Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 15:41, реферат
Целью данной контрольной работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в системе международных отношений.
Задачи и структура работы.
Глава 1. Политика и международные отношения.
Дать определение внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления);
систематизировать типологию международных отношений;
дать теоретическое обоснование международных отношений;
выявить глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику.
Глава 2. Россия в мировом политическом процессе.
определить место России в системе международных отношений;
установить основные тенденции развития внешней политики современной России;
определить и охарактеризовать современные геополитические реалии России;
охарактеризовать геополитическое положение современной России.
Реферат: Внешняя политика России и международные отношения
Внешняя политика России
и международные отношения
Уральская академия
государственной службы
Челябинск – 2004
Введение
Для защиты своих
национальных интересов любое государство
проводит определенную (успешную или безуспешную)
внешнюю политику. Это деятельность государства
и других политических институтов общества
по осуществлению своих интересов и потребностей
на международной арене[1] .
Внешняя политика являет
собой продолжение внутренней политики,
ее распространение на отношения с другими
государствами. Как и внутренняя политика,
она теснейшим образом связана с господствующим
экономическим укладом, общественным
и государственным строем общества и выражает
их на мировой арене. Главная ее цель –
обеспечение благоприятных международных
условий для реализации интересов того
или иного государства, обеспечения национальной
безопасности и благополучия народа, предотвращение
новой войны[2] .
На основе внешнеполитической
деятельности отдельных государств
складываются определенные международные
отношения, то есть совокупность экономических,
политических, культурных, правовых, военных
и других связей и взаимоотношений между
народами, государствами, экономическими,
политическими, научными, культурными
религиозными организациями и учреждениями
на международной арене[3] .
Целью данной контрольной
работы является анализ внешней политики
России и выявление ее места в
системе международных
Задачи и структура
работы.
Глава 1. Политика и
международные отношения.
Дать определение
внешней политике государства (сущность,
формирование, функции и методы осуществления);
систематизировать
типологию международных
дать теоретическое
обоснование международных
выявить глобальные
проблемы современности и их влияние на
международную политику.
Глава 2. Россия в
мировом политическом процессе.
определить место
России в системе международных
отношений;
установить основные
тенденции развития внешней политики
современной России;
определить и охарактеризовать
современные геополитические реалии России;
охарактеризовать
геополитическое положение
Глава 1. Политика и
международные отношения
1.1. Внешняя политика
государства: сущность, формирование,
функции и методы осуществления
Вешняя политика
обладает рядом собственных
Специфика внешней
политики обуславливается и тем,
что в мире существуют различные
государства (в настоящее время около
200)[4] с их несовпадающими интересами и
программами, целями и задачами. Это вызывает
необходимость согласования, стыковки
этих интересов, независимо от их государственных
различий. Ныне, как никогда, возрастают
роль и значение глобальных, а также региональных
проблем, особенно в сфере обеспечения
безопасности, охраны окружающей среды,
развития экономических отношений. Поэтому
нужны не только скоординированные действия,
но и определенная корректировка внутренней
политики государств. Тем самым внешняя
политика рационализирует внутреннюю
политику, нивелирует ее, приводя в большее
или меньшее соответствие с международными
реалиями, закономерностями и критериями
функционирования мирового сообщества.
Важнейшим средством
проведения внешней политики является
дипломатия, т.е. официальная деятельность
глав государств, правительств, представительных
органов власти, специальных органов внешних
сношении по защите прав и интересов государства
за границей. Внешнеэкономические цели
государства реализуются также путем
установления и расширения торгово-экономических,
научно-технических, кредитно-финансовых
и культурных связей. Эти связи поддерживаются
как на официальном уровне, так и с помощью
общественных и частных организаций и
учреждений[5] .
В современных условиях внешняя политика в растущей степени становится искусством ведения переговоров, достижения различных, взаимно приемлемых компромиссов. Одна из главных ее проблем – утверждение принципа мирного сосуществования государств, постепенного внедрения норм нового политического мышления, нахождений путей гармонизации интересов различных государств[6] .
Международные отношения
Формирование международных
отношений происходит под воздействием
следующих факторов[7] :
• достижений общественно-политических
наук;
• складывающейся мировой
экономической и политической ситуации;
• баланса военно-стратегических
сил;
• деятельности международных
организаций, учреждений (ООН, ЮНЕСКО,
СБСЕ, НАТО и др.);
• влияния отдельных
государств;
• состояния природной
среды, сырьевых и природных ресурсов.
В современных условиях
ведущими тенденциями развития международных
отношений являются:
• рост взаимозависимости
и целостности мира;
• сохранение социальной
неоднородности мира;
• обострение противоречий
между новыми реальностями мирового развития
и традиционными подходами к решению проблем;
• возрастание роли политических средств в разрешении конфликтов и противоречий.
