Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 10:37, реферат
На самом деле это мнение является большой ошибкой. Большинство нравственных качеств, даже можно сказать все они, оказывают огромное воздействие на пребывание человека в этом мире. И даже больше, не только на отдельного человека, а на все человеческое общество. Если в обществе предается забвению мораль и пропадает ценность нравственности, то это общество начинает разлагаться и, в конце концов, погубит себя.
Понятие нравственности 1
Совесть - форма нравственной самооценки 2
Роль морали в жизни человека и общества 3
Нравственность и мораль 4
Понятие этики 5
История этики 6
Категорий этики 7
Современное состояние этики 8
Направления и разделы этики 9
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
«ОСНОВНЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ И КАТЕГОРИИ ЭТИКИ »
Оглавление
Понятие нравственности 1
Совесть - форма нравственной самооценки 2
Роль морали в жизни человека и общества 3
Нравственность и мораль 4
Понятие этики 5
История этики 6
Категорий этики 7
Современное состояние этики 8
Направления и разделы
этики 9
1 Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида
2. Совесть - форма
нравственной самооценки. Совесть
иногда называют другой стороной долга.
Совесть - самооценивающее чувство, переживание,
один из древнейших интимно-личностных
регуляторов поведения людей.
Совесть - категория
этики, характеризующая
Совесть - субъективное
осознание личностью своего
Чувство совести
ограждает человека от дурного,
Роль совести
особенно важна, когда человек
находится перед моральным
3 Слово «мораль» (от
латинского mos, mores - нрав, нравы, обычаи)
означает в современном языке то же самое,
что и слово «нравственность». Поэтому
большинство специалистов не проводят
строгого разграничения между моралью
и нравственностью и считают эти слова
синонимами.
Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она согласует личный и общественный интересы, на что она опирается, что вообще побуждает человека быть моральным.
Во-первых, это - традиции,
обычаи, нравы, которые сложились
в данном обществе, в среде данного
класса, социальной группы. Формирующаяся
личность усваивает эти нравы, традиционные
формы поведения, которые входят
в привычку, становятся достоянием
духовного мира личности.
Во-вторых, мораль опирается
на силу общественного мнения, которое
с помощью одобрения одних
поступков и осуждения других
регулирует поведение личности, приучает
ее соблюдать моральные нормы. Орудиями
общественного мнения являются, с
одной стороны, честь, доброе имя, общественное
признание, которые становятся следствием
добросовестного выполнения человеком
своих обязанностей, неуклонного
соблюдения им моральных норм данного
общества; с другой стороны, стыд, пристыжение
человека, нарушившего нормы морали.
Наконец, в-третьих,
мораль основывается на сознательности
каждой отдельной личности, на понимании
ею необходимости согласования личных
и общественных интересов. Этим определяется
добровольный выбор, добровольность поведения,
что имеет место тогда, когда
прочной основой морального поведения
личности становится совесть.
Таким образом, я могу сделать вывод, что для личностного отношения к морали существенно не только то, что от ее усвоения зависят сам склад личности и поведение человека, а следовательно, отношение к нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение человеком морали, тип его моральности в громадной степени зависят от него самого, от его активности, от его жизненной позиции.
На
самом деле это мнение
4 Нравственность и мораль
Не существует единства
мнений по поводу соотношения нравственности
и морали. Нередко нравственность
трактуется, как синоним морали,
но со времени Гегеля принято различать
мораль (нем. Moralität, англ. moral, morality) и нравственность
(нем. Sittlichkeit, англ. morals, virtues). Согласно
разделению этих понятий, нравственность
является внутренней установкой человека
— в отличие от морали, которая (наряду
с законом) является только внешним требованием
к поведению индивида.
Именно с нравственностью
связано различение добра и зла
при условии, что индивидуумом признаются
эти категории. В отличие от пользы
и вреда, добро и зло связаны
с намеренностью некоторой
Нравственность и
мораль изучается специальной
5 Этика — (от др.-греч. — этос)
философское исследование морали и нравственности.
Первоначально смыслом слова этос было
совместное жилище и правила, порождённые
совместным общежитием, нормы сплачивающие
общество, преодоление индивидуализма
и агрессивности. По мере развития общества
к этому смыслу добавляется изучение совести,
сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования
и т. д.
Термин этика иногда
употребляется также для
6 Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.
В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.).
Более того, в силу
того факта, что этика рассматривает
индивидуальную мораль, относящуюся
к защищённым подсознательным механизмам,
глубокий анализ затрудняется срабатыванием
психологической защиты, блокирующей
критический анализ подсознательных
установок.
Следует иметь в виду, что исследования этики проводятся, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом.
Одним из основных недостатков современного положения этики как науки является практически полное отсутствие методологически корректных объективных исследований этического мировоззрения.
7 Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью этики Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.
Так называемое «золотое правило этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция[3], встречается в Мишне[4].
В процессе развития этических теорий философы встретились со значительными трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро и зло, смысл жизни и т. д.).
Более того, в силу
того факта, что этика рассматривает
индивидуальную мораль, относящуюся
к защищённым подсознательным механизмам,
глубокий анализ затрудняется срабатыванием
психологической защиты, блокирующей
критический анализ подсознательных
установок.
Особенности религиозных этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного бога, бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой — системой моральных обязательств по отношению к богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью.
Следует иметь в виду, что исследования этики проводятся, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений на этику в целом.
Одним из основных недостатков современного положения этики как науки является практически полное отсутствие методологически корректных объективных исследований этического мировоззрения.
Категории этики
– это основные понятия этической
науки, отражающие наиболее существенные
элементы морали.
Категории этики
– не только теоретические конструкции.
То, что образует формальный аппарат
теории, в то же время существует
в стихийно формирующемся сознании
общества. К примеру, категория справедливости,
содержание которой получило истолкование
еще у Аристотеля, существует в
сознании каждого человека, сознании
любого общества, социальной группы.
При всем разнообразии
подходов к определению системы
этических категорий можно
– добро и зло;
– благо;
– справедливость;
– долг;
– совесть;
– ответственность;
Добро и зло –
наиболее общие формы моральной
оценки, разграничивающие нравственное
и безнравственное.
Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.
Справедливость в
обществе понимается в различных
аспектах. Это категория морально-
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Совесть иногда называют
другой стороной долга. Совесть –
самооценивающее чувство, переживание,
один из древнейших интимно-личностных
регуляторов поведения людей.
Совесть – категория
этики, характеризующая способность
человека осуществлять нравственный самоконтроль,
внутреннюю самооценку с позиций
соответствия своего поведения требованиям
нравственности, самостоятельно формулировать
для себя нравственные задачи и требовать
от себя их выполнения.
Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми.
Ответственность –
категория этики, характеризующая
личность с точки зрения выполнения
ею нравственных требований, соответствия
ее моральной деятельности нравственному
долгу, рассматриваемого с позиций
возможностей личности.
Информация о работе Основные нравственные принципы и категории этики