Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:27, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблем преступности несовершеннолетних, особенностей ее причинного комплекса, а также приобретение знаний по предупреждению преступлений среди конкретной группы несовершеннолетних.
Введение 3
1. Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования 5
1.1 Понятие и основные особенности преступности несовершеннолетних 5
1.2 Основные показатели преступности несовершеннолетних 8
2. Личность несовершеннолетнего преступника. 11
3. Причины и условия преступности несовершеннолетних 25
4. Предупреждение преступности несовершеннолетних 28
Заключение 33
Список использованных источников: 34
Проявляются взаимосвязанные
тенденции интеграции и дифференциации
преступности несовершеннолетних. С
одной стороны, все большее количество
преступлений совершается
Увеличивается количество преступлений,
совершаемых
Указанные расстройства - это не тяжелые и стойкие заболевания. В большинстве случаев они приобретены не в результате отягощенной наследственности, а вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. Подобной точки зрения придерживаются многие криминологи. Так, Г.А. Аванесов подчеркивает важность изучения лиц, совершающих преступления, последствий наследственных заболеваний с учетом психики, последствий наследственных заболеваний и т.п.
В период с 1995 по 1998 г. отмечался неуклонный рост преступности несовершеннолетних. С 1998 по 2005 г. наблюдается неравномерная динамика. В 2004 и 2005 гг. зарегистрирован интенсивный рост, однако с 2006 по 2011 г. на территории нашей республики наметилась устойчивая тенденция к снижению уровня преступности несовершеннолетних (рис. 1). В 2011 г. зарегистрирован самый низкий показатель рассматриваемого вида преступности за последние 10 лет 3886 преступления (снижение по сравнению с 2010 г. 8,1 %).
Рис. 1. Динамика преступности несовершеннолетних В Республике Беларусь за 2000 – 2011 гг.
Наибольшее количество преступлений в 2011 г., как и в 2010., совершено несовершеннолетними в Гомельской и Минской областях. В общем, за два года наблюдается снижение преступлений по всем областям (рис. 2).
Рис. 2 Распространённость преступности несовершеннолетних по областям Беларуси в 2011 г.
в структуре преступности лиц, не достигших 18 лет, преобладают преступления против собственности, в частности, кражи ( в 2010 г. 2368, в 2011 г. 2054), хулиганство (в 2010 г. 518, в 2011 г. 450), грабёж (в 2010 г. 265, в 2011 г. 233), угон транспортных средств ( в 2010 г. 195, в 2011 г. 156).
Особенностью структуры
преступности несовершеннолетних является
довольно высокая доля преступлений,
совершённых в состоянии
Проблема личности преступника относится к числу ведущих и вместе с тем наиболее сложных проблем криминологии. Данной проблеме посвящены многочисленные исследования и фундаментальные научные труды.
Личность преступника
всегда выступает в качестве одного
из центральных звеньев
Однако выработка эффективных мер контроля над преступностью, предупреждения преступности в целом и отдельных ее видов становятся невозможными без изучения особенностей личности преступника, поскольку именно личность является носителем причин преступности, в ней отражаются все социальные процессы и явления, приводящие к совершению конкретного преступления, именно она является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения.
Существенное место занимает
данная проблема и в исследовании
преступности несовершеннолетних. Значительная
часть криминологических
Личность несовершеннолетнего
в силу возрастных особенностей характеризуется
специфическим набором
Личность несовершеннолетнего преступника - имеет характерные особенности по сравнению с взрослыми лицами, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные с точки зрения эффективности меры частной превенции.
Социально-демографическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника характеризуется рядом специфических признаков (пол, возраст, образование, социальное положение, профессия, род занятий и т.д.).
Изучение статистических данных о половой принадлежности несовершеннолетних преступников показывает, что абсолютное большинство из них (91%) - лица мужского пола. Доля несовершеннолетних женского пола незначительна (9%).
