Кельты: религия, искусство, быт

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Одним из самых распространенных народов являются кельты. Они занимают огромное место в истории древней, да и средневековой Европы: являются главными действующими лицами протоистории всей Западной и Центральной Европы и принадлежат к числу народов, наиболее интересовавших античных историков.
В работе рассмотрены источники исследований кельтских народов: археология и сочинения античных авторов; миграции и расселения племен, быт, образ жизни, религия кельтов и друидов – жрецов, которые ведали делами религии; а также кельтское искусство: скульптура, монеты, посуда, оружие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ О КЕЛЬТАХ 4
1.1. Археологические данные 4
1.2. Античные писатели 7
2. КЕЛЬТСКОЕ ОБЩЕСТВО 11
2.1. Структура общества 11
2.2. Законы 14
3. БЫТ КЕЛЬТОВ 17
3.1. Внешний вид, одежда 17
3.2. Дома, крепости 19
3.3. Оружие, боевое снаряжение, колесницы 22
3.4. Ведение боя, поединки 23
3.5. Игры и охота, музыка и развлечения, еда и питье 25
4. РЕЛИГИЯ 28
4.1. Храмы, святыни и святилища 28
4.2. Друиды 29
4.3. Идолы, изображения, божества и культы 31
4.4. Праздники и ритуалы 34
4.5. Иной Мир 35
4.6. Птицы и животные в кельтской мифологии 36
5. КЕЛЬТСКОЕ ИСКУССТВО 38
5.1. Стили искусства 38
5.2. Монументальная каменная скульптура 39
5.3. Бронзовые фигурки и котлы 40
5.4. Монеты, зеркала 41
5.5. Керамика и эмаль 43
5.6. Ученость и литература 43
6. РИМСКАЯ ЭКСПАНСИЯ И РОМАНИЗАЦИЯ КЕЛЬТОВ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

курсовик кельты.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

     В белгском искусстве  часто встречаются декорированные личные вещи, например броши, пряжки, тяжелые браслеты, ножны. В северной Британии искусство эмали продолжало существовать до тех пор, пока римляне окончательно не поглотили местную культуру.  

     5.6. Ученость и литература

     Древнейшими памятниками  ирландского языка считаются  огамические надписи 5—6 веков. Их алфавит  состоит из точек и черточек (линий) и предполагает хотя бы частичное знание латинского языка. Это письмо применялось главным образов в надписях на надгробных и подобных памятниках (приблизительно так же, как в северной Европе руны) чаще всего в южной Ирландии и на противолежащем английском побережье.

     В 5 и 6 веках в Ирландии уже распространилось христианство, и ирландские монастыри в известном  отношении взяли на себя задачу старых друидских "школ". Монахи, хорошо знакомые со старыми обычаями, сохранили  древние сказания для будущего. Древнейшие образцы ирландского языка сохранились в церковных книгах 8 и 9 веков, в которых латинский текст сопровождается примечаниями (глоссами) на родном языке монахов того времени. Эти церковные книги легко датировать, поэтому они становятся важным хронологическим критерием для оценки более поздних рукописей, относящихся даже к 15 и 16 векам.

     Содержание эпических  поэм и героической мифологии  этого более позднего времени  иногда настолько насыщено фантазией, что лишь с большим трудом можно  отделить действительность от выдумки; тема смерти и посмертного бытия часто является фоном всего повествования. Мы остановимся на этих памятниках еще в дальнейшем изложении и в заключительной главе. Но так как они в известной мере дают нам возможность понять природу кельтского общества в древнейшие времена, мы приводим здесь хотя бы важнейшие.

