Преступность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблем преступности несовершеннолетних, особенностей ее причинного комплекса, а также приобретение знаний по предупреждению преступлений среди конкретной группы несовершеннолетних.

Содержание

Введение 3
1. Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования 5
1.1 Понятие и основные особенности преступности несовершеннолетних 5
1.2 Основные показатели преступности несовершеннолетних 8
2. Личность несовершеннолетнего преступника. 11
3. Причины и условия преступности несовершеннолетних 25
4. Предупреждение преступности несовершеннолетних 28
Заключение 33
Список использованных источников: 34

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 91.29 Кб (Скачать)

«Уязвимость» заключается  в том, что отличающее несовершеннолетних особенности (не устоявшаяся психика, не сформированная до конца система  ценностей) делают их подверженными  влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее. Не имея возможности законным путем  удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают «делать деньги»  и добывать необходимые вещи и  продукты в меру своих сил и  возможностей, зачастую путем совершения преступлений.

Вот конкретные статистические сведения. По сравнению с 1990 годом  почти на 30% возросло число выявленных несовершеннолетних преступников. Преступности несовершеннолетних способствует и  неконтролируемое отчисление подростков из общеобразовательных школ и ПТУ. Имеют место многочисленные факты  отчисления детей, не достигших 14 летнего  возраста.

Можно что угодно говорить про комсомол и пионерскую организацию, но они объединяли молодежь и детей  и делали много хорошего, доброго, полезного. Их уничтожение - грубая системная  ошибка власти. Ведь со скаутов был  «списан» даже пионерский галстук, и  за рубежом не думают, что время скаутов прошло [12, с. 10].

Все последние годы продолжается процесс разрушения системы оздоровления и летней занятости молодежи. Многие оздоровительные лагеря для детей  и подростков закрыты, а в оставшиеся дети из неполных и малообеспеченных семей не всегда могут попасть  из-за высокой стоимости путевок.

Обострение проблем семейного  неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и  социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.

В настоящее время увеличивается  число случаев жестокого обращения  с детьми, что приводит к интенсивному «вытеснению» детей и подростков из семьи на улицу и дает толчок новому увеличению противоправного  поведения несовершеннолетних, чаще всего имущественного характера. Проведенные  исследования свидетельствуют, что  степень влияния семейного неблагополучия у подростков, совершивших имущественные  преступления, выше, чем у других несовершеннолетних преступников.

Вот еще одна печальная  отметка: на 9 мая 1945 года, то есть к концу  немыслимого кровавого бедствия Отечественной войны, во всём Советском  Союзе было 678 тысяч детей сирот, а в 1999 году в России их было 720 тысяч.

В 2003 году Академия медицинских  наук Беларуси провела официальное  исследование, которое утверждает: только половина нынешних 16 летних учеников доживет до пенсии. За год здоровье каждого школьника ухудшается минимум  в 5 раз. По причине плохого питания, у каждого четвертого школьника  не хватает веса. Многие ученики  просто голодают. За пять последних  лет в 47 раз возросла заболеваемость сифилисом подростков 15-17 лет.

Опрометчивым, однако, будет  мнение о том, что преступное поведение  несовершеннолетних является уделом исключительно  малоимущих, социально ущемленных слоев. Богатство, нажитое неправедным  путем, обладает разрушительной силой  и духовно опустошает. И когда  мы сегодня читаем, что в европейских  странах за последнее десятилетие  число преступлений несовершеннолетних возросло от 40 до 70%, а в большинстве  стран мира в вопросе детской  преступности нет отката назад, спада  и сокращения, то брать это за главный аргумент и утверждать однозначно, что увеличение преступности среди  несовершеннолетних в нашем обществе соответствует общемировому стандарту, глобализации мирового порядка, без  учета классовых различий, я считаю ошибочным.

