Основные нравственные принципы и категории этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 20:43, реферат

Описание работы

Как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово "категория" греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности.

Работа содержит 1 файл

категорий.doc

— 34.00 Кб (Скачать)

    Как и всякая наука, этика располагает богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово "категория" греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Это - узловые пункты человеческого познания.1 
    В этическом отношении эти категории отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Другими словами, категории этики можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т. п.  
    Милиция, как орган исполнительной власти, обязанный в пределах своей компетенции обеспечивать прочный правопорядок, призвана обнаруживать правонарушения, квалифицировать их и собирать доказательства, определяющие, в конечном счете виновность или невиновность лиц, совершивших те или иные правонарушения. Именно милиция применительно к массе выявленных правонарушений осуществляет правоприменительный процесс, который завершается либо должностными лицами милиции, либо в суде, куда направляются материалы проверок или уголовные дела. Поэтому в плане этики сотрудник милиции должен четко разделять категории добра и зла с точки зрения действующего законодательства.2 
    Однако категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.  
     
    Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. И именно это содержание по - разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни. 
    В данном случае применительно к сотрудникам милиции, к процессу отбора кандидатов для работы в органах внутренних дел, по моему мнению, необходимо применять особые требования. Конкретно, для оценки морально - этических принципов кандидата, кроме применяемых психологических тестов, необходимо применять и технические средства - такие как полиграф, иначе говоря детектор лжи. И, хотя нет законодательного решения для использования полиграфа при проверке кандидатов в государственные и коммерческие структуры, как нет и инструкции, регламентирующей использование полиграфа при осуществлении отбора кадров в органы МВД- проводимые в этом направлении эксперименты дают положительные результаты. Ведь с помощью полиграфа можно быстро проверить сообщаемые человеком сведения, если другим способом это сделать затруднительно или займет много времени. Специальные методики тестирования помогают быстро и безошибочно выявить мотивы поступления человека на службу, отсутствие или наличие связей его с криминальными и коммерческими структурами, таких вредных привычек, как наркомания, алкоголизм и т.д. Кстати, экспериментальное применение полиграфа при отборе кандидатов в одном из подразделений муниципальной милиции позволило значительно повысить его качество, подтвердить сведения о кандидатах, полученные с помощь других методов тестирования.3 
     
    Данное тестирование необходимо проводить по всем этическим категориям, которые весьма многочисленны. Эти категории принято классифицировать. Одни ученые делят их на структурные и субстанциональные.  
    Другие кладут в основу иной принцип: всю классификацию строят на основе одной из категорий, которая рассматривается как функциональная. Например, Эпикур подчинял все категории этики категории счастье. Аристотель главной считал категорию блага, а Кант - категорию долга. Впрочем, нет единого взгляда на этот счет и в наше время. В отечественной науке всю совокупность категорий часто делят исходя из структуры морали. В качестве основных элементов этой структуры некоторые авторы выделяют моральную практику, моральное сознание и нравственное самосознание, а нравственные отношения и нравственная деятельность в совокупности составляют нравственную практику. 
    Приняв за основу вторую позицию, среди категорий этики можно выделить: категории морального сознания, категории нравственных отношений и категории нравственной деятельности. Следует заметить, что и эта классификация весьма уязвима, ибо все категории находятся в тесном единстве, взаимно дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую, оказывают взаимное влияние друг на друга.  
    На основе морали, категории этики можно подразделить на 3 группы: 
    1. категории собственно морального морального сознания (моральный принцип, моральная норма, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор) 
    2. категории нравственных отношений (нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация) 
    3. категории моральной практики (моральный поступок, моральное воздаяние, моральные последствия, моральные последствия.4 
    В принципе можно утверждать, что все категории этики являются и категориями морального сознания, ибо какие бы стороны морали они не отражали - все они фиксируются в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие занимают центральное место в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики.  
    Для темы данной работы, разделяя добро и зло, особо следует выделить нравственные проблемы, возникающие в результате непосредственного контакта с преступным миром. 
    Специфика профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов обусловлена тем, что они постоянно находятся в пограничной зоне между добром и злом. Именно они становятся барьером, который встречает напор агрессивности и злобы.  
    При оценке целого ряда методов работы криминальной милиции с точки зрения общепризнанной морали непосвященному они могут показаться похожими на те методы, которые свойственны преступнику, особе заведомо безнравственной. Достаточно перечислить методы и приемы оперативной работы по раскрытию совершенных и выявлению готовящихся преступлений, такие специфические ее черты, как:  
    конспиративность (скрытность), оперативная комбинация (ложь, дезинформация), моральная маскировка (притворство), вербовка (склонение к содействию на конфиденциальной основе), скрытое наблюдение и разведка (негласное получение необходимых сведений), внедрение в преступную группу (скрытое выведывание чужого замысла под личиной соучастника).5 
    Именно работа сотрудников органов внутренних дел с преступниками, открывает им бездонные глубины человеческого падения. Перед ними неизбежно встает вопрос: каков человек от природы - добр или зол ? У некоторых сотрудников врезультате такого "близкого знакомства" формируется представление о правонарушителях как от рождения злобных, агрессивных существах по отношению к которым все средства дозволены и хороши. 
    Вообще, контактирование с лицами, оказавшимися способными "переступить черту", разделяющую добро и зло, действует крайне отрицательно. Зло, как чума, заразно, поэтому многие работники правоохранительных органов нуждаются в постоянном подтверждении правильности выбранной ими ценностной ориентации, в моральном оправдании сделанного профессионального выбора, наконец в нравственной самозащите, "иммунитете" ко злу во всех его проявлениях.6 
    Для разрешения этой проблемы, по моему мнению, необходим более творческий подход в плане профессиональной подготовки плюс этический разбор конкретных практических задач и четкое установление нравственных границ своего существования как личности. 

Информация о работе Основные нравственные принципы и категории этики