Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:27, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблем преступности несовершеннолетних, особенностей ее причинного комплекса, а также приобретение знаний по предупреждению преступлений среди конкретной группы несовершеннолетних.
Введение 3
1. Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования 5
1.1 Понятие и основные особенности преступности несовершеннолетних 5
1.2 Основные показатели преступности несовершеннолетних 8
2. Личность несовершеннолетнего преступника. 11
3. Причины и условия преступности несовершеннолетних 25
4. Предупреждение преступности несовершеннолетних 28
Заключение 33
Список использованных источников: 34
Ценность - это социокультурный
феномен, воплощающий в себе обобщенное
представление людей о целях
и нормах своего поведения, это ориентир,
с которым соотносится
По мнению В.Н. Кудрявцева, ценностные ориентации играют троякую роль:
1. стимулируют сложившиеся
мотивы и укрепляют социальную
или антисоциальную линию
2. тормозят антисоциальные
потребности и блокируют
3. могут стать самостоятельным мотивом поведения.
При этом исследования ученых показывают, что ценностные ориентации несовершеннолетних в силу психологических особенностей гораздо реже выполняют блокирующую функцию по отношению к антисоциальным потребностям, чем у взрослых лиц.
Ценностные ориентации несовершеннолетних
следует рассматривать в
Внутренние ценностные ориентиры (доверие, чувство безопасности, семейные ценности, доброта, милосердие, сочетание просоциальности и уважения к людям и другие), как показывает практика, имеются у несовершеннолетних независимо от степени криминализации личности, но у преступников они носят преимущественно характер декларируемых.
По мнению исследователей,
у несовершеннолетних, совершавших
преступления, и у правопослушных
лиц отмечаются различия в восприятии
окружающего мира. Так, у несовершеннолетних
с правопослушным поведением категория
«счастье» (как ценность, отражающая
эмоционально-чувственное
Позитивная смысловая диспозиция по отношению к окружающим у несовершеннолетних с законопослушным поведением строится на прямой связи в первую очередь с составляющими морального и правового сознания (уважения к людям, недопустимости причинения вреда окружающим), а также на уверенности в себе, независимости, общительности. У несовершеннолетних преступников она жестко коррелирует с необходимостью взаимной симпатии, боязнью предательства, недоверием, беспокойством относительно конкурентных отношений. И если у лиц, впервые совершивших преступление, такая корреляция носит ситуативный характер, то у неоднократно совершавших преступления она является стабильной.
Так, проводимые в конце 70-х годов XX века научные исследования показали, что в шкале ценностей подростков параметр материальной обеспеченности занимает 11 место. Аналогичные исследования, проведенные в 90-е годы XX века, показали, что данный параметр вышел на 3 место по значимости. Современные исследования показывают устойчивое доминирование указанных ценностных ориентации несовершеннолетних (первое место), что напрямую связано с корыстным характером преступности несовершеннолетних.
Необходимо согласиться
с мнением ученых о том, что
такое отношение
Одним из показателей ценностных ориентации несовершеннолетних преступников выступает их отношение к праву как социальной ценности.
В науке считается установленным тот факт, что делинквентное поведение подростков напрямую связано с проблемой формирования у них правового сознания и правовой культуры.
Вместе с тем анализ
состояния работы субъектов профилактической
деятельности по формированию и повышению
уровня правосознания
Криминологические исследования
показывают, что большинство
Опрос сотрудников подразделений
по профилактике правонарушений несовершеннолетних,
проведенный в ходе исследования,
показал, что абсолютное большинство
из них оценивают уровень
Исследование А.В. Баженова
также показало крайне низкий уровень
правосознания
Собственное исследование показало, что при указанном уровне правовой информированности основным источником знаний о праве у несовершеннолетних преступников являются рассказы их знакомых и родственников.
Следует согласиться с Д.В. Сочневым, что правосознание молодежи носит преимущественно обыденный характер, формируется под воздействием непосредственных условий жизни молодых людей, их личного жизненного опыта. При этом наибольшую роль в нем играют психологические элементы (чувства, эмоции).
