Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:03, доклад
Стилистика научной речи связана с рассмотрением информации первого вида функции языка – интеллектуально-коммуникативной, то есть с рассмотрением предметно-логического содержания сообщения.
Наука – система знаний, позволяющая преобразовывать и прогнозировать различные явления в природе и обществе. Объектом исследования научного стиля является изучение современных норм языка и стиля научных произведений и путей их развития.
Московский государственный институт технологии и управления имени К. Г. Разумовского
Реферат на тему:
Научный функциональный стиль русского языка
Выполнил студент группы №260800 Вожжов Игорь Игоревич
Научный стиль речи. Основные черты.
Стилистика научной
речи связана с рассмотрением
информации первого вида функции
языка – интеллектуально-
Наука – система знаний, позволяющая преобразовывать и прогнозировать различные явления в природе и обществе. Объектом исследования научного стиля является изучение современных норм языка и стиля научных произведений и путей их развития.
Научный стиль –
понятие широкое. Он используется в
области науки и техники, но обслуживает
неоднородные по форме виды литературы,
которые весьма разнообразны по назначению
и содержанию. Для понятия научного
функционального стиля
Под научной литературой понимают произведения, которые появляются в результате научных исследований, изысканий, теоретических обобщений и разработок и публикуются с целью информировать ученых или специалистов высшей квалификации о последних достижениях науки или просто об исследованиях. Предметом содержания такой литературы является сама наука – ее идеи, факты, законы и категории, добытые или открытые учеными в результате экспериментов, наблюдений, теоретических изысканий.
Основная общественная сфера использования научной литературы – прежде всего сама наука, сфера научной деятельности. В составе науки, представляющей собой систему знаний о природе, обществе и мышлении, различают факты, теорию и методологию. Каждый из этих моментов находит в языке свое выражение. Объектом изучения научного стиля является изучение современных норм языка и стиля научных произведений и путей их развития, а также нахождение оптимальных вариантов языкового выражения данного плана содержания, анализ языковых форм и их содержания в различных контекстах, выявление языковых закономерностей этого функционального стиля.
Научный стиль как функциональная разновидность языка распадается на ряд подъязыков, подстилей, внутренне дифференцированных, но в совокупности все подстили научного функционального стиля связаны и характеризуются общими закономерностями.
Языки науки, научные стили могут различаться в различных аспектах.
Во-первых, в социолингвистическом
аспекте (изучение вопроса о роли
языков науки в становлении
Во-вторых, в психолингвистическом
аспекте (изучение вопроса о роли
естественного языка и
В-третьих, в логико-лингвистическом
аспекте (изучение вопросов, связанных
с применением компьютерных технологий,
с созданием алгоритмов, машинного
перевода и разработкой информационно-
Научный стиль может
рассматриваться как
Научный стиль относится к письменно-книжному типу речи (хотя может проявляться и в устной в виде докладов, лекций и пр.) и функционирует в определенных условиях, во-первых, преимущественно в официальной обстановке с установкой на косвенно контактное общение; во-вторых, с преобладанием письменной формы речи – отсюда и предварительная продуманность, намеренность, подготовленность.
Специфика
использования элементов
Главный стилеобразующий фактор в научной речи – ее содержательная сторона, монологический характер, принципиальная бесподтекстность и ее логическая завершенность.
Основными содержательными единицами научной речи, как и логического мышления, являются понятие, суждение и умозаключение.
Для научного стиля характерны:
· Высокая терминологичность речи;
· абстрактность значений;
· логичность построения;
· полнота высказывания;
· понятийное и речевое соответствие отправителя речи её получателю и пр. К особенностям функционально-структурного плана относят:
· смысловую законченность;
· целостность и связность;
· структурную оформленность;
• коммуникативную направленность. Построение текстов основывается на принципах, отвечающих требованию целенаправленности и прагматическим установкам:
1) принцип качества (отправитель передает только ту информацию, которую он считает достоверной);
2) принцип количества
(текст не должен передавать
больший объем информации, чем
тот, который необходимо
3) принцип относительности
(всякая информация
4) принцип способа
изложения (текст должен быть
упорядочен и лишен
Основными признаками
для выделения того или иного
стиля являются функции языка, сфера
общения и оценочно-
Языковые средства отбираются в зависимости от особенностей человеческой деятельности и области науки.
