Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:44, реферат
Важным и необходимым этапом в утверждении капиталистического способа производства в Европе была промышленная революция, начавшаяся в 30 – 40 г. XVIII в. в Англии, а в конце XVIII - начале XIX вв. – во Франции. В последующие десятилетия промышленная революция охватила и другие европейские страны.
Введение 3 стр.
1. Классицизм 5 стр.
2. Романтизм 8 стр.
3. Реализм 13 стр.
4. Импрессионизм 19 стр.
Заключение 21 стр.
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список используемой
литературы
Важным и необходимым этапом в утверждении капиталистического способа производства в Европе была промышленная революция, начавшаяся в 30 – 40 г. XVIII в. в Англии, а в конце XVIII - начале XIX вв. – во Франции. В последующие десятилетия промышленная революция охватила и другие европейские страны.
Промышленная революция была тесно связана с развитием науки.
Она опиралась на успешное развитие прикладных, точных и естественных наук и в свою очередь стимулировала новые крупные сдвиги в научных знаниях.
XIX в. – это расцвет классической естествознания, создания единой системы наук. В то же время связь естествознание производства становилось теснее. Появились первые научные исследовательские лаборатории, работавшие на промышленность. Новые и новые научные открытия в различных областях естествознания все больше воздействовали на развитие ведущих отраслей промышленности: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической промышленности.
Простой
практический опыт все больше дополнялся
теоретическим осмыслением
Создание паровоза двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и многого другого составило переворот в науке и технике и имела громадное историческое значение.
Великие сдвиги происходившие в XIX в. в развитие науки и техники, оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства всех стран и народов европейского континента.
Эпоха
становления капитализма – это
и новая эпоха в развитии европейской
художественной культуры. И именно в эту
эпоху сформировались классицизм, романтизм,
критический реализм и импрессионизм.
Основные методы художественного творчества, такие как классицизм, реализм, романтизм и др., нашли свое отражение в европейской культуре. Рассмотрим сущность и содержание этих важнейших направлений в развитии европейской культуры.
1. КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus – образцовый) начал складываться еще в XVIII в., главным образом во французской культуре и отражал идеи французского абсолютизма. В XVIII в. классицизм был связан с буржуазным просвещением и выражал буржуазно-революционные устремления общества. Стиль классицизма, основывающийся на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, к созданию ясных, органичных образов. Вместе с тем классицизму были присущи черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса.
Представители классицизма в немецкой литературе – И. В. Гете и И. Ф. Шиллер.
Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) – основоположник немецкой литературы, иностранный почетный член Петербургской Академии наук, начал свою литературную деятельность с бунтарства (участие в направлении «Буря и натиск»), сентиментального романтизма («Страдания молодого Вертера»), прошел через период так называемого веймарского классицизма и подошел к философскому осмыслению жизненных проблем в трагедии «Фауст».
Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1815) – поэт, драматург, автор трагедий «Дон Карлос», «Мария Стюарт», драмы «Вильгельм Телль» и др.
В живописи представителями классического стиля были французские художники Давид и Энгр. Жан Луи Давид (1748-1825) создал полотно «Клятва Горациев», «Смерть Марата» и другие произведения большого общественного звучания. Жан Огюст Энгр (1780-1867) – блестящий мастер композиции, строгого тонкого рисунка, основной представитель классического академизма (картина «Апофеоз Гомера»).
Гениальным испанским живописцем и гравером был Франциско Гойя (1746-1826). Его искусство отличалось смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией и социально направленным гротеском. Гойя создал замечательные гравюрные произведения, избрав технику офорта. Бессмертным созданием великого испанца стали офорты «Каприччос», работа над которыми заняла пять лет. В них острая социальная сатира, позиция художника направлена против бесправия, суеверия, невежества, тупости. В них обвинения церкви, дворянству, властителям.
Классицизм представлен и в творчестве русских художников Ф. А. Бруни «Смерть Камила, сестры Горация» (1824), В. К. Шебуева «Подвиг купца Иголкина» (1839), а также в некоторых рабатах Карла Брюллова (1799-1850).
В скульптуре представителями классицизма был немец И. Г. Шадов (1764-1850), которому был близок просветительский классицизм; итальянец А. Канова (1757 – 1822), создавший надгробие папы Климента III и мифологическую статую «Амур и Психея», датчанин Б. Торвальдсен (1768 – 1844), произведениям которого свойственна пластическая завершенность, холодная сдержанность и идеализация образов (скульптура «Янсон»).
Российскому классицизму в скульптуре были присущи свои характерные черты. Интересна работа по созданию скульптуры для Триумфальных ворот в память об Отечественной войне 1812 г. у Тверской заставы в Москве И. П. Витали (1794 – 1855). Им же создан фонтан на Театральной площади в Москве. Скульпторы С. С. Пименов (1784 – 1833) и В. В. Демут-Малиновский (1779 – 1846) – авторы Колесницы Славы Триумфальной арки Главного штаба в Петербурге. Скульптор И. П. Мартос (1754 – 1835) создал памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Кони у Нарвских Триумфальных ворот, «Укротители коней» на Аничковом мосту, памятники Николаю I на Исаакиевской площади и баснописцу И. А. Крылову в Летнем саду в Петербурге – шедевры П. К. Клодта (1805 – 1867).
