Внешняя политика России и международные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 15:41, реферат

Описание работы

Целью данной контрольной работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в системе международных отношений.
Задачи и структура работы.
Глава 1. Политика и международные отношения.
Дать определение внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления);
систематизировать типологию международных отношений;
дать теоретическое обоснование международных отношений;
выявить глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику.
Глава 2. Россия в мировом политическом процессе.
определить место России в системе международных отношений;
установить основные тенденции развития внешней политики современной России;
определить и охарактеризовать современные геополитические реалии России;
охарактеризовать геополитическое положение современной России.

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика России и международные отношения.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Реферат: Внешняя  политика России и международные  отношения

Внешняя политика России и международные отношения 

Уральская академия государственной службы 

Челябинск – 2004

Введение 

Для защиты своих  национальных интересов любое государство  проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю политику. Это деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене[1] . 

Внешняя политика являет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами. Как и внутренняя политика, она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель – обеспечение благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, обеспечения национальной безопасности и благополучия народа, предотвращение новой войны[2] . 

На основе внешнеполитической деятельности отдельных государств складываются определенные международные отношения, то есть совокупность экономических, политических, культурных, правовых, военных и других связей и взаимоотношений между народами, государствами, экономическими, политическими, научными, культурными религиозными организациями и учреждениями на международной арене[3] . 

Целью данной контрольной  работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в  системе международных отношений. 

Задачи и структура  работы. 

Глава 1. Политика и  международные отношения. 

Дать определение  внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления); 

систематизировать типологию международных отношений; 

дать теоретическое  обоснование международных отношений; 

выявить глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику. 

Глава 2. Россия в  мировом политическом процессе. 

определить место  России в системе международных  отношений; 

установить основные тенденции развития внешней политики современной России; 

определить и охарактеризовать современные геополитические реалии России; 

охарактеризовать  геополитическое положение современной  России.

Глава 1. Политика и  международные отношения 

1.1. Внешняя политика  государства: сущность, формирование, функции и методы осуществления 

Вешняя политика обладает рядом собственных специфических  особенностей. Она имеет более  широкое пространственное и социальное измерение, так как характеризует  собой взаимодействие по меньшей  мере с двумя и более странами. Ее функционирование связано не только с какой-то конкретной формой власти, но и с широким спектром международных норм и ценностей, созданных человечеством в ходе его длительного эволюционно-революционного развития. 

Специфика внешней  политики обуславливается и тем, что в мире существуют различные государства (в настоящее время около 200)[4] с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, нивелирует ее, приводя в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества. 

Важнейшим средством проведения внешней политики является дипломатия, т.е. официальная деятельность глав государств, правительств, представительных органов власти, специальных органов внешних сношении по защите прав и интересов государства за границей. Внешнеэкономические цели государства реализуются также путем установления и расширения торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей. Эти связи поддерживаются как на официальном уровне, так и с помощью общественных и частных организаций и учреждений[5] . 

В современных условиях внешняя политика в растущей степени  становится искусством ведения переговоров, достижения различных, взаимно приемлемых компромиссов. Одна из главных ее проблем  – утверждение принципа мирного  сосуществования государств, постепенного внедрения норм нового политического мышления, нахождений путей гармонизации интересов различных государств[6] .

Международные отношения 

Формирование международных  отношений происходит под воздействием следующих факторов[7] : 

• достижений общественно-политических наук; 

• складывающейся мировой  экономической и политической ситуации; 

• баланса военно-стратегических сил; 

• деятельности международных  организаций, учреждений (ООН, ЮНЕСКО, СБСЕ, НАТО и др.); 

• влияния отдельных  государств; 

• состояния природной  среды, сырьевых и природных ресурсов. 

В современных условиях ведущими тенденциями развития международных  отношений являются: 

• рост взаимозависимости  и целостности мира; 

• сохранение социальной неоднородности мира; 

• обострение противоречий между новыми реальностями мирового развития и традиционными подходами к решению проблем; 

• возрастание роли политических средств в разрешении конфликтов и противоречий.

1.2. Типология международных  отношений 

В отечественной  и зарубежной литературе дается неоднозначная типология международных отношений. Представители марксистской традиции, кладя в основу формационный и классовый критерии, выделяют рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический типы, а также переходные типы – от международных отношений господства и подчинения к отношениям товарищеского сотрудничества и взаимопомощи. Последние складывались между бывшими социалистическими странами в рамках СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи)[8] . 

Иначе подходят к  этому вопросу те западные ученые, которые не разделяют марксистской концепции. Одни из них придерживаются типологии, предложенной еще в конце XIX в. юристом-международником Ф. Мартенсом, суть которой состоит в хронологическом подразделении международных отношений на три типа: для первого типа, охватывающего период от античности до Вестфальского мирного договора 1648 г., характерны «разобщенность народов и господство физической силы»; для второго (до Венского конгресса 1815 г.) характерно «политическое равновесие», для третьего (вплоть до наших дней) характерен «принцип национальности», дополненный в XX в. принципом «господства права»[9] . 

