Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:44, реферат
Важным и необходимым этапом в утверждении капиталистического способа производства в Европе была промышленная революция, начавшаяся в 30 – 40 г. XVIII в. в Англии, а в конце XVIII - начале XIX вв. – во Франции. В последующие десятилетия промышленная революция охватила и другие европейские страны.
Введение 3 стр.
1. Классицизм 5 стр.
2. Романтизм 8 стр.
3. Реализм 13 стр.
4. Импрессионизм 19 стр.
Заключение 21 стр.
Список используемой литературы
Идеи романтизма нашли отражение и в творчестве венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа (1811 – 1886). Им созданы оратория «Фауст-симфония», 13 программных симфонических поэм, 19 рапсодий, этюдов, вальсов и около 70 других музыкальных произведений. Представителем романтического направления был польский композитор и пианист Фридерик Шопен (1810 – 1849). Им написаны 2 концерта, 3 сонаты, 4 баллады, скерцо, ряд экспромтов, ноктюрнов, этюдов и песен.
Эти композиторы – гордость не только европейской, но и мировой культуры.
В России в первой половине XIX в. творил выдающийся композитор, родоначальник русской классической музыки, основоположник романтизма и реализма в музыке Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857). Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила», симфонические сочинения – «Комаринская», «Испанские увертюры», а также романсы широко известны во всем мире. Выдающийся русский композитор А. С. Даргомыжский (1813 – 1869) – один из основателей русской музыкальной школы. Его оперы «Русалка», «Каменный гость», «Эсмеральда» и другие музыкальные произведения вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.
Романтические тенденции заявляют о себе и в живописи. Начало романтизма во французской живописи связано с творчеством Теодора Жерико (1791 – 1824). Одна из его главных работ – полотно «Плот Медузы». Замечательнейшее явление романтизма – живопись Эжена Делакруа (1798 – 1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Так, в разгар революционных событий 1830 г. он пишет шедевр – картину, воплотившую бунтарский пафос, характерный для романтизма, которую назвал «Свобода, ведущая народ».
Представителем романтического направления в живописи был русский художник и рисовальщик Орест Кипренский (1782 – 1836). В портретах Кипренского находят воплощение духовность, сложная внутренняя жизнь человека, его творческая индивидуальность. Это портреты Д. Н. Хвостовой, Е. П. Ростопчиной, мальчика А. Челищева и другие. Ему позировал В. А. Жуковский. В итальянский период Кипренский создал один из лучших прижизненных портретов А. С. Пушкина.
В архитектуре XIX в. романтизм не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30 – 40-х годах XIX в. вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых проспектов и транспортных артерий. Так, в 1853 г. по инициативе префекта Османа началась перепланировка Парижа, которая неузнаваемо изменила облик города.
Архитектура России, как и в странах Западной Европы, переживала трудные времена. Начиная с конца 30-х годов XIX в. классицизм постепенно себя изживал. Начинался период эклектики в архитектуре, длившийся до конца XIX в. и прошедший несколько этапов: 30 – 60-е гг. – увлечение готикой, итальянским Ренессансом, а затем барокко и рококо; в 70 – 90-х гг. главным становится техническая и функциональная целесообразность: строятся промышленные и административные здания, вокзалы, мосты, рынки, доходные дома, театрально-зрелищные сооружения.
Особенно
яркое выражение романтизм
Кроме того, романтизм представлял собой форму идеологии: особое романтическое направление, сложившееся в области философско-эстетических идей, политической экономии и исторической науки.
Таким
образом, в целом романтизм
РЕАЛИЗМ утверждается в 30 – 40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре.
