Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 05:22, курсовая работа
Целью данной работы является анализ историко-культурного разнообразия жизни Байкальского региона и выявление его туристской привлекательности.
Реализуя поставленную цель определяем следующие задачи:
1. Изучить историко-культурное наследие байкальского региона.
2. Выделить историко-культурные особенности байкальского региона для привлечения туристов.
3. Разработать туристический маршрут по озеру Байкал.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА 5
1.1. Историко-культурное наследие древнейшего периода Прибайкалья 5
1.2. История заселения и освоения Байкальского региона 15
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА 33
2.1. Ольхон - избранная земля шаманизма 33
2.2. Традиции и религии Байкальского региона как туристический фактор. 39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА ПО ОЗЕРУ БАЙКАЛ 49
3.1. Туристический водный маршрут «Невиданный Байкал». 49
3.2. Портфель экскурсовода. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
Каждое обо имеет своего хозяина – духа местности, ему преподносятся жертвоприношения в виде пищи, брызганья вина, лоскутков материи, щепотки табака, сигарет, спичек, монет, бумажных денег, пуговиц. Подношение заключается не в вещах, а в вере. Достаточно подносить мандалу, воду, воображаемые дары. Ценность вещи не имеет значения - важен сам факт жертвоприношения. Подношения имеют символический характер, считается, что духи вкушают идеальную субстанцию подношений. В обо можно только класть, что-либо забирать из обо, т.е. отнимать у духов, не рекомендуется. В Монголии на обо часто встречаются рога архара или горного барана, большое количество побелевших черепов баранов, лошадей и верблюдов, иногда множество костылей, автомобильных рессор, пучков конского волоса. По древней традиции перед обрядом жертвоприношения обо обходят три раза по часовой стрелке, символизируя тем самым уважение ко всем трем мирам: нижнему, среднему и верхнему. Затем представляются духу местности, рассказывают о цели своего путешествия и уже после этого просят покровительства в пути или излагают ему свою заветную просьбу. Непосредственно, без жертвоприношения, обращаться к верховным божествам древняя традиция запрещает. Вначале следует обратиться к родовым духам и духам огня, затем к духам местности.
Верховным божеством у народов Центральной Азии считалось Вечно Синее Небо – высший представитель сил природы, которому подчинены прочие божества и все земные духи. Среди звезд выделялось созвездие Семи Старцев (Большая Медведица), о важности которого повествуют древние легенды и которому необходимо было регулярно приносить жертвы. Возлияние-подношение духам в древние времена делалось молоком, что символизировало чистоту помыслов и мыслей. В настоящее время вместо молока брызгают водкой. Сначала брызгают к небу, а потом на четыре стороны света для угощения и задабривания духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. При проведении специальных обрядов после молитв на специальных шестах, устанавливаемых в центре обо, привязывают матерчатые ленты голубого или белого цвета - хадак. Иногда на материи пишется священная молитва или мистическое изречение. Как правило, такая церемония проводится один раз в летний месяц, когда, как считается, снисходит с неба владыка духов. Видимым знаком схождения должны быть моросящий дождь, радуга и благоприятные сны. День чествования обо назначается ламами. Для обряда готовится специальный текст, посвященный именно данному хозяину местности.
По своим размерам обо может быть достаточно внушительным и заметным на большом расстоянии. В печати сообщалось об обнаружении кургана из крупных каменных глыб, высотой 15 метров, окружностью у основания – 50 м, предположительно искусственного происхождения, в горах Хамар-Дабана (Бурятия, священная гора Бариаасан, «обо Чингисхана»). Исторически достоверен факт возникновения большой груды камней по указанию Тамерлана. Когда он вел свои несчетные войска на завоевание новых земель, он приказал в начале похода каждому воину положить по камню в общую кучу на одном из перевалов по пути в Среднюю Азию. На обратном пути каждый воин взял из кучи по камню, на месте остались камни убитых. Так появилось на свет легендарное обо, почитаемое до наших дней.
В Монголии вдоль караванных дорог ранее сооружались каменные туры, служащие ориентирами в пути. Существует даже монгольская поговорка: «Если не воздвигнуть обо, куда же сядет ворона?». Во время путешествий по Монголии мне неоднократно приходилось выбирать направление движения в местности, где из-за каменистой почвы совершенно не видно следов. Как правило, при внимательном осмотре окружающей территории в бинокль можно было увидеть одиночный каменный тур, состоящий иногда всего из нескольких камней. Движение в направлении такого тура всегда оказывалось единственно правильным. И уже двигаясь от одного небольшого каменного тура к следующему, рано или поздно мы находили более крупное обо и дорогу рядом.
