Кельты: религия, искусство, быт

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Одним из самых распространенных народов являются кельты. Они занимают огромное место в истории древней, да и средневековой Европы: являются главными действующими лицами протоистории всей Западной и Центральной Европы и принадлежат к числу народов, наиболее интересовавших античных историков.
В работе рассмотрены источники исследований кельтских народов: археология и сочинения античных авторов; миграции и расселения племен, быт, образ жизни, религия кельтов и друидов – жрецов, которые ведали делами религии; а также кельтское искусство: скульптура, монеты, посуда, оружие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ О КЕЛЬТАХ 4
1.1. Археологические данные 4
1.2. Античные писатели 7
2. КЕЛЬТСКОЕ ОБЩЕСТВО 11
2.1. Структура общества 11
2.2. Законы 14
3. БЫТ КЕЛЬТОВ 17
3.1. Внешний вид, одежда 17
3.2. Дома, крепости 19
3.3. Оружие, боевое снаряжение, колесницы 22
3.4. Ведение боя, поединки 23
3.5. Игры и охота, музыка и развлечения, еда и питье 25
4. РЕЛИГИЯ 28
4.1. Храмы, святыни и святилища 28
4.2. Друиды 29
4.3. Идолы, изображения, божества и культы 31
4.4. Праздники и ритуалы 34
4.5. Иной Мир 35
4.6. Птицы и животные в кельтской мифологии 36
5. КЕЛЬТСКОЕ ИСКУССТВО 38
5.1. Стили искусства 38
5.2. Монументальная каменная скульптура 39
5.3. Бронзовые фигурки и котлы 40
5.4. Монеты, зеркала 41
5.5. Керамика и эмаль 43
5.6. Ученость и литература 43
6. РИМСКАЯ ЭКСПАНСИЯ И РОМАНИЗАЦИЯ КЕЛЬТОВ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

курсовик кельты.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

     Страбон также говорит  о высоком ранге друидов и  бардов, или ватов: «У всех галльских племен, вообще говоря, существует три группы людей, которых особенно почитают: барды, предсказатели и друиды. Барды — певцы и поэты; предсказатели ведают священными обрядами и изучают природу; друиды же вдобавок к изучению природы занимаются также и этикой».

     Цезарь упоминает  об обычае клиентелы, и это была одна из основных черт кельтского общества. Клиентская зависимость очень часто встречается в древнеирландском законодательстве, в сагах и в Ирландии известна как ceilsine. Один свободный человек мог стать клиентом или вассалом другого, более влиятельного. Эти отношения могли быть подтверждены соглашением между двумя сторонами. Таким образом, знатный человек становился богатым и знатным (соответственно числу своих клиентов), поскольку клиент заимствовал у своего лорда капитал и возвращал его обратно с процентами. Клиент сражался на службе у своего господина и сопровождал его при появлении в обществе. В обмен на это господин защищал своего клиента от опасностей и занимался его делами. О кельтском обычае клиентелы упоминает и Афиней, который говорит: «Кельты даже на войне не расстаются со своими нахлебниками, которых они называют параситами».

     Другой, весьма типичной чертой кельтского общества было воспитательство. Сыновей из семей мелкой знати обычно посылали жить и воспитываться в дома более могущественных аристократов; здесь их учили основам военного дела и всему остальному, чем следовало владеть знатному человеку. Это, конечно, давало господину дополнительную власть над клиентами — ведь под его контролем были их сыновья. В древнеирландской традиции связь между приемным сыном и приемным отцом была особенно близкой и искренней, а отношения между теми, кто воспитывался вместе, считались почти священными.

     Ребенок, отданный на воспитание, возвращался к своему отцу только после окончания обучения и, естественно, не мог в это время сопровождать его на публике. Девочек также посылали к приемным родителям, где они учились шить и вышивать. Мальчиков учили плавать, ездить верхом, пользоваться пращой и играть в такие игры, как фидхелл и брандуб. Плата приемным родителям могла быть разной в зависимости от ранга самого ребенка. В Ирландии мальчиков возвращали родителям в возрасте 17 лет, в то время как девочки отправлялись домой в 14 лет.

       Приемные дети были обязаны поддерживать своих приемных родителей в старости. Связь между детьми, воспитанными в одном доме, была очень близкой

     В языческой Ирландии друиды также занимали высокое место. Никто, включая самого короля, не мог говорить до того, как выскажется друид. В древних текстах друиды фигурируют не столько как жрецы, сколько как пророки, — видимо, потому, что христианские писцы не включали прямые упоминания о подлинных языческих религиозных обрядах в те истории, которые они записывали, хотя их следы порой можно различить.

