Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:11, реферат
Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.
1. Добро и зло
2. Справедливость
3. Долг
4. Совесть
5. Ответственность
6. Достоинство и честь
7. Гуманизм как этический принцип
Категории этики
1. Добро и
зло
2. Справедливость
3. Долг
4. Совесть
5. Ответственность
6. Достоинство
и честь
7. Гуманизм как
этический принцип
Категории этики
– это основные понятия этической
науки, отражающие наиболее существенные
элементы морали.
Категории этики
– не только теоретические конструкции.
То, что образует формальный аппарат
теории, в то же время существует
в стихийно формирующемся сознании
общества. К примеру, категория справедливости,
содержание которой получило истолкование
еще у Аристотеля, существует в сознании
каждого человека, сознании любого общества,
социальной группы.
При всем разнообразии
подходов к определению системы
этических категорий можно
– добро и
зло;
– благо;
– справедливость;
– долг;
– совесть;
– ответственность;
– достоинство
и честь.
К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.
1. Добро и
зло
Добро и зло
– наиболее общие формы моральной
оценки, разграничивающие нравственное
и безнравственное.
Добро – категория
этики, объединяющая все, имеющее положительное
нравственное значение, отвечающее требованиям
нравственности, служащее отграничению
нравственного от безнравственного,
противостоящего злу.
Со времен древности
добро и зло истолковывались
как две силы, господствующие над
миром, надприродные, безличностные. Ф.
Энгельс писал: "Представления
о добре и зле так силь-
14
Глава II. Категории этики
но менялись
от народа к народу, от века к веку,
что часто прямо противоречили одно другому"[1].
Религиозная этика
видит добро как выражение
разума или воли Бога. В различных
учениях добро принято выводить
из природы человека, из общественной
пользы, из космического закона или
мировой идеи и т. д. Само определение
добра достаточно сложно. Некоторые ученые
отказываются от попытки дать определение
добра, указывая, что это верховная, исходная
и конечная категория, которая не может
быть охвачена какой-либо дефиницией.
Зло – категория
этики, по своему содержанию противоположная
добру, обобщенно выражающая представление
о безнравственном, противоречащем требованиям
морали, заслуживающем осуждения. Это
общая абстрактная характеристика отрицательных
моральных качеств.
Моральное зло
следует отличать от социального зла
(противоположности блага). Моральное
зло имеет место тогда, когда оно – проявление
воли определенного лица, группы лиц, социального
слоя. Обычно как моральное зло оценивают
отрицательные поступки людей.
Происхождение
зла объясняется по-разному. В религиозных
учениях зло – фатальная неизбежность
человеческого существования. Иммануил
Кант считал зло необходимым следствием
чувственной природы человека. Французские
просветители объясняли зло результатом
непонимания человеком своей подлинной
природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим
устройством общества.
Понятия добра
и зла, как и другие нравственные
категории, всегда занимали умы.
Вот о чем
спорили образованные молодые люди
начала прошлого века (Онегин и Ленский
во второй главе "Евгения Онегина"
А. С. Пушкина). "Меж ними все рождало
споры И к размышлению влекло: Племен минувших
договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки
вековые, И гроба тайны роковые, Судьба
и жизнь в свою чреду, Все подвергалось
их суду".
С категорией добра
связано и такое понятие, как добродетель
– устойчивые положительные качества
личности, указы-
1. Добро и
зло 15
вающие на ее
моральную ценность. Добродетели
противостоит порок.
Добродетельный
человек не только признает положительные
нравственные принципы и требования, но
и творит добро, поступая в соответствии
с ними (добродеять – делать добро). Представления
о добродетели, как и о добре, исторически
изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии
с учением Платона добродетель связывалась
с такими нравственными качествами, как
мужество, умеренность, мудрость, справедливость.
Христианская вера в эпоху средневековья
выдвинула три основные добродетели: веру,
надежду, любовь (как веру в Бога, надежду
на его милость и любовь к нему).
При всей изменчивости
взглядов в разное время и в различных
слоях общества честность, гуманность,
мужество, бескорыстие, верность и т. п.
оценивались и оцениваются положительно.
Вот как описан в послесловии к роману
Э. М. Ремарка "Тени в раю" (М., 1972. С.
428–429) своеобразный нравственный кодекс
положительных героев. "Будь добр и
мужествен; свято выполняй долг человеческого
братства и солидарности, не проходи безучастно
мимо чужого горя; терпящему бедствие
приди на помощь даже в ущерб себе; будь
верен в любви и дружбе, непримирим к подлости
и беспощаден к негодяям; совершив достойный
поступок, не пыжься и не гордись, не произноси
громких фраз и благородных сентенций;
будь равнодушен к богатству, карьере
и другим рычагам личного возвышения;
не унижайся и не унижай, блюди честь и
достоинство".
Добродетели иногда
связывают с определенным социальным
положением личности. Так, можно говорить
о воинских добродетелях. А. В. Суворов
в наставлении И. О. Курису писал:
"1. Добродетель, замыкающаяся в честности,
которая одна тверда. Она: в сдержании
слова, в безлукавствии и осторожности,
в безмщении. 2. Солдату – бодрость, офицеру
– храбрость, генералу – мужество".
