«Золотой век» русской литературы. Романтизм, реализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:32, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование основных особенностей русской культуры 19 века.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
• рассмотреть особенности становления русской культуры в 19 в.;
• по причине обширного материала, рассмотреть лишь творчество величайших русских писателей, их взгляд на исторический выбор России и проблему человека.

Содержание

Введение
1. Романтизм как отражение русского национального самосознания
2. Реалистический подход к проблеме исторического выбора России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Золотой век.docx

— 32.44 Кб (Скачать)

«Золотой век» русской  литературы. Романтизм, реализм

 

Оглавление 

 

Введение

1. Романтизм как отражение  русского национального самосознания

2. Реалистический подход  к проблеме исторического выбора  России

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение 

 

Для понимания особенностей русской культуры XIX в. существенное значение имеет знание характера  политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение  абсолютной монархии и законодательное  оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра I, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского  порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой  французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру. Одним из архетипов  этой культуры является любовь к свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная  с Пушкина и кончая Цветаевой. Учреждение министерств знаменовало  собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствования центрального аппарата Российской империи. Одним  из элементов модернизации и европеизации российской государственной машины является учреждение Государственного совета, функция которого заключалась  в централизации законодательного дела и обеспечении единообразия юридических норм. Министерская реформа  и образование Государственного совета завершили реорганизацию  органов центрального управления, просуществовавших  до 1917 г. После отмены крепостного  права в 1861 г. Россия прочно вступила на путь капиталистического развития.

Актуальность данной темы определяется колоссальным влиянием, оказываемым этим периодом русской  культуры, как на современную культуру России, так и на культуру западных стран.

Целью настоящей работы является исследование основных особенностей русской культуры 19 века.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие  задачи исследования:

·           рассмотреть особенности становления русской культуры в 19 в.;

·           по причине обширного материала, рассмотреть лишь творчество величайших русских писателей, их взгляд на исторический выбор России и проблему человека.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются  особенности становления русской  национальной идеи, в третьем дается обзор творчества Л.Н. Толстого и  Ф.М. Достоевского, в четвертом сделаны  основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы. 

 

 

1. Романтизм как  отражение русского национального  самосознания

Значимость XIX века для развития русской культуры обусловлена процессами, которые предопределяют характер умонастроения  России и его основных противоречий. К таким процессам следует  отнести становление русского национального  самосознания, складывание нации, отражение  этих процессов и общественной мысли XIX века.

Если для Западной Европы XIX век - век развития капиталистического общества, полного крушения абсолютистских монархий, уничтожение сословного деления  общества, то для России это время  создания условий для уничтожения  феодальных отношений. В.Г. Белинский  видит в России страну, «где люди торгуют людьми, не имея и того оправдания, каким пользуются американские плантаторы, утверждал, что негр - не человек... где  люди сами себя называют не именами, а  кличками: Ваньками, Стешками, Палашками; ... где... нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей." Общественная казнь страны, развивается  в условиях деспотизма и всевластия государства, сословного деления общества, абсолютного бесправия населения, существования крепостного права.

Русское национальное самосознание выковывается из противоречия "между  идеей империи, могущественного  государства военно-полицейского типа, и религиозно-мессианской идеей  царства, которое уходило в подземный  слой, слой народный". Для русской духовности характерно понимание государственности не этническое, геополитическое, географическое, т.е. государство - это не власть, распространяющаяся на определённую территорию, имеющую четко очерченные границы, государственность для русской духовности - явление религиозное, в народной лексике получившее название Святая Русь, за этим понятием "стоит отнюдь не, выражаясь по-нынешнему, национальная идея, не географическое и не этническое понятие. Святая Русь - категория едва ли не космическая. По крайней мере, в её пределы (или её беспредельность) вмещается и ветхозаветный Эдем и евангельская Палестина". У Святой Руси нет локальных признаков. У неё только два признака: первый - быть в некотором смысле всем миром, вмещающим даже рай; второй - быть миром под знаком истинной веры. Русское национальное самосознание ХIХ века впитывает эти два несовместимых феномена: Землю святорусскую и представление о России как национальном государстве. Русское самосознание сумело увидеть в России, идентифицируемой географически и этнографически, "особенную стать" Свитой Руси.

Гоголь писал из Италии: "Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу бедно, разбросано и неприютно тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие  дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные деревья и плющи, вросшие в домы... Открыто пустынно и ровно в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин твои неприметные города: ничто не обольстит и не очарует взора". Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Что зовет, и. рыдает, и. хватает за сердце?... Здесь ли в тебе ли не родиться бесцельной мысли, когда же ты сама без конца?... У! какая верующая, чудная, незнакомая земле даль! Русь! Эта двойственность в восприятии России наложит особый отпечаток на русское самосознание, породит в нем противоречия, часто неразрешимые, создаст особую русскую литературу, которая, являясь чисто русским национальным явлением, поднимет вопросы глобальные, космические.

