Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа
Одним из самых распространенных народов являются кельты. Они занимают огромное место в истории древней, да и средневековой Европы: являются главными действующими лицами протоистории всей Западной и Центральной Европы и принадлежат к числу народов, наиболее интересовавших античных историков.
В работе рассмотрены источники исследований кельтских народов: археология и сочинения античных авторов; миграции и расселения племен, быт, образ жизни, религия кельтов и друидов – жрецов, которые ведали делами религии; а также кельтское искусство: скульптура, монеты, посуда, оружие.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ О КЕЛЬТАХ 4
1.1. Археологические данные 4
1.2. Античные писатели 7
2. КЕЛЬТСКОЕ ОБЩЕСТВО 11
2.1. Структура общества 11
2.2. Законы 14
3. БЫТ КЕЛЬТОВ 17
3.1. Внешний вид, одежда 17
3.2. Дома, крепости 19
3.3. Оружие, боевое снаряжение, колесницы 22
3.4. Ведение боя, поединки 23
3.5. Игры и охота, музыка и развлечения, еда и питье 25
4. РЕЛИГИЯ 28
4.1. Храмы, святыни и святилища 28
4.2. Друиды 29
4.3. Идолы, изображения, божества и культы 31
4.4. Праздники и ритуалы 34
4.5. Иной Мир 35
4.6. Птицы и животные в кельтской мифологии 36
5. КЕЛЬТСКОЕ ИСКУССТВО 38
5.1. Стили искусства 38
5.2. Монументальная каменная скульптура 39
5.3. Бронзовые фигурки и котлы 40
5.4. Монеты, зеркала 41
5.5. Керамика и эмаль 43
5.6. Ученость и литература 43
6. РИМСКАЯ ЭКСПАНСИЯ И РОМАНИЗАЦИЯ КЕЛЬТОВ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в мировой культуре трудно проследить наследие какого-то одного народа. Можно лишь говорить о том, каким в нашем представлении является деление населения Земного шара на отдельные этнические группы, какова их роль в историческом процессе и, как следствие, в формировании современных цивилизаций.
Древние народы представляют очень интересный объект для изучения, ведь многие из них были разбросаны по огромной площади и привнесли значительный вклад в историю целого ряда современных стран. Их религия, культура, традиции передавались через века, менялись и не раз переплетались, придавая своеобразные оттенки и привкусы устоям соседних племен.
Одним из самых распространенных народов являются кельты. Они занимают огромное место в истории древней, да и средневековой Европы: являются главными действующими лицами протоистории всей Западной и Центральной Европы и принадлежат к числу народов, наиболее интересовавших античных историков.
Следы их существования обнаружены не только по всей Европе, побережью Средиземного моря, но и в западных частях Азии - ориентировочно от 1/13 до 1/10 частей суши. А всё потому, что они вели в основном кочевой образ жизни, постоянно завоёвывали и разведывали новые территории. Всё это было бы невозможно без четкой иерархии в обществе, которая позволила одним управлять, другим подчиняться.
В работе рассмотрены источники исследований кельтских народов: археология и сочинения античных авторов; миграции и расселения племен, быт, образ жизни, религия кельтов и друидов – жрецов, которые ведали делами религии; а также кельтское искусство: скульптура, монеты, посуда, оружие.
1. Источники знаний о кельтах
1.1. Археологические данные
Для того чтобы составить убедительное и реалистичное представление о происхождении древнейшего кельтского народа необходимо начать с краткого обзора археологии древнего кельтского мира.
Археологи выделили две основные фазы эволюции кельтского общества, которые они назвали гальштатом и латеном. Оба этих названия происходят от названий мест, где были сделаны значительные находки кельтского материала.
Эпоха гальштата начинается примерно в 700 году до н. э. В течение этого периода, который продолжался примерно до 500 года до н. э., в Европе произошла технологическая перемена первостепенной важности: при изготовлении оружия и инструментов железо заменило бронзу. Конечно, бронзу продолжали использовать. Именно в этот период в Европе впервые появляются люди, материальная культура которых может считаться кельтской. Около 500 года до н.э. эта культура меняется и преображается. Именно в латенский период полностью расцвела кельтская культура и кельтская экспансия достигла наибольшего размаха. Однако гальштатский период послужил предпосылкой для возникновения и полного расцвета кельтского общества.