Реализм в литературе и искусстве – это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
Во Франции в 30 – 40-е гг. создают свои лучшие реалистические произведения писатели, пользующиеся мировой известностью, такие, как Оноре де Бальзак (1799 – 1850), написавший 95-томную «Человеческую комедию»; Виктор Гюго (1802 – 1885), автор романов «Собор Парижской богоматери», «Девяносто третий год», «Отверженные», и др., а также Гюстав Флобер (1821 – 1880), автор романов «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо»; Проспер Мериме (1803 – 1870) – мастер новелл («Матео Фальконе», « Коломба», « Кармен»), автор пьес, исторических хроник («Хроника времен Карла IX») и др.
В 30 – 40-е гг. реализм становится ведущим направлением в литературе Англии. Основоположником и лидером английского критического реализма был Чарльз Диккенс (1812 – 1870). Выдающийся сатирик и юморист, он создал произведения («Домби и сын», «Тяжелые времена», « Большое ожидание»), являющиеся вершиной реализма. Его современник Уильям Мейкпис Теккерий (1811 – 1863) в романе «Ярмарка тщеславия», в историческом произведении «История Генри Эсмонда», сборники сатирических эссе «Книга снобов», цикле пародий «Романы прославленных сочинителей» образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.
В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством, главным образом, трех писателей, завоевавших мировую известность: Джона Голсуорси (1867 – 1938), Джорджа Бернарда Шоу (1856 – 1950) и Герберта Джорджа Уэллса (1866 – 1946). В их произведения реализм получил дальше развитие. Так Д. Голсуорси в трилогии «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX - начала XX вв. Д. Б. Шоу – один из учредителей «Фабианского общества» , создатель драм – дискуссий, в центре которых было столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально - этических проблем, например «Дома вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками». Г.Д.Уэллс – классик научно-фантастической литературы. Проблемы научно-технического прогресса он связывает с социальными нравственными прогнозами развития общества. В романах «Машина времени», «Человек – невидимка», « Война миров» Уэллс опирался на новейшие научные концепции.
В последней трети XIX в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения норвежских писателей: Генрика Ибсена (1828 – 1906), Бьеристьерне Мартиниуса Бьерсона (1832 – 1910), Кнута Гамсуна (1859 – 1952). В своих остро сатирических социально – реалистических драмах «Кукольный дом», «Приведение», «Враг народа» Г. Ибсен призывал к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Его произведения – одно из высших достижений реалистической западно-европейской драматургии. Основоположник норвежской драматургии и критического реализма - Б. М. Бьернсон (лауреат Нобелевской премии 1903 г.). Свои социально - критические взгляды он отразил в драмах «Банкротство», «Свыше наших сил», а также в стихах. Перу К. Гамсуна принадлежат психологические романы «Голод», «Мистерии», «Пан», «Виктория», в которых изображен бунт личности против обывательской среды. В конце прошлого века творчество этих писателей оказало заметное воздействие на общественное сознание и литературное творчество других народов.
Во второй половине XIX в. критический реализм был господствующим направлением и в русской литературы. Его основы были заложены еще А. С. Пушкиным (1799 – 1837), М. Ю. Лермонтовым (1814 - 1841), Н. В. Гоголем (1809 – 1852). Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, показ пороков нового буржуазного общества были основным направление прогрессивной литературы в России. Такие гиганты, как Л. Н. Толстой (1828 – 1910), Ф. М. Достоевский (1821 – 1881), И. С. Тургенев (1818 – 1883), М. Е. Салтыков – Щедрин (1826 – 1889), А. П. Чехов (1860 – 1904) изобразили целые пласты жизни россиян, с их радостями и печалями светлыми и темными сторонами жизни.
Гениальное творчество Л. Н. Толстого (автор романов «Война и Мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность») оказало огромное влияние на мировую литературу. В романах «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров, страстный поиск героями человеческого счастья, гармонии. В прекрасных творениях И. С. Тургенева показаны высокие духовные качества и одаренность русских крестьян («Записки охотника»), образы «лишних людей» и новых героев эпохи («Отцы и дети», «Рудин»), самоотверженность русских женщин («Накануне», «Дворянское гнездо»).
