Кельты: религия, искусство, быт

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Одним из самых распространенных народов являются кельты. Они занимают огромное место в истории древней, да и средневековой Европы: являются главными действующими лицами протоистории всей Западной и Центральной Европы и принадлежат к числу народов, наиболее интересовавших античных историков.
В работе рассмотрены источники исследований кельтских народов: археология и сочинения античных авторов; миграции и расселения племен, быт, образ жизни, религия кельтов и друидов – жрецов, которые ведали делами религии; а также кельтское искусство: скульптура, монеты, посуда, оружие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ О КЕЛЬТАХ 4
1.1. Археологические данные 4
1.2. Античные писатели 7
2. КЕЛЬТСКОЕ ОБЩЕСТВО 11
2.1. Структура общества 11
2.2. Законы 14
3. БЫТ КЕЛЬТОВ 17
3.1. Внешний вид, одежда 17
3.2. Дома, крепости 19
3.3. Оружие, боевое снаряжение, колесницы 22
3.4. Ведение боя, поединки 23
3.5. Игры и охота, музыка и развлечения, еда и питье 25
4. РЕЛИГИЯ 28
4.1. Храмы, святыни и святилища 28
4.2. Друиды 29
4.3. Идолы, изображения, божества и культы 31
4.4. Праздники и ритуалы 34
4.5. Иной Мир 35
4.6. Птицы и животные в кельтской мифологии 36
5. КЕЛЬТСКОЕ ИСКУССТВО 38
5.1. Стили искусства 38
5.2. Монументальная каменная скульптура 39
5.3. Бронзовые фигурки и котлы 40
5.4. Монеты, зеркала 41
5.5. Керамика и эмаль 43
5.6. Ученость и литература 43
6. РИМСКАЯ ЭКСПАНСИЯ И РОМАНИЗАЦИЯ КЕЛЬТОВ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

курсовик кельты.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

     4.5. Иной Мир

     Кельты страстно и радостно верили в Иной Мир, дом богов, источник всех наслаждений и счастья. Они верили в продолжение материального существования. Их погребения были снабжены предметами, которые считались необходимыми для путешествия в Иной Мир и пира. Иной Мир естественным образом принадлежал каждому человеку: он был таким же определенным и почти столь же ощутимым местом, как и мир людей. 

     4.6. Птицы и животные в кельтской мифологии

     Птицы играли жизненно важную, основополагающую роль в системе  образов языческой кельтской  религии. Друиды изрекали предсказания на основании полета и крика птиц.

     Некоторые более  крупные и заметные птицы играли определенную роль во всей кельтской  традиции. Среди них — лебедь, журавль или аист, ворон, различные  виды уток и орел, который встречается намного реже. Лебедь всегда считался воплощением чистоты, красоты и возможной удачи. Журавль считался весьма зловещей птицей; в древнем кельтском мире есть его мясо было запрещено. Эту птицу никогда не любили, отвращение к ней проникло и в современную шотландскую традицию.

     Ворон был лжив и опасен, за ним нужен был глаз да глаз, и его следовало умиротворять с помощью определенных ритуалов. Именно в воронов превращались ирландские богини войны; ворон также был слугой и посланником некоторых богов.

     Птицы Иного Мира в языческой кельтской традиции пели нежными голосами; их пение заглушало боль и дарило наслаждение.

     Животные играли весьма яркую и отчетливую роль в кельтских традициях, уступая в этом только птицам. Кабан в древнем кельтском обществебыл животным par excellence. Начиная с латенского времени есть многочисленные свидетельства его почитания. Его страсть к плодам священного дерева — дуба — обеспечили свиньям и кабанам почетное место в кельтской мифологии.

     Также высоко почитались лошадь и олень. Бык играл несколько подчиненную роль, но тем не менее он все-таки был очень важен для местных культов. Баран, как в облике таинственной змеи с бараньей головой, так и в своем естественном виде, также фигурирует в культовых контекстах. Некоторые водные существа также играли свою роль в создании сверхъестественных легенд. Самым важным из них был лосось; его считали хранителем мудрости Иного Мира; его облик принимали некоторые божества, он был духом и символом священных рек и озер. Собака  также играла свою важную роль в мифологии кельтских народов.

 

      5. Кельтское искусство

     5.1. Стили искусства

     Ранний  стиль

     Кельтское искусство возникает в  V веке до н. э. На начальной стадии кельтское искусство было экспериментальным и незрелым, однако даже тогда оно уже имело яркий, индивидуальный характер и заимствованные элементы превратились в кельтские мотивы.