На юге Монголии встречаются целые комплексы обо, занимающие значительную площадь на склонах или вершине горы и размещаемые по единому плану. Старшее большое обо – жилище духа, каменный тур, представляет собой не хаотическую груду камней, а специально построенное по плану круглое или квадратное святилище с отчетливо выраженной архитектурной формой, внутрь которого при сооружении по древним обычаям кладут изображения зверей, украшения, листы с молитвами. Снаружи в такое обо проходящие путники не кладут камни – плотная кладка камней и аккуратные вертикальные стенки с алтарем-окошком для фигурки бурхана просто не позволяют этого сделать. Вокруг старшего большого обо располагаются три круга по четыре младших малых обо в каждом – кучи камней, в которые и кладут камни путники. Радиальное расположение младших обо строго ориентировано по четырем направлениям света. Трехступенчатая архитектура старшего обо, три круга малых обо, сохранившийся обычай три раза обходить вокруг обо, по одной из версий, могут символизировать космологическое представление древних людей о существовании трех миров. После принятия буддизма в Монголии шаманский культ обо был ламаизирован, и обо стало отражать буддийскую космологию.
В книге ламы Ваджрадара Мэргэна «О сооружении обо» говорится: «Вокруг большой насыпи делается еще двенадцать малых, так что все тринадцать обо представляют весь мир, как его изображают буддисты, т.е. средняя насыпь соответствует горе Сумэру (Меру), а прочие малые – 12 двипам (островам) или частям мира».
В книге А.М. Позднеева «Очерки быта буддийских монастырей»: «В Монголии обо, при котором чествуются драконы, приглашая для сего целый сонм ламства, является теперь уже в измененной форме, в которой все приурочено ламами к буддийской космологии. Обо, чествуемое ламами, представляет теперь не одну груду камней, как у шаманистов, а целых тринадцать: срединная из них бывает самая большая, и, по толкованию лам, она знаменует собой гору Сумэру, от нее по сторонам света располагаются груды поменьше – они знаменуют собой четыре тиба (санскр. – двипа): по бокам этих последних находятся ещё меньшие груды – это восемь малых тибов. Все это, однако, уже измышления позднейшего времени, к каковому должно отнести и составление молитв и учреждение обрядов, при которых совершается ныне чествование обо». В мифологии индуизма и буддизма Меру – священная гора, находящаяся в центре вселенной. Оккультные учения помещают ее в самый центр Северного полюса Земли. Согласно некоторым легендам, на вершине горы Меру пребывают небожители и проживали величайшие боги самых ранних ведийских времен.
Существует мнение, что место, где боги и духи проявили себя ранее или где они действуют в настоящее время, является священным пространством на протяжении длительного времени. По этой причине сохраняется преемственность в почитании шаманских культовых капищ сторонниками буддизма, которые подвергли ламаизации культ родоплеменных обо, объявив шаманских эжинов тождественными буддийским божествам сабдакам – хозяевам местностей. Верующие верят, что многие поколения людей оставили здесь свою положительную энергию молитвы, мысли и чувства, поэтому здесь особым образом сочетаются материя и энергия и поэтому место рядом с обо благодатно для молитвы и медитации. Это своеобразная контактная зона между мирами.
В книге ламы Ваджрадара Мэргэн Диянина «о сооружении обо» описывается сущнось обо: «Обо воздвигается как местопребывание гениев и драконов земли и воды, которые покровительствуют жителям места, и как место тех жертвоприношений, которые совершаются в честь этих существ. Место для обо выбирается приятное по своему положению, величественное, возвышенное, гористое, обильное травами и водою. Благодетельное следствие обо и жертвоприношений его гениям: счастье в настоящей жизни, благоденствие народа, умножение стад, увеличение богатств, удаление злых духов, отвращение болезней».
Таким образом, во второй главе данной работы мы выявили следующие культурно-исторические особенности байкальского региона.
Обычаи и традиции местного населения своими корнями уходят к культурному наследию древних народов, населявших в прошлом территорию современного Прибайкалья. Некоторые из обычаев являются, по сути, отголосками древних шаманских и буддийских обрядов, религиозное содержание и назначение которых со временем были утрачены, но отдельные обрядовые действия соблюдаются и бытуют до сих пор среди местного населения.
Многие поверья и запреты имеют общие корни центрально-азиатского происхождения, поэтому одинаковы у монголов и бурят. В их числе развитый культ обо, культ гор, поклонение Вечно Синему Небу. Небо, по мнению монголов, видит все поступки и помыслы человека, который никогда не может укрыться от небесного правосудия. оттого монголы, чувствуя правоту, восклицали: "небо, ты будь судьей". Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения - удачи не будет. По поверью бурят, каждая гора и долина имеют своего духа. Человек без духов ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и повсюду, чтобы они не вредили, а оказывали помощь.
Среди объектов культурного наследия особый интерес представляют формы живой традиционной культуры, отражающие культурные навыки и традиции обустройства жизненного пространства конкретных людей, проживающих на определенной территории.
Веротерпимость и мирное сосуществование религий, гармоничное взаимодействие и взаимопроникновение культур, общность традиций, обычаи гостеприимства оказывают благоприятное влияние на развитие туризма.
