Преступность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблем преступности несовершеннолетних, особенностей ее причинного комплекса, а также приобретение знаний по предупреждению преступлений среди конкретной группы несовершеннолетних.

Содержание

Введение 3
1. Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования 5
1.1 Понятие и основные особенности преступности несовершеннолетних 5
1.2 Основные показатели преступности несовершеннолетних 8
2. Личность несовершеннолетнего преступника. 11
3. Причины и условия преступности несовершеннолетних 25
4. Предупреждение преступности несовершеннолетних 28
Заключение 33
Список использованных источников: 34

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 91.29 Кб (Скачать)

Ценность - это социокультурный  феномен, воплощающий в себе обобщенное представление людей о целях  и нормах своего поведения, это ориентир, с которым соотносится деятельность каждого отдельного человека и общества в целом. Иными словами, ценность - это основа, на которой формируются  типы поведения индивидов, социальных групп и отношения между ними, их отношения к реальности, к социальным институтам. Ценности отражают в концентрированном  виде смысл деятельности общества и  смысл жизни отдельного человека. Освоение, принятие того или иного набора и объема ценностей формирует человека как культурное существо, часть общества, в котором он живет, задает ему определенное мировоззрение, которое является важнейшим фактором в мотивации поведения, в том числе преступного.

По мнению В.Н. Кудрявцева, ценностные ориентации играют троякую  роль:

1. стимулируют сложившиеся  мотивы и укрепляют социальную  или антисоциальную линию поведения;

2. тормозят антисоциальные  потребности и блокируют образовавшийся  антисоциальный мотив;

3. могут стать самостоятельным  мотивом поведения.

При этом исследования ученых показывают, что ценностные ориентации несовершеннолетних в силу психологических  особенностей гораздо реже выполняют  блокирующую функцию по отношению  к антисоциальным потребностям, чем  у взрослых лиц.

Ценностные ориентации несовершеннолетних следует рассматривать в ракурсе  их умственного, творческого потенциала, который за последние годы неуклонно  снижается, что связано с ухудшением физического, психического и психологического состояния здоровья подрастающего  поколения.

Внутренние ценностные ориентиры (доверие, чувство безопасности, семейные ценности, доброта, милосердие, сочетание  просоциальности и уважения к  людям и другие), как показывает практика, имеются у несовершеннолетних независимо от степени криминализации личности, но у преступников они  носят преимущественно характер декларируемых.

По мнению исследователей, у несовершеннолетних, совершавших  преступления, и у правопослушных лиц отмечаются различия в восприятии окружающего мира. Так, у несовершеннолетних с правопослушным поведением категория  «счастье» (как ценность, отражающая эмоционально-чувственное представление  о собственном жизненном идеале) просоциально окрашена и связана  с морально-этическими и нравственными  категориями. В то же время у несовершеннолетних преступников данная категория ассоциируется  с материальным благополучием, силой, смелостью, беспощадностью к врагам, и т.д., без ориентации на нравственные ценности.

Позитивная смысловая  диспозиция по отношению к окружающим у несовершеннолетних с законопослушным  поведением строится на прямой связи  в первую очередь с составляющими  морального и правового сознания (уважения к людям, недопустимости причинения вреда окружающим), а также на уверенности в себе, независимости, общительности. У несовершеннолетних преступников она жестко коррелирует  с необходимостью взаимной симпатии, боязнью предательства, недоверием, беспокойством относительно конкурентных отношений. И если у лиц, впервые  совершивших преступление, такая  корреляция носит ситуативный характер, то у неоднократно совершавших преступления она является стабильной.

Так, проводимые в конце 70-х  годов XX века научные исследования показали, что в шкале ценностей  подростков параметр материальной обеспеченности занимает 11 место. Аналогичные исследования, проведенные в 90-е годы XX века, показали, что данный параметр вышел на 3 место  по значимости. Современные исследования показывают устойчивое доминирование  указанных ценностных ориентации несовершеннолетних (первое место), что напрямую связано  с корыстным характером преступности несовершеннолетних.

Необходимо согласиться  с мнением ученых о том, что  такое отношение несовершеннолетних к материальным благам во многом определяется особенностями системы воспитания в период становления рыночной экономики, когда в обществе доминируют материальные интересы, а общечеловеческие ценности востребованы мало. Традиционные нормы, ценности культуры отошли у них на второй план, уступая место идеологии  прагматизма: «...от культуры берется  только то, что может в дальнейшем обеспечить жизненный успех, необходимый  уровень материального положения, социальный статус».

