Научный функциональный стиль русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:03, доклад

Описание работы

Стилистика научной речи связана с рассмотрением информации первого вида функции языка – интеллектуально-коммуникативной, то есть с рассмотрением предметно-логического содержания сообщения.
Наука – система знаний, позволяющая преобразовывать и прогнозировать различные явления в природе и обществе. Объектом исследования научного стиля является изучение современных норм языка и стиля научных произведений и путей их развития.

Работа содержит 1 файл

Научный стиль речи.docx

— 20.82 Кб (Скачать)

Московский государственный  институт технологии и управления имени  К. Г. Разумовского

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Научный функциональный стиль русского языка

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы №260800 Вожжов Игорь Игоревич

 

 

 

 

 

 

 

Научный стиль речи. Основные черты.

Стилистика научной  речи связана с рассмотрением  информации первого вида функции  языка – интеллектуально-коммуникативной, то есть с рассмотрением предметно-логического  содержания сообщения.

Наука – система  знаний, позволяющая преобразовывать  и прогнозировать различные явления  в природе и обществе. Объектом исследования научного стиля является изучение современных норм языка  и стиля научных произведений и путей их развития.

Научный стиль –  понятие широкое. Он используется в  области науки и техники, но обслуживает  неоднородные по форме виды литературы, которые весьма разнообразны по назначению и содержанию. Для понятия научного функционального стиля используется также термины: язык специальной  литературы, научный стиль, научная  проза, научная речь, научная литература, стиль научной прозы, язык науки  и др.

Под научной литературой  понимают произведения, которые появляются в результате научных исследований, изысканий, теоретических обобщений  и разработок и публикуются с  целью информировать ученых или  специалистов высшей квалификации о  последних достижениях науки  или просто об исследованиях. Предметом  содержания такой литературы является сама наука – ее идеи, факты, законы и категории, добытые или открытые учеными в результате экспериментов, наблюдений, теоретических изысканий.

Основная общественная сфера использования научной  литературы – прежде всего сама наука, сфера научной деятельности. В составе науки, представляющей собой систему знаний о природе, обществе и мышлении, различают факты, теорию и методологию. Каждый из этих моментов находит в языке свое выражение. Объектом изучения научного стиля является изучение современных  норм языка и стиля научных  произведений и путей их развития, а также нахождение оптимальных  вариантов языкового выражения  данного плана содержания, анализ языковых форм и их содержания в  различных контекстах, выявление  языковых закономерностей этого  функционального стиля.

Научный стиль как  функциональная разновидность языка  распадается на ряд подъязыков, подстилей, внутренне дифференцированных, но в совокупности все подстили научного функционального стиля связаны и характеризуются общими закономерностями.

Языки науки, научные  стили могут различаться в  различных аспектах.

Во-первых, в социолингвистическом аспекте (изучение вопроса о роли языков науки в становлении общенационального  литературного языка, о взаимодействии социальных (профессиональных) жаргонов и научного языка, об использовании  искусственных языков (в качестве вспомогательных), о воздействии  общества на развитие научно-технического языка и т.д.).

Во-вторых, в психолингвистическом аспекте (изучение вопроса о роли естественного языка и искусственной  символики в процессе обучения, передачи знаний, а также в процессе научного творчества).

В-третьих, в логико-лингвистическом  аспекте (изучение вопросов, связанных  с применением компьютерных технологий, с созданием алгоритмов, машинного  перевода и разработкой информационно-поисковых  систем и языков).

Научный стиль может  рассматриваться как функциональный стиль речи, замкнутый в пределах научной тематики, но он может быть рассмотрен и как язык науки.

Научный стиль относится  к письменно-книжному типу речи (хотя может проявляться и в устной в виде докладов, лекций и пр.) и функционирует в определенных условиях, во-первых, преимущественно в официальной обстановке с установкой на косвенно контактное общение; во-вторых, с преобладанием письменной формы речи – отсюда и предварительная продуманность, намеренность, подготовленность.

 

Специфика использования элементов различных  языковых уровней в научной речи.

Главный стилеобразующий  фактор в научной речи – ее содержательная сторона, монологический характер, принципиальная бесподтекстность и ее логическая завершенность.

Основными содержательными  единицами научной речи, как и  логического мышления, являются понятие, суждение и умозаключение.

Для научного стиля  характерны:

·       Высокая терминологичность речи;

·       абстрактность значений;

·       логичность построения;

·       полнота высказывания;

·       понятийное и речевое соответствие отправителя речи её получателю и  пр. К особенностям функционально-структурного плана относят:

·  смысловую  законченность;

·  целостность  и связность;

·  структурную  оформленность;

• коммуникативную  направленность. Построение текстов  основывается на принципах, отвечающих требованию целенаправленности и прагматическим установкам:

1) принцип качества (отправитель передает только  ту информацию, которую он считает  достоверной);

2) принцип количества (текст не должен передавать  больший объем информации, чем  тот, который необходимо передать  в данном контексте);

3) принцип относительности  (всякая информация оценивается  либо относительно других текстов,  либо относительно контекста-ситуации);

4) принцип способа  изложения (текст должен быть  упорядочен и лишен двусмысленности).