Попасть на Байкал можно разными путями. Как правило, желающие посетить его сначала отправляются в один из ближайших крупных городов: Иркутск, Улан-Удэ или Северобайкальск, чтобы оттуда уже более детально планировать свой маршрут. Проезжая по Транссибирской магистрали между Иркутском и Улан-Удэ, можно часами любоваться видами озера, простирающегося прямо за окном поезда.
В 70 км от Иркутска, на берегу Байкала возле истока Ангары расположен посёлок Листвянка, одно из самых популярных мест туризма на Байкале. Добраться сюда из областного центра можно на автобусе или теплоходе всего за час с небольшим.
На различных участках вокруг озера проходит Большая Байкальская Тропа — система экологических троп и один из прекраснейших способов для туристов увидеть уникальную природу и насладиться захватывающими видами и панорамами Байкала. Самые популярные маршруты проходят из поселка Листвянка до Больших Котов, на полуострове Святой Нос и в большинстве других мест, куда могут добраться туристы. На восточном же берегу особой популярностью пользуются Баргузинский залив, где продолжается строительство туристско-рекреационной зоны.
Южнее находятся поселки Энхалук, Сухая. В этих деревнях частные лица организовали приём гостей, в том числе в юртах. В тридцати километрах южнее устья реки Селенги находится залив, где обосновались два туристических лагеря — Култушная и Байкальский прибой. Почти на самом севере озера есть курорт Хакусы.
Об отдыхе на озере Байкал можно написать много, поскольку Байкал велик и разнообразен, а под отдыхом каждый понимает свое. Отдых подразумевается в достаточно широком смысле - от сидения на байкальском берегу в шезлонге под опекой турфирмы, до таскания на себе неподъемного рюкзака.
На наш взгляд, лучший вид отдыха на Байкале - водное путешествие, но тут - кому что нравится. Где отдыхают на Байкале? Самые посещаемые места западного побережья Байкала:
все побережье Малого Моря;
западный (маломорский) берег острова Ольхон;
бухта Песчаная и ее окрестности;
Кругобайкальская железная дорога;
северо-западное побережье от города Северобайкальска до села Байкальское;
любое место, куда можно добраться на автомобиле.
Я разработала проект водного маршрута «Невиданный Байкал». Маршрут представляет собой пятидневный круиз по всему озеру. Информация по круизу представлена в форме текста рекламного проспекта, который можно использовать непосредственно при проведении экскурсий на маршруте, так и в качестве информации для рекламных носителей.
Круиз «Невиданный Байкал» (5 дней, 5 ночей).
Увидеть все самые интересные, красивые, загадочные и девственные места Байкала всего за 5 дней теперь стало возможно. Мы хотим предложить Вам увлекательный круиз на скоростном катере по всем самым заповедным местам, к горячим источникам и самым уединенным бухтам. Вы увидите бурханы священного острова Ольхон, побываете на Ушканьих островах и, возможно, увидите байкальскую нерпу, ощутите магию северного Байкала, побывав на Чивыркуйском заливе, в бухте Хакусы и острове Ярки. Вы сможете насладиться шикарной рыбалкой, жарким летним солнцем, прозрачной и теплой водой, и, конечно, непередаваемыми видами Байкала.
За пять дней Вы подробно ознакомитесь с северной половиной Байкала. Северная часть малолюдна, и за все время отдыха Вы сможете отдохнуть от городской суеты и насладиться первозданной природой Байкала.
Количество человек в группе: 6
Продолжительность: 5 дней
Маршрут байкальского круиза:
1 день: Ольхон (п. Хужир)- Ушканьи острова - Чивыркуйский залив (150-160 км)
2 день: выезд после обеда с Чивыркуйского залива - мыс Давша - мыс Турали (190 км)
3 день: мыс Турали - бухта Хакусы - бухта Аяя - Дагарская губа - остров Ярки - г. Северобайкальск (80—85 км)
4 день: г. Северобайкальск бухта Заворотная - мыс Котельниковский - устье р. Куркулы - бухта Заворотная (165 км)
5 день: бухта Заворотная - мыс Покойников - п. Хужир/Енхок (145-150 км)
1 день
Ваш путь начнется со священного острова Ольхон, и после того, как Вы обойдете самый большой остров Байкала, катер направится к знаменитым Ушканьим островам (75 км). Острова потрясают красотой своей природы. Здесь обитают единственные в мире пресноводные тюлени — байкальские нерпы. Именно здесь сосредоточено множество эндемичных видов, видов, которые можно встретить только на архипелаге. Это и «ушканья» береза с черной корой, и «ушканья» сосна с загадочными извилистыми формами ствола. Все эти деревья долгожители, и возраст некоторых достигает 300 лет! Одно из самых интересных явлений островов - это муравейники. По плотности муравейников Большой остров не имеет себе равных в стране, на 1 га приходится 18—20 муравейников, а общее их число насчитывает несколько тысяч.
Информация о работе Историко-культурологическое наследие Байкальского региона