     Основные памятники  ирландской письменности можно разбить  на 3 цикла. Первый из них, "книга вторжений" (Lebhar na Gabala), часто считается схоластической компиляцией, относящейся ко времени между 8 и 11 веками. В ней говорится о волнах пришельцев, пятой из которых были гойделы; они заставили якобы побежденного врага искать спасения в больших мегалитических сооружениях (построенных на рубеже позднекаменного и бронзового веков). Некоторые исследователи, однако, считают это произведение генеалогической фикцией, которая пытается объяснить происхождение всех свободных ирландцев. Второй цикл рассказывает о переменных успехах в борьбе Ульстера против Ирландии, третий — о судьбе Финна и его сына Ойсина и дает некоторые сведения о культе и древней общественной структуре.

     В кельтскую литературу входит также рассказ об Артуре, кельтском короле Британии, который  со своей дружиной боролся против проникновения германских англов и  саксов. Ко всему этому присоединяются истории различных мелких королевств. Шли века, в придворных стихах и произведениях сельских поэтов возрождались старые традиции, однако появлялись и новые влияния, а структура общества постепенно изменялась. В позднем облачении, таким образом, очень трудно найти первоначальное историческое ядро. Опорой исчезающего языка, нравов и обычаев был говорящий по-кельтски народ, в жизни которого сохранилось до более поздних времен много пережитков прошлого.

 

      6. Римская экспансия  и романизация  кельтов

     Стимулом к завоеванию Галлии Римом послужила последняя  Пуническая война с Карфагеном за Испанию. Морской путь туда был труден, а более удобная дорога проходила  по суше вдоль атлантического побережья  Галлии. В 225 г. были покорены кельты, проживавшие в Этрурии. В 202 г. римляне разгромили армию Ганнибала, в которой были и кельтские отряды. В 197 –133 гг. до н.э. были покорены кельтиберы в Испании.

     После двух небольших  операций на Лигурийском побережье  в 184-181 гг. до н.э., начиная со 125 г. до н.э. Рим начал посылать отряды в южную Галлию в ответ на просьбы массалитов о помощи против лигурийских кельтов. В 124-25 г. были предприняты походы против лигурийцев, виконцев и салювиев. В последующие годы южная Галлия на территории от сегодняшней Ниццы до Тулузы и вдоль р. Рона стала римской провинцией. Трансальпийская Галлия вошла в состав Римского государства довольно мирно.

     Примерно со II в. до н.э. Кельтика находилась под угрозой завоевания со стороны Рима. На севере в то же время усиливалась опасность натиска германских племен, а на востоке – в Придунавье – возрастала сила дакийского государства. В 60 г. до н.э. даки разгромили бойев в Богемии, которые вскоре были вытеснены пришедшими туда германцами.

     Начиная с 58 г. до н.э. проконсул Иллиррии, Цизальпинской и Трансальпинской Галии Гай Юлий Цезарь смог покорить внутреннюю Галлию. Поводом к экспансии послужило движение племени гельвециев с территории Швейцарии на запад в поисках лучших земель. Это нарушало стабильность в центральной Галлии и задело амбиции Цезаря. Кроме того, в это время появились германцы во главе с Ариовистом. Разбив последних, Цезарь оказался в центре европейских политических интриг. Он заключил союз с несколькими племенами, в частности с эдуями, которых провозгласил братьями и союзниками римского народа, и занял обширные земли. Он даже совершил две короткие экспедиции в Британию. Однако это не избавило его от мятежа со стороны других кельтских племен зимой 53-52 гг. до н.э. Во главе восставших отрядов стал вождь арвернов Верцингеторикс, поставивший своей целью выгнать римлян из столицы Галлии Алезии.

     Несмотря на численное  превосходство и успешное начало, кельты проиграли. В результате предательства  некоторых племен и тактических  просчетов, армия Верцингеторикса  была разбита в 52 г. до н. э, что означало окончательное завоевание Галлии. К 51 г. Цезарь закончил галльскую компанию. Граница Римской империи прошла вдоль Рейна. Это были трагические годы для кельтов. Число умерших исчислялось сотнями тысяч, большое количество галлов было угнано в рабство. В конечном счете, Цезарь оставил Галлию в покое, но ее земля была опустошена.

     Позже были постепенно освоены альпийские районы, и расширение границ направилось в сторону  Паноннии. В 51 г. царь Норикума умер, завещав царство римскому народу и открыв путь на восток. К 14 в. до н.э. граница римского государства уже проходила по Рейну и Дунаю. Оставались только Британия и Германия.

     Вся территория была разделена на четыре провинции: Нарбонская со столицей в Нарбонне, Лионская со столицей в Лионе, Белгская со столицей в Реймсе, Аквитанская со столицей Сэнт, и три альпийских дистрикта. В большинстве провинций население осталось на местах, только в Нарбоннской провинции было основано больше римских поселений. Управление осуществлялось в соответствии с римским правом, администрация опиралась на местную элиту. Многие обычаи сохранились, за исключением кровавых жертвоприношений, которые были запрещены. Римские обычаи поначалу с трудом принимались местным населением, но постепенно городская жизнь и римский образ жизни стал привлекательным для жителей Галлии. Процесс романизации пошел быстрее во время императора Августа. Города переживали подъем, особенно на юге. Сформировалась т.н. провинциальная римская культура. Римская торговля была одним из наиболее сильных факторов изменений в экономике и жизни кельтского общества.

     Ранняя фаза римской  оккупации Галлии почти не отразилась на археологическом материале Британии. Исследователи, правда, отмечают приметы  роста социальной сложности в  Кенте и восточной Англии. В  Кенте появились богатые погребения, содержащие вместе с местной керамикой предметы средиземноморского происхождения – бронзовые сосуды, итальянские чаши, винные амфоры, части защитного вооружения. В Восточной Англии не было таких богатых погребений, но более часты находки очень дорогих предметов – золотых гривен, происходящих, правда, из случайных сборов или кладов. Процесс социальной дифференциации достиг своего пика в 20-15 гг. до н.э., когда в Восточной Англии возникли племенные государства, даже чеканившие свои монеты.

     В 15-10 гг. до н.э. римские отряды сконцентрировались на рейнской границе. Они в значительной мере были источником влияния и новых торговых связей. Товары шли через Рейн и Северное море. Были и другие пути. Все это не могло не сказаться на ситуации в Британии, особенно в ее восточной части, где появились новые поселения, такие как, например, Браунинг, Колчестер, напоминающие кельтские оппидумы и имеющие характер прото-городов. Предполагается, что в Колчестере находилась резиденция местного князя, а поблизости в большом кургане Лексден были захоронены представители этой династии. Оттуда происходят богатый погребальный инвентарь: амфоры, итальянские бронзы, остатки повозки, кольчуга и серебряные монеты времен Августа.

     Рассеянная группа поселений в Лексдене располагалась в зоне производства и торговли и контролировала приливную часть реки Колн. Поселения были окружены большим земляным валом, ограничивающим площадь около 20 кв. км. Такую же структуру имел поселенческий комплекс Сент Албэнс, включающий также несколько могильников. Браунинг состоял из небольшой укрепленной площадки и обширного открытого поселения.

     Экономика региональных княжеств Восточной Англии опиралась  на местное производство и на торговлю с континентом. На западе и севере, по-видимому, также существовали подобные, но более слабые образования, и во время римского завоевания каждый укрепленный центр защищал себя сам. Как пишет Д. Коллис, в I в. до н.э. Британия представляла собой "лоскутное одеяло", состоящее из различных по социальному уровню структур: от централизованных княжеств до небольших простых вождеств.

     Лидирующие позиции  на юго-востоке Англии в период между  первыми вторжениями армии Цезаря и завоеванием Клавдия в 43 г. имело государство Катювелланиев во главе с принцем Кюнобелином. Оно занимало очень выгодное положение, контролируя поток товаров, идущий через пролив, и имело, в общем, довольно дружеские отношения с Римом. Однако в 40-41 г. Кюнобелин умер, оставив троих сыновей, между которыми немедленно вспыхнула борьба за власть, что нарушило статус-кво между Римом и Британией.

