Конфликтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:58, курс лекций

Описание работы

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака.

1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

Работа содержит 1 файл

Ответы на вопросы по конфликтологии.docx

— 542.39 Кб (Скачать)

   Объективные предпосылки возникновения конфликтов в сфере управления связаны с  основной задачей управленческой деятельности, которая сводится к обеспечению  целенаправленной, скоординированной  работы как отдельных участников совместного труда, так и трудовых коллективов в целом. В процессе такой работы интересы субъектов  социального взаимодействия не всегда совпадают, часто бывают противоположными, что и приводит к конфликтам.

   Под конфликтами в  сфере управления мы будем понимать конфликты, которые  возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления.

75. Источники конфликтов в сфере управления

   Источником  любого конфликта, в том числе  и связанного с управлением, являются противоречия, которые при определенных условиях переходят в конфликт. Каждому  виду и типу конфликта присущи  свои противоречия, объективность которых  обусловлена структурой и содержанием  социального взаимодействия, его  спецификой и условиями, в которых  оно происходит.

   Противоречия  в сфере управленческих отношений  весьма многообразны и определяются некоторыми особенностями этих отношений. Среди множества управленческих противоречий, на наш взгляд, важно  выделить основное, которое обусловливает  другие противоречия и так или  иначе «присутствует» в них. Таким  противоречием является противоречие между установленной системой групповых  норм и административных правил в  управленческой системе, с одной  стороны, и потребностью всех субъектов  управления иметь высокие статусы  и выполнять такие роли, которые  обеспечивали бы им свободу деятельности и реальную возможность для самовыражения  – с другой.

   Основным  противоречием в  сфере управления является противоречие между бюрократическими правилами системы  управления и потребностью к свободе действий и самовыражению  субъектов управления.

   Это основное противоречие позволяет выделить ряд других: противоречия карьеры; противоречия подбора и расстановки кадров; противоречия делегирования полномочий; противоречия, связанные с нарушением функций объектов управления, и т. п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   76. Классификация управленческих конфликтов

77. Специфика форм проявления управленческих конфликтов

   Форм  проявления конфликтов в сфере управления несколько. Все они связаны с  объективным процессом дезорганизации в управленческой деятельности.

   Дезорганизация  – это такое  состояние управленческого  взаимодействия, при  котором существующие групповые нормы, административно-бюрократические  правила приходят в несоответствие с новыми условиями  и факторами.

   Состояние дезорганизации проявляется в различных  формах борьбы между теми субъектами управления, которые отстаивают устаревшие формы управленческих отношений, и  теми, кто выступает за приведение их в соответствие с изменившимися  условиями. В конечном итоге такая  борьба переходит в конфликт, который  может протекать в форме несогласия, напряженности и конфронтации.

   Несогласие  как форма управленческого конфликта  характеризуется сознательным нарушением согласованных действий, связанных  с выполнением функций управления.

   Несогласие– это отказ определенных субъектов или объектов управления от предписанных шаблонов и норм поведения. Это неисполнение в той или иной мере своих обязанностей, легитимность которых в изменившихся условиях подвергается сомнению.

   Напряженность как форма управленческого конфликта  характеризуется резким ростом сознательных нарушений в управленческих действиях  со стороны различных субъектов  управления.

   Напряженность – это более  острая форма управленческого  конфликта, затрагивающая  устои существующей системы управления.

   Конфронтация  – еще более глубокая форма  управленческого конфликта, характеризуется  жесткой конкуренцией на почве карьерных  устремлений определенных субъектов  управления и применением крайних  средств и методов противоборства: организации групповых протестов, травли «инакомыслящих», подсиживаний, увольнения соперников и т. п.

   Конфронтация  – это самая  острая форма управленческого  конфликта, ведущая  к расколу и  ликвидации существующей системы управления.

78. Предупреждение и разрешение управленческих конфликтов

   Непосредственными субъектами, деятельность которых связана  с предупреждением и разрешением  конфликтов в сфере управления, являются сами руководители. Причем главная  роль в этом процессе отводится руководителю того звена управления, в котором  зреет или возник конфликт, либо руководителю высшего звена. В этом состоит одна из особенностей процесса предупреждения и разрешения управленческих конфликтов.

   В целях предупреждения управленческих конфликтов руководителю любого ранга  важно наладить обратную связь со всеми звеньями управления[21], а также со всеми объектами управления. Это первое необходимое условие предотвращения конфликтов в управленческой деятельности. Вторым условием предупреждения конфликтов в сфере управления является постоянная коррекция стиля, форм, средств и методов управления с учетом конкретных условий. В частности, руководитель должен владеть различными формами воздействия на подчиненных:

   • прямое воздействие (приказ, директива, указание, задание и т. п.);

   • воздействие через мотивы (стимулирование потребностей и интересов в целях желаемого поведения и деятельности);

   • воздействие через систему ценностей (воспитание, образование, средства массовой информации);

   • воздействие через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в организации, изменение системы взаимодействия и т. п.).

   Разрешение  управленческих конфликтов в большинстве  случаев зависит от высшего руководителя. Здесь часто срабатывает принцип  «тот прав, у кого больше прав».

   Но  при этом важно знать, что существенную роль в обеспечении объективности  принимаемых решений по управленческим конфликтам играют демократические  механизмы (общественность, средства массовой информации и др.) и правовые гаранты (суды, прокуратура и др.).

Информация о работе Конфликтология