Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:11, реферат
Категории этики – не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.
1. Добро и зло
2. Справедливость
3. Долг
4. Совесть
5. Ответственность
6. Достоинство и честь
7. Гуманизм как этический принцип
5 Ответственность
19
выступающее как
долг и ответственность перед
самим собой[4].
Чувство совести
ограждает человека от дурного, порочного,
стимулирует благородство, ответственность
– люди нередко апеллируют к собственной
совести и к совести других,
дают оценку себе и другим, используя понятия
"чистая совесть", "нечистая совесть",
"уснувшая совесть", "совестливый
человек", "бессовестный", "угрызения
совести" т. п.
Роль совести
особенно важна, когда человек находится
перед моральным выбором, а внешний
контроль со стороны общественного мнения
или исключается, или затруднен.
Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.
5. Ответственность
Ответственность
– категория этики, характеризующая
личность с точки зрения выполнения
ею нравственных требований, соответствия
ее моральной деятельности нравственному
долгу, рассматриваемого с позиций
возможностей личности.
Решая вопрос о
нравственной ответственности, необходимо
учитывать ряд факторов, в том
числе: способен ли человек выполнять
предписанные ему нравственные обязанности;
правильно ли он их понял; должен ли
он отвечать за последствия своих действий,
на которые влияют внешние обстоятельства;
может ли человек эти последствия предвидеть.
Ответственность
– обязанность и необходимость
давать отчет в своих действиях,
поступках, отвечать за их возможные
последствия.
Ответственность
– в целом философско-социологическое
понятие. Ответственность в этике и ответственность
в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру,
напомнить теоретиче-
20
Глава II. Категории этики
ские обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.
6. Достоинство
и честь
Достоинство –
категория этики, означающая особое
моральное отношение человека к
самому себе и отношение к нему
со стороны общества, окружающих, основанное
на признании ценности человека как
личности.
Сознание человеком
собственного достоинства есть форма
самосознания и самоконтроля. Человек
не совершает определенного поступка,
считая, что это ниже его достоинства.
Достоинство – выражение ответственности
человека за свое поведение перед самим
собой, форма самоутверждения личности.
Достоинство обязывает совершать нравственные
поступки, сообразовывать свое поведение
с требованиями нравственности.
В то же время
достоинство личности требует от
других уважения к ней, признания
за человеком соответствующих прав
и возможностей и обосновывает высокую
требовательность к нему со стороны окружающих.
В этом отношении достоинство зависит
от положения человека в обществе, состояния
общества, способности его обеспечить
практическое утверждение неотчуждаемых
прав человека, признание самоценности
личности.
Понятие достоинства
личности опирается на принцип равенства
всех людей в моральном отношении,
основывается на равном праве каждого
человека на уважение, запрет унижать
его достоинство, независимо от того,
какое социальное положение он занимает.
Достоинство человека – одна из высших
нравственных ценностей.
Честь как категория
этики означает моральное отношение
человека к самому себе и отношение
к нему со стороны общества, окружающих,
когда моральная ценность личности
связывается с моральными заслугами человека,
с его конкретным общественным положением,
родом деятельности и признаваемыми за
ним моральными заслугами (честь офицера,
честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).
Честь и достоинство
тесно связаны. Однако в отличие от
достоинства, основанного на признании
равенства всех людей, честь оценивает
людей дифференцированно.
Исторически честь
в моральном сознании общества появилась
в виде представлений о родовой
и сословной чести, предписывающей
человеку определенный образ жизни, деятельно-
7. Гуманизм как
этический принцип 21
сти, поведения,
не унижающий достоинства
Таковы были
представления об офицерской чести
в условиях, когда офицерский корпус
комплектовался в основном из дворянства.
Они были связаны с особой щепетильностью
в отношении действий, которые затрагивали
или могли затронуть честь офицера и дворянина.
В России, как
и в других европейских странах,
способом решения вопросов чести
являлась дуэль. Запрещенная строжайшими
указами Петра I еще в 1702 году, дуэль тем
не менее существовала и до манифеста
Екатерины II 1787 года и позже. Приказ по
военному ведомству от 20 мая 1884 года, по
существу, узаконил дуэль в армии. (Установленная
в армии процедура, предшествовавшая офицерской
дуэли, описана А. И, Куприным в повести
"Поединок".) В спорах по поводу допустимости
или недопустимости дуэли в обществе не
все юристы выступали на стороне ее противников.
Так, известный криминалист Спасович утверждал,
что "обычай поединка является среди
цивилизации как символ того, что человек
может и должен в известных случаях жертвовать
самым дорогим своим благом – жизнью –
за вещи, которые с материалистической
точки зрения не имеют значения и смысла:
за веру, родину и честь. Вот почему обычаем
этим нельзя поступиться.
Честь обязывает
человека оправдывать и поддерживать
репутацию, которой он обладает лично
и которая принадлежит
Репутация –
мнение о нравственном облике человека,
сложившееся у окружающих, основанное
на его предшествующем поведении. Репутация
определенной социальной группы складывается
на основании поведения принадлежащих
к ней индивидуумов в течение достаточно
длительного периода их деятельности.
Репутация, разумеется, не остается неизменной,
как и сами люди, ее создающие.
Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.
7. Гуманизм как
этический принцип
Гуманизм (от латинского
humanus – человечный) – принцип
мировоззрения, в том числе нравственности,
означающий
22
Глава II. Категории этики
признание человека
высшей ценностью, веру в человека,
его способность к совершенствованию,
требование свободы и защиты достоинства
личности, идею о праве человека на счастье,
о том, что удовлетворение потребностей
и интересов личности должно быть конечной
целью общества.
Сторонники гуманизма
провозглашают человека центром мироздания,
венцом природы. Его стремление к счастью,
наслаждению со времен глубокой древности
объявлялось основой нравственности.
Философ И. Кант,
обосновывая свою теорию нравственности,
в которой мораль рассматривалась
как область должного, сформулировал
гуманистическое в своей сущности требование,
названное категорическим императивом.
Категорический императив (безусловное
повеление) Канта в одной из формулировок
гласит: "поступай так, чтобы ты всегда
относился к человечеству и в своем лице,
и в лице всякого другого так же, как к
цели, и никогда не относись к нему только
как к средству".
Категорический
императив провозглашает
Идею категорического
императива Канта поддерживали многие
мыслители, в том числе в России.
Однако ее реализация в жизни, что отмечал
и сам Кант, в полном объеме неосуществима.
Картину общества,
живущего не в соответствии с идеалами
Канта, обрисовал Пушкин в главе
второй "Евгения Онегина":
"... все предрассудки
истребя,
Мы почитаем
всех нулями,
А единицами
себя;
Мы все глядим
в Наполеоны;
Двуногих тварей
миллионы
Для нас орудие
одно;
Нам чувство
дико и смешно".
Гуманистическое
начало содержит древнейшее нормативное
нравственное требование, получившее
название "Золотое правило". Оно
формулируется в позитивной форме: "поступай
по отношению к другим так, как ты хотел
бы, чтобы они поступали по отношению к
тебе", или же в негативной форме: "не
поступай... " и т. д. В русской пословице
оно получило такую интерпретацию: "чего
в других не любишь, того не делай сам".
7. Гуманизм как
этический принцип 23
"Золотое правило"
содержит гуманистическую идею
равенства всех людей. Оно
Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста. Знакомство с их сущностью необходимо юристу как для изучения и понимания права, так и для практической деятельности по его применению