Категории этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:11, реферат

Описание работы

Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

Содержание

1. Добро и зло
2. Справедливость
3. Долг
4. Совесть
5. Ответственность
6. Достоинство и честь
7. Гуманизм как этический принцип

Работа содержит 1 файл

Категории этики.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

5 Ответственность               19 

выступающее как  долг и ответственность перед  самим собой[4]. 

Чувство совести  ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность  – люди нередко апеллируют к собственной  совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п. 

Роль совести  особенно важна, когда человек находится  перед моральным выбором, а внешний  контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен. 

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей  жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается  перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

5. Ответственность 

Ответственность – категория этики, характеризующая  личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному  долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. 

Решая вопрос о  нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том  числе: способен ли человек выполнять  предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть. 

Ответственность – обязанность и необходимость  давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные  последствия. 

Ответственность – в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретиче- 

20         Глава II. Категории этики 

ские обоснования  уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

6. Достоинство  и честь 

Достоинство –  категория этики, означающая особое моральное отношение человека к  самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как  личности. 

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности. 

В то же время  достоинство личности требует от других уважения к ней, признания  за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности. 

Понятие достоинства  личности опирается на принцип равенства  всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого  человека на уважение, запрет унижать  его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей. 

Честь как категория  этики означает моральное отношение  человека к самому себе и отношение  к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...). 

Честь и достоинство  тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. 

Исторически честь  в моральном сознании общества появилась  в виде представлений о родовой  и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельно- 

7. Гуманизм как  этический принцип     21 

сти, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит. 

Таковы были представления об офицерской чести  в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина. 

В России, как  и в других европейских странах, способом решения вопросов чести  являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра I еще в 1702 году, дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины II 1787 года и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 года, по существу, узаконил дуэль в армии. (Установленная в армии процедура, предшествовавшая офицерской дуэли, описана А. И, Куприным в повести "Поединок".) В спорах по поводу допустимости или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее противников. Так, известный криминалист Спасович утверждал, что "обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом – жизнью – за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться. 

Честь обязывает  человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично  и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит. 

Репутация –  мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие. 

Кодекс чести  судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью в любой  ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить  ущерб репутации.

7. Гуманизм как  этический принцип 

Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип  мировоззрения, в том числе нравственности, означающий 

22         Глава II. Категории этики 

признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества. 

Сторонники гуманизма  провозглашают человека центром мироздания, венцом природы. Его стремление к счастью, наслаждению со времен глубокой древности объявлялось основой нравственности. 

Философ И. Кант, обосновывая свою теорию нравственности, в которой мораль рассматривалась  как область должного, сформулировал гуманистическое в своей сущности требование, названное категорическим императивом. Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству". 

Категорический  императив провозглашает важнейшее  гуманное положение, означающее, что  всякий человек заслуживает отношения  к нему как к личности, достоин  быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу. 

Идею категорического  императива Канта поддерживали многие мыслители, в том числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосуществима. 

Картину общества, живущего не в соответствии с идеалами Канта, обрисовал Пушкин в главе  второй "Евгения Онегина": 

"... все предрассудки  истребя, 

Мы почитаем всех нулями, 

А единицами  себя; 

Мы все глядим в Наполеоны; 

Двуногих тварей миллионы 

Для нас орудие одно; 

Нам чувство  дико и смешно". 

Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное  нравственное требование, получившее название "Золотое правило". Оно  формулируется в позитивной форме: "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе", или же в негативной форме: "не поступай... " и т. д. В русской пословице оно получило такую интерпретацию: "чего в других не любишь, того не делай сам". 

7. Гуманизм как  этический принцип     23 

"Золотое правило"  содержит гуманистическую идею  равенства всех людей. Оно означает  право и обязанность личности  брать на себя ответственность  за свои поступки, способствует  выработке стремления ставить себя на место другого. 

Этические категории  и принципы пронизывают всю жизнь  людей, даже и тех, кто не имеет  представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том  числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению

Информация о работе Категории этики