Одним из показателей ценностных ориентации несовершеннолетних преступников выступает их отношение к праву как социальной ценности.

В науке считается установленным  тот факт, что делинквентное поведение  подростков напрямую связано с проблемой  формирования у них правового  сознания и правовой культуры.

Вместе с тем анализ состояния работы субъектов профилактической деятельности по формированию и повышению  уровня правосознания несовершеннолетних показывает крайне неудовлетворительные результаты в этой сфере.

Криминологические исследования показывают, что большинство несовершеннолетних преступников значительно хуже своих  сверстников с условно-правопослушным поведением были знакомы с государственно-правовыми  основами устройства общества, социальной ролью права, однако уровень знаний об уголовной ответственности у  них отмечался более высокий. Такая осведомленность объясняется  их личным опытом, а также сведениями, получаемыми от ближайшего, часто  криминального окружения. Данные исследования свидетельствуют, что лишь у 24% несовершеннолетних сложилось относительно позитивное отношение к праву как социальной ценности, у 37% из них оно относительно устойчиво, у 43% положительное отношение  к праву носит неустойчивый характер, а регулятивная функция права  осознается сугубо через эмоциональное  переживание конкретной жизненной ситуации [20; с. 150]

Опрос сотрудников подразделений  по профилактике правонарушений несовершеннолетних, проведенный в ходе исследования, показал, что абсолютное большинство  из них оценивают уровень правосознания  и правовой культуры несовершеннолетних, совершивших преступления, как низкий, а степень их правовой информированности очень слабая или слабая по сравнению с правопослушными несовершеннолетними.

Исследование А.В. Баженова также показало крайне низкий уровень  правосознания несовершеннолетних преступников, который детерминирован, в частности и недостаточной  правовой информированностью.

Собственное исследование показало, что при указанном уровне правовой информированности основным источником знаний о праве у несовершеннолетних преступников являются рассказы их знакомых и родственников.

Следует согласиться с  Д.В. Сочневым, что правосознание  молодежи носит преимущественно  обыденный характер, формируется  под воздействием непосредственных условий жизни молодых людей, их личного жизненного опыта. При  этом наибольшую роль в нем играют психологические элементы (чувства, эмоции).

По мнению исследователей, правовые установки несовершеннолетних преступников в процессе их неадекватной социализации смещаются в пользу других социальных норм. Среди таких  норм, существенная часть которых  противоречит правовой регламентации, первое место занимают те, которые  якобы защищают их индивидуальную неприкосновенность. На втором месте оказываются житейские  нормы, неверно трактующие принципы коллективной солидарности. Третье место  занимают нормы, выражающие правила  ложного товарищества. При этом в  определенных условиях частные по отношению  к обществу нормы микросреды осознаются индивидом как общепринятые нормы  практической морали, подменяя собой  нормы права и общественной морали.

Представляется правильным мнение Д.В. Сочнева о том, что  особенностями правосознания несовершеннолетних выступают:

- отсутствие выработанных  и четко сложившихся социально-правовых  установок, формирование которых  происходит стихийно;

- отсутствие правовой  регуляции поведения, ослабление  самоконтроля, поиск личной выгоды;

- непонимание социальной  роли законов, враждебно-недоверчивое  отношение к правоохранительным  органам, убежденность в возможности  избежать наказания за неправомерное  поведение.

Данные выводы подтверждаются результатами собственных исследований. В частности, опрос несовершеннолетних, совершивших преступления, показал, что существенная часть из них  считает, что знание закона им необходимо для того, чтобы уметь его обойти либо заранее предполагать, какое  наказание грозит за его нарушение. При этом относительно большое число  опрошенных отметили, что закон нужно  соблюдать, если за его нарушение  предусмотрено суровое наказание  либо если это не противоречит их интересам.

Характеризуя личность несовершеннолетнего  преступника, необходимо обратить внимание на некоторые признаки (особенности) ее уголовно-правовой характеристики.

Уголовно-правовая характеристика личности является показателем, по которому можно судить о ее общественной опасности, объективизирующейся в совершенном  деянии и находящей отражение  в признаках состава преступления. К этой же группе признаков относят  и характеристику мер уголовно-правового  воздействия, применяемых к преступнику. В литературе отмечается, что основной уголовно-правовой характеристикой  личности преступника является совершенное  им преступление, так как именно в нем находят свое выражение  негативные свойства личности, которые  в потенции могут проявляться  и у лиц с законопослушным  поведением.

Следует заострить внимание на том, что абсолютное большинство  преступных посягательств, совершаемых  данной категорией лиц, - это хищения  в форме краж, грабежей и разбоев. По мнению исследователей, «обращение внимания несовершеннолетних на данные составы преступлений неизменно  определяется спецификой возраста и  принадлежностью к данной группе, что находит свое выражение в  особенностях структуры потребностей и не всегда адекватном представлении  о возможных способах их реализации».

Вышеизложенная особенность  предопределяет специфику субъективной стороны преступлений, совершаемых  несовершеннолетними. Так, по справедливому  замечанию А.И. Чернышева, «интеллектуальный  момент умысла несовершеннолетних недалек  от примитивного чувственного восприятия, а понимание подлинной сущности воздействия преступления на охраняемые общественные отношения у несовершеннолетних если и имеется, то далеко не у всех и далеко не полное, так как оно, как правило, умозрительно и не подкреплено  опытом». Зачастую волевой момент умысла направлен на объект, в глазах несовершеннолетнего  менее значимый, чем на самом деле.

По мнению ученых, для  умысла несовершеннолетних характерна недооценка степени важности социальных благ и охраняемых общественных отношений, на которые они посягают, а также  недооценка как фактических, так  и правовых последствий совершаемого общественно опасного деяния, обусловленная  небольшим жизненным опытом и  слабой правовой информированностью.

Иными словами, возрастные особенности  несовершеннолетних накладывают отпечаток  на субъективную сторону преступления, снижая их общественную опасность по сравнению с преступлениями взрослых.

Исследователи также отмечают, что преступлениям несовершеннолетних, чаще, чем преступлениям взрослых лиц, присущ внезапно возникший умысел, когда между возникновением и  реализацией умысла на совершение преступления практически нет разрыва во времени  или этот разрыв крайне незначителен.

Особенностью умысла несовершеннолетних при совершении ими насильственных преступлений также является то, что  он зачастую носит неконкретизированный характер, то есть несовершеннолетний предвидит в общих чертах наступление  общественно опасных последствий, но не вполне представляет, в чем  конкретно они могут выразиться.

Наряду с особенностями  умысла несовершеннолетних как основной формы вины, важное значение имеют  особенности их мотивации и доминирующие мотивы. Анализ специальных исследований мотивации девиантного поведения  несовершеннолетних показал, что данная проблема давно и плодотворно  разрабатывается учеными. Ими установлены  особенности мотивации, определены доминирующие в мотивации потребности  и мотивы, проведен сравнительный  анализ мотивов по возрастному, половому и другим признакам, разработаны  классификации мотиваций отдельных  проявлений девиантного поведения.

Отмечается, что мотивация  преступного поведения несовершеннолетних отличается от мотивации преступного  поведения взрослых лиц, что обусловлено  их возрастом, особенностями психических  процессов, более существенным влиянием на формирование мотивов поведения  средовых факторов. Кроме того, мотивация  преступного поведения несовершеннолетних более динамична, чем у взрослых, а мотивы постоянно усложняются  в процессе развития личности.

Мотивация преступного поведения  несовершеннолетних отличается от мотивации  правомерного поведения не по форме, а по содержанию механизма, характеризуется  наличием у личности правонарушителя  нравственно-правовой деформации. Основу этой деформации составляют нарушения  в системе ценностей и потребностей.

Мотивация девиантного поведения  несовершеннолетних характеризуется  дисгармоничностью, противоречивостью, деформированностью ценностей, потребностей и мотивов, побуждающих к асоциальным  действиям и поступкам. Сущность мотивационной сферы подростка  с девиантным поведением заключается, во-первых, в специфическом составе  и соотношении целей, потребностей и мотивов (наличие мотивов асоциального поведения, потребностей в самоутверждении  за счет противоправных действий, в  доминировании аморальных ценностей), во-вторых, в корреляционных связях компонентов мотивации девиантного  поведения с компонентами эмоциональной, волевой, экзистенциальной сфер и сферы  саморегуляции. Деформированность  мотивации поведения, с одной  стороны, вызывает деформированность  в проявлении названных сфер, а  с другой - обусловлена асоциальной  направленностью их компонентов.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних