Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:43, доклад
Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.
Романтизм
Романтизм
(Romanticism), идейное и художественное
направление, возникшее в европейской
и американской культуре конца 18 века
- первой половины 19 века, как реакция
на эстетику классицизма. Первоначально
сложился (1790-е гг.) в философии
и поэзии в Германии, а позднее (1820-е
гг.) распространился в Англии, Франции
и других странах. Он предопределил последнее
развитие искусства, даже те его направления,
которые выступали против него.
Новыми
критериями в искусстве стали
свобода самовыражения, повышенное
внимание к индивидуальным, неповторимым
чертам человека, естественность, искренность
и раскованность, пришедшие на смену подражанию
классическим образцам 18 века. Романтики
отвергали рационализм и практицизм Просвещения
как механистичный, безличностный и искусственный.
Вместо этого они во главу угла ставили
эмоциональность выражения, вдохновение.
Чувствуя себя свободными от приходящей
в упадок системы аристократического
правления, они стремились высказать свои
новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось
их место в обществе. Они нашли своего
читателя среди растущего среднего класса,
готового эмоционально поддержать и даже
преклоняться перед художником - гением
и пророком. Сдержанность и смирение были
отвергнуты. Им на смену пришли сильные
эмоции, часто доходящие до крайностей.
Некоторые
романтики обратились к таинственному,
загадочному, даже ужасному, народным
поверьям, сказкам. Романтизм был
частично связан с демократическими,
национальными и революционными
движениями, хотя "классическая"
культура Французской революции
на самом деле замедлили приход Романтизма
во Францию. В это время возникает несколько
литературных движений, важнейшие из которых
- "Буря и натиск" в Германии, примитивизм
во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак
Руссо, готический роман, повышается интерес
к возвышенному, балладам и старым романсам
(от которых собственно и произошёл термин
"Романтизм"). Источником вдохновения
для немецких писателей, теоретиков йенской
школы (братьев Шлегель, Новалиса и других),
объявивших себя романтиками, была трансцендентальная
философия Канта и Фихте, которая ставила
во главу угла творческие возможности
разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу
проникли в Англию и Францию, а также определили
развитие американского трансцендентализма.
Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина, в России — О. А. Кипренский, А. О. Орловский.