Кельты: религия, искусство, быт

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Одним из самых распространенных народов являются кельты. Они занимают огромное место в истории древней, да и средневековой Европы: являются главными действующими лицами протоистории всей Западной и Центральной Европы и принадлежат к числу народов, наиболее интересовавших античных историков.
В работе рассмотрены источники исследований кельтских народов: археология и сочинения античных авторов; миграции и расселения племен, быт, образ жизни, религия кельтов и друидов – жрецов, которые ведали делами религии; а также кельтское искусство: скульптура, монеты, посуда, оружие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ О КЕЛЬТАХ 4
1.1. Археологические данные 4
1.2. Античные писатели 7
2. КЕЛЬТСКОЕ ОБЩЕСТВО 11
2.1. Структура общества 11
2.2. Законы 14
3. БЫТ КЕЛЬТОВ 17
3.1. Внешний вид, одежда 17
3.2. Дома, крепости 19
3.3. Оружие, боевое снаряжение, колесницы 22
3.4. Ведение боя, поединки 23
3.5. Игры и охота, музыка и развлечения, еда и питье 25
4. РЕЛИГИЯ 28
4.1. Храмы, святыни и святилища 28
4.2. Друиды 29
4.3. Идолы, изображения, божества и культы 31
4.4. Праздники и ритуалы 34
4.5. Иной Мир 35
4.6. Птицы и животные в кельтской мифологии 36
5. КЕЛЬТСКОЕ ИСКУССТВО 38
5.1. Стили искусства 38
5.2. Монументальная каменная скульптура 39
5.3. Бронзовые фигурки и котлы 40
5.4. Монеты, зеркала 41
5.5. Керамика и эмаль 43
5.6. Ученость и литература 43
6. РИМСКАЯ ЭКСПАНСИЯ И РОМАНИЗАЦИЯ КЕЛЬТОВ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

курсовик кельты.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

     Женщины носили туники длиной до земли, плащи, броши и другие украшения. Так же они носят приталенные колоколовидные юбки (трапеции). Юбки богато орнаментированы и украшены то ли колокольчиками, то ли бусинками. Женщины заняты прядением и тканьем.

     Пышная одежда древних кельтов, а также их страсть выставлять себя напоказ с помощью украшений и оружия резко контрастирует с суровой простотой их домов и быта. 

     3.2. Дома, крепости

     Кельтские дома в  плане были круглыми или прямоугольными. Внутренняя обстановка таких кельтских домов была чрезвычайно грубой. В круглых домах очаг располагался в центре комнаты, а в центре камышовой крыши было отверстие, через которое выходил дым. Над огнем висел огромный котел, подвешенный к матице дома; в нем варили огромное количество мяса, которое так любили кельты. Вдоль всей стены такого дома  шли своеобразные отсеки, которые называли imdae. Это было нечто вроде спальных отделений, в которых происходили различные виды хозяйственной деятельности аристократического дома. Усли нужно было уединиться, то такое отделение можно было закрыть от остального зала ширмой, тканью, кожей или плетеным экраном. Типичный диаметр круглого дома железного века составлял около 50 футов. Резиденция ирландского аристократа, вероятно, была достаточно мощной постройкой, которая включала в себя укрепленную ограду, парадную лужайку (по-ирландски «faithche») снаружи ограды; она, возможно, была и домашним пастбищем, и площадкой для военных игр и спортивной тренировки. Внутри ограды находилась собственно резиденция короля или аристократа и другие значительные постройки из дерева: жилища слуг, сараи и так далее.

     Основа ирландских домов, как и в других частях кельтского мира, была деревянной, причем деревянные планки клались внахлест; применялось и плетение из ивовых прутьев. Крышу поддерживали столбы, которые зачастую были украшены сложной резьбой. Снаружи имелись большие ворота и домик привратника, который следил за посетителями и разными задирами. Первостепенную важность имело запирание ворот на закате; так поступали даже в домах простых свободных людей, то есть ремесленников высшего разряда.