Основными признаками для выделения того или иного  стиля являются функции языка, сфера  общения и оценочно-познавательная установка говорящего. Функция научного стиля – коммуникативно-информативная.

Языковые средства отбираются в зависимости от особенностей человеческой деятельности и области  науки.

Содержанием научного сообщения является описание фактов деятельности, их изучение и объяснение, формулирование закономерностей, законов. Задача научного произведения – доказательство определенных положений и гипотез, их аргументация, точное и систематическое изложение научных проблем. Поэтому научное произведение в основном состоит из цепи рассуждений.

Признаки научного стиля:

·         абстрагизация (отвлеченно-обобщенность);

·         логичность;

·         объективность;

·         безличность;

·         точность.

Использование эмоциональных  элементов в значительной мере определяется областью знания, к которому он относится. Стиль повествования может меняться в пределах одной работы, переходя от объективно-спокойного изложения  к эмоционально-взволнованному.

Итак, перечислим еще  раз общие языковые черты научного стиля:

1) строгая нормированность;

2) точность;

3) ясность;

4) лаконичность  в выражении мыслей;

5) терминированность речи;

6) широкое использование  абстрактной лексики;

7) употребление  слов в их предметно-логических, конкретных значениях;

8) безличность;

9) монологический  характер высказывания;

10) последовательность;

11) завершенность;

12) полнота высказывания;

13) тесная связь  отдельных частей высказывания (с  помощью развернутых синтаксических  построений с причастными, деепричастными  оборотами, перечислениями и пр.);

14) использование  условных знаков и обозначений.

 

Жанры научной  литературы (реферат, аннотация, конспект).

Реферат — краткое  изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального  ознакомления с ней и определения  целесообразности обращения к ней. Цель — ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

Виды рефератов: реферат-резюме (составляется по одному источнику) и реферат-обзор (по нескольким источникам, посвященным одной теме).

Функции реферата:

1) информативная (реферат обычно содержит фактографическую информацию);

2) поисковая (изложение основного содержания первичного документа);

3) индикативная (реферат  характеризует источник не только  с точки зрения содержания, но  и описывает его, например, называет  его вид – книга, статья, указывает  на наличие иллюстрации; перечисляет  основные вопросы содержания  ит.д.);

4) справочная;

5) сигнальная (проявляется при оперативном информировании, о планах выпуска литературы (авторские рефераты) ит.д.);

6) адресная (реферат дает точное библиографическое описание первичного документа);

7) коммуникативная.

Структура реферата-резюме:

1.Автор, название, выходные данные (библиографическое  описание).

2.Темастатьи (книги).

Указывается общая  тема источника. При этом используются следующие выражения: Статья (книга, монография) посвящена (теме, вопросу, проблеме).

3.Композиция.

Указывается из скольких и каких структурных частей состоит  источник (обычно книга). Выражения: Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит) … (трех разделов и т. п.).

4.Основноесодержание.

Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со

Структурой статьи. Выражения:

Во введении указывается (отмечается), что…;

В первой главе освещается… Автор отмечает (указывает, делает вывод), что…;

Вторая глава  посвящена (содержит)… По мнению автора, …;

В третьей главе…;

В заключении указывается (отмечается), что... ит. п.

5.Наличиеиллюстративногоматериала.

Отмечается наличие  иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов.

Используемые речевые  формулы:

Свои рассуждения  автор иллюстрирует конкретными  фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… ит. п.

6. Адресат. Отмечается, для кого предназначается текст.  Выражения:

Статья предназначена  для специалистов в области…; Статья представляет интерес для … (широкого круга читателей) ит. п. Аннотация  — краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее

назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель — ответ на вопрос, о чем говорится  в статье.

Структура аннотации:

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое  описание).

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая  тема источника. При этом используются следующие выражения: Статья (книга, монография и т. п.) посвящена (теме, вопросу, проблеме).

3. Проблематика. Перечисляется  круг вопросов или проблем,  которые затрагиваются в тексте.

В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие  проблемы;

дается анализ (характеристика, описание);

приводятся результаты;

излагается теория (история, методика, проблема);

исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) ит. д.

4. Адресат.

Отмечается, для  кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена  для специалистов в области…;

представляет интерес  для (широкого круга читателей и  т. д.).

Образцы аннотации  содержатся практически в любой  книге на втором листе.

Конспект — краткая  запись содержания прочитанного.

Принципы составления  конспекта:

1.    Записать  все выходные данные источника:  автор, название, год и место  издания.

2. Выделить поля слева и справа. Слева — отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзагловки и т. п.), формируются основные проблемы. Справа — записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

3. В центральной  части конспекта записывается  краткое изложение содержания  текста. Оно должно включать цитаты  из прочитанного текста.

4. Необходимо сохранять структуру (композицию) источника, последовательность изложения, тематические разделы.

5. Пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень содержащихся конспектов.

Информация о работе Научный функциональный стиль русского языка