Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 05:22, курсовая работа
Целью данной работы является анализ историко-культурного разнообразия жизни Байкальского региона и выявление его туристской привлекательности.
Реализуя поставленную цель определяем следующие задачи:
1. Изучить историко-культурное наследие байкальского региона.
2. Выделить историко-культурные особенности байкальского региона для привлечения туристов.
3. Разработать туристический маршрут по озеру Байкал.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА 5
1.1. Историко-культурное наследие древнейшего периода Прибайкалья 5
1.2. История заселения и освоения Байкальского региона 15
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА 33
2.1. Ольхон - избранная земля шаманизма 33
2.2. Традиции и религии Байкальского региона как туристический фактор. 39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА ПО ОЗЕРУ БАЙКАЛ 49
3.1. Туристический водный маршрут «Невиданный Байкал». 49
3.2. Портфель экскурсовода. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И СЕРВИСА Отделение сервиса и туризма
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: История культуры на тему: Историко-культурологическое наследие Байкальского региона.
Выполнила: студентка 5 курса заочного отделения факультета культуры и сервиса группа 51 Волкова Ольга Владимировна Руководитель: С.Г. Гутова, к. ф. н., доцент
Нижневартовск 2010 |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА 5
1.1. Историко-культурное наследие древнейшего периода Прибайкалья 5
1.2. История заселения и освоения Байкальского региона 15
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА 33
2.1. Ольхон - избранная земля шаманизма 33
2.2. Традиции и религии Байкальского региона как туристический фактор. 39
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА ПО ОЗЕРУ БАЙКАЛ 49
3.1. Туристический водный маршрут «Невиданный Байкал». 49
3.2. Портфель экскурсовода. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
Байкал. Удивительной красоты озеро, уникальное творение природы, кристально чистая вода… Наверное каждый человек в большей или меньшей степени наслышан о самом глубоком озере на нашей планете. А что вы еще знаете о Байкале?
Байкал – уникальное явление на нашей планете. В его фауне представлены почти все основные типы пресноводных животных мира. По количеству видов эндемичных организмов Байкал не только не уступает, но даже превосходит такие удаленные и экзотические уголки земли, как Новая Зеландия, Галапагосские острова, Мадагаскар и др.
Неповторимость животного и растительного мира озера связана с бурным процессом нового формообразования. В соответствии с учением о существовании географических центров происхождения биологических видов (Ч. Дарвин, А. Вавилов) Байкал можно считать центром происхождения различных групп животных, естественной лабораторией и центром видообразования.
Байкал является также крупнейшим хранилищем и фабрикой самой высококачественной чистой пресной воды. В озере сосредоточено около 1/5 мировых запасов пресной воды и более 4/5 запасов нашей страны. Ежегодно в Байкале воспроизводится около 60 км3 неповторимой по качеству воды, значение которой непрерывно возрастает. Качество воды обусловлено жизнедеятельностью уникального животного и растительного мира Байкала.
Байкал уникален по своим природным особенностям. Здесь, в центре Сибири, бывает в год больше солнечных дней, чем на прославленных курортах Черного моря.
Байкал – одно из древнейших озер мира. Он существует около 25 млн. лет и нет никаких признаков старения. Исследования последних лет позволили высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном, его берега расходятся со скоростью до 2 см в год, как расходятся континенты Африка и Южная Америка. Байкал имеет многие черты, присущие океану: абиссальные глубины, громадную массу воды, внутренние волны и сейши, приливы, сильные штормы, высокие волны, большие величины магнитных аномалий и др.
Магия Байкала завораживает, возникает желание непременно увидеть этот прекрасный и восхитительный уголок Земли.
Притягательность озера Байкал, богатейшая природа и история байкальского региона и обусловили актуальность и значимость нашего исследования.
Объектом нашего исследования является культурно-историческое наследие байкальского региона. Предметом исследования — специфические особенности байкальского региона.
Целью данной работы является анализ историко-культурного разнообразия жизни Байкальского региона и выявление его туристской привлекательности.
Реализуя поставленную цель определяем следующие задачи:
1. Изучить историко-культурное наследие байкальского региона.
2. Выделить историко-культурные особенности байкальского региона для привлечения туристов.
3. Разработать туристический маршрут по озеру Байкал.
Методологическая база: историко-культурологический, описательный, аналитический метод и метод проектирования.
В заключении представлены выводы, обоснована практическая значимость исследовательской работы.
В конце работы приводится список использованных источников.
Историки, археологи, этнографы, лингвисты накапливали разнообразный материал о происхождении жизни на Земле. Специалисты спорили, сопоставляли полученные данные. Какое-то время эпоха палеолита оставалась в тени. Наконец наступило время, когда ученые решили обнародовать свои исследования, в том числе о жизни сибирских племен эпохи палеолита - ледниковой стадии древнекаменного века. В это время на тысячи километров простирались ледниковые поля, по окраинам которых «была своеобразная жизнь приледниковых областей. У кромки льда начиналась бескрайняя тундра, страна болот и бесконечных озер, блестевших, как звезды в небе, среди мхов и редких перелесков, состоявших из низких чахлых кустов полярной ивы и карликовой березы, а далее на восток - даурской лиственницы. Далее шли такие же бескрайние степи...»[1]
Специалисты считают, что в эпоху великого похолодания Прибайкалье не испытало сплошного оледенения, как это случилось в Европе. Климат сформировался в этой части света как резко континентальный, с сухими малоснежными зимами. «Отсутствие сплошного ледяного покрова, сухость климата способствовали созданию в Прибайкалье своеобразных природных условий, несколько от личных от западно-европейской и западно-сибирской частей СССР. В то время как на этих частях Советского Союза тундра глубоко проникала на юг, доходя до Крыма и Кавказа, в Прибайкалье она была расположена значительно севернее. Южнее расстилались обширные степные пространства, поросшие высокими и густыми травами. По долинам рек и на горах росли кустарники и деревья: ивы, березы, сосны и ели. Климат был хотя и несколько холоднее, чем в наше время, но все же благоприятный для существования животных и человека».[2]
Человек древнекаменного века приспособился к сложным климатическим условиям, сумел выжить и войти в период позднего палеолита, когда климат стал более теплым. Известный сибирский ученый Б.Э. Петри писал: «Еще давал о себе знать холод, наследие ледникового периода. Сибирь представляла собою в это время сухие травянистые степи, и только горы начали покрываться лесом. В общем, условия жизни должны были приближаться к тем, которые мы наблюдаем сейчас в северной полосе Сибири. Но дичи было изобилие. По степям и в долинах рек паслись стада зубров и первобытных быков. Тут же паслись большие табуны диких лошадей, кое-где бегали антилопы (сайга). На реках, озерах и бесчисленных болотах водилось несметное количество лебедей, гусей и уток. По склонам гор на моховых пространствах паслись стада северного оленя, а в перелесках скрывались гигантские олени, могучие животные, похожие на сибирского марала, но гораздо крупнее и украшенные огромными рогами (расстояние между крайними отростками - размах рогов - доходило до 3,5 метра).
Наверное, не случайно одни из самых древних петроглифов, которые относятся ко времени границы каменного и бронзового веков — изображения на скале Саган-Забы, — изображение оленя и двух лосей. Охота являлась главным занятием человека в ту пору, а олень и лось - желанной добычей.
Среди всех этих животных поражал своим видом огромный сибирский носорог с двумя рогами на носу, весь обросший густой шерстью, которая его хорошо защищала от холода. Вначале водился еще мамонт, но к концу палеолита он исчез (вымер)»[3].
Первые следы доисторического человека в Прибайкалье Петри относил к самому концу четвертичной геологической эпохи, а именно к тому периоду, когда исчезает мамонт. Это открытие принадлежало известному иркутскому археологу и краеведу М.П. Овчинникову. Особенную известность получила палеолитическая стоянка «Верхоленская гора». Вот что рассказывал профессор Б.Э. Петри: Палеолитическая стоянка «Верхоленская гора» раскинулась на обоих мысах Жарниковой пади - довольно широкой долины с пологими склонами и с руслом высохшего ручья. Обе части стоянки обращены на юго-запад; они защищены от действия северо-восточного и отчасти северного ветров горою и растущим на ней лесом. В отношении нагревания солнцем место стоянки должно считать выбранным удачно, т. к. только холодные утренние лучи солнца теряются: зато дневное и вечернее солнце заливает своими благотворными лучами место, избранное для жилья в холодную палеолитическую эпоху. Оба участка стоянки расположены на краях довольно крутых обрывов, и с этой точки зрения их стратегическое положение весьма выгодно. С них открывается широкий вид на долину Ангары; отсюда палеолитический человек мог прекрасно наблюдать за передвижением стад и оленей, первобытных быков или диких лошадей, или учесть появление неприятелей. Особенно удобна стоянка, расположенная на правом мысу, т.к. последний вдается клином между долиной Ангары и падью Жарникова, что гарантировало обитателям стоянки защиту от нападения с тыла. Водой стоянка была прекрасно обеспечена. Несомненно по пади Жарникова в то старое время протекал ручей; и в настоящее время мы имеем на ее дне сухое русло, указывающее, что еще недавно, когда окрестные склоны не были обезлесены, здесь журчала вода, протекал ручей, выходящий из соседней пади Топка. Воду приходи лось поднимать всего на какие-нибудь 20—25 метров, чтобы доставить на стоянку. Ангара протекает в настоящее время в расстоянии полуверсты от подножия возвышенности, но есть основание думать (судя по старицам), что в доисторические времена она протекала значительно ближе. Во всяком случае, древним рыбакам не далеко было ходить на рыбный промысел. Что же касается до главного промысла палеолитического человека-охоты, то уже поверхностный осмотр костей сведенных животных указывает нам с несомненностью, что охот ничьи угодья были здесь где-то поблизости, так как на стоянку попадали не только одни мясистые части, но и такие тяжелые и лишенные мяса доли, как черепа, нижние челюсти, копыта, позвоночники и прочее. Судя по этому, охота производилась где-либо неподалеку на окрестных возвышенностях в ближайших падях и в долине Ангары».[4]
Действительно, животный мир был разнообразен. В тундре и лесотундре обитали северный олень, рысь, водились песцы, полярные куропатки. В степях — стада зубров, мамонтов, носорогов, лошадей, куланов. Доставало и хищников — росомах, медведей, лисиц, волков, пещерных львов.
Человек в это время охотился на северного оленя, лошадь, дижегтая (полуосел), первобытного быка. Добычей становились лось, гигантский олень, изюбрь.
В жизнедеятельности человек палеолита использовал практически всю добычу. Даже кости шли в костер в качестве топлива, они разгорались медленно, но зато горели долго и давали много тепла.
В.В. Свинин, анализируя итоги археологических исследований на Байкале, сделал предположение, что заселение берегов Байкала древним человеком, возможно, произошло еще в верхнем палеолите, а сам Байкал не был препятствием для передвижения и контактов между палеолитическим и мезолитическим населением Прибайкалья и Забайкалья.[5] И далее археолог писал: «В период мезолита, когда на территории Прибайкалья вызревает новый хозяйственный уклад, характеризующийся комплексным использованием природных ресурсов края и, в первую очередь, освоением его водных богатств, побережье Байкала широко заселяется первобытным человеком»[6]
Б.Э. Петри считал, что люди палеолита в Прибайкалье жили в наземных жилищах, которые на поминали современный чукотский или самоедский чум. Для создания охотничьего инвентаря, одежды первобытные люди использовали кремнистый сланец, различные камни. Различные скребки применяли для выделки шкур. Одни держали непосредственно в руках, другие вкладывали в деревянные рукоятки.
Рассказывая о палеолитической мастерской, где обрабатывались каменные орудия, М. Гудошников рассказывал: «Посередине лежал солидного размера валун-наковальня, а кругом были разбросаны в большом количестве каменные стружки, так называемые ощепки, получившиеся как продукты отброса при производстве каменных орудий. В другом углу стоянки найдено скопление обломков ро га в разных стадиях распиловки - остатки «мастерской» роговых изделий, т.е. место, где обрабатывался рог. Кроме того, найдены кострища с древесными углями, золой и пережженными костями. Кости, как «и на большинстве русских палеолитических сопок, являлись прекрасным топливом и для древнего населения берегов Ангары».[7]
В коллективной работе «История Сибири» утверждалось, что на берегах Ангары и Байкала «существовал мощный очаг первоначальной художествен ной культуры. Культура эта находилась на том же уровне, что и одновременные центры палеолитического искусства в Западной Европе».[8]
Ученые исследовавшие петроглифы байкальской скалы Саган-Забы, были поражены той точностью, с которой древний художник передавал на камне события повседневной жизни. «Выбивая на скале оленя, человек верил, что изображение поможет обрести над зверем волшебную власть. Он стремился нарисовать его как можно ближе к натуре, с характерными особенностями: гибкую, пластичную фигуру с тяжелой ветвистой короной рогов над изящной мордой, с сильными и быстрыми рогами. Олень изображен летящим в прыжке. Его шея слегка отклонена назад, передние ноги поджаты, а задние вытянуты после мощного толчка. Вся фигура животного наполнена порывом и экспрессией...