Место находки кельтских памятников в Австрии, близ Гальштата, неподалеку от Зальцбурга, в Зальцкаммергуте, расположено на возвышенности на западном берегу озера Гальштат в красивой горной местности. Гальштат не был местом внезапного появления кельтской культуры — этому предшествовал долгий период развития. Однако в XIX веке здесь было найдено огромное количество предметов старины, и именно поэтому вся фаза кельтской доистории получила название гальштат.
В Гальштате были найдены древние соляные копи и огромное доисторическое кладбище. Для экономики общества раннего железного века соль, безусловно, имела первостепенное значение; она была основным источником богатства аристократии. Не только погребальный инвентарь и обряды захоронения, но и более скромные предметы, обнаруженные в самой шахте, многое рассказывают о повседневной жизни людей.
Многочисленные импортные предметы со всей Европы, погребальные приношения, обнаруженные в могилах Гальштата, свидетельствуют о торговых отношениях с Этрурией и Грецией, а также с Римом уже в III веке до н.э. Другие предметы происходят из области современных Хорватии и Словении. Янтарь указывает на связи с Севером; можно различить и египетское влияние. Помимо всех этих импортных вещей, существовало и местное производство керамики и изделий из металла.
Для второй фазы эволюции кельтов в Европе характерны кельтские предметы, обнаруженные в местечке Ла-Тен, которое и дало свое название тому периоду. Хотя сам характер места и число находок менее впечатляющи, чем в Гальштате, качество найденных предметов и религиозные мотивы сделали это открытие не менее значимым, чем гальштатское.
Анализ обнаруженных предметов показал, что они были кельтскими, однако здесь появляются новые стили искусства и культурные влияния, в которых отражалось влияние широких торговых контактов с Этрурией, миром Средиземноморья и другими областями. Основание греческой торговой колонии Массилия (ныне Марсель) в 600 году до н. э. и последующее открытие долины Роны стало мощным фактором в новой стадии развития кельтов. Эту новую стадию можно датировать примерно 500 годом до н. э. Весьма популярным импортным продуктом у латенских кельтов было вино из Этрурии и Средиземноморья.
Если говорить о ранних миграциях кельтских народов, то первый народ, который с уверенностью можно назвать кельтами, — это племена Центральной Европы, использовавшие железо и другие новые технологии. Они начали вести завоевания и расселились в довольно далеких областях, в том числе в Восточной Европе, и к 450 году до н. э. — в южных и восточных частях Британских островов. Уже примерно к 600 году до н. э. в северо-восточной Шотландии наблюдается присутствие населения гальштатского происхождения. Гальштатские культурные влияния достигли юга и востока Англии уже в VI веке до н. э. После первых фаз расселения племена стали перемешаться на север и на запад. Однако равнины Шотландии были колонизированы кельтами несколько позже.
Примерно с IV века до н. э. стала прибывать вторая большая волна кельтских иммигрантов. Они селились в Йоркшире, Сассексе и в других местах на южном побережье Англии. Иммигранты состояли из людей латенского происхождения. Именно они завезли на Британские острова легкую двухколесную боевую колесницу и впечатляющий стиль латенского искусства. Переселение кельтов в Ольстер принесло туда не только материальную культуру племен Йоркшира и юго-восточной Шотландии: поселенцы привезли с собой на северо-восток Ирландии и свои легенды. Последним значительным переселением кельтов на Британские острова было переселение белгов, племен из северо-восточной Галлии. Археологические свидетельства их переселения полностью подтверждаются историческими данными.
Белги переселились в Британию около 100 года до н. э. и обосновались в юго-восточной Англии. Они принесли туда свой собственный вариант кельтской культуры и свои религиозные культы. Воинственность этих народов ярко проявилась в их отношениях с римлянами, которые считали белгов самыми упрямыми и неуступчивыми из всех кельтов Британии и Галлии. Кроме того, белги были первыми, кто стал чеканить в Британии свою монету. Эти племена создали городские поселения — фактически настоящие города, такие как Сент-Олбанс (Веруламий), Силчестер (Каляева), Винчестер (Вента) и Колчестер (Камулодун).
