Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:13, реферат
Значительное место игры занимали с древних времен и в жизни русского народа. В играх нередко передается драматическое содержание жизни народа, и, таким образом последняя как бы исторически отражается в этих хороводах, песнях и играх. Зимой игрища представляют совсем другой характер: во время святок устраивают катания с гор, игры в городки и т.д.; на масленице происходит катание на лошади по деревням с песнями и плясками; а в былые времена, кроме того, устраивались еще и кулачные бои… Отличительный характер всех русских игр и игрищ тот, что в них главным образом проглядывает исконная любовь русского человека к веселью и движениям, к удальству, молодечеству…»
ХХ городской конкурс
Учебно-исследовательских и творческих работ учащихся
«Первые шаги»
МБУ «Управление образования
Администрации города Кунгура»
Научное общество учащихся
Культурология
«Игры народов России»
Тулинова Татьяна
Ученица 7а класса
МБУ Лицей №1
Спирина
Надежда Александровна
Учитель географии
МБУ Лицея №1
Кунгур 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Подвижные игры в России ……………………………………… 4
Введение
Игра-это не просто забава, развлечение, веселье. Это, как считают врачи, один из видов человеческой деятельности, призванный совершенствовать физиолого-психологические потребности организма.
Значительное место игры занимали с древних времен и в жизни русского народа. В играх нередко передается драматическое содержание жизни народа, и, таким образом последняя как бы исторически отражается в этих хороводах, песнях и играх. Зимой игрища представляют совсем другой характер: во время святок устраивают катания с гор, игры в городки и т.д.; на масленице происходит катание на лошади по деревням с песнями и плясками; а в былые времена, кроме того, устраивались еще и кулачные бои… Отличительный характер всех русских игр и игрищ тот, что в них главным образом проглядывает исконная любовь русского человека к веселью и движениям, к удальству, молодечеству…»
Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них - жизненная необходимость, средство всестороннего развития. Игра доставляет детям удовольствие и радость.
Детские игры переходят из поколения в поколение и имеют не меньшее значение, чем сказки, песни, пословицы. Народные обычаи, древние ритуалы, суеверия продолжают жить в играх детей.
За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих игр может рассказать о быте и религии, трудовой деятельности людей, живущих в разных уголках Земли.
В культуру каждого народа входят созданные ими игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Цель моего реферата рассказать, какие существовали традиционные игры в России.
Задачи:
1. Выявить традиционные игры русского народа.
2. Понаблюдать за поведением и занятиями детей во время перемены в школе, после школы, на прогулке на улице.
3. Узнать, как отдыхают в свободное время современные дети.
Глава 1. Появление подвижных игр.
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру.
Практически каждая из русских народных игры имеет свой смысл и свою поэзию. Игры разделяются не только на подвижные, символические, хороводные и домашние, но и на детские, мужские, женские.
Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.
В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры- забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.
Символическая игра - игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов или знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной символической форме.
Хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность.
Домашние игры предназначены для домашней обстановки в семейном кругу. Эти игры позволяют сблизиться членам семьи и весело провести вечер.
Также для удобства рассмотрения игры можно разделить на несколько типов:
Игры, отражающие отношение человека и природы
Игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
Игры, по религиозно-культовым мотивам
Игры на находчивость, быстроту и координацию
Игры на силу и ловкость
Военные игры
Отметим, что деление это весьма условно и не ставит перед собой цели обязательно загнать все игры в определенные классификационные рамки. Вполне возможно, что какие-то игры могут относиться сразу к нескольким категориям.
Игра-это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. []
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом.
Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия.
Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.
Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.
Правила — обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты,
2. Популярные игры в России
Традиционных русских игр нам известно достаточно. Все они в основном носят групповой характер, так как родовые отношения были в то время крепки, а люди работали сообща, отдыхали вместе. А игра на Руси помогала детям позабавиться, а молодым найти себе пару.
ЛАПТА
Эта игра появилась еще в эпоху Петра I. При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. Ещё в дореволюционной России игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии.
Среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, обнаружено немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Тысячи лет живет эта игра в народе.
В древности, лапта была любимейшей молодецкой забавой. У разных народов мира есть много родственных игр. Они имеют свои правила и называются по-разному: у англичан — крикет, у американцев — бейсбол, у кубинцев — пелота, у финнов — песа палло, у немцев — шлагбал. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом.
Эта игра не требует ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность.
Лапта — игра командная. Каждая команда согласно действующим правилам состоит из 10 игроков. Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы. Лапта в этом отношении не составляет исключения. Вместе с тем она имеет свои особенности. В лапте в отличие от других командных игр не нужно забивать голы, забрасывать мячи в корзину, здесь результат определяется количеством удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки. Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки за пойманные с лёта мячи.[]
Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. В связи с тем что двигательная активность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, в лапте спортсменов различают по амплуа. В нападении это первый бьющий, второй бьющий, третий бьющий, четвертый бьющий, пятый бьющий и шестой бьющий; в защите — подающий, правый ближний, левый ближний, центральный, правый дальний и левый дальний защитники.
Как и в наше время, так и в старину через игру приобретались такие важные качества как ловкость и сноровка, приходили понятия о дисциплине, о нормах и правилах поведения в группе, а также возможность развивать в себе инициативность и подражать взрослой жизни.
Интересно и то, что сами взрослые не считали детские игры чем-то несерьезным. Родители уважительно относились к самому процессу игры и к игрушкам, считая, что они могут принести в дом как радость и счастье, так и невзгоды, особенно в случае пренебрежительного отношения к ним. Игры, как и игрушки наделялись сакральным смыслом. Считалось, например, что кукле нельзя пририсовывать лицо, иначе она оживет и сможет принести вред человеку.
ГОРЕЛКИ
Девушки, а впрочем, и неженатые парни любили играть в горелки. Для этого группа молодых людей собиралась летним вечером на широком дворе или лугу. По жребию определялся «горящий», игрок которому водить. Он встает в середину и участники разбегаются в разные стороны попарно, и которого «горящий» успеет схватить и занимает ее место.
Дети играют иначе: впереди стоит тот, кто должен «гореть», а позади его две пары. «Горю» бежит впереди, за ним, на несколько от него шагов, те обе пары, которые держатся за руки. Он оборачивается, хочет схватить кого-нибудь; пара разрознивается, бежит в сторону; он не дает им соединиться, бегает за ними, но они схватились за руки и конечно надо ним смеются, хохочут и опять заставляют «гореть». Если же он поймает одного из разлучившийся пары, то разлучившийся играет «горю», а сам он становится на его место,- и таким образом продолжается игра, которая, доставляя случай резвиться детям, укрепляет тело, и потому детские горелки есть ничто иное, как беззаботное и веселое беганье. []
ГОРОДКИ
Старинная русская игра. Её история насчитывает более двух веков. В этой игре участвуют не только дети-подростки, молодежь, но и взрослые. В настоящее время она стала видом спорта.
В городки с удовольствием играли русские писатели Толстой и Горький, певец Шаляпин, музыкальный критик и композитор Стасов, академик Павлов, а также советские руководители Ленин, Сталин, Калинин, Ворошилов.
Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из берёзы, липы, бука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил.