Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 05:22, курсовая работа
Целью данной работы является анализ историко-культурного разнообразия жизни Байкальского региона и выявление его туристской привлекательности.
Реализуя поставленную цель определяем следующие задачи:
1. Изучить историко-культурное наследие байкальского региона.
2. Выделить историко-культурные особенности байкальского региона для привлечения туристов.
3. Разработать туристический маршрут по озеру Байкал.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА 5
1.1. Историко-культурное наследие древнейшего периода Прибайкалья 5
1.2. История заселения и освоения Байкальского региона 15
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА 33
2.1. Ольхон - избранная земля шаманизма 33
2.2. Традиции и религии Байкальского региона как туристический фактор. 39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА ПО ОЗЕРУ БАЙКАЛ 49
3.1. Туристический водный маршрут «Невиданный Байкал». 49
3.2. Портфель экскурсовода. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
Что касается культуры, то тюркюты имели свою самобытную систему ценностей. Навыки военного дела и ремесленного производства передались многим тюркским и соседним народам. Археологические материалы раскрывают богатство и разнообразие металлургических изделий и ювелирных украшений. Достаточно почтительным и высоким было положение в обществе женщин.
Тюркютский каганат был последней могущественной державой, которая объединила степи от Желтого моря до Черного.
Тюркютский каганат дал импульс развитию многих тюркских народов. Быстрое распространение тюрков, усиление их политической власти, утверждение господства в Евразии началось с периода Тюркютского каганата. В рамках этого государства происходили определенные этносоциальные процессы, заложившие базу для проявления вышеперечисленного.[19]
Затем возникло Сеяньтоское ханство, границы которого простирались от Алтая до Хингана и от пустыни Гоби до Байкала. На смену ему пришло новое ханство — Уйгурское. По мнению ряда сибирских археологов, бассейн реки Селенги являлся центром Уйгурского ханства. Пережив взлеты и падения, в 799 г. оно начинает клониться к упадку, а в 840 г. и вовсе прекратило существование.
Нетрудно заметить, что Байкал и территории во круг него входили в состав государств, которые в разные годы играл ключевые роль в мировой истории, формировании этносов и культур.
В VI - XVI веках на территории Дальнего Востока, Центральной Азии, Восточной Сибири не прекращается миграция населения. Одни племена вытесняют другие, одни государства завоевывают другие. Не была исключением и территория Прибайкалья.
По некоторым сведениям, на Байкале, еще до прихода бурят, задолго до Чингисхана жили хара-монголы - черные монголы и древние кидане. Последние создали первое монгольское государство за несколько столетий до Чингисхана. Л. Гумилев считал, что Киданьское царство являлось авангардом особого дальневосточного этнокультурного комплекса. В нем переплелись традиции различных племен и народов: земледельческих (бохай), охотничьих (чжуржени и шивей), скотоводческих (татабы), рыболовецких (уги).[20]
Кидане были воинственным народом, принадлежавшим юго-восточной ветви монголоязычных племен - потомков сяньби. Населяли они степную часть Западной Маньчжурии.
Кидане первоначально были охотниками и рыболовами. Затем в VII — IX веках переняли у тюрок навыки скотоводческого хозяйства, а у китайцев научились земледелию. Киданьскую державу составлял союз восьми племен.
Империя киданей была уничтожена в 1125 году маньчжурскими племенами чжурдженей.
В XI - XII веках земли, прилегающие к Байкалу, заселяются монгольскими племенами — курыканы, в жившие в Прибайкалье, вытесняются на север за реку Лену, где становятся основой формирования якутского этноса.[21] У монгольских племен, как отмечал в своей летописи персидский историк Рашид-ад-Ин, существует деление на лесных и степных монголов. Лесные, или звероловческие, живущие у Байкала, в верховьях Енисея и Иртыша, и степные, или скотоводческие, кочевавшие по степным и горным пастбищам от границ Китая и Сибирских гор»[22]. По другим сведениям, «племена, обитавшие у Байкала до переселения сюда основной массы монголов в XI веке, были монголоязычными скотоводами-кочевниками, но не лесными охотниками».[23]
Территория Байкала связывалась и с именем великого полководца и завоевателя Чингисхана. По одной из легенд, которую записал академик Миллер, именно на Ольхоне находился огромный котел монгольского хана, по другой - великий могол завещал похоронить себя именно на Ольхоне.
В X - XI веках территория вокруг Байкала и сам Байкал обозначались монголами как Баргуджин-Токум.