Гальштатская колонизация
Ирландии отчасти могла идти из Британии,
однако есть данные, что она проходила
напрямую с континента и кельты попали
в Ирландию через северо-восточную Шотландию.
Имеющиеся данные о введении латенской
культуры в Ирландию показывают, что могло
быть два основных источника иммиграции:
один — через Британию примерно в I веке
до н. э. с основной концентрацией на северо-востоке,
и другое, более раннее движение прямо
с континента, которое датируется примерно
концом III — началом века до н. э. Это было
переселение в западную Ирландию.
1.2. Античные писатели
Другой источник данных о древних кельтах – сочинения античных авторов. Некоторые из их свидетельств о миграциях и поселениях кельтов весьма фрагментарны, некоторые — более детальны. Все эти свидетельства в целом передают подлинною информацию (конечно, делая скидку на эмоции автора и его политические пристрастия).
Первые два автора, упоминавшие о кельтах, — это греки Гекатей, который писал примерно во второй половине VI века до н. э., и Геродот, писавший несколько позже, в V веке до н. э. Гекатей упоминал об основании греческой торговой колонии в Массилии (Марсель), которая находилась на территории лигуров, по соседству с землей кельтов. Геродот также упоминает о кельтах и утверждает, что источник реки Дуная расположен в кельтских землях. Он свидетельствует о широком расселении кельтов в Испании и Португалии, где слияние культур двух народов привело к тому, что эти племена стали называть кельтиберами. Хотя Геродот ошибался относительно географического положения Дуная, считая, что он находится на Иберийском полуострове, возможно, его утверждение объясняется какой-то традицией о связи кельтов с истоками этой реки. Автор IV века до н. э. Эфор считал кельтов одним из четырех великих варварских народов (другие — персы, скифы и ливийцы). Это говорит о том, что кельтов, как и ранее, считали отдельным народом. Хотя политического единства у них практически не было, кельтам был свойственен общий язык, своеобразная материальная культура схожие религиозные представления. Все эти черты отличаются от неизбежных местных культурных традиций, которые появились в результате слияния традиций кельтов с традициями народов, среди которых они поселились на обширной территории Европы. Основной социальной единицей у кельтов было племя.
Каждое племя имело свое название, в то время как общим названием для всего народа было «кельты» (Celtae). Название Celtici продолжало существовать в юго-западной Испании до римского времени. Однако теперь считается что творцами этого названия были сами римляне, которые будучи знакомы с галлами, смогли распознать кельтов и в Испании, и поэтому назвали их Celtici. Нет никаких свидетельств об использовании этого термина по отношению к кельтам, жившим в древности на Британских островах; нет данных и о том, что кельтские обитатели этих областей назвали себя общим названием, хотя могло быть и так. Греческая форма слова «Keltoi» происходит из устной традиции самих кельтов.
Есть два других названия кельтов: галлы (Galli) — так называли кельтов римляне — и галаты (Galatae) — слово, которое часто использовали греческие авторы. Таким образом, у нас есть две греческие формы — Keltoi и Galatae — и эквивалентные им римские — Celtae и Galli. Цезарь пишет, что галлы именуют себя «кельтами», и представляется очевидным, что сверх своих отдельных племенных наименований именно так они себя и называли.
Римляне называли регион к югу от Альп Цизальпинской Галлией, а область за Альпами — Трансальпийской Галлией. Примерно около 400 года до н. э. кельтские племена, пришедшие из Швейцарии и южной Германии во главе с инсубрами вторглись в северную Италию. Они захватили Этрурию и прошли по итальянскому полуострову до самого Медиолана (Милан). Их примеру последовали другие племена. Произошло широкомасштабное расселение.
Используя завоеванные земли в качестве базы, отряды умелых воинов совершали набеги на обширные территории. В 390 году до н. э. они успешно напали на Рим. В 279 году галаты под предводительством вождя по имени Бренн атаковали Дельфы. Так же галаты во главе с Бренном и Болгием проникли в Македонию и попытались там поселиться. Греки упорно сопротивлялись. После атаки на Дельфы кельты были разбиты; тем не менее они остались на Балканах. Три племени перебрались в Малую Азию и после нескольких стычек поселились в северной Фригии, которая стала называться Галатией. Здесь у них было святилище под названием Друнеметон, «дубовая роща». Были у галатов и свои крепости, и они достаточно долго сохраняли национальную самобытность.