Особую роль в развитии русского сознания XIX века сыграло масонство. Русское масонство ставило своей  задачей поиск истинного христианства, христианства интерконфессионального. Масонские ложи стали первыми  формами самоорганизации общества начала ХIХ века. Именно через масонские  ложи в общественную мысль России проникают идеи всеобщего равенства, в организациях вольных каменщиков формируется нравственный идеал  личности, идеи гуманизма, благородство. Именно внутри масонских лож созревали  будущие тайные общества.

Формированию русского национального  самосознания способствует война 1812 года и заграничный поход. Отечественная  война сплотила людей различных  сословий, выявила истоки национального  единения. М.И. Муравьев-Апостол писал: "Мы были дети 1812 года, именно 1812 год, а вовсе не заграничный поход  создал последующее общественное движение, которое было в своей сущности не заимствованным, не европейским, а  чисто русским.'' Именно рост национального  самосознания, чувство единства и  близости со своим народом, подъем общенационального  патриотизма не могли не создать  новой духовной атмосферы в среде  наиболее совестливых русских людей, рассматривавших российские проблемы как свои личные. Слой этих людей  был немногочисленным, это был  узкий слой русского образованного  дворянства, оказавшегося между самодержавной  монархией и темной крестьянской массой. Декабристское движение было чисто русским. Нация не может  сложиться в условиях сословного деления общества. Средневековое  представление о божественной освещенности социального неравенства людей  окончательно разрушено буржуазными  революциями ХVII–ХVIII вв. Русское  сознание впитывает эти представления  под влиянием событий 1812-1815 гг.

Рост национального самосознания находит свое выражение в русском  романтизме. Если западноевропейский романтизм был реакцией на эпоху  разума, кровавые последствия Великой  Французской революции, то русский  романтизм отразил процесс превращения  русского народа в нацию, поэтому  он и становится вполне оригинальным явлением. Эстетическим выражением романтизма было стремление изобразить национальный характер и национальный колорит  жизни народа. "Да создастся для  славы России поэзия чисто русская, да будет Святая Русь не только в  гражданском, но и в нравственном мире первою державою во вселенной! Вера праотцев, нравы отечественные, летописи, песни и сказания народные - лучшие, чистейшие источники для нашей  словесности" - это программа русского романтизма начала XIX века, сформулированная Б.К. Кюхельбекером.

Романтизм сумел выйти  за пределы сословий оценки людей, переключиться  на нравственные характеристики, проявить интерес к человеческой личности, нашёл в себе смелость признать одинаковое право на нравственное достоинство  и в крестьяне, и в дворяне, В.М. Карамзин В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, М. Кольцов составили мощное направление литературного романтизма в русской культуре, отразившее становление нации.

2. Реалистический  подход к проблеме исторического  выбора России 

 

Большую роль в развитии национального самосознания сыграло  поставление труда Н.М. Карамзина  «История государства Российского». Основанием этого процесса проникнуты «Философские письма» П.Я. Чаадаева, создавшего первую философию истории  России. Начало полемики между западниками  и славянофилами положили статьи А.С. Хомякова «О старом и новом» и  Киреевского И.В. «В ответ А.С. Хомякову», напечатанные в 1939 году. Пафос этой полемики состоял в поиске путей  превращения русского народа в русскую  нацию.

Ответ на этот вопрос лежал  через решение проблемы о месте  и судьбе России в мировом культурном процессе. Кто мы такие? Европейцы  и наш путь – это повторение пути Западной Европы: или новая, молодая  цивилизация, идущая своей дорогой  и способная показать миру образцы  нравственности. Основателями западнического направления можно считать как  революционно – демократически настроенных  А.И. Герцена и В.Г. Белинского, так  и мыслителей либерального толка  Д.Л. Крюкова, Т.Н. Грановского, И.С. Тургенева, К.Д. Кавелина, Б.И. Чичерина. Западники  считали, что русский народ –  народ европейский и его путь связан с развитием свободы человеческой личности, также как и путь Западной Европы. Россия – отсталая страна, она  нуждается в просвещении, именно в этом своеобразие России. По мнению Н. Бердяева, западники очень мало представляли особенности реальной жизни современной Европы и ориентировались  на утопический идеал европейской  жизни.

Славянофилы связывали надежды  на особое, инакое развитие России с  тем, что российская культура формируется  на уникальной духовной почве –  православии. Именно отличие от Европы основы российской духовности позволяет  занять особое место в мировой  цивилизации. Православие обеспечивает русской культуре целостность, тогда  как раздвоенность европейской  культуры покоится на католицизме. Католицизм и католическая схоластика, приведшие  Европу к религиозному, лишают европейскую  культуру целостности, необходимый  для существования цивилизации. Европа с её рациональностью, механизированностью, насильственней государственностью глубоко  враждебна русской культуре. Поэтому, оценивая петровские реформы, славянофилы  видят в них деяния, несущие  опасность органичности и целостности  русской жизни. Допетровская Русь обладала этими качествами с точки зрения славянофилов.

