Историко-культурологическое наследие Байкальского региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 05:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ историко-культурного разнообразия жизни Байкальского региона и выявление его туристской привлекательности.
Реализуя поставленную цель определяем следующие задачи:
1. Изучить историко-культурное наследие байкальского региона.
2. Выделить историко-культурные особенности байкальского региона для привлечения туристов.
3. Разработать туристический маршрут по озеру Байкал.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА 5
1.1. Историко-культурное наследие древнейшего периода Прибайкалья 5
1.2. История заселения и освоения Байкальского региона 15
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА 33
2.1. Ольхон - избранная земля шаманизма 33
2.2. Традиции и религии Байкальского региона как туристический фактор. 39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА ПО ОЗЕРУ БАЙКАЛ 49
3.1. Туристический водный маршрут «Невиданный Байкал». 49
3.2. Портфель экскурсовода. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

Работа содержит 1 файл

Историко-культурологическое наследие Байкальскоо региона.doc

— 614.00 Кб (Скачать)

              Курбат Иванов вернулся в Верхоленск, где осенью 1643 года пишет «чертеж Байкалу и в Байкал падучим рекам и землицам, распросные речи тунгусов и брацких людей про мунгал и про Китайское государство, и про иные землицы и на Байкале где можно быть острогу». Правда, работу первопроходца Курбата Иванова до сих пор никто не нашел.

              Но уже в 1644-1647 годах ситуация резко обострилась из-за самоуправства и притеснений, которые чинил здесь енисейский атаман Василий Колесников. Он высадился на южном берегу Байкала. Прием со стороны «больших брацких людей» и монголов был негостеприимным, и отряд первопроходцев отступил. Но уже в 1646 года Колесников повторяет путь Скороходова, достигает северных берегов Байкала и закладывает в 1647 году Верхнеангарский острог.

              Доходы от байкальских походов, видимо, удовлетворяют верховную власть и ее местных наместников. В каждой отписке в столицу царю подробно перечисляется, какой ясак взят, какие предметы подарены правителями сопредельных земель. 29 сентября 1647 года енисейский воевода Федор Полибин подробно информирует государя Алексея Михайловича, что в 29 день сентября 1647 года «приплыл с Байкала озера енисейский атаман Василей Колесников с товарищами, со служилыми людьми и с охочими в Енисейский острог. С божиею, государь, милостию и твоим царским счастием. С собою привезли твоего государева ясаку с новых земель вновь с Байкала озера...».[30]

              И в последующие годы ясак был богатым и казна должна была быть довольна. Иван Ржевский в 1659 году сообщал царю, что Григорий Барыбин прислал с Байкала-озера с «Баргузинсково и с Ангарскою острожков и с Баунта и с Бужения озер и с каранги и с Селенги и с Витиму рек... 28 сороков 23 соболя с пупки и с хвосты. 3 лисицы красные да 3 соболя с пупки и с хвосты, а енисейская разборная цена тем твоим. Великого государя, Байкальским ясачным соболям и пупкам и лисицам 1665 рублев 13 алтын 2 деньги.

              И при прошлом. Великий государь, 166 г. (1657 г.) на 167 г. (1658 г.) на Байкале озере в Баргузинском и в Ангарском острожках и на Баунте и на Бужине озе ре и на каранге и на селенге и на Витиме реках при брано твоево государства ясаку на 167 г. 6 сороков 27 соболей».[31]

              В 1647 г. енисейский сын боярский Иван Похабов уже доносил русскому царю Алексею Михайловичу о постройке его дружиной Култукского острога в устье реки, которую прозвали Похабихой. Это было место, где располагается современный город Слюдянка. Сейчас трудно сказать, почему он вскоре прекратил свое существование и был разрушен. То ли эти мало населенные территории перестали привлекать поселенцев и торгово-промышленный люд, то ли Култукский острог не состоялся как опорно-оборонительное сооружение - здесь никто не оказывал русским землепроходцам сопротивления, но так или иначе, острог исчез.