Содержанием научного сообщения является описание фактов деятельности, их изучение и объяснение, формулирование закономерностей, законов. Задача научного произведения – доказательство определенных положений и гипотез, их аргументация, точное и систематическое изложение научных проблем. Поэтому научное произведение в основном состоит из цепи рассуждений.
Признаки научного стиля:
· абстрагизация (отвлеченно-обобщенность);
· логичность;
· объективность;
· безличность;
· точность.
Использование эмоциональных
элементов в значительной мере определяется
областью знания, к которому он относится.
Стиль повествования может
Итак, перечислим еще раз общие языковые черты научного стиля:
1) строгая нормированность;
2) точность;
3) ясность;
4) лаконичность в выражении мыслей;
5) терминированность речи;
6) широкое использование абстрактной лексики;
7) употребление
слов в их предметно-
8) безличность;
9) монологический характер высказывания;
10) последовательность;
11) завершенность;
12) полнота высказывания;
13) тесная связь
отдельных частей высказывания (с
помощью развернутых
14) использование условных знаков и обозначений.
Жанры научной литературы (реферат, аннотация, конспект).
Реферат — краткое
изложение содержания статьи (книги),
включающее основные фактические сведения
и выводы, необходимые для
Виды рефератов: реферат-резюме (составляется по одному источнику) и реферат-обзор (по нескольким источникам, посвященным одной теме).
Функции реферата:
1) информативная (реферат обычно содержит фактографическую информацию);
2) поисковая (изложение основного содержания первичного документа);
3) индикативная (реферат
характеризует источник не
4) справочная;
5) сигнальная (проявляется при оперативном информировании, о планах выпуска литературы (авторские рефераты) ит.д.);
6) адресная (реферат дает точное библиографическое описание первичного документа);
7) коммуникативная.
Структура реферата-резюме:
1.Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).
2.Темастатьи (книги).
Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения: Статья (книга, монография) посвящена (теме, вопросу, проблеме).
3.Композиция.
Указывается из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). Выражения: Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит) … (трех разделов и т. п.).
4.Основноесодержание.
Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со
Структурой статьи. Выражения:
Во введении указывается (отмечается), что…;
В первой главе освещается… Автор отмечает (указывает, делает вывод), что…;
Вторая глава посвящена (содержит)… По мнению автора, …;
В третьей главе…;
В заключении указывается (отмечается), что... ит. п.
5.
Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов.
Используемые речевые формулы:
Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… ит. п.
6. Адресат. Отмечается,
для кого предназначается
Статья предназначена для специалистов в области…; Статья представляет интерес для … (широкого круга читателей) ит. п. Аннотация — краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее
назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель — ответ на вопрос, о чем говорится в статье.
Структура аннотации:
1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).
2. Тема статьи (книги).
Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения: Статья (книга, монография и т. п.) посвящена (теме, вопросу, проблеме).
3. Проблематика. Перечисляется
круг вопросов или проблем,
которые затрагиваются в
В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;
дается анализ (характеристика, описание);
приводятся результаты;
излагается теория (история, методика, проблема);
исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) ит. д.
4. Адресат.
Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:
Статья предназначена для специалистов в области…;
представляет интерес для (широкого круга читателей и т. д.).
Образцы аннотации содержатся практически в любой книге на втором листе.
Конспект — краткая запись содержания прочитанного.
Принципы составления конспекта:
1. Записать
все выходные данные источника:
2. Выделить поля слева и справа. Слева — отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзагловки и т. п.), формируются основные проблемы. Справа — записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.
3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно включать цитаты из прочитанного текста.
4. Необходимо сохранять структуру (композицию) источника, последовательность изложения, тематические разделы.
5. Пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень содержащихся конспектов.
Информация о работе Научный функциональный стиль русского языка