Древнейшая история Байкала - под стать его уникальности. Генрих Шурц писал: «В древнейшей истории Средней Азии монголы так мало фигурируют, что позволительно сомневаться, имеем ли мы здесь вообще дело с народом, корни которого уходят далеко в прошлое. Первоначальные поселения монголов, насколько это поддается исследованию, лежат на северной окраине среднеазиатской степи, в области озера Байкал. Но именно эта северная окраина является ареной, где образовались самые важные государства номадов, настоящим ядром пастушеских народов-завоевателей; здесь гунны продержались до самого конца, здесь было сосредоточие тюркского владычества. Кочевые народы, населявшие эту область в новейшее время главным образом из обломков более древних этнических элементов, и заключали в себе остатки всех прежних обитателей страны».[24]
По рассказам Л.Н. Гумилева, на берегах Байкала и к западу от него, жило племя меркитов. «Что это за племя, - писал Гумилев, - никто не знает. Сейчас роды меркитов есть среди некоторых алтайских племен, но это потомки, сменившие свой язык. Есть три мнения: что это тюрки, что это монголы, что это сомадийцы-самоеды, то есть оставшиеся здесь, не ушедшие на север. Мне последнее мнение кажется наиболее вероятным, но доказательств ни у кого нет, и у меня тоже, это просто интуиция. Так вот эти меркиты были очень воинственны. Меркиты воевали очень долго, до 1208 года, пока их окончательно не разбили монголы. Тогда они убежали с берегов Байкала и из Монголии...».[25]
Вот и еще одна загадка Байкала: откуда появились здесь меркиты, какой след оставили и какой вклад внесли в здешнюю историю? Из племен Северной Монголии выделяются предки позднейших бурят. Исчезают курыканы, которых сменили монголоязычные племена. В VII - X веках появляются сведения о баргутах. Есть информация, что племена баргутов кочевали между Хэнтеем и Хинганом на территории Современной Монголии. Какое то время баргуты входили в со став Тюркского каганата, неоднократно восставали в надежде добиться независимости. Потом их на сильно присоединили к китайской империи, они входили в состав Уйгурского каганата, и, наконец, вошли в состав племенного союза Баргуджин-токум и в состав Монгольской империи. В древних монгольских преданиях говорится, что дочь вождя баргутов Борджигин-гоа стала женой вождя племени хори. У них родилась дочь Алан-гоа, которую монголы считают своей проматерью.
В новом союзе баргуты играли важную роль. А когда вошли в состав монгольской империи Чингисхана, баргутские воины состояли в его личной гвардии.
Предки бурят занимались также охотой, скотоводством, умели добывать металл, славились его обработкой. Постепенно бурятские племена заселили территории вокруг Байкала, по долинам рек Ангары, Лены, Баргузина и Селенги.
Бурятское имя Байкала — «Байгал» начинает встречаться в самых разнообразных источниках, в частности в летописи Мэргэн Гэгэна, которая датируется 1765 годом.
Даже беглый очерк истории прибайкальских земель, которые в разные годы входили в разные государства, говорит о сложных социально-экономических отношениях, о бурных событиях, имевших здесь место. И тем не менее все эти яростные битвы и глобальные миграции не помешали Генриху Шурцу сделать вывод: «Рассматриваемые на расстоянии исторической перспективы взаимные от ношения между теми и другими (кочевниками и скотоводами. — С. Г.) представляются непрерывной войной, проявляющейся то в виде бурных нашествий, то в виде упорной борьбы или систематических ухищрений, - непрерывное зрелище крови и разрушений. При ближайшем рассмотрении ужасы этой мрачной картины значительно слабеют, и мы узнаем, что и здесь борьба не всегда была правилом, что потребность обмена и торговых отношений часто заставляла представителей различных хозяйственных форм мирно сближаться и забывать старую вражду. Но и контрасты между хозяйственными формами по большей части не были настолько резки, как это можно было бы предполагать, судя по грандиозности исторических событий, в которых эта борьба проявлялась в исполинских раз мерах. Большинству кочевников земледелие не совсем чуждо...».[26]
Впоследствии известный археолог Г.П. Сосновский после ряда экспедиций в Бурятии в 1928 -1929 годах доказал, что на прибайкальских землях, в особенности в Баргузинской долине, существовала высокая земледельческая культура. Археологи нашли чугунные лемеха, каменные дороги, оросительные системы.
|
К началу продвижения русских на Дальний Восток в Прибайкалье это был один из самых сильных и многолюдных народов. С продвижением русских дружин вглубь Прибайкалья бурятские роды перекочевали в другие местности. И к XX веку на территории, например в Култукской волости, было зарегистрировано всего 20 человек из 2-го Куркутского рода.
Известно, что Байкал не был препятствием для миграций племен. Они свободно перемещались по прибрежным территориям, успешно осваивали водные пространства. К примеру хори-буряты свободно кочевали по обеим берегам озера. Бурятские племена уходили в соседнюю Монголию и вновь возвращалась.