     Кроме того, к числу  свободных и благородных людей  принадлежал и колесничий. Его  отношения с воином, которому он служил, были очень близкими.

     Такова была структура  языческого кельтского общества. Все  говорит именно о таком, аристократическом обществе, и в основном о вышеупомянутых трех классах — остальные люди почти не упоминаются; они не интересовали ни античных писателей, ни древних сказителей, а позднее — и археологов, поскольку оставили после себя не так много материальных предметов, которые выдержали бы испытание временем.  

     2.2. Законы

     Ирландские законы — это хранилище древнейшей, подлинной традиции. Валлийские законы также важны, однако они не отражают столь архаического взгляда на мир, как ирландские. В Ирландии законодательные трактаты в письменной форме восходят к VII веку н. э., и за ними лежат века устной традиции. Некоторые свидетельства античных авторов также помогают составить представление о том, как контролировалось кельтское общество на континенте, и о моральных кодексах, которые определяли его действия.

     Ирландские законы представляют собой трактаты, язык которых был намеренно темным и чрезвычайно техническим. Эти  законы именуются «законами брегонов», поскольку судья назывался breitheamh.

     В своей первоначальной письменной форме все законодательные трактаты относятся к VII веку н. э., хотя некоторые могут быть и более ранними. Все то традиционное право передавалось, в соответствии с общекельтским обычаем, устно, по крайней мере до VI века. Традиционно филиды — «пророки, провидцы» — были хранителями юридической мудрости. Считалось, что филиды обладали сверхъестественными способностями и мудростью, которая ставит их на один уровень с самими друидами.

     Значительная часть этого устно передававшегося наследия была облечена в форму стихов, что облегчало заучивание. Такие поэмы сочинялись силлабическим стихом еще в VII веке.

     Право было тайной наукой, секреты которой тщательно и усердно хранили специалисты-законники. Традиционное ирландское право было по своему происхождению и структуре индоевропейским.

     В Ирландии существовала весьма примитивная юридическая система, при которой общество никак не могло вынудить никого к исполнению частных обязательств. Однако в Уэльсе король, как представитель государства, вмешивался в исполнение судебных приговоров. В Ирландии огромную роль в осуществлении права играло наложение ареста на имущество виновного с целью заставить его выполнить свои обязательства. Так человека можно было заставить предстать перед судом. Когда сторонам удавалось договориться об этом, дело слушалось в доме судьи, и у обеих сторон были адвокаты, которые действовали от их имени. Обе стороны обязаны были предоставить поручителей, которые должны были гарантировать, что они примут решение судьи и будут действовать соответственно.

     Система кельтского права в целом слишком сложна и запутанна.

     Одной весьма архаичной  и интересной чертой в юридической  процедуре было использование голодовок  как средства выиграть дело. В некоторых  случаях истец начинал голодать перед домом ответчика; это вынуждало того согласиться предстать перед судом. Голодовка длилась от заката до рассвета, а ответчик также должен был поститься, и если хотел есть, то обязан был предложить еду и истцу. Затем он обязан был поклясться, что явится в суд или заплатит требуемую сумму. Если ответчик игнорировал голодающего и не хотел платить, он считался обесчещенным.

     Другой интересной архаической чертой ирландского  права был тот факт, что компенсация  за ущерб рассчитывалась согласно социальному рангу пострадавшего и объему нанесенного ущерба. Эта плата называлась lyg-n-enech — «цена чести».

     В законах речь идет о самых разнообразных вещах, например об отношениях между клиентом и патроном, основном и жизненно важном аспекте кельтской социальной организации: о пяти видах судебных процедур, которые назывались «Пять путей суждения»; о поручительстве; об аресте имущества ответчика; о «плате за больного» и т. п.

     Законы о браке  особенно интересны, поскольку в  них проявляются исключительно архаические черты: они были не затронуты христианскими нормами. Развод был делом нетрудным; есть даже свидетельства об обычае заключать брак сроком на год. Если обе стороны желали положить конец своему союзу, они могли это сделать. Неформальное сожительство также считалось вполне законным. У мужчины могла быть главная и вторая жена. Если первая жена напала и избила вторую, то она не обязана была за это отвечать, однако муж имел право требовать для себя компенсацию, если это сделает кто-либо другой. Вторую жену называли adaltrach – «прелюбодейка» («та, что совершает адюльтер»). В трактате о браке перечислено десять видов брачного союза, в том числе постоянный брак и временные отношения.

     Согласно древнеирландским законам, и дочерям позволялось наследовать, если не было сыновей.

     У ирландцев были разные кодексы морали и разное отношение  к поведение в обществе, и эти  кодексы сами по себе были исключительно  архаическими. Хотя общественная жизнь была варварской и грубой, при этом сохранялось сильное ощущение того, каким должно быть достойное поведение, чувство «соответствия вещей».