По мнению исследователей, правовые установки несовершеннолетних преступников в процессе их неадекватной социализации смещаются в пользу других социальных норм. Среди таких норм, существенная часть которых противоречит правовой регламентации, первое место занимают те, которые якобы защищают их индивидуальную неприкосновенность. На втором месте оказываются житейские нормы, неверно трактующие принципы коллективной солидарности. Третье место занимают нормы, выражающие правила ложного товарищества. При этом в определенных условиях частные по отношению к обществу нормы микросреды осознаются индивидом как общепринятые нормы практической морали, подменяя собой нормы права и общественной морали.
Представляется правильным
мнение Д.В. Сочнева о том, что
особенностями правосознания
- отсутствие выработанных
и четко сложившихся социально-
- отсутствие правовой
регуляции поведения,
- непонимание социальной
роли законов, враждебно-
Данные выводы подтверждаются
результатами собственных исследований.
В частности, опрос несовершеннолетних,
совершивших преступления, показал,
что существенная часть из них
считает, что знание закона им необходимо
для того, чтобы уметь его обойти
либо заранее предполагать, какое
наказание грозит за его нарушение.
При этом относительно большое число
опрошенных отметили, что закон нужно
соблюдать, если за его нарушение
предусмотрено суровое
Характеризуя личность несовершеннолетнего преступника, необходимо обратить внимание на некоторые признаки (особенности) ее уголовно-правовой характеристики.
Уголовно-правовая характеристика
личности является показателем, по которому
можно судить о ее общественной опасности,
объективизирующейся в
Следует заострить внимание на том, что абсолютное большинство преступных посягательств, совершаемых данной категорией лиц, - это хищения в форме краж, грабежей и разбоев. По мнению исследователей, «обращение внимания несовершеннолетних на данные составы преступлений неизменно определяется спецификой возраста и принадлежностью к данной группе, что находит свое выражение в особенностях структуры потребностей и не всегда адекватном представлении о возможных способах их реализации».
Вышеизложенная особенность предопределяет специфику субъективной стороны преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Так, по справедливому замечанию А.И. Чернышева, «интеллектуальный момент умысла несовершеннолетних недалек от примитивного чувственного восприятия, а понимание подлинной сущности воздействия преступления на охраняемые общественные отношения у несовершеннолетних если и имеется, то далеко не у всех и далеко не полное, так как оно, как правило, умозрительно и не подкреплено опытом». Зачастую волевой момент умысла направлен на объект, в глазах несовершеннолетнего менее значимый, чем на самом деле.
По мнению ученых, для умысла несовершеннолетних характерна недооценка степени важности социальных благ и охраняемых общественных отношений, на которые они посягают, а также недооценка как фактических, так и правовых последствий совершаемого общественно опасного деяния, обусловленная небольшим жизненным опытом и слабой правовой информированностью.
Иными словами, возрастные особенности несовершеннолетних накладывают отпечаток на субъективную сторону преступления, снижая их общественную опасность по сравнению с преступлениями взрослых.
Исследователи также отмечают,
что преступлениям
Особенностью умысла несовершеннолетних
при совершении ими насильственных
преступлений также является то, что
он зачастую носит неконкретизированный
характер, то есть несовершеннолетний
предвидит в общих чертах наступление
общественно опасных
Наряду с особенностями
умысла несовершеннолетних как основной
формы вины, важное значение имеют
особенности их мотивации и доминирующие
мотивы. Анализ специальных исследований
мотивации девиантного
Отмечается, что мотивация
преступного поведения
Мотивация преступного поведения
несовершеннолетних отличается от мотивации
правомерного поведения не по форме,
а по содержанию механизма, характеризуется
наличием у личности правонарушителя
нравственно-правовой деформации. Основу
этой деформации составляют нарушения
в системе ценностей и
Мотивация девиантного поведения
несовершеннолетних характеризуется
дисгармоничностью, противоречивостью,
деформированностью ценностей, потребностей
и мотивов, побуждающих к асоциальным
действиям и поступкам. Сущность
мотивационной сферы подростка
с девиантным поведением заключается,
во-первых, в специфическом составе
и соотношении целей, потребностей
и мотивов (наличие мотивов асоциального
поведения, потребностей в самоутверждении
за счет противоправных действий, в
доминировании аморальных ценностей),
во-вторых, в корреляционных связях
компонентов мотивации