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина направлено против самодержавно - крепостнического строя («Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», «Пошехонская старина»); в его произведении «История одного города» создана гротескно-сатирическая галерея образов градоправителей, социально-психологическом романе «Господа Головлевы» изображен духовный и физический распад дворянства. В творчестве А. П. Чехова отражены идейные искания русской интеллигенции, недовольство обывательством, душевной «смиренностью» («Ионыч», «Дама с собачкой»); он создал новаторские пьесы («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»). Тонкое психологическое мастерство, органическое сочетание юмора и лиризма Чехова оказали огромное влияние на развитие русской и мировой литературы и театра.
Развивалась русская национальная музыкальная школа. Традиции М. И. Глинки унаследовали и продолжены композиторы «Могучей кучки», созданной М. А. Балакиревым (1827- 1910). В нее входили талантливые композиторы: Ц. А. Кюи (1835 – 1918), М. П. Мусоргский (1839 – 1881), А. Н. Бородин (1833 – 1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844 – 1908). Они собирали и обрабатывали русские народные песни, затем использовали их в своих симфонических и оперных произведениях. Они обращались и к русской литературе. Так, в основе оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского драма А. С. Пушкина; по мотивам «Слово о полку Игореве» А. П. Бородин написал оперу «Князь Игорь», Н. А. Римский-Корсаков создал оперу-сказку по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка». Произведения русских композиторов вошли в сокровищницу мировой музыкальной классики. Они не сходят со сцены оперных театров многих стран мира и по сей день.
Вершин реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. достигло творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813 – 1901). Его блестящие историко-героические оперы «Сицилийская вечерня» (1854), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы» (1861), «Симон Бокканегра» (1857) посвящены национально-освободительному движению Италии. Личная драма героев тесно связана с общественно-политическими событиями. Их отличает сочетание динамизма и яркости массовых сцен с углубленным психологизмом; для них характерно исключительное богатство оркестровых красок.
В знаменитых операх 1850-х гг. «Риголецто», «Трубадур», «Травиата» простой выразительностью музыкального языка Верди удалось глубоко постичь внутренний мир героев. Для них характерна песенность, основанная на итальянской народной музыке, высокий гуманизм, направленный на обличие социальной несправедливости.
Наиболее значительные творения Верди – оперы «Дон Карлос» (по драме Шиллера, 1867) и «Аида» (опера написана по заказу египетского правительства ко дню открытия Суэцкого канала, 1870). Композитор использовал в «Аиде» элементы жанра большой оперы – развитые ансамбли, развернутые массовые сцены, торжественные ществия, балет.
К шедеврам оперного реализма относится музыкальная драма «Отелло» (1886) и коммерческая опера «Фальстаф» (1892), созданные Верди на сюжеты Шекспира. В этих операх он отказался от традиционных арий и дуэтов, заменив их монологами, диалогическими сценами, добившись полного слияния музыки с драматическим действием.
Демократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность. Его оперы постоянно в репертуаре оперных театров мира.
На исходе XIX в. в итальянской опере сложилось новое направление – веризм. К нему принадлежали Руджеро Леонкавалло (1857 – 1919), Пьетро Масканьи (1863 – 1945), Умберто Джордано (1867 – 1948), Джакомо Пуччини (1858 – 1924). Эстетика веризма – показать «жизнь как она есть». Оперы веристов отличались жизненно достоверными сюжетами, правдивым отображением душевного мира простых людей. Герои их опер – крестьяне, бродячие актеры, мастеровые, художники. Наряду с напевной вокальной мелодикой композиторы широко использовали драматические речитативы, краткие ариозо, сквозное симфоническое развитие.
Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Бизе (1838 – 1875) – автора опер «Искатели жемчуга», «Пертская красавица», «Джамиле». Опера «Кармен», признанная вершиной французской реалистической оперы, в репертуаре многих театров мира.
Информация о работе Классицизм, романтизм, реализм и импрессионизм