Склонность состоятельных  классов к совершению преступлений была подмечена давно. Так К. Маркс  писал: «Именно в верхах буржуазного  общества не здоровые и порочные вожделения проявлялись в той необузданной -на каждом шагу приходящей в столкновение даже с буржуазными законами - форме, в которой порожденная спекуляцией  богатство ищет удовлетворение сообразно  своей природе, так что наслаждение  становится распутством, а деньги, грязь  и кровь сливаются в один поток. Финансовая аристократия, как по способу  своего обогащения, так и по характеру  своих наслаждений есть ни что  иное, как возрождение люмпен-пролетариата на верхах буржуазного общества».

Наиболее очевидным и  достаточно хорошо исследованным условием взрослой и детской преступности является пьянство (не умеренное потребление  алкоголя) и алкоголизм (пьянство, перешедшее в трудное преодолимое, патологическое влечение к алкогольным напитка). Еще более разрушительное воздействие  на состояние соматического и  психологического здоровья молодого человека оказывают наркотические и другие сильнодействующие, одурманивающие вещества [17, с. 618].

В криминологической литературе встречается точка зрения о влиянии  средств массовой информации (СМИ), а, прежде всего телевиденья и  кино в культивировании среди  молодежи «преступной идеологии». В  связи с этим отмечается, что идет нагнетание страха перед преступностью  на фоне информации полной ужасов, зачастую далекой от реальной действительности.

По мнению почти 90% французов  и такого же числа немцев, бельгийцев, итальянцев, все беды с детьми происходят по вине голубого экрана. Европейское  общество защиты детей подсчитало, что в фильмах и передачах  по всем европейским каналам ежечасно показывают не менее 20 убийств и  правовых злодеяний. По сколько подростки проводят в среднем от 3 до 4 часов в день у экрана, то можно представить силу воздействия на неокрепшую детскую психику.

Не меньший вред СМИ  причиняют, когда через них идет романтизация преступной жизни и  морали. Это приводит к тому, что  среди молодежи и подростков, негативное социальное поведение приобретает  привлекательность. Появляются мнения о возможности «союзнических» отношений  с преступниками. Высказываются  идеи о том что, воровской мир, «воры в законе» - это часть  российской культуры, а воровские  «правильные» понятия легче и  разумнее законов.

Исходя из вышеперечисленного неполного перечня причин и условий, влияющих на преступность несовершеннолетних можно сделать обобщающий вывод, что она является следствием глобального  «социального аутсайдерства», когда  молодежь и дети оказываются вне  существующего общества, выталкиваются  из него. Это происходит в результате дефектности социализации, которая  стала носить стихийный, не управляемый характер [9, с. 33].

Общество утратило систему  социального контроля над процессом  становления подрастающего поколения, многие институты социализации, такие  как семья, школа, детские молодежные организации теряют (или уже полностью  потеряли) свое значение, а на смену  им мало что пришло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Предупреждение  преступности несовершеннолетних

 

Предупреждение преступности несовершеннолетних является приоритетным направлением в деятельности правоохранительных органов Республики Беларусь. специфика предупредительной деятельности определяет содержание мер профилактики, которые должны быть направлены на коррекцию социальной среды и личности лиц, не достигших 18 лет. предупредительная деятельность осуществляется по следующим основным направлениям: воздействие на детерминанты, способствующие совершению правонарушений в подростковой среде, устранение негативных факторов, влияющих на асоциализацию личности несовершеннолетних, непосредственное воздействие на лиц, склонных к совершению правонарушений, непосредственная работа с лицами, уже совершившими противоправные деяния.

Основой для применения норм права при осуществлении такой  деятельности является Конституция  Республики Беларусь. статья 7 Основного  закона обязывает должностных лиц  государства действовать только в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов  законодательства, ст. 22 устанавливает  равенство всех перед законом, ст. 32 закрепляет обязанность родителей  воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении, ст. 49 закрепляет право на образование. Эти  положения, закреплённые в Основном законе, являются базой для формирования системы воспитания молодёжи, чувства  общественного долга, стремления к  соблюдению правопорядка. Особое место  в системе правовых актов, регулирующих деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних, занимает закон  Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений. Основными задачами данной деятельности являются:

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • социально-психолого-педагогическая реабилитация несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий.

