Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа
Буддизм – религиозно-философское учение (драхма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н.э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Буда Шакьямуни. Термин «буддизм» был создан европейцами в ХIХ веке. Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований.
Введение 4
1.Буддизм как религия 6
1.1. История возникновения буддизма 6
1.2. Суть учения Будды 7
1.3. Течения буддизма 9
2. Буддизм у народов России 13
2.1. Буддизм в России 13
2.2. Российская буддология 17
2.3. Развитие буддизма 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Оглавление
Список
терминов
Введение 4
1.Буддизм как религия 6
1.1. История возникновения буддизма 6
1.2. Суть учения Будды 7
1.3. Течения буддизма
2.
Буддизм у народов России
2.1. Буддизм в России 13
2.2. Российская буддология 17
2.3. Развитие буддизма
Заключение 21
Список
использованной литературы 22
Список терминов
Атеизм – отрицание религии.
Бодхисаттва – святой, ставший Буддой, но давший обед не покидать мир до тех пор, пока последняя пылинка не достигнет состояния Будды.
Будда –просветленный.
Буддхадхарма – учение Будды.
Дацаны – буддийские монастыри.
Драхма – Закон, учение.
Лама – религиозный учитель.
Махаяна – широкий путь.
Нирвана – затухание, угасание.
Сангха – буддийская община.
Сумэ – храм.
Хинаяна – узкий путь.
Хубилганы – живые боги.
Хурэ
– буддийские монастыри.
Введение
Религия
– это особая форма осознания
мира, которая обуславливается верой
в существование чего-то сверхъестественного,
а также под воздействием этой
веры заставляет совершать определенные
поступки. Именно вера является основным
признаком и неотъемлемым элементом
любой религии. Любая религия
состоит из моральных норм и определенного
поведения, различных обрядов и,
главное - объединение людей в
какое-либо организационное сообщество,
например, в церковь или религиозную
общину. Все основные религиозные
понятия и представления, записаны
в специальных священных
Религиозное мировоззрение или религиозная система представления мира в целом опирается либо на веру, либо на некий мистический опыт, но не как не на данные, которые проверяются научными данными.
Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религий. Разнообразные религии существовали в Древнем Мире у различных народов. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.).
Буддизм
– религиозно-философское
Буддизм
— первая по времени возникновения
мировая религия. Другие мировые
религии появились значительно
позднее: христианство возникло приблизительно
через пятьсот лет после
Россия
многонациональная страна, где проживают
представители различных
Цель реферата - критически и всесторонне рассмотреть, намеченную тему.
Задача
реферата – рассмотреть, изучить выбранную
тему путем раскрытия следующих вопросов:
буддизм как религия; история возникновения
буддизма; суть учения Будды; течения буддизма;
буддизм у народов России; российская
буддология; развитие буддизма.
1.Буддизм как религия
1.1 История возникновения буддизма
Буддизм возник на индийском субконтиненте в середине I тысячелетия до н. э. Причины возникновения этого Учения до нынешнего времени точно не установлены, поскольку знания о древнеиндийском обществе слишком скудны.
Смысл учения состоял в стремлении освободиться от власти общества, но и от власти природы и законов самой жизни. И вовсе не случайно, что это учение возникло именно в Индии. Этому способствовала индийская природа, так и особенности социального строя.
Удушающая
жара, сменяющаяся сезоном
Весь
эмпирический мир с его исступленным
буйством природных стихий и жестким
кастовым делением (когда люди неравны
не только перед обществом, но и перед
богами) воспринимался тонко
Мир
виделся мудрецам как нескончаемая
цепь страданий и воплощений, и
сотни аскетов-отшельников
1.2 Суть учения Будды.
Если весь чувственный мир – мир страстей и привязанностей – есть лишь порабощающее человека наваждение, то надо внутренне вырваться из него, освободиться из-под власти кармы, обрекающей на все новые рождения. И хотя для этого мудрый должен отказаться от своих чувств, сама буддийская проповедь бесстрастия была исполнена подлинной страсти. Только эта страсть не привязывала человека к миру, а, напротив, вырывала из него, уничтожая истоки всякой привязанности.