     Вальдальгесхаймский стиль

     Вторая фазе кельтского искусства — так называемоый вальдальгесхаймский стиль (около 325—250 годов до н. э.). Она показывает, что внутри старого стиля развились новые тенденции. Симметрия была отброшена, и узоры стали свободными и текучими. Художественные мотивы теперь еще дальше отходят от своих средиземноморских и восточных прототипов. Вальдальгесхаймский стиль широко распространился по всему кельтскому миру.

     Пластический  стиль

     Эта фаза латенского искусства датируется примерно 275 годом до н. э. Она возникла одновременно с так называемым стилем мечей. Пластический стиль широко использовался для предметов из бронзы, предназначенных в качестве украшений, а также для деталей колесницы. Это грубоватый стиль, с менее текучими движениями, чем предыдущие. Особенно впечатляют золотые торквесы этого периода. Значительный центр ремесленного производства в пластическом стиле, судя по всему, существовал на территории бойев (Богемия)

     Стиль мечей

     Этот стиль, который  датируется примерно 275 годом до н. э., намного более оригинален, чем пластический. Для него характерны легко гравированные линейные узоры на металлических изделиях, например бронзовых и железных ножнах. Этот стиль многим был обязан образцам стиля вальдальгесхаймского; в нем преобладали асимметрические мотивы. 

     5.2. Монументальная каменная скульптура

     Один из наиболее интересных предметов языческой Ирландии — это камень из Туро. Некогда он стоял снаружи укрепления во Фриморе, на территории поселка Туро в Голуэе. Камень представляет собой гранитный булыжник, которому придали куполообразную форму и покрыли декоративным орнаментом. Высота его составляет почти 4 фута, а покрывающий камень орнамент в основном асимметрический и криволинейный. Основу рисунка составляет листва и мотив диска. Общую разработку орнамента можно сравнить со столбом из Плацфельда.

     Небольшой предмет, по форме своей напоминающий камень из Туро, обнаружен в Барнвуде, графство Глостер. Он украшен трискеле, которые  предполагают некие мифологические ассоциации: трискеле было солярным символом и одним из стилизованных изображений символа креста в бронзовом веке. Его высота около 9,4 см.

     Кельты почитали некоторые камни и считали, что они находятся под прямым влиянием определенных божеств и духов. Очевидно, что камень из Туро использовался как культовый предмет, который мог быть связан с обрядами плодородия, составлявшими неотъемлемую часть обряда инаугурации ирландских королей.

     В Ирландии известны и другие камни, орнаментированные в латенском стиле; они, как и металлические изделия, подтверждают, что кельтские художники умели работать и с этим материалом.

     На поверхности  другого камня из Каслстрэнджа в  графстве Роскоммон был насечен рисунок из кривых линий, что опять-таки напоминает камень из Туро. Это гранитный валун высотой 2 фута; фактически это раннекельтская стела типа тех, что встречаются в Бретани и других местах.

     В Ирландии обнаружен  ряд образцов каменных фигур монументального масштаба, которые напоминают скорее североевропейские вещи, нежели скульптуры Прованса и долины Роны, на которые большое влияние оказали средиземноморские образцы.  

     5.3. Бронзовые фигурки и котлы

     Кельты изготовляли прекрасные изделия из бронзы Замечательная коллекция бронзовых изделий из Неви-ан-Суйя, а также большой клад, скорее всего зарытый кельтскими жрецами, чтобы спасти сокровища от римлян, происходит из местности с явными религиозными ассоциациями, расположенной на реке Луаре, напротив великого кельтского святилища в Флери-Флориак, и эта находка также говорит о существовании здесь значительного культового центра. Литая бронзовая скульптурка, изображающая танцующую женщину, великолепно передает впечатление ритма и движения. У бронзовой фигуры танцующего обнаженного мужчины черты лица и прическа — типично кельтские. Среди других фигур — изображение человека, видимо играющего на арфе или тарелках (инструмент ныне утерян). Он носит прилегающие клетчатые штаны и клетчатый жакет, давая нам интересный образец одного из типов кельтской одежды. Его волосы также причесаны по-кельтски. Здесь же был найден и великолепный кабан, длиной около 4 футов; видимо, это был боевой штандарт. В этой же коллекции и прекрасный бронзовый олень. Все изделия — весьма тонкой работы.

     Кельты использовали котлы в качестве домашней посуды, однако они также изготовляли их и для религиозных целей.  
 

     5.4. Монеты, зеркала

     Другим средством  выражения художественного и  мифологического сознания языческого кельтского мира были кельтские монеты. Они рассказывают о политической и экономической жизни, помогают проследить передвижения отдельных племен; изображенные на них мотивы дают нам больше знаний о кельтской мифологии.

     У кельтов Трансильвании  известны ранние монеты из серебра. Для кельтских художников они были стимулирующим и увлекательным поводом показать свое умение. Искусство чеканки монет зародилось в конце III века до н. э. Одним из источников вдохновения для кельтских монет послужили золотые статеры Александра III; они играли гораздо большую роль в восточных частях кельтского мира. Другим, менее влиятельным источником были золотые статеры Филиппа II Македонского. Еще один источник вдохновения для кельтских изготовителей монет пришел из Массилии и от западных греков.

     Кельтские художники  брали основной античный репертуар и преобразовывали его так же, как они преобразовали античные и другие мотивы в самом начале существования латенского стиля. Формальный натурализм античных монет возвысился в типично кельтскую фантастику. Здесь наблюдаются отрубленные головы, ноги лошадей, бегущие отдельно от тел, колеса колесниц, крутящиеся сами по себе, целый ряд культовых зверей и птиц, символы солнца, магические знаки и всевозможные мифологические чудеса. Позднее, уже под влиянием римских монет, на монетах стали появляться надписи. В основном это были сокращенные названия племен или имена отдельных вождей либо титулы. Таким образом, их распределение проливает значительный свет на перемены, происходившие в кельтском обществе, и на политику того времени. В Ирландии, как и в Шотландии и некоторых других северных частях Британии, местных монет не существовало.

     В монетах более  позднего периода наблюдается переход к натурализму, что особенно очевидно в монетах из белгских областей Британии; этот натурализм сложился под влиянием восточных кельтских ремесленников, которые предпочитали именно такой стиль.

     Монеты служили в основном для внешней торговли и должны были существовать у тех племен, которые регулярно торговали с народами вне кельтского мира. Натуральный обмен (бартер) был формой обмена внутри племени. Например, в Ирландии единицей стоимости была корова.

     Также великолепные бронзовые зеркала, которые изготовлялись в Британии с конца I века до н. э., также несли на себе некоторые из наиболее изящных и сложных образцов кельтского искусства. Зеркала были символами статуса, они говорили о социальном богатстве и силе, и они достигли своего расцвета примерно около 30 года до н. э. Толчком к их возникновению послужили греческие и этрусские зеркала. Однако кельтские зеркала, как и все другие аспекты кельтского искусства, уникальны и совершенно индивидуальны. Подвижное лекало использовалось для достижения эффекта «корзины», который мастера — изготовители зеркал очень любили.

     Зеркала обнаруживают в основном на юге Британии, и все они бронзовые. Зеркало из Мэйера, одно из самых прелестных в этом ряду, было, как считается, найдено в реке Темзе. Орнамент зеркала основан на мотиве круга; три круга связаны вместе и сочетаются с античным мотивом лиры-пальметки. Иногда только на отдельных частях зеркал имеются «плетеные» насечки, иногда же они используются для создания всего фона. Ручки таких зеркал также произведения искусства. Они тоже в основном сделаны из бронзы; встречается целый ряд элегантных форм. У более ранних зеркал ручки более простые. 
 
 

     5.5. Керамика и эмаль

     Белгская керамика — еще одно творение позднего кельтского искусства, достаточно хорошо представленное в этих белгских погребениях. Существовало два типа керамики, изготовленной на гончарном круге. Один из них — это так называемая tazza, или чаша на ножках, имеющая металлические прототипы; второй — это элегантная урна на пьедестале, в которую часто клали кремированные останки умершего. Излюбленными цветами белгских сосудов были черный и серый. Существовали и другие типы керамики; все они говорят об искусстве и утонченности белгских ремесленников.

     Еще один аспект индивидуальности белгского искусства — умелое использование эмали. Многие объекты украшали эмалью, в том числе кольца для сбруи, уздечки и другие части упряжи. В доримское время в эмали использовали какой-то один цвет, а именно красный. Искусство эмали процветало в восточных графствах Британии, в независимых белгских областях. Иногда с эмалью сочеталось голубое стекло; этот материл кельты использовали для украшения еще с гальштатских времен. В ранних белгских контекстах эмаль применяли в виде небольших бусинок, предположительно вместо коралловых бусинок, которые раньше использовали в подобных случаях. На этой стадии работа была в основном довольно простой. Позднее, в I веке до н. э., эмаль стали использовать для украшения более обширных поверхностей; при этом использовалась техника шанлеве.

Информация о работе Кельты: религия, искусство, быт