У средневековых
рыцарей существовал целый
В обыденной
жизни благо – все, что способствует
человеческой жизни, служит удовлетворению
материальных и духовных потребностей
людей, является средством для достижения
16
Глава II. Категории этики
определенных
целей. Это и природные блага,
и духовные (познание, образование,
предметы культурного потребления).
Полезность не всегда совпадает с
благом. Например, искусство лишено утилитарной
пользы; развитие промышленности, материального
производства приводит человечество на
грань экологической катастрофы.
Добро – разновидность
духовного блага. В этическом
смысле понятие блага часто
2. Справедливость
Справедливость
в обществе понимается в различных
аспектах. Это категория морально-
Аристотель впервые
разделил справедливость на уравнительную
(справедливость равенства) и распределительную
(справедливость пропорциональности).
Эти аспекты справедливости сохраняют
свое значение и в современных условиях.
Несправедливость
противоположна справедливости. Она
там, где человек принижен, его
права и достоинство не обеспечены,
между людьми нет равенства, а
блага, воздаяние за добро и зло
распределяются непропорционально.
Справедливость
главенствует в профессиональной деятельности
юристов. Само понятие "юстиция" по
латыни означает справедливость (justitia).
Юрист, таким образом, "представитель
справедливости".
Справедливость
– этическая и правовая категория.
"Эта категория, – пишет Е. А.
Лукашева, – подчас объявляется этиками
как специфически моральная, а юристами
– как специфически правовая"[3].
Идея справедливости,
требование справедливости пронизывают
законодательство современного демократического
общества. Правовое выражение требования
справедливости со-
3. Долг 17
держится во
Всеобщей декларации прав человека, в
том числе применительно к
деятельности суда. В частности, ст.
10 Декларации гласит: "Каждый человек,
для определения его прав и
обязанностей и для установления
обоснованности предъявленного ему уголовного
обвинения, имеет право, на основе полного
равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено
гласно и с соблюдением всех требований
справедливости независимым и беспристрастным
судом". Ст. 14 Международного пакта о
гражданских и политических правах, формулируя
общее требование справедливости к судам
при производстве по уголовным и гражданским
делам, конкретизирует его в виде минимума
процессуальных гарантий для каждого
обвиняемого в уголовном преступлении.
Требование справедливости
в государстве и обществе воплощается
в основных принципах и конкретных нормах
Конституции Российской Федерации.
Для профессии
юриста справедливость есть нераздельный
нравственный и служебный долг.
Справедливость
считают синонимом правосудия. Правосудие
с древних времен изображали с повязкой
на глазах, с весами и мечом. Это означает,
что судящий должен быть беспристрастен,
что прежде, чем решить, он обязан точно
взвесить все "за" и "против",
а решив непреклонно проводить справедливое
решение в жизнь.
В юридической деятельности
принципиальна проблема соотношения законности
и справедливости. В силу известной консервативности
законодательства и сложности регулируемых
им отношений могут возникать ситуации,
когда решение, формально соответствующее
букве закона, окажется несправедливым,
а также ситуации противоположного рода.
Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.
3. Долг
Долг – категория
этики, означающая отношение личности
к обществу, другим людям, выражающееся
в нравственной обязанности по отношению
к ним в конкретных условиях.
18
Глава II. Категории этики
Долг представляет
собой нравственную задачу, которую
человек формулирует для себя сам на основании
нравственных требований, обращенных
ко всем. Это личная задача конкретного
лица в конкретной ситуации.
Долг может
быть социальным: патриотический, воинский,
долг врача, долг судьи, долг следователя
и т. п. Долг личный: родительский, сыновний,
супружеский, товарищеский и пр.
Успешно выполнять
свои функции работники судов
и прокуратуры могут только тогда,
когда они глубоко осознали социальное
значение своей деятельности и обладают
высоким чувством долга, готовы до конца,
вопреки всем трудностям и препятствиям,
его выполнить. Судья, прокурор, следователь
не может мириться с нарушениями законов,
прав человека, интересов общества и государства.
В глазах общества
судья, прокурор, следователь – непреклонный
страж законности, которым движет только
чувство долга, не допускающий компромиссов,
сделок с совестью, не поддающийся каким-либо
влияниям и служащий только закону и справедливости.
Но чтобы действовать таким образом, недостаточно
занимать определенную должность и знать
законы. Необходимы еще соответствующие
нравственные качества, позволяющие твердо
стоять на страже справедливости, несмотря
ни на какие влияния.
Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), а которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.
4. Совесть
Совесть иногда
называют другой стороной долга. Совесть
– самооценивающее чувство, переживание,
один из древнейших интимно-личностных
регуляторов поведения людей.
Совесть – категория
этики, характеризующая способность
человека осуществлять нравственный самоконтроль,
внутреннюю самооценку с позиций
соответствия своего поведения требованиям
нравственности, самостоятельно формулировать
для себя нравственные задачи и требовать
от себя их выполнения.
Совесть – субъективное
осознание личностью своего долга
и ответственности перед