              В этом же году отряд Ивана Похабова по льду перешел на южный берег Байкала. И.В. Щеглов в «Хронологическом перечне важнейших данных из истории Сибири» сделал такую запись: «Боярский сын Иван Похабов, собрав ясак с бурят, кочевавших по р. Иркуту, перебрался по льду Байкала на южный берег его и при помощи и дружбе монгольского князька Турукая проник даже в Ургу, столицу правителя Монголии Сеценхана. Эта смелая поездка Похабова вызвала первое посольство от Сеценхана, отправленное им в следующем же году в Москву».[32]

              В 1648 году другой первопроходец Иван Галкин обогнул Байкал с севера и основал Баргузинский острог. Нужна была опорная база для сбора ясака с баунтовских бурят.

              О Байкале отписывал и енисейский воевода Петр Бекетов, который с отрядом плавал по рекам Селенга, Хилок и по Байкалу. 11 июня 1653 года казаки и служилые люди вышли от устья Прорвы и плыли по Байкалу до устья Селенги: «от Прорвы реки парусным погодьем  неусильчивым бежал после полден, и я добежал до Селенги реки за солнца...».[33]

              Завоевать огромные территории было половиной дела. Приобретенные земли следовало обустроить. Инициативу в этом важном государственном деле взяли на себя с согласия и подачи государства торговые, служилые и промышленные люди. Поэтому характер колонизации, в том числе прибайкальских территорий, был военным и торгово-промышленным. И если первая часть привнесла в освоение Прибайкалья строительство военных оборонительных сооружений - острогов, зимовий, которые со временем становились городами, то вторая часть положила начало развитию торговли, ремесел и промыслов. Это в свою очередь вызвало волну вольного переселения. Переселение шло по трем разрядам - «по прибору», «вольно» и в ссылку. «По прибору» переселяли крестьян из центральных районов России, которые желали перебраться на окраину. Им давали нередко значительные льготы и пособия для заведения хозяйства. Переселение «по указу» представляло собой повинность крестьян той или иной местности, которые выделяли некоторое количество людей из своей общины.

              Вольное переселение было малоуправляемым и малоконтролируемым, ибо в качестве вольных переселенцев выступали крепостные, искавшие лучшую долю, преступники, гулящие люди...

              В качестве регулируемой части переселенцев можно рассматривать и ссылку. «Чертежная книга Сибири» Семена Ремезова, которая была закончена им в 1701 году, как бы подводит итоги колонизации края, в том числе Прибайкалья, которое в свою очередь входило в состав «земель Иркуцкого города». В большинстве документов административного, экономического, дипломатического или военного характера прибайкальские остроги и территории от водились Иркутску. Как правило, все прибайкальские статьи — затратные. Оно и не удивительно: продвижение на восток было связано с военными экспедициями, строительством новых острогов и дорог.

              В числе главных административных и торговых центров мы видим Тункинский острог. Именно он стал центром той части Южного Прибайкалья, к которому относились земли будущей Тункинской волости, будущего Слюдянского района.

              Центральное правительство было крайне заинтересовано в организованном заселении этих мест, учитывая близость Китая и Монголии. В октябре 1799 года был подписан именной указ «О населении Сибирского края, прилежащего к границам Китайским, отставными солдатами, преступниками, подлежащими к ссылке и отдаваемыми от помещиков крепостными людьми с зачетом в рекруты, и о выгодах для сих поселенцев».

              Указ Павла 1 интересен не только с точки зрения конкретных задач, которые государство предполагало решить. Любопытен уровень знаний императора о самых отдаленных уголках государства, подходы к решению вопроса и, безусловно, то значение, которое придавалось Сибири.