     Есть данные и  о том, что ирландские дома были двухэтажными. На уровне верхнего этажа была какая-то комната или закрытый балкон, выдававшийся наружу. Его называли grianan, то есть буквально «солнечная комната», «светлица». В ней размещались женщины. Здесь женщины проводили время, шили, вышивали и сплетничали — вдали от своих драчливых и обидчивых мужчин.

     Домашняя жизнь  обязательно предполагает наличие дома, а для войны нужны крепости и укрепления. Кельты были необыкновенно умелыми строителями крепостей и крепости составляют одну из наиболее типических и важных черт их материальной культуры, это еще раз показывает, насколько важной чертой в повседневной жизни была война. На всех стадиях кельтской истории гораздо больше материальных данных о крепостях, чем об обычных домах с их обстановкой. Кельтов, в отличие от их средиземноморских соседей, никогда не интересовало постоянное жилище и естественно возникающая при оседлой жизни утонченность домашнего быта.

     Вначале крепости занимали вершины холмов, что служило дополнительным средством защиты. Однако в период первых контактов с римлянами и даже до него они строили также большие «города» — оппидумы (oppida) на равнинах или в долинах рек.

     Самые крупные поселения появились в самую последнюю очередь. Например, в Бибракте (на Мон-Бовре близ Отена, Франция) длина «галльской стены» составляла около 5 километров и она огораживала площадь около 335 акров. Еще один пример — огромный оппидум в Манхинге (Бавария). Кельтские крепости — большие и маленькие, ранние и поздние — рассеяны по всей Европе. В Зависте (Чехословакия), был обнаружен форт площадью около 80 акров. В Британии во многих местах встречаются оппидумы белгов, например в Колчестере (Камулодун), Сент-Олбансе (Веруламий) или.Силчесте-ре (Каллева). Древнее их такие знаменитые форты, как Мэйден-Касл (графство Дорсет), площадь которого составляет 45 акров, Трапрэйн-Ло (Восточный Лотиан) — 40 акров и Стэнвик (Йоркшир), который в последнюю эпоху своего существования достиг размеров (хотя, может быть, и не роли) оппидума — 850 акров. Валы и рвы здесь простираются более чем на шесть миль.

     Крепости были неотъемлемой чертой кельтского образа жизни. Простые постройки раннего периода развились и стали более совершенными и сложными в период латена — в зависимости от степени средиземноморского влияния и заимствования средиземноморской архитектурной традиции, а также и в результате давления и осадной тактики римлян, что было гораздо страшнее, чем просто межплеменные войны. 

     3.3. Оружие, боевое снаряжение, колесницы

     Древнейшие сведения о кельтском оружии, в том числе  о том, которое послужило прототипом для более поздних образцов, конечно, дают погребения. Меч в сражении всегда был жизненно важен: в погребениях  эпохи гальштата (которые датируются около 700 года до н. э.) на смену бронзовому рубящему мечу, пришел длинный железный меч, которым также можно было рубить и вонзать. Использование нового металла — железа, разумеется, имело жизненно важное воздействие на качество и прочность оружия и его эффективность в сражении. Кельтские воины также носили пару копий с широкими лезвиями, использовавшихся для метания. В эпоху гальштата использовался также кинжал с широким лезвием. Когда стал популярным колющий железный меч, кинжал стали использовать для ближнего боя. В латенском оружии наблюдается влияние древнегреческих образцов.

     Кельты носили мечи в ножнах, покрытых орнаментированными листами бронзы, а также в железных. Кинжал также носили в ножнах. Луки и стрелы были не в моде.

     Шлемы не были в числе обычного вооружения воина. Кельты предпочитали идти в сражение с непокрытой головой, сделав сложную прическу. Шлемы, которые носили вожди, были коническими  или имели форму шапочки со сложным орнаментом; могли они быть огромными и широкими, как шлемы из Грезана и Антремона. Воины носили круглые деревянные щиты, а также кожаные. С середины III века до н. э. стали использоваться длинные овальные щиты. В Ирландии щит изготовлялся из ясеня и снабжался металлическим краем, сложным образом орнаментированным. Длина овального щита составляла более метра.