Итогом всех эти драматических событий - миграций и противоборств народов стало отсутствие многочисленного мощного государства на огромной территории Сибири. Прибайкалье не стало исключением. К моменту появления здесь русских первопроходцев не было силы, способной остановить их в стремлении дойти до северных морей и океанов. И как бы государство ни регулировало «землепроходческие» настроения, какие бы внешнеполитические интересы ни выступали в тот или иной момент, организованные дружины, как некогда дружина Ермака, ватаги сбившихся на какое-то время людей, купеческие экспедиции заставляли всех их двигаться к Байкалу и дальше на восток.
Шли, вероятно, зная, какие опасности их поджидают в пути. Не могли не знать. Рассказы о Сибири - сказочной стране много раз пересказанные, придуманные, таинственные и приукрашенные, ходили по стране в большом количестве. Было в тех рассказах всего вдосталь: и что сибирские народы не очень рады покорителям, и что встреча с ними не сулит ничего хорошего.
Академик Л. С. Берг считал, что впервые русские люди услышали о Байкале в 20-х годах XVII века: «В одном из источников, относящемся к 1640 г. приводятся расспросные сведения о Байкале: озеро это называется здесь бурятским именем Байгал...».[27]
Г. Н. Румянцев приводит один из первых документов «Роспись имяная рекам и новым землицам и князцом, с которых государев ясак збирается в Енисейский острог», в котором упоминается Байкал. Источник датирован 20 июля 1630 года: «от Унги реки, сказывают ясачные люди, до устья Ожи реки 2 дни ходу, а впала Ожа река в Тунгуску с левую сторону вверх идучи, ...а сказывают, Ожи реки до мугал 8 дней, а до мугал живут по Тунгуске по обе стороны брацкие люди, а мугальские люди живут над Тунгускою ж и до моря по обе стороны, а ходу мугалами сказывают по Тунгуске до моря 10 дней».[28]
В начале XVII века русские дружины казаков предприняли первые попытки по Ангаре проникнуть в Забайкалье, а с начала 40-х годов XVII века в контакт с казаками стало вступать бурятское население районов, непосредственно прилегающих к Байкалу.
В «Чертежной росписи» притоков Лены также есть сведения о Байкале. Собраны они были в 1640-41 годах первопроходцами через тунгусского князя Можеула. Он свидетельствовал, что в 1640 году по Ламе (Байкалу) ходили на судах русские люди. В источнике записано: «А течет Лена река вершина из ключей, а подошла та вершина Ленская к Ламе близко. А по Ламе и по Байкалу живут неясашные тунгусы кумкагиры и чилкагиры, и иных родов много, а числа те тунгусы им не знают, сколько их в роду. А соболей де у тех тунгусов много; а на Ламе остров именем Онхон. А ходу через Ламу до острова Онхон судового день. А люди на том острове живут брацкие многие; лошадей и всякого скота много, а хлеб у них родитца просо. А с Онхона острова на другую сторону Ламы день же судового ходу.
А на другой стороне Ламы живут брацкие ж люди, конные, а тунгусы оленные, а от тех де брацких людей в правую сторону по Байкалу к Енисейской вершине живут люди точали, скотные. А Енисей река, которую называют Тунгускою и Ангарою, вышла из Байкала озера, а где вышла из Байкала та река, и в вершине она мала и мелка. А течет та река под Енисейский острог.
А вода в Ламе стоячая, пресная, а рыба в ней всякая и зверь морской. А где пролив той Ламы в море, того те тунгусы не ведаю».[29]
Итак, «пролив той Ламы в море»! Возможно этим объясняются постоянные походы на Байкал служилых, столь пристальное изучение Байкала и прибрежных земель в ходе научных экспедиций. Искали выход в океаны! Не могли представить себе, что такое огромное водохранилище не соединяется с другими морями.
И конечно дата - 1640 год. Как известно первым походом русских людей на Байкал считается 1643 год, когда здесь объявился якутский пятидесятник Курбат Иванов с отрядом. Часть прибайкальских бурят тогда приняла русское подданство. Если же верить приведенному источнику, эта дата отодвигается минимум на четыре года назад.
Экспедиция Курбата состояла из 28 служилых и 48 промышленных и гулящих людей. Проводником стал тот самый князь Можеул, от которого мы и узнаем о плавании русских по Байкалу в 1640 году.
Суда для своего похода Курбат Иванов строил сам. На них переправлялись на Ольхон. Здесь сам предводитель отряда задержался, а десятника Скороходова с 36 людьми отправил на верхнюю Ангару. Отряд Скороходова прошел по западному берегу Байкала до Верхней Ангары, поставил зимовье и собрал ясак с тунгусов, а затем ушел на реку Баргузин. Но в пути был побит тунгусским князем Архича Баатуром. Зимовье же, основанное русскими на Верхней Ангаре, захватил тунгусский князь Яконкагир.
Информация о работе Историко-культурологическое наследие Байкальского региона