Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:58, курс лекций
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака.
1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.
Объективные
предпосылки возникновения
Под конфликтами в сфере управления мы будем понимать конфликты, которые возникают в системах социального взаимодействия субъектов и объектов управления.
Источником любого конфликта, в том числе и связанного с управлением, являются противоречия, которые при определенных условиях переходят в конфликт. Каждому виду и типу конфликта присущи свои противоречия, объективность которых обусловлена структурой и содержанием социального взаимодействия, его спецификой и условиями, в которых оно происходит.
Противоречия в сфере управленческих отношений весьма многообразны и определяются некоторыми особенностями этих отношений. Среди множества управленческих противоречий, на наш взгляд, важно выделить основное, которое обусловливает другие противоречия и так или иначе «присутствует» в них. Таким противоречием является противоречие между установленной системой групповых норм и административных правил в управленческой системе, с одной стороны, и потребностью всех субъектов управления иметь высокие статусы и выполнять такие роли, которые обеспечивали бы им свободу деятельности и реальную возможность для самовыражения – с другой.
Основным противоречием в сфере управления является противоречие между бюрократическими правилами системы управления и потребностью к свободе действий и самовыражению субъектов управления.
Это
основное противоречие позволяет выделить
ряд других: противоречия карьеры; противоречия
подбора и расстановки кадров;
противоречия делегирования полномочий;
противоречия, связанные с нарушением
функций объектов управления, и т. п.
76. Классификация управленческих конфликтов
Форм
проявления конфликтов в сфере управления
несколько. Все они связаны с
объективным процессом
Дезорганизация
– это такое
состояние управленческого
взаимодействия, при
котором существующие
групповые нормы,
административно-
Состояние
дезорганизации проявляется в различных
формах борьбы между теми субъектами
управления, которые отстаивают устаревшие
формы управленческих отношений, и
теми, кто выступает за приведение
их в соответствие с изменившимися
условиями. В конечном итоге такая
борьба переходит в конфликт, который
может протекать в форме
Несогласие
как форма управленческого
Несогласие– это отказ определенных субъектов или объектов управления от предписанных шаблонов и норм поведения. Это неисполнение в той или иной мере своих обязанностей, легитимность которых в изменившихся условиях подвергается сомнению.
Напряженность
как форма управленческого
Напряженность – это более острая форма управленческого конфликта, затрагивающая устои существующей системы управления.
Конфронтация
– еще более глубокая форма
управленческого конфликта, характеризуется
жесткой конкуренцией на почве карьерных
устремлений определенных субъектов
управления и применением крайних
средств и методов
Конфронтация – это самая острая форма управленческого конфликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей системы управления.
Непосредственными
субъектами, деятельность которых связана
с предупреждением и
В целях предупреждения управленческих конфликтов руководителю любого ранга важно наладить обратную связь со всеми звеньями управления[21], а также со всеми объектами управления. Это первое необходимое условие предотвращения конфликтов в управленческой деятельности. Вторым условием предупреждения конфликтов в сфере управления является постоянная коррекция стиля, форм, средств и методов управления с учетом конкретных условий. В частности, руководитель должен владеть различными формами воздействия на подчиненных:
• прямое воздействие (приказ, директива, указание, задание и т. п.);
• воздействие через мотивы (стимулирование потребностей и интересов в целях желаемого поведения и деятельности);
• воздействие через систему ценностей (воспитание, образование, средства массовой информации);
• воздействие через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в организации, изменение системы взаимодействия и т. п.).
Разрешение
управленческих конфликтов в большинстве
случаев зависит от высшего руководителя.
Здесь часто срабатывает
Но при этом важно знать, что существенную роль в обеспечении объективности принимаемых решений по управленческим конфликтам играют демократические механизмы (общественность, средства массовой информации и др.) и правовые гаранты (суды, прокуратура и др.).