     Кельты постоянно  использовали в сражении легкую двухколесную боевую колесницу, в которую была запряжена пара небольших, специально выращенных пони. Корпус колесницы был легким, плетеным, хотя могли употребляться и колесницы с деревянными боковинами. Другие детали были бронзовыми, шины — железными.

     Колесницы использовались в Британии и предположительно попали в Ульстер из Йоркшира; однако в Ирландии остатков колесниц археологи пока не обнаружили, хотя в ранних текстах о них говорится постоянно. Они использовались в Шотландии до II века н. э. Колеса от колесниц находили в колодцах в Шотландии, например близ Ньюстеда в Роксбурге и на Бар-Хилл в Данбартоне. Практика войны на колесницах прекратилась в Галлии во времена Юлия Цезаря, то есть в I веке до н. э.

     Помимо легкой двухколесной колесницы, которая в основном служила для парадных целей, в кельтском мире использовалась и четырехколесная колесница.  

     3.4. Ведение боя, поединки

     Кельтские войска были известны своей отвагой и мужеством; женщины сражались так же отважно, как и мужчины. Вражеские укрепления кельтские воины брали с помощью деревянных лестниц, крепостные стены окружали, бросали на укрепления множество камней, чтобы на них никто не мог стоять. Во время штурма они делали крышу из щитов, подкапывали стены, поджигали ворота. Иногда кельты в качестве защиты использовали и повозки. С возвышенных мест одни метали стрелы, другие поражали врагов копьями и дротиками. Кипящая смола и куски сала, подаваемые из рук в руки, бросались в сторону врагов, чтобы не дать утихнуть пожару.

     Бой отличался жестокостью. В некоторых областях кельтского мира иногда встречается особый культ  отрезанных голов. По древним представлениям голова символизировала всего человека, и, вероятно, на основе этих представлений возник жестокий культ голов; воин привозил домой на шее своего коня отрезанную голову побежденного врага, как военный трофей, и прибивал ее к стене своего дома. Головы знатных лиц даже бальзамировались, а потом показывались гостям, как осязаемое доказательство храбрости хозяина. Об этом культе известно от древних писателей. Согласно Орозию, в нижнем течении Дуная использовали черепа врагов (в том числе и с волосами) в качестве кубков. И на кельтских монетах часто можно найти изображение воина, держащего в руке отрубленную человеческую голову.

     Другой важной чертой в военном деле кельтов был  обычай сражаться в поединках. У  ирландцев имелись на этот счет строгие  правила, одно из которых носило название fir fer, буквально «честная игра»: человеку, вступавшему в поединок, мог противостоять только один противник.

     Два кельта начинали битву с оскорблений в адрес друг друга; в то же самое время они восхваляли своих предков и семью и свою собственную доблесть во владении оружием. Все это приводило их в состояние боевой ярости, и они начинали жаждать крови и славы. Все человеческие чувства отступали на задний план, и их место занимала простая, грубая сила и хитрость, которые заставляли противников сражаться жестоко и кровожадно.

     Шум был очень  важен для кельтов во время  войны: он должен был вызвать страх, панику и отчаянный ужас в лагере врага. Страшный шум от воплей и брани воинов, а также призывов к богам о даровании силы и помощи еще усиливался от звуков труб. Трубы были снабжены бронзовыми головами зверей с деревянными языками, которые служили в качестве язычков-трещоток. В общем и целом шум был чудовищный. Остатки такой трубы, заканчивавшейся бронзовой головой кабана, были обнаружены близ Дескфорда в Банффшире. Этот предмет относится ко II веку н. э.  