              Вот пункт указа, который непосредственно касался байкальских земель: «Губернскому Иркутскому начальству предписать, чтобы под поселения отведены были удобнейшие по благорассмотрению его места между Байкалом, рекою Верхнею Ангарою, Нерчинском и Кяхтою, избирая к тому места самые плодородные, изобилующие всеми угодьями, для по селян нужными, и назначая на каждую душу по 30 десятин, дабы, кроме пашни и пастьбы для скота довольно было...».[34]

              Император Павел I не только предполагал заселить российскую окраину, но и создать там промышленность, которая бы перерабатывала продукцию из местного сырья и для надобностей местного и зарубежного рынков.               Комментируя царский указ, И.В. Щеглов в своей хронике отмечал: «Прежде всего цель по селений была весьма обширна: предполагалось не только распространить за Байкалом земледелие, но по значительности местного скотоводства завести впоследствии и юфтевые фабрики, для усиления кяхтинской торговли».[35]

              Известно, что в 1801 году в Иркутск пришла партия переселенцев из 1454 человек, часть которых отправилась за Байкал.

              Для наблюдения за переселенцами в Сибирь был послан действительный статский советник Лаба. «Лаба встретил крайние затруднения в исполнении своего поручения вследствие величайшей запутанности в сведениях о поселенцах; окончательно исполнить его он успел только в 1805 г. Донесения его подтвердили прежние известия о небрежном препровождении поселенцев. Поселенцы терпели недостаток в продовольствии; кроме того, они были чрезвычайно перемешаны; препровождали их частью воинские команды, частью сами обыватели; с беременными женщинами, с больными поступали чрезвычайно небрежно; их тащили с партиями; больные преждевременно умирали; женщины рожали на телегах; всякие изнурения были чрезмерны; беспорядок был так велик, что потерялся счет и в людях, и в деньгах; многие из отставных солдат, особенно находившихся в Тобольской губернии, были посланы против желания. По личному осмотру Лаба на пути оказалось 412 человек вовсе негодных для поселения - или по старости, или по болезням... назначенные за Байкалом для поселения были рассеяны на пространстве более 4000 верст...».[36] Переселения тем не менее продолжались и в 1806 году. 23 июня было издано новое положение о переселении в Сибирь. В Иркутской губернии переселенцев опять-таки велено селить за Байкалом.

              Так государство решало проблему освоения своих окраинных территорий.

              Итак, Байкал и прибайкальские земли со временем становились объектом, привлекательным для освоения. Прибайкалье славилось своими легендами и преданиями, богатой и героической историей. Здесь формировалась своеобразная культура хозяйствования, которая вобрала в себя многое из практического опыта различных народов, живших здесь издревле и обретших вторую родину. Мир Байкала был разнообразен и по большей части понятен. Он формировал не только культуру, но и особый тип взаимоотношений — тип, построенный на героике байкальских стихий, сложной адаптации к суровым климатическим условиям и, конечно, близости уникального природного объекта.

 

Таким образом, исследовав историко-культурное наследие байкальского региона, можно сделать следующие выводы.

О Байкале написано много. Его образ вошел в легенды, сказания, романы, балеты. Поэты восторженно воспевают байкальскую природу, художники воссоздают на своих картинах его неповторимые пейзажи, туристские фирмы издают красочные буклеты. Тот информационный потенциал, запечатленный в явлениях, событиях, материальных объектах, морально-этических нормах, научных и философских представлениях народов байкальского региона необходим как для развития региона и поддержания его социальной и этнической идентичности, так и для передачи общественно признанных материальных и культурных ценностей последующим поколениям.

 

ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА

2.1. Ольхон - избранная земля шаманизма

Земля тюркоязычных племен от Байкала до Гоби с давних времен известна как классическая страна шаманизма. Преемниками древних шаманских традиций на этой земле стали бурят-монгольские шаманы, которые славились среди других шаманов особой силой вдохновения при исполнении шаманских гимнов. Родиной шаманизма, избранной землей шаманов принято считать Центральную и Северную Азию, а сакральным центром шаманов северного мира – остров Ольхон на Байкале. В силу своей изолированности остров Ольхон в центре Байкала стал последним оплотом шаманов Северной Азии. На него сбегали монгольские шаманы во время преследования их в эпоху Чингисхана и Хубилай-хана в XII–XIII вв. и, позже, бурятские шаманы – во время распространения ламаизма в Бурятии, от гонений буддийских лам в XVII–XVIII вв. Ламаизация населения острова в 20–30-х гг. ХХ в. не была успешной, преобладающей верой у местных жителей остался шаманизм.

