагментов. Воспринимающая способность чел-ого разума искажена, повреждена. Человечество сохраняет своё существование лишь благодаря любви и участию Бога. В этих условиях проблема к-ры не могла занимать умы людей. Даже сам термин употреблялся эпизодически и в принципиально ином значении: к-ра начала осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как постоянное духовное совершенствование ч/з преодоление греха с помощью содействия Бога к достижению святости. Святость понимается как преобразование духа ч/з преобразование плоти, а затем преобразование плоти ч/з преобразование духа.

     Высшими достижениями на пути святости является свечение от чел-ка (нимб), успение вместо смерти, нетленность плоти, способность  к сверхестественным деяниям. Цель к-ры в таком понимании – праведность. Путь к ней – отказ от личной свободы ради пребывания в Боге; отказ от самопознания ради богопознания, предпочтение спасения души благополучию в земной жизни. Человек культурный в эпоху Ср – человек, ориентированный на культ, т.е. на осуществление и поддержание связей с потусторонней высшей реальностью. Его характеризует нацеленность на расшифровку символов (знаков), которым очевидно наполнено бытие человека со Ср-ым мироощущением. Его цель прочитать, распознать в этих повсеместных символах божественное откровение и самому каждый акт своей жизни адресовать к высшей реальности, таким образом, так же символизируя своё существование.

     Культура, с точки зрения средневекового человека, не творится, но «открывается» подобно  материальным предметам, причем, как и они, она может передаваться из одних рук в другие, перевозиться из страны в страну. Она понимается не как нечто локальное, созданное тем или иным этносом, а как нечто единое, обладателями которого являются все те, кто живет в этом лучшем из миров. Но единство культуры трактовалось совсем не так, как в античности. Если в античности на первый план выступал момент действенности и культура мыслилась как творчество и как процесс, то Средневековье понимало культуру как нечто ставшее, как результат деятельности, запечатленный в кодексах, овеществленный в определенных учреждениях, прежде всего университетах.

     «Вместилищем» культуры для средневекового человека являлся город, рыцарский замок  и в особенности монастырь, где  хранились и создавались рукописи, где сосредоточивалась тонкая прослойка образованных людей, способных понять глубину мысли античных философов и оценить по достоинству совершенство стихотворной формы античных поэтов.

     Подобное  понимание культуры было естественным следствием внедрения в массовое сознание на интуитивном уровне тех идей, которые рождались мыслителями Средневековья мимоходом, в процессе разработки богословской проблематики. Поэтому, не отказываясь от принципиального вывода, сделанного выше, следует сказать — эпоха Средневековья не была «черной дырой» в истории культурологической мысли, биение ее пульса не прекращалось, хотя вклад средневековых философов в культурологическую науку несоизмеримо меньше того вклада, которые сделали их греческие и римские предшественники.

  1. Представления о культуре в эпоху Ренессанса

В эпоху  В. Был произведён беспрецедентный  синтез античной идеи к-ры со средневекой  идеей творения. В результате искажёнными оказались обе идеи. В оличие от Античности чел-к с возрожденческим типом мышления принялся совершенствовать не себя, а природу. В отличии от Средневековья человек взял полномочия творца на себя.

Главное, что сделали мыслители Возрождения  в этой области, состоит в том, что они восстановили в правах понимание культуры как пайдейи. Для них культура перестает быть результатом Божественного промысла, неким феноменом, сотворенным Господом и пребывающим вне времени и пространства, элементом мироустройства, существующим изначально и до времени Страшного суда. Подобно античным мыслителям они интерпретируют культуру как нечто творимое и творящее, как результат целенаправленного воспитательного воздействия. В их глазах человек культурный перестает быть равнозначным образцовому христианину, безупречно исполняющему все предписания церкви, соблюдающему обряды и безоговорочно верящему в догматы Священного писания. Он снова начинает рассматриваться как закономерный итог «обработки души и тела», совершенной талантливым учителем.

     Однако, это следует подчеркнуть особо, философы Ренессанса вносят в трактовку  пайдейи ряд принципиально новых моментов. Идеалом для них является иной социальный тип, нежели тот, на который ориентировались мыслители античности. Даже беглое знакомство с их трудами убеждает в том, что смысловым центром их размышлений о конечной цели воспитания является рефлексия по поводу гармонической и всесторонне развитой личности как высшем эталоне, на который должен ориентироваться любой воспитатель, осознающий социальную значимость своего труда.

     Наилучшим образом возрожденческий подход выражен в работе Пико дело Мирандоллы – «Речь о достоинстве человека», где Богу приписано следующее напутствие 1-ому чел.:

     «Не даём мы тебе, о Адам, ни определённого  места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место и  лицо, и обязанность ты имел по собственному желания согласно твоей воли о твоему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стеснённый никакими пределами определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю».