В соответствии с данным Законом субъектами, осуществляющими  профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите, органы государственного управления здравоохранением, специальные учебно-воспитательные учреждения, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел. Порядок деятельности, полномочия комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) в сфере осуществления предупреждения преступности несовершеннолетних закреплён и в «Положении о порядке образования и деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних», утверждённом постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 г. « 1599. КДН выполняет задачи, направленные на защиту прав лиц, не достигших совершеннолетия, а также осуществляют координацию деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений в подростковой среде. Органы государственного управления образованием и учреждения образования осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других учреждений образования, оказывающих педагогическую или иную помощь беспризорникам и безнадзорным. На основе Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» разработана «Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите», утверждённая постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 г. № 47. Инструкция определяет категории детей, относящихся к категории нуждающихся в государственной защите, задачи, направления и порядок осуществления такой деятельности. Кроме того постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.12.2006 г. № 132 в соответствии с Законом Республики Беларусь от 2006 г. «Об общем и среднем образовании» утверждена Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2006-2010 гг. в соответствии с данной программой ведётся последовательная и целенаправленная работа по предупреждению противоправного поведения в молодёжной среде; формируется система раннего выявления семейного неблагополучия и комплексной поддержки детей, находящихся в социально-опасном положении. Органы опеки и попечительства в пределах своей компетенции участвуют в проведении индивидуальной предупредительной деятельности, если подростки остались без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, а также осуществляют меры по защите их имущества и личных неимущественных прав. Деятельность органов опеки и попечительства регламентируется «Положением об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь», утверждённым постановлением Совета Министров от 28.10.1999 г. № 1676.

Выявлении, учёт, обследование и лечение подростков, употребляющих  лкоголь, наркотические вещества, психотропные либо другие одурманивающие вещества, осуществляется органами здравоохранения  в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.08.2003 № 38 «Об утверждении  Инструкции о порядке выявления, учёта, обследования и лечения несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные вещества, и Положения о подростковом наркологическом кабинете». В специальных лечебно-воспитательных учреждениях содержатся, лечатся, воспитываются и обучаются несовершеннолетние, имеющие недостаточно физического или психического развития либо заболевание, вызывающее необходимость лечения их в данном учреждении. Основанием для помещения в данные учреждения является решение либо приговор суда. Деятельность учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений осуществляется на основе постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2003 г. № 1689 «Об утверждении примерного устава специального лечебно-воспитательного учреждения», от 06.12.2003 г. № 1597 «О утверждении примерного устава специального учебно0-воспитательного учреждения», от 6.12.2003 г. № 1596 «Об определении перечня заболеваний, наличие которых препятствуют содержанию несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях». В соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» специальными подразделениями органов внутренних дел, осуществляющими предупреждение преступности несовершеннолетних, являются инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) и приёмники-распределители. В Законе также указано, что другие подразделения органов внутренних дел также осуществляют предупреждение преступности несовершеннолетних в пределах своей компетенции. Деятельность ИДН регламентируется постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 27.10.2003 г. № 242 «Об утверждении Инструкции по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», приёмники-распределители осуществляют предупреждение преступности в соответствии с постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь № 323 «Об организации деятельности приёмников распределителей для несовершеннолетних органов внутренних дел». Основной задачей такого специализированного субъекта, как ИДН, является борьба с подростковой преступностью, непосредственно воспитание и исправление несовершеннолетних. Предупредительная деятельность осуществляется путём всестороннего воздействия на лиц, склонных к совершению противоправных деяний, а также на лиц, могущих склонить несовершеннолетнего к преступной деятельности; выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, минимизации и  устранения криминогенных факторов, оказывающих помощь в социальной адаптации, т.е. возвращают сбежавших несовершеннолетних родителям, в детские дома и т.д., принимают меры по устройству на работу, учёбу, доставляют несовершеннолетних в специальные лечебно- и учебно-воспитательные учреждения, проводят индивидуальную профилактическую работу.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних