Функциональные стили

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Русский язык – всеобъемлющее понятие. На нем пишутся законы и научные труды, романы, стихотворения, газетные статьи. Наш язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения самых разных мыслей, развития тем, создания произведений любых жанров. Однако использовать речевые ресурсы нужно умело, учитывая речевую ситуацию, цели и содержания высказывания.

Работа содержит 1 файл

Функц. стили.docx

— 36.30 Кб (Скачать)

Лексика газетно-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные, даже жаргонные элементы и активно использует иноязычные слова и элементы слова, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-, ультра и проч. Благодаря средствам массовой информации значительно расширился и продолжает пополняться активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка ( электорат, деноминация и т.п.)

Художественный  стиль

Он находит применение в художественной литературе, которая  выполняет познавательную и эстетическую функцию. Чтобы понять особенности  художественного способа познания действительности, мышления, определяющего  специфику художественной речи, надо сравнить его с научным способом познания, определяющим характерные  черты научной речи.

Художественной литературе, как и другим видам искусства, присуще конкретно-образное представление  жизни в отличие от абстрагированного, подверженного логике, объективного отражения действительности в научной  речи. Для художественного произведения характерны восприятие посредством  чувств и воссоздания действительности, автор стремится передать свой личный опыт, понимание и осмысление того или иного явления.

Для художественного стиля  речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее.

Мир художественной литературы - это мир, изображаемая действительность, представляющая собой в определенной степени авторский замысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность – целиком и полностью видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир, но и самого писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связана эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи.

Как средство общения художественная речь имеет свой язык – систему  образных форм, выражаемую языковыми  средствами.

Лексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. В число  слов, составляющих основу и создающих  образность этого стиля, прежде всего, входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.

В художественном стиле  речи очень широко используется речевая  многозначность слова, что открывает  в нем дополнительные смыслы и  текстовые оттенки (благодаря синонимичным рядам).

На первый план в художественном тексте выходят эмоциональность  и экспрессивность изображения. Многие слова, которые в научной  речи выступают как четко определенные абстрактные понятия, в газетно-публицистической речи - как социально обобщенные понятия, в художественной речи несут конкретно-чувственные представления. Таким образом, функционально стили дополняют друг друга. Поэтому в художественной речи яркую роль играют словосочетания, которые создают некое образное представление.

Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия. Варианты авторского порядка слов разнообразны и подчинены авторскому замыслу.

В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественным выделением какой-то мысли, идеи, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Часто  этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа.

Разговорно-обиходный  стиль

Разговорно-обиходный стиль  функционирует в сфере повседневно-бытового общения. Этот стиль реализуется  в форме непринужденной , неподготовленной монологической или диалогической речи на бытовые темы, а так же в форме частной, неофициальной переписки. Под непринужденностью общения понимают отсутствие установки на сообщение, имеющие официальный характер (лекция, выступление, ответ на экзамене и проч.), неофициальные отношения между говорящими и отсутствие фактов, нарушающих неофициальность общения, например посторонние лица.

Разговорная речь функционирует  лишь в частной сфере общения, в обиходно-бытовой, дружеской, семейной и т.п. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима. Однако она ограничивается  только бытовой  тематикой.

Разговорная речь может  затрагивать и другие темы: например, разговор в кругу семьи или  разговор людей, находящихся в неофициальных  отношениях, об искусстве, науке, политике, спорте, и т.п., разговор двух людей  на работе, связанный с профессией говорящих, беседы в общественных учреждениях, например поликлиниках, школах и проч.

 

Основными чертами обиходно-разговорного стиля являются:

    • непринужденный,
    • неофициальный характер общения,
    • эмоционально-экспрессивная окраска речи.

Поэтому в разговорной  речи используются все богатства  интонации, мимика, жесты. Одной из ее важнейших особенностей является опора  на непосредственную обстановку, в  которой протекает общение.

Обиходно-разговорный стиль  речи имеет свои лексические и  грамматические особенности. Характерной  чертой разговорной речи является ее логическая разнородность. Здесь встречаются самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики:

    • общекнижная лексика,
    • термины,
    • иноязычные заимствования,
    • слова высокой стилистической окраски,
    • некоторые факты просторечия,
    • диалектов и жаргонов.

Это объясняется в первую очередь, тематическим разнообразием  разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных  реплик, во-вторых, осуществлением разговорной  речи в двух тональностях – серьезной  и шутливой.

Синтаксические конструкции  тоже имеют свои особенности. Для  разговорной речи типичны построения с частицами, междометия, построения фразеологического характера.

Разговорной речи свойственны  эмоционально-экспрессивные оценки субъективного характера, поскольку  говорящий выступает как частное лицо и выражает свое личное мнение и отношение. Характерно так же использование слов в переносном значении.

Порядок разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация конкретизируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются информационным выделением. В целом, порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариантивностью.

Взаимодействие  функциональных стилей русского языка

Суммировав все вышесказанное, можно сделать вывод. Каждому  стилю речи характерны свои особенности, например, для научного стиля присуще  использование специальной научной  и терминологической лексики, графической  информации, четкое определение понятий  и явлений, строгая логичность и  последовательность изложения, усложненный  синтаксис. Деловому стилю свойственны  профессиональная терминология, точность определения применяемых слов и  выражений, клишированность языковых средств. Главнейшим свойством газетно-публицистического стиля является его информативность и экспрессивность. Художественная речь использует все разнообразие и богатства национального языка, чтобы создать яркий образ. Понимание особенностей художественного стиля речи помогает более глубокому прочтению литературных произведений, обогащает нашу практическую речь. Главной особенностью разговорной речи является ее непринужденность, неподготовленность. Для нее характерны лексическая разнородность, использование разговорных и просторечных слов, упрощенного синтаксиса, эмоционально-экспрессивной оценочности; мимики, жестов.

Однако нельзя сказать что функциональные стили речи четко разграничены и не взаимодействуют между собой. Это доказывает вышеуказанные характеристики, которые повторяются в некоторых стилях речи. Зачастую речь совмещает в себе черты разных стилей. Таким образом можно сделать вывод- стилистическое расслоение языка на функциональные стили конкретно, не подвержено изменению в соответствии с целями речи, ситуацией общения, а так же особенностями мировосприятия говорящего.

Заключение

В результате проделанной  работы были выполнены поставленные задачи, достигнута общая цель работы. Были определены основные характеристики стилей, приведены примеры, сделаны  выводы. В процессе изучения материалов для написания работы, я столкнулась  с тем, что не смотря на достаточное количество материалов по теме работы, все они являются в большей степени теоретическими, чем практическими, что обуславливает возможность и необходимость дальнейшего изучения данного вопроса.

Список использованной литературы

1 . И.Б. Голуб, «Русский язык и  культура речи»», - М, изд-во «Логос», 2002 г.

2.Д.  Т. Сарьянова «Русский язык и культура речи», - НГГУ, 2007.

3. В. И. Максимов, «Русский язык  и культура речи», - М, 2002 г

4. Интернет-ресурсы – www. grammatika.ru

 

Содержание

Введение 2

Функциональные стили. Основная информация 3

Характеристика стилей 5

Научный стиль 6

Официально-деловой  стиль 9

Газетно - публицистический стиль 11

Художественный стиль 12

Разговорно-обиходный  стиль 14

Взаимодействие функциональных стилей русского языка 16

Заключение 17

Список использованной литературы 18

1 Виноградов В.В. Русский язык ( грамматическое учение о слове). – 2-е изд. – М., 1972г- с. 22


Информация о работе Функциональные стили