1.2. Типология международных
отношений
В отечественной
и зарубежной литературе дается неоднозначная
типология международных отношений. Представители
марксистской традиции, кладя в основу
формационный и классовый критерии, выделяют
рабовладельческий, феодальный, капиталистический,
социалистический типы, а также переходные
типы – от международных отношений господства
и подчинения к отношениям товарищеского
сотрудничества и взаимопомощи. Последние
складывались между бывшими социалистическими
странами в рамках СЭВ (Совета Экономической
Взаимопомощи)[8] .
Иначе подходят к
этому вопросу те западные ученые, которые
не разделяют марксистской концепции.
Одни из них придерживаются типологии,
предложенной еще в конце XIX в. юристом-международником
Ф. Мартенсом, суть которой состоит в хронологическом
подразделении международных отношений
на три типа: для первого типа, охватывающего
период от античности до Вестфальского
мирного договора 1648 г., характерны «разобщенность
народов и господство физической силы»;
для второго (до Венского конгресса 1815
г.) характерно «политическое равновесие»,
для третьего (вплоть до наших дней) характерен
«принцип национальности», дополненный
в XX в. принципом «господства права»[9]
.
Другие западные
ученые (американцы П. Морган, Дж. Модельский
и др.) в основу типологии кладут
доминирующее влияние «мировой державы»
и характер формируемой ею «глобальной
системы». По их мнению, история международных
отношений с XV в. и до наших дней выглядит
в виде пяти этапов господства четырех
«великих держав»: Португалии, Нидерландов,
Великобритании и США. Причем пятый цикл
начался в 1914 г., получив название «американский
век»[10] .
Авторитетной среди
политологов мира является типология,
предложенная польским ученым В. Маровецким,
который подразделил
1.3. Теоретическое
обоснование международных
Международные отношения
нуждаются в анализе и с
точки зрения их теоретического обоснования.
Такого рода обоснования осуществляются
разными путями:
Первый путь –
это разработка глобалистско-футорологических
концепций. Характерными чертами этих
концепций являются следующие: общество
будущего прогнозируется устойчивым и
стабильным как с экономической, так и
политической точек зрения; его духовно-политическую
основу составляет планетарное сознание
и соответствующий ему тип политического
мышления, определяющую роль в котором
занимают общечеловеческие нормы и ценности;
необходимыми предпосылками служат структуры
гражданского общества, и прежде всего
человеческие ресурсы и знания. Наиболее
полное выражение эти черты нашли в концепции
«жизнестойкого общества», которая выдвинулась
на одно из первых мест в современной зарубежной,
прежде всего американской, глобалистике.
Второй путь теоретического
обоснования международных
• международная
политика должна разрабатываться на
основе современных политологических
теорий и тем самым увеличивать надежность
предвидения, избавляться от непредсказуемости.
Рациональная международная политика
хороша, если она минимизирует риск и максимизирует
выгоду, т.е. когда она опирается на разумность
и требования успеха;
• важнейшим ориентиром,
позволяющим политическому
• моральные принципы
могут применяться к действиям
государств и наций не абстрактно,
а лишь в соответствии с конкретными
обстоятельствами места и времени. Прагматизм
и политический реализм Г. Моргентау не
допускают устремлений отдельных государств
и наций идентифицировать себя с носителями
моральных законов всего мира. Если допустить
возможность такой ситуации, то тем самым
будет открыт путь к порождению «безумия
неистовых крестовых походов»[13] .
Третий путь –
конструирование специальных
Концепция всеобщей безопасности представляет собой не новый комплекс идей, а скорее новую совокупность принципов подхода к проблемам безопасности в ядерном мире. Серьезный вклад в формирование концепции всеобщей безопасности внесла Независимая комиссия по вопросам разоружения и безопасности, созданная по инициативе бывшего премьер-министра Швеции Улафа Пальме и объединявшая общественных, политических и государственных деятелей 17 стран Европы, Азии, Америки и Африки[14] . Главная идея этой доктрины в том, что она обосновывала необходимость отказа от обеспечения международной безопасности на принципе «сдерживания путем устрашения»: «Государства более не могут стремиться к укреплению своей безопасности за счет друг друга: ее можно добиться только путем совместных усилий»[15] .
1.4. Глобальные проблемы
современности и их влияние
на международную политику
Глобальные проблемы
современности – это совокупность наиболее
острых мировых проблем, решение которых
требует массового осмысления и объединения
усилий всех народов и государств[16] . Особенность
их состоит в том, что каждая из этих проблем
носит комплексный и всеобщий характер,
что обусловлено растущей целостностью
современного мира.
Группа глобальных
проблем включает в себя в качестве
главных[17] :
нахождение путей
устойчивого экономического развития
в связи с тем, что современные
технологические структуры
проблемы войны
и мира, обеспечения международной
безопасности, разоружения и конверсии,
укрепления доверия к сотрудничеству
между народами;
экологические проблемы,
поставившие человечество перед
угрозой экологического коллапса, сравнимого
с последствиями ракетно-ядерной катастрофы;
Информация о работе Внешняя политика России и международные отношения