Итак, вырваться, внутренне освободиться от пут жизни и смерти, уйти… но куда? Разве сам человек изнутри не подчинен всецело миру? Пораженный в самое сердце несовершенством бытия, Гаутама обретает ответ в собственном просветлении, пытаясь потом выразить в словах то, что получено за гранью слов и образов. Смысл учения Будды Гаутамы можно выразить так: освобождение обретается в нирване – внутреннем состоянии, где угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними – и весь открывающийся человеку мир. Собственно, слово «нирвана» буквально означает «затухание», «угасание». «Мудрые, - говорил Будда, - угасают как лампады». Это внутреннее угасание освобождает человека и от его страдающего «я», и от самой жажды жизни, влекущей все живые существа к новым перерождениям. Тем самым разрывается власть кармы и мудрец до конца растворяется в блаженной пустоте абсолютного покоя. Просветленные же – это преддверие окончательной нирваны, которая полностью разрывает всякую связь с жизнью.
Здесь, пожалуй, необходимо небольшое философское пояснение, Нирвана – это не просто покой или голое ничто. Все гораздо тоньше. Смысл нирваны в том, что она ставит человека по ту сторону необходимости, и в этом значении нирвана равна свободе. Однако в нирване нам открывается лишь негативная сторона свободы – это свобода, взятая лишь как отрицание всякой зависимости, «свобода от…». Подлинная же свобода не только отрицает, но и утверждает – утверждает бытие человека как личности, его самоценное достоинство и неисчерпаемые творческие силы. Но открытие личности лежало за пределами духовного горизонта той далекой эпохи, и поэтому полная свобода открылась Будде как полнота отрицания: нирвана лежит не только по ту сторону необходимости, но и по ту сторону всякого бытия. Нирвана освобождает человека не только от необходимости, но и от собственного «Я», от всякого положительного содержания и потому не может быть вполне адекватно выражена ни в слове, ни в образе. Иными словами, в нирване мы видим трагедию свободы, не обнаруживающей в себе никакого положительного содержания.
Итак, прорыв в свободу оборачивается в буддизме прорывом в ничто. Но это «ничто» - нирвана – несет для буддиста сокровенный смысл, во имя которого он готов отречься от собственного «Я». Впрочем, и само это «Я» рассматривается здесь лишь как иллюзия, которая исчезает, когда человек всем своим существом устремляется к нирване. Нирвана манит к себе, как тот «внутренний остров», достигнув которого, мудрец обретает независимость от людей и богов и даже от самой судьбы: «Тот несравненный остров, где ничем не владеют и ничего не жаждут, я называю Нирваной, разрушением смерти и гибели», - говорил Буда. Немногие достигают этого острова, но тем, кому удалось это сделать, «даже боги завидуют».
Для «просветленных» окончательная нирвана – это полное освобождение, полный уход от мира, но для непосвященного наблюдателя это должно восприниматься как небытие, смерть. Однако истинный буддист никогда не согласился бы с такой трактовкой. Ведь если посмотреть на весь процесс изнутри, с точки зрения входящего в нирвану, то здесь уже нет никаких различий между жизнью и смертью, «я» и «не – я», добром и злом, а только такая «внутренняя» точка зрения и значима для буддизма. Но сам Будда отказался сразу же после просветления навсегда покинуть этот мир, ибо счел своим долгом указать другим людям путь к спасению и свободе.
Суть своего учения Гаутама выразил в четырех «Благородных» истинах. В предельно кратком изложении они выглядят следующим образом:
1 – сущность жизни есть страдание.
2 – причина страданий – желания и привязанности.
3 - чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания и привязанности.
4 –
для этого существует путь
внутреннего
1.3 Течения буддизма
Так было положено начало новой религии. Это, безусловно, была религия (слово «религия» происходит от слова religare – связать), ибо она связывала людей со спасающей запредельностью, объединяла в священном почитании запредельного как конечной цели. И все же это была странная, необычная религия. В самом ее начале не было ни молитв, ни специфических обрядов. И самое главное, в ней не было Бога, того самого Бога, который сосредоточивает в себе всю полноту жизненных смыслов. Правда, буддизм не отрицал существование множества почитаемых ранее богов и демонов, но выше их всех по святости и силе стоял просветленный аскет, навсегда сбросивший иго кармы.