     3.5. Игры и охота, музыка и развлечения, еда и питье

     Игры были широко распространены среди языческих  кельтов. Знатные люди постоянно  играли в некую настольную игру под  названием фидхелл («деревянная  мудрость»); В игре было два набора фишек, которые втыкали в доску на определенных позициях. Иногда в фидхелл играли просто для развлечения, но иногда ставки были высоки и имели жизненно важное значение. Играли и в другую настольную игру, которая называлась брандуб — «черный ворон». В недавно раскопанной белгской могиле в городе Уэлвин-Гарден были обнаружены игровые фигурки и кости.

     Так что многие настольные игры были очень популярны и, несомненно, помогали коротать долгие вечера. Поощрялись и спортивные игры на поле: сыновей и воспитанников аристократов учили играть с ранних лет.

     В древних преданиях  описывается очень популярная игра типа травяного хоккея, видимо во многом напоминавшая каман, в который играют в горных районах Шотландии, и родственная обычному хоккею.

     Помимо «шахмат» — фидхелла, игры под названием  брандуб и полевых спортивных игр для молодежи, была весьма популярна  охота — и как развлечение, и в силу необходимости. Распространенным времяпрепровождением была охота на птиц, в которой использовали пращу.

     Популярность у  кельтов охоты на птиц засвидетельствована и античными авторами.

     Кельты очень любили музыку, как инструментальную, так  и вокальную. На их праздничных собраниях  звучала музыка арфистов и игроков  на тимпане, а также песни бардов, которые исполняли свой репертуар перед аудиторией.

     Античные писатели упоминают о песнях и музыкальных инструментах, развлекавших слушателей. Афиней, цитируя Посидония, говорит: «Музыкой слух им ласкают так называемые барды — сочинители песенных славословий». Диодор Сицилийский также говорит о кельтах: «Есть среди них и поэты, слагатели песен, которых они называют «бардами». Исполняя песни в сопровождении инструмента, схожего с лирой, одних они воспевают, других порицают». В древних текстах упоминаются и другие инструменты, например свирели; по археологическим данным известны и трубы.

     Инструментальная  и вокальная музыка играла огромную роль на собраниях кельтов. На некоторых календарных праздниках (например, на празднике Карман в Уэксфорде, который проходил каждые три года 1 августа) устраивались состязания в музыке и пении.

     Праздники были посвящены какому-нибудь эпонимному божеству, обычно богине земли, тесно связанной с определенным географическим пунктом. Любое нарушение священного мира на таких больших календарных праздниках немедленно наказывалось смертью.

     В древних текстах  упоминаются также дураки и шуты; таких «эстрадных артистов» держали в знатных домах, чтобы веселить компанию.

     Особенно впечатляли средиземноморский мир кельтские обычаи, связанные с выпивкой. Способность кельтов поглощать крепкое спиртное проходит через всю их историю — и зачастую с печальными результатами. Например, Афиней, цитируя Посидония, рассказывает: «Тмин они кладут и в питье... На богатых пирах пьют неразбавленное привозное вино из Италии или Массалии и только изредка добавляют в него воды. На более скромных трапезах пьют пшеничную брагу, приправленную медом, а народ ее пьет и без приправ; называется она кормой. Отпивают они ее почасту, но понемногу, не более киафа из одной и той же чаши. Питье это разносит раб по кругу слева направо и обратно».

     На пирах островных кельтов часто пили вино, однако фактически наиболее популярным алкогольным напитком был эль (curium, галльское «corma»). Чаще всего для его приготовления использовали ячмень, однако употреблялись и рожь, и овес, и пшеница. Пили и другие сорта эля, а также медовуху. Другие алкогольные напитки делались из ягод. Хотя виски и стало считаться типичным напитком гойделов, первое упоминание о виски в ирландских анналах относится к 1405 году н. э. Еды и напитков кельтам хватало, по крайней мере высшим классам. Легкий доступ к соли, естественно, позволял засаливать и хранить мясо скота, забитого осенью. Рыба также считалась ценной пищей: ирландцы любили запекать лосося с медом и травами, а Афиней упоминает о рыбе, запеченной с солью, уксусом и тмином.

Информация о работе Кельты: религия, искусство, быт