Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:16, контрольная работа
В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.
Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные понятия 5
Глава 2. Содержание основных категорий профессиональной этики
(долг, честь, совесть, ответственность, надежность и др.) 7
2.1 Добро и зло 7
2.2 Справедливость 9
2.3 Долг 11
2.4 Совесть 11
2.5 Ответственность 12
2.6 Достоинство и честь 13
2.7 Гуманизм как этический принцип 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Администрация городского округа Самара
АМОУ ВПО «САМАРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Факультет «Управления и информационных технологий»
Специальность
«Управление персоналом»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Этика деловых отношений»
на тему
«Понятие и содержание основных категорий
профессиональной этики (долг, честь, совесть,
ответственность, надежность)»
Студент группы 711С Емельянова Е.В. | |
Доцент Рубан Г.А. | |
«___»_______________ 2011 г. Работа
защищена с оценкой: ______________________________ «____»______________ 2011 г. ______________________________ |
Самара – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные понятия 5
Глава 2. Содержание основных категорий профессиональной этики
(долг,
честь, совесть,
2.1 Добро и зло 7
2.2 Справедливость 9
2.3 Долг 11
2.4 Совесть 11
2.5 Ответственность 12
2.6
Достоинство и честь
2.7
Гуманизм как этический
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
17
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.
Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.
Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.
Традиционная задача этики – быть «практической философией» – реализуется нормативной этикой, которая «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (категорий), в обосновании и оценке моральных ценностей, в установлении их субординации. Нормативная этика выступает своеобразной формой связи теоретической этики и практической морали, т.е. служит «передаточным механизмом» от теоретической к прикладной этике, занимающейся моральными коллизиями в конкретных ситуациях и сферах общественной практики.
Категория – это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета. Этические категории – это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности. Длительная история развития этики, многообразие явлений, которые она изучает, а также глубина теоретических разработок – все это способствовало возникновению и развитию богатого категориального аппарата.
Особенностью категорий этики является то, что многие из них являются словами обыденного языка, например, «добро», «счастье», «свобода» и др. Это происходит потому, что предмет этики непосредственно связан с жизнедеятельностью людей, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в повседневной жизни.
История этики дает нам множество различных норм, в частности, знаменитый Декалог – десять заповедей Ветхого завета.
При этом необходимо помнить, что норма – не цель, а средство. Она значима не сама по себе, а своим идеальным обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и лишена нравственного содержания.
Следует отметить, что каждая категория этики отражает определенную сторону нравственности, а в целом категориальный аппарат – реальное нравственное бытие человека, его сложность, иерархичность. Поэтому каждая категория не существует сама по себе, а находится во взаимодействии с другими.
Итак,
сущность любого явления обозначается
определенными категориями. Но особое
место среди этических категорий занимают
такие нравственные феномены, как Добро,
Свобода, Справедливость, Честь, Достоинство,
Совесть, Смысл жизни, Счастье, Любовь.
Их роль в системе морали настолько велика,
что они по праву могут быть отнесены к
высшим моральным ценностям, так как
от их правильного понимания во многом
зависит наша нравственность: наши взгляды,
оценки, поступки.
Глава 1. Основные понятия
Под
этикой понимается система универсальных
и специфических нравственных требований
и норм поведения, реализуемых в процессе
обжественной жизни1.
Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.
Как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Это – узловые пункты человеческого познания2.
В
этическом отношении эти
Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.
В литературе, посвященной проблемам деловой этики, если авторы вообще считают необходимым отличать “этику” от “морали”, как правило, предполагается, что этические аспекты представлены в социальных взаимодействиях, а моральные — во внутренних оценках личности. Однако и в том и в другом случае речь идет о различении добра и зла, справедливого и несправедливого, хорошего и дурного.
Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.
Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество.
Профессиональная
этика призвана регулировать человеческие
отношения в сфере
Основа
профессиональной этики в сфере
сервиса – нетерпимость к пренебрежению
общественными интересами, высокое
сознание общественного долга.
Глава 2. Содержание основных категорий профессиональной этики (долг, честь, совесть, ответственность, надежность и др.)
Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.
Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы. У Канта на первом месте стоит долг, а у других философов – по-другому.
Нормы
формируются на уровне общественного
сознания, и это отражается категориями
«добро и зло». Но в практику эти нормы
воплощаются только через поведение конкретного
человека, после того как информация о
норме пропущена через индивидуальное
сознание, – это отражается категориями
честь, достоинство и совесть. Но что бы
мы ни делали, мы всегда действуем среди
людей и по отношению к людям. Личные поступки
описываются категориями долг и ответственность.
2.1
Добро и зло
Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро и зло, – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред. Добро и зло конкретно историчны.
Добро
– категория этики, объединяющая
все, имеющее положительное
Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому"3.
Религиозная
этика видит добро как
Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.
Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.