 

      3. БЫТ КЕЛЬТОВ

     3.1. Внешний вид, одежда

     Средиземноморским авторам кельты казались совершенно особенными людьми. Их внешний вид и их манера одеваться отличались от римских и греческих.

     Античные писатели посвящают достаточно много места  рассказам сначала о внешнем  виде кельтов, а затем и об их одежде. Древнеирландские тексты также подтверждают эту информацию.

     Диодор Сицилийский  говорит, что некоторые из кельтских мужчин носили короткие бороды, а другие брились: «Знатные мужчины выбривают щеки, а усы оставляют, чтобы те закрывали губы, так что во время еды кусочки пищи застревают в усах, когда же они пьют, напиток словно процеживается через сито».

     Так же он говорит об их волосах, и ирландские источники также подтверждают его слова: «Волосы русые от природы, причем этот естественный цвет они стараются усилить еще более с помощью искусственных средств. Поэтому галлы очень часто моют волосы известковым раствором и зачесывают их от лба к макушке и шее, напоминая, таким образом, видом своим сатиров и панов. Благодаря такому уходу волосы у них становятся толстыми, ничем не отличаясь от конской гривы».

     В ирландских сказаниях  постоянно описываются аристократы с белокурыми волосами, овальными лицами и светлой кожей. Мужчины, как и женщины, носили длинные волосы. Волосы для древних кельтов и их роль в «идеале» красоты для кельтов вообще был очень важны. Как мужчины, так и женщины заплетали волосы. Шлемов, как правило, не носили, поскольку они могли и спрятать, и испортить сложную прическу. У женщин были длинные волосы, и, в конечном счете, их красота зависела от кос и цвета волос. Для кельтов идеалом красоты были — обычно, хотя и не всегда — белокурые, густые, пышные волосы, уложенные в сложную прическу. Конечно, среди кельтской аристократии встречались и темноволосые.

     Кельтские мужчины  очень заботились о своей фигуре. Растолстеть было позорно. Размер и мощь их тел описаны классическими авторами, писавшими о белгах.

     Кельты тратили множество усилий на то, чтобы украсить себя. Кроме того, ирландские женщины окрашивали свои брови в черный цвет соком ягод и подкрашивали щеки с помощью травы под названием «руам».

     Кельты так же обращали внимание и на личную гигиену. В ранних сагах есть много упоминаний о том, как люди моются или ходят в баню. В отличие от обитателей средиземноморского мира они пользовались водой и мылом. Согласно ирландским сагам, они также применяли растительное масло и ароматные травы для того, чтобы умащать свое тело. Археологи обнаружили множество изящных зеркал и бритв, которые служили для туалета аристократов. Античные писатели упоминают о том, что кельтские женщины очень плодовиты.

     Внешний вид кельтов и фасон их одежды делали их вполне узнаваемыми и непохожими на соседей. Мужчины предпочитали носить штаны, что очень впечатляло одетых в тоги жителей Средиземноморья. Обычай носить штаны пришел из контактов с такими народами конников, как скифы и иранские племена. Гальштатские вожди  носили брюки (bracae). Очень прилегающие штаны, доходившие только до колена, носили воины. Среди ирландской аристократии штаны были практически неизвестны, хотя слуги их и носили. Одежда кельтов так же состояла из льняной туники до колена, перехваченной на талии поясом. На туниках зачастую были красивые каемки и вышивки. Пояса и кушаки были украшены бронзовыми и золотыми накладками. Поверх туники носили плащ, и это был самый важный предмет одежды как в Европе, так и на Британских островах; он имел как функциональный, так и социальный аспект. Длина и размер плаща указывали на социальный статус владельца. Плащ носили как мужчины, так и женщины. Плащ закалывали брошью из золота или серебра; он был шерстяным — легкий летом, толстый зимой. В Италию из Галлии импортировались шерстяные плащи — sagi.

     Аристократы носили множество украшений: «Вдобавок  к простодушию и храбрости  у них еще много глупости и  хвастовства, а также страсти  к украшению, ибо они не только носят золотые украшения —  ожерелья вокруг шеи и браслеты на руках и запястьях, но и сановники носят разноцветную расшитую золотом одежду. В силу такой душевной пустоты они нестерпимы как победители и выглядят совершенно растерянными, потерпев поражение».

     Среди другой одежды, упоминаемой в ирландских источниках, есть короткая прилегающая кожаная куртка, которую носили колесничие.

     Кельты носили кожаные башмаки и сандалии, а иногда и льняные туфли с кожаной подошвой. Известно, что носили и деревянные сандалии.

Информация о работе Кельты: религия, искусство, быт