     Вооружённый подобной манифестацией своих прав человек стал воспринимать к-ру как деятельность по усовершенствованию, в частности по усвоению условий своего существования.

     Критерием совершенства или несовершенства стали  выступать соображения практической пользы или эстетики. Человек превратил идею к-ры итз цели в орудие, направленное от себя к центру субъекта мироздания, на окружающий мир как объект преобразования по образу и подобию своему. Не соответствие образцу собственного развития расценивалось некультурность, отсталость, животность. Это проявилось в реакции европейцев на столкновение с иными к-рами. С такими агрессивными установками европейская к-ра выступила во взаимодействии с остальным миром и открыла Новое время. 
 

  1. Становление теории культуры в  Новое время.

     Наступившее Новое время пыталось свести счёты с уходящими эпохами и путём критики прошлых устоев сформировать новые культурные образцы: чел. нового типа, новые модели общ-ва и гос-ва и т.д. Так, для эпохи Просвещения необходимо было переосмыслить к-рный опыт прошлого и настоящего, в результате понятие к-ра превращалось в центральное.

     Идея  к-ры философии постмодернизма:

     Представители: Жан-Франсуа Лиотар, Жак Деррида, Жиль Делёз.

     Постмодернизм – совокупность общекультурных философских  идей и тенденций, отражающих специфику переживания чел. Зап. цивилизации, реалий конца 20 в.

     Постмодернисты  стремились передать остроту переживаний, кот. испытывает человек, сталкиваясь  с кризисом основ заподной цивилизации. Данная ситуация хар=тся тем, что  ценности присутствуют в к-ре, но они больше не ориентируют личность в её повседневной жизни. Т.к. в самой системе ценностей распалась взаимосвязь, иерархичность, система соподчинений. По этой причине нет целостного постижения мира, есть только ощущения разрозненности индивидуального опыта. Но это не означает, что мир действительно раскололся или система ценностей утратила свою внутреннюю взаимосвязь и обусловленность. Это лишь свидетельствует о  серьёзном нарушении у человека его познавательных способностей. Так одно и то же явление нашего мира здоровые люди воспринимают таким, каково оно им предстаёт, не пытаясь расчленять его на фрагменты, а шизофреник со свойственной ему расколотостью сознания автоматически видит явления в наборе состовляющих, которое в его восприятии может уложиться совсем в ином порядке, чем это существует на деле.

     Когда подбный подход свойственен целому общ-ву Жиль Делёз предлагает такое  состояние общественного сознания определить как количественную шизофрению. Человек не может жить, не имея смысловых  основания для своего бытия. Если к-ра не даёт их, то  в поисках смысложизненных ориентиров человек обращается к иным к-рным образцам или виртуальной реальности. И обнаруживает, что ни один из к-рных образцов современной ситуации не подходит, поскольку ничего не гарантирует, не обеспечивает душевный покой, не даёт целостной картины мира. В результате обращение к другим к-рам оборачивается скольжением по поверхности, своеобразной игрой.К тому же не возможно воспринять и понять к-ру, которая предстаёт человеку как внешняя, чужая, иная. В такой психологически сложной ситуации человек, как правило, инстинктивно формирует ироническое отношение ко всему происходящему, безразлично относясь к любой идеологии. Единственным радикальным ср-вом выхода из кризиса к-ры является создание новой к-ры, основанной на новой системе ценностей взамен той, которая уже не понимается обществом. Однако новую систему ценностей нельзя рационально сконструировать, она должна вызреть в недрах самого общества, что неизвестно когда произойдёт и произойдёт ли вообще. Постмодернисты отказываются от идей онтоцентризма и теоцентризма, согласно которым либо бытие, либо Бог являются условиями, обеспечивающими единство мира и его целостность. Реальность для них это не целое, а несвязанные м/у собой фрагменты. Мир это мозаика частности. Но только мир не является целым, целым не может быть и конкретный объект, который одновременно не может быть и частью целого. Стать частью он может лишь путём предварительного изменения,  деформации, подгонки, поэтому целостность – это либо результат частного описания, либо результат действия сил, насильно соединяющих фрагменты.  И описание, и насильственное соединение  - внешние воздействия, исходящие от человека. В данном случае пост-сты выступают как антропоцентристы,  всё выводя из чел-ка и отказывая окружающему бытию в каком-либо смысле. На самом деле чел-к воспринимает любой объект достаточно целостно, смысл объекта начинает ускользать лишь тогда, когда подключается сознательное углубленное изучение.

Информация о работе Контрольная работа по "Культорологии"