Уже к 225 году кельты начали терять контроль над Цизальпинской Галлией: этот процесс начался с сокрушительного поражения, которое римляне нанесли огромной кельтской армии при Теламоне. Среди войск кельтов были знаменитые гезаты — «копьеносцы», эффектные галльские наемники, которые поступали на службу к любому племени или союзу племен, которые нуждались в их помощи. Рассказывая о битве при Теламоне, римский автор Полибий живо описывает гезатов. Так же Полибий рассказывает, что кельтские племена, принимавшие участие в битве, — инсубры и бойи — носили штаны и плащи, однако гезаты сражались обнаженными. Римский консул Гай погиб в самом начале сражения и, по кельтскому обычаю, был обезглавлен. Но затем римлянам удалось заманить кельтов в западню, зажав их между двумя римскими армиями, и, несмотря на всю свою самоубийственную храбрость и выносливость, они были разбиты наголову. Так начался отход кельтов из Цизальпинской Галлии. В 192 году римляне, победив бойев в самой их цитадели — теперешней Болонье, — наконец добились господства над всей Цизальпинской Галлией. С этого момента везде стало происходить одно и то же: территория независимых кельтов постепенно сокращалась, а Римская империя наступала и разрасталась. К I веку до н. э. Галлия, которая на тот момент оставалась единственной независимой кельтской страной на континенте, вошла в состав Римской после окончательного поражения, которое нанес галлам Юлий Цезарь в начавшейся в 58 году войне. Цезарю понадобилось около семи лет, чтобы завершить покорение Галлии, и после этого началась быстрая романизация страны.
2. КЕЛЬТСКОЕ Общество
2.1. Структура общества
В общем и целом структура кельтского общества была одной и той же по всему языческому кельтскому миру. Археологические данные и античные писатели свидетельствуют о том, что общество было, по сути своей, аристократическим. Из всех этих разнообразных источников становится ясно, что на вершине общества стоял король. Однако к тому времени, как Цезарь завоевал Галлию, королевская власть во многих ведущих племенах была заменена главными магистратами (вергобретами), которые правили совместно с аристократией. Ниже короля стояла высшая знать, которая была в высшей степени аристократической и могущественной. Этот класс включал также жрецов, которые в Галлии (и Ирландии) всегда происходили из аристократии. Еще ниже стояли неблагородные свободные люди, владевшие землей и собственностью; в этот класс входили также наиболее выдающиеся ремесленники, прежде всего кузнецы, которые занимали в галльском обществе высокое положение. Только эти три класса населения имели какое-то значение в кельтском обществе. Остальное население состояло из несвободных членов общества, которые не имели никаких прав, не могли носить оружие, не владели землей и собственностью. Им жилось лишь чуть лучше, чем рабам. Это были в основном семьи, попавшие в трудное положение, представители завоеванных кельтами народов, сами рабы и так далее. Цезарь прямо говорит о том, что эти слои общества почти ничем не отличались от рабов. Рассказывая о кельтском обществе вообще, он пишет: «Во всей Галлии существуют вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом, ибо простой народ там держат на положении рабов: сам по себе он ни на что не решается и не допускается ни на какое собрание. Большинство, страдая от долгов, больших налогов и обид со стороны сильных, добровольно отдается в рабство знатным, которые имеют над ними все права господ над рабами. Но вышеупомянутые два класса — это друиды и всадники. Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания... они ставят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным; совершено ли преступление или убийство, идет ли тяжба о наследстве или о границах, — решают те же друиды; они же назначают награды и наказания; и если кто — будет ли это частный человек или же целый народ — не подчинится их определению, то они отлучают виновного от жертвоприношений. Это у них самое тяжелое наказание. … Друиды обыкновенно не принимают участия в войне и не платят податей наравне с другими; они вообще свободны от военной службы и от всех других повинностей... Другой класс — это всадники. Они все выступают в поход, когда это необходимо и когда наступает война (а до прихода Цезаря им приходилось почти ежегодно вести или наступательные, или оборонительные войны). При этом чем кто знатнее и богаче, тем больше он держит при себе слуг и клиентов. В этом одном они видят свое влияние и могущество».