              Сакральность острова официально признана в конце ХХ в. шаманами Республики Бурятии: «Остров Ольхон – главное святилище, культовый центр общемонгольского и центральноазиатского значения, олицетворяющий сакральную прародину бурят».

              На разных континентах в первобытных религиях духовные лица, наделенные магическими способностями, назывались по-разному: у алтайских тюрков – кам, у бурят и монголов – боо, у африканских племен – колдун, у жрецов древней тибетской религии бон-по, проповедовавших, как и в шаманизме, культ почитания предков и Вечно Синего Неба, называли магами. Слово «шаман» (от эвенкийского слова «саман» – возбужденный, иступленный человек) было заимствовано в XVII в. русскими у тунгусов и вскоре стало общепринятым термином в мировой литературе.

              Шаманство открыто в Сибири в XVII–XVIII вв., после чего были найдены свидетельства существования этого явления по всему миру. Известный исследователь шаманизма Мирча Элиаде в книге «Шаманизм», ставшей классическим и наиболее часто цитируемым трудом по шаманизму, пишет: «Шаманизм в строгом смысле – это, прежде всего, сибирское и центральноазиатское религиозное явление. Шаманизм является одной из архаических техник экстаза и одновременно мистикой, магией и религией в широком значении этого слова. В шаманизме мы имеем дело с настоящим духовным миром, который, хотя и отличается от нашего, является таким же целостным и интересным».

              Основатель американского фонда исследования шаманизма, автор знаменитой книги «Путь шамана», профессор антропологии Майкл Харнер, получивший шаманское посвящение, дает следующее определение: «Шаман – это человек, который способен передвигать силу из одной реальности в другую, и это явление люди называют чудом. Однако это чудо, как показывает опыт работы с шаманскими технологиями, вполне реален и, по большому счету, доступен каждому. Шаман способен переходить в другое состояние сознания по своей воле и, действуя в обычно скрытой от наших глаз реальности для обретения новых знаний и внутренней силы, оказывать людям помощь. У шамана обычно есть один, а чаще значительно больше духов-помощников».

              По определению К. Кастанеды, книги которого также способствовали пробуждению интереса к шаманизму: «Шаман – посредник между обычной и необычной реальностью. Шаманы определенно делают что-то такое, что невозможно научно зафиксировать и вообще обсуждать, если ты в здравом уме. Шаманизм – иная система познания».

              По шаманской мифологии, шаманство возникло с сотворения мира, и первый шаман был сыном небожителя, который опустился на землю в образе орла и сотворил шамана. По одной из версий – орел летел между небом и землей и получил шаманский дар от неба. Ему было трудно нести этот шаманский дар и он приземлился на землю, где передал его женщине-эвенкийке. Она – своему мужу-буряту. Культ священного орла широко распространен по всей Сибири. Особенно много древних легенд о белоголовом орле связано с островом Ольхон. Согласно мифам, божество в образе орла опустилось с неба на остров и избрало местом своего пребывания пещеру на мысе Бурхан. Почитание белоголового орла и его связь с первым шаманом прослеживаются в большом количестве мифов. По легенде, записанной этнографом М.Н. Хангаловым, на острове Ольхон на горе Жима в старину жил царь всех шаманов – Божественный Орел, сотворивший множество ольхонских белоголовых орлов. Миф о божестве-орле известен и в землях, удаленных от Байкала. Орлиные перья у тувинских шаманов были непременной частью шаманского головного убора. Этнографами установлено, что для головного наряда использовалось до нескольких десятков больших орлиных перьев.

Информация о работе Историко-культурологическое наследие Байкальского региона