Будущность России славянофилы  связывали только с простым народом, так как образованная часть общества заражена западным рационализмом и  государственным абсолютизмом. Источниками  здоровья русского народа славянофилы  объявили три принципа: православие, народность, самодержавие. Неискаженная православная вера и подлинная народность сохранились только в крестьянстве. Будучи антигосударственниками, славянофилы  отстаивали монархию, так как власть представлялась им абсолютным грехом, злом, а потому, чем меньше людей  будет замарано властью, тем больше оснований не беспокоиться о нравственном здоровье народа. Демократическое же правление вовлекает во зло народ, поэтому оно менее предпочтительно, чем самодержавие, где один человек  берет на себя грех политической власти. У русского народа нет стремления к образованию государственности, у него иное призвание - религиозное, духовное. Славянофилы считали, что  греха собственничества нет у русского крестьянина, в отличие от европейца. Это связано с особым укладом русский жизни - с общиной.

Лагерь славянофилов составили  такие мыслители, как А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Б.И. Керимов. Их взгляды  не были едины, они различно относились к характеру русской культуры и её месту в истории, но объединяло их критическое отношение к западноевропейской цивилизации, убеждение в принципиальном своеобразии русской истории и культуры, общая православно-христианская культурологическая ориентация, горячая защита свободы личности, свободы совести, мысли, слова.

Размышления о месте России в мировом культурном процессе только начинаются в полемике западников и  славянофилов. Вторая половина ХIХ века знаменуется бурным развитием культурологической мысли, где проблема развития России исследуется и такими мыслителями, как Б.С. Соловьев, Б. И. Чичерин, С.М. Соловьев, Г.В. Леханов, Н.Я. Данилевский.

Многие философы и историки связывают с Россией особые надежды  развития мирового процесса, так, для  Н.Я. Данилевского именно славянский культурно-исторический тип может связать воедино  четыре сферы социокультурной жизни (религиозную, собственно культурную, политическую, экономическую), что не удавалось еще ни одному народу в  обозримом историческом процессе. С.М. Соловьёв видит в России "образец  христианского государства", центр  мирового развития, В. С.Соловьев в триаде ''Восток-Запад-Россия" считает, что  особенности национального характера  русского народа могут превратить русскую  цивилизацию из национальной в общечеловеческую.

Духовная атмосфера России ХIХ века проникнута верой в особое предназначение России, верой в особый путь русского народа, чья духовность нравственный облик должны показать пример создания нового общества, лишенного  недостатков обществ Запада и  Востока. Эта мысль пронизывает  русскую литературу ХIХ века, которая  идет путем мучительных поисков  царства любви и правды.

Особое место в культуре ХIХ века занимает русская; литература, именно в русской литературе ХIX века были подняты важнейшие вопросы, мучавшие человека: вопросы жизни  и смерти, ценности человеческой жизни, места и веса духовной жизни и  общечеловеческих ценностях. Все вопросы  нравственной и политической жизни  осмысляются именно в художественном слове. Литература обретает статус универсальной  формы общественного самосознания. Это придавало писателям в  обществе особый вес и особые функции. Писатель становился учителем жизни; его  мнение не было просто мнением частного лица, он формировал умы людей, создавал идеалы, которым старалась подражать  молодёжь того времени.

Романтическая идея преобразования мира через искусство была наиболее близка великому русскому писателю. Н.В. Гоголю. Преображения жизни можно  достигнуть, указывая обществу на его  недостатки, поэтому "Ревизор" и "Мертвые  души" - это путь, по которому общество идти не должно. Из-под его пера выходят  фантасмагорические, подобно гофманским, образы "мертвых душ". Но вера в  преображение мира утрачивается Гоголем  он разочарован в своем творчестве. «Избранные места из переписки с  друзьями», вызвавшие такое негодование  Белинского, это поиск путей достижения лучшей жизни, которая невозможна без  личного нравственного совершенства. В основе его проповеди лежит  идея социального христианства. Гоголевская  теократическая утопия несет на себе печать религиозно-нравственного учительства, столь присущего литературе XIX века. Образованного мира представляется писателю как авторитетное общество, где по–прежнему господствует крепостное право, но если внешний облик утопий ничем не отличается от современной ему России, то люди, которые в ней живут, управляются добродетельными генерал – губернаторами, а низшие слои отличаются покорностью и послушанием. Суть идеи Гоголя состоит в том, что именно Россия облечена и признана нести людям братство и должна стать примером нравственного совершенства для людей всего мира. Гоголь – истинный носитель русской духовности, для которой так характерно искать Царство Божье на земле. Гоголь закладывает основу религиозно-нравственных поисков русской литературы, ее мессианского служения.

Информация о работе «Золотой век» русской литературы. Романтизм, реализм