     В 43 г. армия императора Клавдия пересекла пролив и высадилась на острове. Во многом, эта операция была инспирирована внутренними противоречиями в самой империи. После небольшой битвы на Темзе, юго-восточные государства быстро были поглощены римской властью. Покорение других территорий, в частности Уэльса, не было таким легким и произошло много позже – в семидесятых годах. Римские гарнизоны устремились на север, в Шотландию, но достигли только ее южной части. Не имея достаточного количества легионов для дальнейшего продвижения и удержания всей покоренной территории, римляне остановились там. Как известно, в 120-х гг. – во времена Адриана – вдоль рек Тайн и Солвэй был построена стена, вдоль которой стояли римские посты. Римляне так и не смогли завоевать Шотландию, и стена Адриана стала границей империи. Ирландия также осталась свободной. В период I-IV вв. Ирландия достигла довольно высокого уровня социального развития. На ее территории сформировалось сложные и простые вождества. Это время представлено множеством археологических памятников: различного рода открытых и укрепленных поселений, остатков ферм, святилищ.

     Процесс романизации  шел очень быстро на юге и юго-востоке  Британии, где население уже было знакомо с римскими товарами и римским образом жизни. Здесь было довольно много центров городского типа, появились римские виллы. В других же регионах еще долго сохранялись кельтские обычаи и традиционная социальная структура. В III в. Британия переживала период относительного благополучия, а IV в. часто именуется как "золотой век Римской Британии". Однако, как мы знаем, вскоре она стала объектом нового нашествия – со стороны германских племен англов и саксов. Римская культура на юге исчезла, а на востоке и севере вновь возродились кельтские традиции.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Значение кельтов  для европейской цивилизации  не имеет аналогов в древнейшей истории  Европы. В древнее время им принадлежит  заслуга сближения «варварской» Европы с источниками развитой южной  культуры и цивилизации рождающегося античного мира. Позже кельты использовали свои организаторские способности, свои технические достижения и содержание художественных произведений и создали ту экономическую и торговую базу, основные черты которой наложили свою печать на среду в целом. Они завершили в Средней Европе древнейшее развитие цивилизации. Позже, в конце последнего столетия до нашей эры, сжимаемые Римской империей с юга и германцами с севера,  они потеряли свои политические и экономические позиции, и кельтская религия, став уже достоянием истории, переросла в иную форму, по частям распределившись в культуре различных государств. Кельтское наследие сделалось богатейшей сокровищницей европейской культуры, из которой черпали ее выдающиеся представители. Современный мир часто даже не сознает этого.

          Громадные запасы устных знаний кельтов — сложно разработанные законодательные кодексы, умение составлять календари, проза и поэзия — сделали появление христианства в обществе, которое в этом смысле было уже столь высокоорганизованным, столь сравнительно легким и безболезненным.

          Особенности языческой кельтской религии: кельты не только почитали свои божества и исполняли искупительные обряды на священных прогалинах в запретных рощах. Они сооружали различные земляные ограды, в которых либо находились деревянные храмы, либо какое-то ключевое место для жертвоприношений и умилостивления богов. Как говорил Цезарь: «Все галлы чрезвычайно набожны», и все имеющиеся данные подтверждают это наблюдение. Жизнь языческих кельтов — и, до некоторой степени, их потомков-христиан — окутана и пропитана суевериями и мелкими религиозными приметами, искупительными обрядами, заклинаниями и действиями, которые должны были отвратить зло. В каждой сфере повседневной жизни кельты считали необходимым защищаться от богов и сил Иного Мира так, как учили их друиды в глубокой древности; это учение повторяло каждое новое поколение жрецов и провидцев. Плохим человеком был тот, кто не исполнял все искупительные обряды, навлекая тем самым гнев богов: он считался просто глупцом, невоспитанным и лишенным разума.

Информация о работе Кельты: религия, искусство, быт