Другой, современный первому, рисунок показывает лосиху. Это большое, в половину натуральной величины изображение представляет животное в спокойной позе. Лосиха как бы остановилась на лесной опушке и прислушивается к какому-то шороху. С удивительной точностью древний мастер передал общие очертания и пропорции грузного тела лосихи — с массивным брюхом, с несколько удлиненной горбоносой мордой. Очень живо он на рисовал и детали лосиной головы: круглые, как бы настороженные глаза, мягко очерченную верхнюю губу, нависающую над нижней, которая переходит
(Рисунок 1. Петроглифы, находящиеся на отвесной скале утеса Саган-Заба, относятся к II-IV тыс. до н.э. Фигуры выполнены точечной набивкой, процарапаны на скале или нарисованы краской - охрой).
в подгубную серьгу - вместилище души зверя. Внутри очертаний живота лосихи располагаются линии, изображающие две схематичные человеческие фигурки с широко раскинутыми руками. Это фигурки — изображения заклинателей духов, шаманов. Они нарисованы художником в ритуальной пляске-камлании. Их ноги широко расставлены и согнуты в коленях, головы венчает традиционный головной убор, напоминающий бычьи рога. Линии правой руки большей по размеру фигурки преувеличенно длинны и образуют на конце утолщение, которое, по-видимому, выражает один из атрибутов шаманского ритуала: жезл, волосяную щетку-колотушку, может, быть, небольшой бубен...
Изображение шаманов внутри живота лосихи — чрезвычайно редкое и очень любопытное явление. Этот рисунок — изображение легендарной матери-зверя - тотема шаманов некоторых из древнейших сибирских племен, своеобразная монументальная иллюстрация одного из ныне полузабытых мифов о лосихе-прародительнице».[9]
Потом художник дорисовывал сюжеты земледельческой и скотоводческой деятельности. Здесь есть лебеди и утки, готовые к перелету.
Археолог академик А.П. Окладников относил эти рисунки к концу второго тысячелетия до н.э. Первые образцы искусства палеолитического человека были обнаружены в Иркутске в 1871 году при строительных работах на месте военного госпиталя. Археологи нашли целую коллекцию художественных изделий из бивня слона-мамонта.
IV - III тысячелетия до н.э. на берегах Ангары и Лены, в низовьях Селенги - время неолита. В.В. Свинин, в отличие от ряда других исследователей, считал, что «переход населения байкальского побережья от мезолита к неолиту не был плавным и характеризовался не только появлением керамики, а представлял собой качественный скачок».[10] И еще один любопытный вывод иркутского археолога: «Анализ материалов археологических памятников Байкала свидетельствует, что на всем протяжении каменного и бронзового веков поселения на его побережье не были долговременными, а носили сезонный, временный характер. Существо вали определенные центры, наиболее благоприятные для жизни места, куда первобытные рыболовы-охотники возвращались периодически. В таких местах мы встречаем обильные археологические материалы... Вокруг таких центров, многослойных памятников, находятся группы стоянок. В отдельных бухтах и заливах - незначительные культурные остатки одной или нескольких эпох! В эти бухты первобытные рыболовы выезжали на промысел только в определенное время года. Неблагоприятные условия микроклимата не позволяли им оседать здесь надолго. Рассматривая в целом группировки неолитических памятников Байкала, нетрудно заметить, что поселения древних людей тесно связаны с районами распространения и миграционными путями осетра и омуля. Охота же на нерпу и таежных животных имела подчиненный характер».[11]
Информация о работе Историко-культурологическое наследие Байкальского региона