Классицизм в архитектуре наиболее ярко проявился в России (в странах Западной Европы к началу XIX в. он уже утратил свою привлекательность). Ему были присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором. Наиболее крупными представителями классической архитектуры были М. Ф. Казаков, К. И. Росси, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров.
М. Ф. Казаков (1738 – 1812) разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства Москвы; Сената в Кремле, Голицинской больницы, дома-усадьбы Демидова, Петровского дворца; применил большой ордер в оформлении интерьеров Колонного зала Дворянского Собрания, руководил составлением генерального плана Москвы; организовал архитектурную школу.
К. И. Росси (1775 – 1849) создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Петербурге, формирующих архитектурный облик города: Михайловский дворец (Русский музей) с площадью Искусств, Дворцовую площадь с зданиями и аркой Главного штаба, ансамбль Александринского театра, улицы Зодчего Росси и площади Ломоносова.
А. Н. Воронихин (1759 – 1814) разработал проекты Казанского собора и Горного института в Петербурге, принимал участие в создании архитектурных ансамблей в Павловске и Петергофе. Русский архитектор ампира А. Д. Захаров (1761 – 1811) руководил созданием одного из шедевров отечественной архитектуры – здания Адмиралтейства в Петербурге, собора в Кронштадте, проектов «образцовых» сооружений для русских городов.
Для классического театрального искусства (Т. Дюпарк, М. Шанмеле, А. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Э. Рошаль – во Франции; К. Нейбер – в Германии; Ф. Г. Волков, И. А. Дмитриевский – в России) были характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов.
К
середине XIX в. классицизм переродился
в буржуазный академизм и утратил свое
значение.
2. РОМАНТИЗМ (с франц. romantisme, от ср.-век. romant – роман) – идейно-художественное направление, развивающееся во всех странах Европы и в Северной Америке. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства.
В Германии романтизм сложился на рубеже XVIII – XIX вв. и получил наибольшее развитие в первой четверти XIX в. Во Франции, где были сильны традиции классицизма, формирование романтизма, особенно в театральном искусстве, длилось дольше. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей XVIII в. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира. Своего расцвета романтизм достиг в 20 – 30-е годы XIX в.
Истинной родиной романтизма была Германия. Немецкий романтизм выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763 – 1825), Генрих фон Клейст (1777 – 1811). Вершин романтизма достиг Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822). Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск (например «Эликсир дьявола»). Он критически воспринимал реальности бытия (повесть «Золотой горшок», сказки «Крошка Цехес», «Повелитель блох»). Гофман – один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер «Ундина». Политические образы Гофмана вдохновили композиторов – Р. Шумана (балет «Крейслериана»), Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана»), П. И. Чайковский (балет «Щелкунчик»).
В первой половине XIX в. творил Генрих Гейне (1797 – 1856), великий поэт Германии, сочетающий в своем творчестве романтику и иронию.
В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1788 – 1824). Его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» вывела в жизнь романтического бунтаря-индивидуалиста, типичного разочарованного героя посленаполеоновской поры. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.
Английский романтизм представляют также Дж. Китс и Б. Шелли. Дж. Китс (1795 – 1821) – автор патриархально-утопической идиллии «Эндимион», в которой выражен протест против пуританского ханжества. В одах «Огонь», «Психея» поэт воспел культ красоты и гармонии в природе. Он автор символико-аллегорической поэмы «Гиперион».
Перси Бишу Шелли (1792 – 1822) – автор аллегорической поэмы «Королева Маб», разоблачающей порочность современного ему общества. В поэме «Восстание Ислама» Шелли оправдывает насильственное свержение деспотии. В трагедии «Ченчи» и в лирической поэме «Освобожденный Прометей» он дал философское осмысление проблем свободы и тирании. Но с уходом из жизни этих поэтов английское романтическое движение начало затухать.
В
России романтизм как идейно-
Романтическое направление в музыке оказалось на редкость богатым и выдающимся дарованиями. Это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман (1810 – 1856). Он создатель программных фортепьянных циклов («Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пьесы», «Крейслериана»), лирико-драматических вокальных циклов, оперы «Геновена», оратории «Рай и Пери» и многих других произведений. Представителем романтизма был французский композитор и дирижер Гектор Берлиоз (1803 – 1869).Ему принадлежат «Фантастическая симфония», «Траурно-триумфальная симфония», опера-дилогия «Троянцы», Реквием. Романтическое направление представлено и в творчестве немецкого композитора, дирижера, музыкального писателя, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера (1813 – 1883).Знамениты и широко известны его оперы: «Риенци», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда» и многие другие музыкальные произведения.
Информация о работе Классицизм, романтизм, реализм и импрессионизм