Понятие и содержание основных категорий профессиональной этики (долг, честь, совесть, ответственность, надежность)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.
Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные понятия 5
Глава 2. Содержание основных категорий профессиональной этики
(долг, честь, совесть, ответственность, надежность и др.) 7
2.1 Добро и зло 7
2.2 Справедливость 9
2.3 Долг 11
2.4 Совесть 11
2.5 Ответственность 12
2.6 Достоинство и честь 13
2.7 Гуманизм как этический принцип 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

Контрольная по этике.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

    Администрация городского округа Самара

    АМОУ  ВПО «САМАРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

    Факультет «Управления и информационных технологий»

    Специальность «Управление персоналом» 
     

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Этика деловых отношений»

на тему «Понятие и содержание основных категорий профессиональной этики (долг, честь, совесть, ответственность, надежность)» 
 

 
    Выполнил:

    Студент группы 711С

    Емельянова  Е.В.

 
    Научный руководитель:

    Доцент  Рубан Г.А.

 
    Результат проверки: _______________

    «___»_______________ 2011 г.

    Работа  защищена с оценкой: __________________________________

    «____»______________ 2011 г.

    __________________________________

 
 
 

    Самара – 2011

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ          3

    Глава 1. Основные понятия        5

    Глава 2. Содержание основных категорий профессиональной этики

    (долг, честь, совесть, ответственность,  надежность и др.)   7

     2.1 Добро и зло          7

     2.2 Справедливость         9

     2.3 Долг                  11

     2.4 Совесть                  11

     2.5 Ответственность                12

     2.6 Достоинство и честь               13

     2.7 Гуманизм как этический принцип             14

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                 16

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ            17 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время возрастает значение профессиональной этики  в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.        

     Профессиональная  этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.

     Сегодня, когда имеет место опережающее  развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.

     Традиционная  задача этики – быть «практической  философией» – реализуется  нормативной этикой, которая «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий (категорий), в обосновании и оценке моральных ценностей, в установлении их субординации. Нормативная этика выступает своеобразной формой связи теоретической этики и практической морали, т.е. служит «передаточным механизмом» от теоретической к прикладной этике, занимающейся моральными коллизиями в конкретных ситуациях и сферах общественной практики.

     Категория – это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета. Этические категории – это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности. Длительная история развития этики, многообразие явлений, которые она изучает, а также глубина теоретических разработок – все это способствовало возникновению и развитию богатого категориального аппарата.

     Особенностью  категорий этики является то, что  многие из них являются словами обыденного языка, например, «добро», «счастье», «свобода» и др. Это происходит потому, что предмет этики непосредственно связан с жизнедеятельностью людей, с теми смыслами и ориентирами, которыми они руководствуются в повседневной жизни.

     История этики дает нам множество различных  норм, в частности, знаменитый Декалог  – десять заповедей Ветхого завета.

     При этом необходимо помнить, что норма – не цель, а средство. Она значима не сама по себе, а своим идеальным обоснованием. Без связи с идеалом норма формальна и лишена нравственного содержания.

     Следует отметить, что каждая категория этики  отражает определенную сторону нравственности, а в целом категориальный аппарат – реальное нравственное бытие человека, его сложность, иерархичность. Поэтому каждая категория не существует сама по себе, а находится во взаимодействии с другими.

     Итак, сущность любого явления обозначается определенными категориями. Но особое место среди этических категорий занимают такие нравственные феномены, как Добро, Свобода, Справедливость, Честь, Достоинство, Совесть, Смысл жизни, Счастье, Любовь. Их роль в системе морали настолько велика, что они по праву могут быть отнесены к высшим моральным ценностям, так как от их правильного понимания во многом зависит наша нравственность: наши взгляды, оценки, поступки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Основные понятия

     Под этикой понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе обжественной жизни1.  

     Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

     Как и всякая наука, этика располагает  богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Это – узловые пункты человеческого познания2.

     В этическом отношении эти категории  отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к  коллективу с точки зрения добра  и зла, долга, чести, справедливости. Другими словами, категории этики можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т. п.

     Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.

     В литературе, посвященной проблемам  деловой этики, если авторы вообще считают необходимым отличать “этику” от “морали”, как правило, предполагается, что этические аспекты представлены в социальных взаимодействиях, а моральные — во внутренних оценках личности. Однако и в том и в другом случае речь идет о различении добра и зла, справедливого и несправедливого, хорошего и дурного.

     Профессиональная  этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.

     Профессиональная  этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.

     Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество.

     Профессиональная  этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая профессия имеет свою специфику  принятой в ней и действующей  системы ценностей. Причем один и  тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.

     Основа  профессиональной этики в сфере  сервиса – нетерпимость к пренебрежению  общественными интересами, высокое  сознание общественного долга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Содержание основных категорий профессиональной этики (долг, честь, совесть, ответственность, надежность и др.)

       

     Основные  категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.

     Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы. У Канта на первом месте стоит долг, а у других философов – по-другому.

     Нормы формируются на уровне общественного  сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Но в практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, – это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долг и ответственность. 

     2.1 Добро и зло 

     Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

     Добро и зло, – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред. Добро и зло конкретно историчны.

     Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного  от безнравственного, противостоящего злу.

     Со  времен древности добро и зло  истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления  о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому"3.

     Религиозная этика видит добро как выражение  разума или воли Бога. В различных  учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или  мировой идеи и т. д. Само определение  добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

     Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

     Моральное зло следует отличать от социального  зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

Информация о работе Понятие и содержание основных категорий профессиональной этики (долг, честь, совесть, ответственность, надежность)