Преобладание в структуре несовершеннолетних преступников мужского пола, по мнению ученых, предопределяется не высокой нравственностью лиц женского пола, не большей их социальной сознательностью, а теми социальными условиями, которые определяют роль женщины в обществе и, как следствие, влияют на потребностно-ценностную и мотивационную сферы.
Социальные детерминанты,
а также физиологические
По сведениям других исследователей, в структуре преступности несовершеннолетних женского пола в 2 раза меньше убийств, в 2,5 раза - преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в 11 раз - неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения, чем в структуре преступности несовершеннолетних мужского пола.
Однако результаты исследований показывают, что в случаях совершения несовершеннолетними женского пола насильственных преступлений они чаще сопровождаются жестокостью, дерзостью и цинизмом, чем преступления юношей.
По утверждению И.И. Карпеца, «...истоки повышенной жестокости преступности несовершеннолетних женского пола следует искать в общей ситуации озлобления, в которой пребывает наше общество, в разрушении и падении нравственных ценностей, разочаровании жизнью и социальным строем». Однако надо искать и внутренние причины формирования женской психологии в современных условиях».
Изучение возрастных особенностей личности несовершеннолетних преступников позволяет сделать вывод о том, что среди них доминируют лица старшего возраста (16-17 лет) - 70%. При этом наибольшее число несовершеннолетних преступников (43,1%) достигли 16-летнего возраста. Доля несовершеннолетних преступников в возрасте 14-15 лет составляет 30%. Указанные показатели сохраняют относительную стабильность более 10 лет (66,772,3%-лица в возрасте 16-17 лет; 33,3 -27,7%- 14-15-летние).
При этом криминальная активность
несовершеннолетних увеличивается
прямо пропорционально
Необходимо констатировать невысокий образовательный уровень несовершеннолетних преступников - среди них преобладают лица, имеющие образование не выше основного общего. Только 2,5% несовершеннолетних преступников имеют начальное или среднее профессиональное образование. 34% несовершеннолетних преступников имеют образование менее 9 классов. Из них 19,8% оставили обучение в школе после окончания 8 класса, 9,6% проучились в школе 7 лет. Однако особую озабоченность вызывает тот факт, что не окончили 7 классов средней школы 4,6% несовершеннолетних, совершивших преступления. При этом отмечается, что существенная часть этих лиц не получила образование по причине плохой успеваемости, из-за конфликтов с учителями либо собственного поведения. •
Невысокий образовательный уровень несовершеннолетних преступников обусловливает и специфику их социальных ролей. Незанятость всегда играла существенную роль среди факторов, формирующих социальную и криминогенную напряженность в обществе, а- в условиях нестабильности экономики и негативных явлений в социальной сфере ее детерминирующая роль возрастает. Необходимо отметить, что почти 33,5% несовершеннолетних рассматриваемой группы на момент совершения преступления нигде не учились и не работали; менее половины несовершеннолетних преступников (45,9%) обучались в образовательных учреждениях, 20,6% - работали на временной или постоянной работе.
Тот факт, что среди несовершеннолетних
преступников гораздо меньше учащихся,
чем среди законопослушных
Социально-демографические
признаки личности несовершеннолетнего
преступника дополняются нравст
Наиболее типичными в
науке считаются следующие
- ложно понимаемое стремление
к самовыражению, искаженное
- стремление к быстрому
(сиюминутному) эффекту при получении
приятных впечатлений и
- равнодушие к общественным
проблемам, пренебрежение (
- обостренное чувство
независимости, негативизм в
- плохая социальная
- стремление к подражанию;
- узость интересов,
- потребительская психология
как доминанта жизненной
Указанные психологические
особенности сами по себе не являются
причинами преступного
Изучение нравственно-
Психологические и личностные переживания, поведенческие стереотипы в сфере морали, нравственности имеют в своей основе способность человека оперировать представлениями о добре и зле. Уровень развития нравственности личности определяется тем, какие базовые ценности доминируют в жизни субъекта.