Другие западные ученые (американцы П. Морган, Дж. Модельский и др.) в основу типологии кладут доминирующее влияние «мировой державы» и характер формируемой ею «глобальной системы». По их мнению, история международных отношений с XV в. и до наших дней выглядит в виде пяти этапов господства четырех «великих держав»: Португалии, Нидерландов, Великобритании и США. Причем пятый цикл начался в 1914 г., получив название «американский век»[10] . 

Авторитетной среди  политологов мира является типология, предложенная польским ученым В. Маровецким, который подразделил международные  отношения на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества. Он делает вывод, что доминирующим типом может быть только взаимное приспособление государств друг к другу[11] .

1.3. Теоретическое  обоснование международных отношений 

Международные отношения  нуждаются в анализе и с  точки зрения их теоретического обоснования. Такого рода обоснования осуществляются разными путями: 

Первый путь –  это разработка глобалистско-футорологических концепций. Характерными чертами этих концепций являются следующие: общество будущего прогнозируется устойчивым и  стабильным как с экономической, так и политической точек зрения; его духовно-политическую основу составляет планетарное сознание и соответствующий ему тип политического мышления, определяющую роль в котором занимают общечеловеческие нормы и ценности; необходимыми предпосылками служат структуры гражданского общества, и прежде всего человеческие ресурсы и знания. Наиболее полное выражение эти черты нашли в концепции «жизнестойкого общества», которая выдвинулась на одно из первых мест в современной зарубежной, прежде всего американской, глобалистике. 

Второй путь теоретического обоснования международных отношений  связан с созданием общеметодологических теорий. К их числу относятся: теория войны и мира Р. Арона, теория факторов К. Райта, теория «равновесия» Дж. Ласки, теория мировых систем Й. Галтунга и др. Важное место среди этих теорий занимает теория прагматизма и политического реализма Г. Моргентау. Ее содержание составляют следующие основные положения[12] : 

• международная  политика должна разрабатываться на основе современных политологических теорий и тем самым увеличивать надежность предвидения, избавляться от непредсказуемости. Рациональная международная политика хороша, если она минимизирует риск и максимизирует выгоду, т.е. когда она опирается на разумность и требования успеха; 

• важнейшим ориентиром, позволяющим политическому реализму найти разумный путь в области  международной политики, является «понятие интереса, определяемого в категориях власти». В мире, разделенном конкуренцией и борьбой за власть различных суверенных наций, внешняя политика любой нации должна обеспечивать удовлетворение первоочередного интереса выжить, выстоять перед лицом опасности извне; 

• моральные принципы могут применяться к действиям  государств и наций не абстрактно, а лишь в соответствии с конкретными обстоятельствами места и времени. Прагматизм и политический реализм Г. Моргентау не допускают устремлений отдельных государств и наций идентифицировать себя с носителями моральных законов всего мира. Если допустить возможность такой ситуации, то тем самым будет открыт путь к порождению «безумия неистовых крестовых походов»[13] . 

Третий путь –  конструирование специальных концепций, позволяющих анализировать состояние  международных отношений. Примером такого рода концепций могут служить теории мировых систем, международных организаций, международного конфликта, национального интереса, всеобщей безопасности и т.д. 

Концепция всеобщей безопасности представляет собой не новый комплекс идей, а скорее новую  совокупность принципов подхода  к проблемам безопасности в ядерном мире. Серьезный вклад в формирование концепции всеобщей безопасности внесла Независимая комиссия по вопросам разоружения и безопасности, созданная по инициативе бывшего премьер-министра Швеции Улафа Пальме и объединявшая общественных, политических и государственных деятелей 17 стран Европы, Азии, Америки и Африки[14] . Главная идея этой доктрины в том, что она обосновывала необходимость отказа от обеспечения международной безопасности на принципе «сдерживания путем устрашения»: «Государства более не могут стремиться к укреплению своей безопасности за счет друг друга: ее можно добиться только путем совместных усилий»[15] .

1.4. Глобальные проблемы  современности и их влияние  на международную политику 

Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств[16] . Особенность их состоит в том, что каждая из этих проблем носит комплексный и всеобщий характер, что обусловлено растущей целостностью современного мира. 

Группа глобальных проблем включает в себя в качестве главных[17] : 

нахождение путей  устойчивого экономического развития в связи с тем, что современные  технологические структуры достигли своего предела; 

проблемы войны  и мира, обеспечения международной  безопасности, разоружения и конверсии, укрепления доверия к сотрудничеству между народами; 

экологические проблемы, поставившие человечество перед  угрозой экологического коллапса, сравнимого с последствиями ракетно-ядерной катастрофы; 

Информация о работе Внешняя политика России и международные отношения