Конфликтология

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:58, курс лекций

Описание работы

Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака.

1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

Работа содержит 1 файл

Ответы на вопросы по конфликтологии.docx

— 542.39 Кб (Скачать)

   Классификация межличностных конфликтов в зависимости

   от  взаимной направленности субъектов S1 и S2 в межличностных

   отношениях (симпатии – (+) и антипатии  – (-))

62. Понятие групповых  конфликтов и их  классификация 

   Групповые конфликты представляют собой не что иное, как противоборство, в  котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой.

   Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. Исходя из сказанного, можно выделить два основных типа групповых конфликтов: конфликт «личность-группа»  и конфликт «группа-группа».

   Каждый  из выделенных типов групповых конфликтов имеет свою специфику по основным признакам.

Конфликт  «личность-группа» 

   Конфликты между личностью и группой  возникают в среде групповых  взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует  учитывать в управлении этими  конфликтами.

   Первая  особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым – в групповых.

   Вторая  особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы».

   Позиция– официальное, определяемое должностью положение личности в группе. 

   Статус  – реальное положение  личности в системе  внутри-групповых  отношений, степень  ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним  и низким. 

   Внутренняя  установка – субъективное восприятие личностью  своего статуса в  группе. 

   Роль  – нормативно заданный или коллективно  одобряемый образец  поведения личности в группе. 

   Групповые нормы – общие  правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

   Причины возникающих между личностью  и группой конфликтов всегда связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой  наблюдается при завышении у  нее внутренней установки); в) с нарушением групповых норм.

   Третья  особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д. 

   63. Классификация конфликтов «личность-группа»

   При анализе конфликтов между личностью  и группой важно учитывать  их многообразие. В табл. 10.1 приводится классификация таких конфликтов.

   Таблица 10.1

   Классификация конфликтов типа «личность-группа»

 

   64. Управление конфликтами между личностью и группой

   Специфика управления конфликтами между личностью  и группой представлена в табл. 10.2.

   Таблица 10.2

   Управление  конфликтами типа «личность-группа»

 

65. Межгрупповые конфликты 

   В межгрупповом конфликте противоборствующими  сторонами выступают группы (малые, средние или микрогруппы). В основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей). В этом состоит одна из существенных особенностей таких конфликтов.

   В процессе управления межгрупповыми  конфликтами важно учитывать  и некоторые другие их особенности.

   Во-первых, следует определять специфику межгруппового  конфликта по содержанию некоторых  его структурных элементов. В  частности, при анализе такого конфликта  важно учитывать субъективное содержание образа конфликтной ситуации, который  носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного  субъективного содержания конфликтной  ситуации межгруппового конфликта  сводится к трем явлениям:

   1. «Деиндивидуализация» взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы – Они».

   2. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются.

   3. Групповая атрибуция. В этом случае позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами. А соответственно негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой объясняется внешними обстоятельствами.

   Во-вторых, специфика межгрупповых конфликтов отражается и в их классификации, которая приводится в табл. 10.3.

   В-третьих, межгрупповые конфликты отличаются и по формам, в которых они проявляются  и протекают. Такими формами являются:

   • собрания, совещания, митинги групп;

   • забастовки;

   • встречи лидеров;

   • дискуссии;

   • переговоры.

   Управление  межгрупповыми конфликтами

   При принятии управленческих решений по межгрупповым конфликтам важно учитывать  не только особенности, но и функции  этих конфликтов. В этом плане следует  иметь в виду такие функции, как:

   • сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы;

   • раскол группы, отстаивающей незаконные интересы;

   • утверждение статуса личности в группе. 

   66. Управление межгрупповыми конфликтами

67. Понятие организации и конфликтов в ней

   Организация как социальный институт имеет ряд  основных признаков:

   • объединение в своем составе не менее двух человек;

   • наличие для всех членов организации общей цели, ради которой она создана;

   • совместный труд в интересах общей цели;

   • наличие четкой структуры с выделением органов управления и распределением прав, обязанностей и ролей между членами организации.

   Исходя  из этого, можно дать следующее определение  организации:

   Организация – это социальная группа, объединяющая на основе общей цели людей, деятельность которых сознательно  координируется и  направляется в интересах  достижения этой цели.

   Любая организация характеризуется внутренней и внешней средой. Основу внутренней среды организации составляют ее функциональная структура, цели и задачи, ресурсы, технологии и коммуникации.

   Внешняя среда организации включает в  себя факторы и социальные условия  окружающей среды.

   Факторы внутренней и внешней среды организации  могут становиться причиной конфликтов.

   Конфликты в организации  – это конфликты, возникающие между  субъектами социального  взаимодействия внутри организации.

   При анализе таких конфликтов важно  учитывать не только внутреннюю среду  организации, интересы и ценности субъектов  социального взаимодействия, но и  ее внешнюю среду. 
 
 
 

68. Классификация конфликтов  в организации. 

69. Управление конфликтами в организации

   Содержание  управления конфликтами в организации  зависит от их конкретных типов (табл. 12.1). В целом для каждого из них может быть применен один из вариантов управления, представленный в темах 9 и 10, но в процессе управления конфликтами внутри организации  важно учитывать и некоторые особенности.

   Особое  место в управлении организационными конфликтами занимает их прогнозирование  и предупреждение на основе контроля уровня социальной напряженности. В  социологии конфликта разработана  методика оценки конфликтности организации  на основе выявления интегрального показателя социальной напряженности. Данный показатель выявляется с помощью факторного анализа по формуле (Александрова, 1993, с. 78–79):

   где К– коэффициент социальной напряженности; х1 + х2 +. + хn – факторы неудовлетворенности (заработной платой, условиями труда, стилем управления и т. д.); Р – количество факторов, вызывающих неудовлетворенность более чем у половины опрошенных.

   Шкала оценки конфликтности:

   • К < 20 % – удовлетворительное состояние отношений;

   • 20 % ≤ К < 40 % – неустойчивое состояние отношений;

   • 40 % < К ≤ 70 % – предкризисное состояние отношений;

   • К > 70 % – кризисное состояние отношений.

   Признаки  социальной напряженности могут  быть выявлены и методом обычного наблюдения. Признаками назревающего конфликта в организации являются:

   • стихийные минисобрания (беседы нескольких человек);

   • увеличение числа неявок на работу;

   • снижение производительности труда;

   • увеличение числа локальных конфликтов;

   • массовые увольнения по собственному желанию;

   • распространение слухов;

   • коллективное невыполнение указаний руководства;

   • стихийные митинги и забастовки;

   • рост эмоциональной напряженности (там же, с. 93).

   Одной из важнейших особенностей управления организационными конфликтами является то, что их регулирование и разрешение основывается на прочной правовой базе (от Конституции РФ до отдельных  приказов и распоряжений руководства  организации). Одним из основных правовых документов, регламентирующих отношения в системе «работник-работодатель», является Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а для отдельных организаций – коллективный договор, в котором, как правило, оговариваются возможные варианты урегулирования трудовых споров и конфликтов.

   Для регулирования и разрешения локальных  конфликтов правовой базой могут  служить устав организации и  другие правовые акты, определяющие систему  прав и обязанностей всех ее членов, а также нормы и правила  взаимодействия между ними.

74. Понятие управления и управленческих конфликтов

   В самом общем виде управление представляет собой целенаправленное регулирование социальных отношений в соответствии с объективными законами.

   Управление  как сложный процесс включает в себя планирование, организацию, мотивацию  и контроль деятельности социальных субъектов.

Информация о работе Конфликтология