Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:54, курсовая работа
В настоящие время, когда идут быстрые процессы изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением. Неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей в первую очередь отражается на детях, накладывает свой отпечаток на их судьбы. Нестабильность жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....
ГЛАВА 1. Преступность несовершеннолетних - основные понятия и проблемы. ……......................................................................................................
§ 1.1 Характеристика преступности несовершеннолетних…………………
§ 1.2. Основные факторы риска, влияющие на подростковую преступность..
ГЛАВА 2. Профилактика несовершеннолетней преступности. ……………..
§ 2.1 Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности.………………………….................................................................
§ 2.2. Зарубежный опыт по предупреждению несовершеннолетней преступности. ……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………................ 3
5
5
7
11
11
15
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ГЛАВА
1. Преступность несовершеннолетних - основные
понятия и проблемы. ……............................ § 1.1 Характеристика преступности несовершеннолетних………………… § 1.2. Основные факторы риска, влияющие на подростковую преступность.. ГЛАВА 2. Профилактика несовершеннолетней преступности. …………….. § 2.1 Основные
меры по предупреждению несовершеннолетней
преступности.…………………………....... § 2.2. Зарубежный опыт по предупреждению несовершеннолетней преступности. …………………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………… |
3 5 5 7 11 11 15 22 24 |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящие время, когда идут быстрые процессы изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением. Неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей в первую очередь отражается на детях, накладывает свой отпечаток на их судьбы. Нестабильность жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Данная работа посвящена проблеме преступности среди несовершеннолетних: состоянию, структуре, преступности; основным факторам риска, влияющих на подростковую преступность, а так же мерам проводимым по профилактике правонарушений.
Объектом исследуемой работы являются несовершеннолетние. Это подростки в возрасте от 14 до 18 лет.
Окружающие рассматривают преступность несовершеннолетних, как проявление возрастной незрелости, озорства. Поэтому о многих преступлениях не сообщается в правоохранительные органы, что ведет к их росту. На подростковую преступность влияют такие факторы, как отрицательные влияния в семье, в ближайшем окружении; подстрекательство со стороны взрослых преступников; длительное отсутствие определенных занятий; недостатки учебно-воспитательной работы и в организации досуга. За последние три года значительно увеличилась тенденция роста преступлений в молодежной среде. С точки зрения экспертов отмечался рост всех видов преступности, таких как пьянство, наркомания и уличных преступлений. Растет число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений. Поэтому необходимо регулирование поведения подростков.
Для того чтобы избежать увеличения преступности среди несовершеннолетних проводится ряд мер по профилактике преступлений.
Роль взрослых исследуется вне зависимости от того, совершено ли преступление группой, так как воздействие взрослого возможно как на нескольких сразу, так и только на одного подростка.
Для
современной России, характерно качественное
ухудшение структуры
В настоящей курсовой работе ставится цель рассмотрения ключевых вопросов, касающихся преступности несовершеннолетних, а именно ее характеристик, причин, а также предупреждения.
Согласно цели работы нами были поставлены следующие задачи:
ГЛАВА 1. Преступность несовершеннолетних - основные понятия и проблемы
§ 1.1 Характеристика преступности несовершеннолетних
Понятие преступности несовершеннолетних принято связывать с возрастом субъекта преступления. Несовершеннолетние преступники - это лица в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет включительно. Они отличаются от лиц более старшего возраста многими характеристиками личности и преступного поведения.
Основания выделения преступности несовершеннолетних как особого объекта исследования можно разделить на две группы:
Общеправовые - наличие специальных глав в Уголовном, Уголовно-процессуальном, Уголовно-исполнительном кодексах, содержащих особенности привлечения к уголовной ответственности, расследования данной категории дел, назначения и исполнения наказания.
Криминологические - специфика:
а) самих преступлений (виды, формы, мотивы);
б) личности (ограниченный период ее формирования, ограниченная дееспособность, динамика содержания социальных функций);
в) причин и условий преступности;
г)
мер профилактического
Несовершеннолетние правонарушители - это резерв преступности будущих десятилетий, причем самой опасной и вредоносной ее части.
Общее количество несовершеннолетних, совершающих преступления, в определенной степени зависит от численности несовершеннолетнего населения и ее изменения.
Проблема преступности несовершеннолетних по-прежнему актуальна. Преступность несовершеннолетних - это угроза молодому поколению в целом, а вместе с тем и угроза перспективам нормального развития общества.
90%
преступлений, совершенных
По признаку возраста участников групповых преступлений статистика выделяет две категории преступлений: 1) совершенные в группе только несовершеннолетними (более чем в половине случаев речь идет о вымогательстве или завладении автомобилем без цели хищения); 2) совершенные с участием взрослых. Доля последних постоянно возрастает. При соучастии взрослых чаще совершаются: кража, мошенничество, разбой, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, убийство. В структуре преступлений, совершенных группой при участии взрослых, выше доля тяжких и особо тяжких преступлений[6].
Анализ возрастных характеристик проводится, как правило, с выделением младшей (14-15 лет) и старшей (16-17 лет) групп. В первой группе выше доля лиц, которые совершили кражу и грабеж, а во второй - выше доля совершивших убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, разбой, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, хулиганство.
Очень
высок и растет удельный вес не
работающих и не учащихся подростков,
совершающих преступления.
§ 1.2 Основные фактора риска, влияющие на подростковую преступность.
Причины и условия преступности несовершеннолетних - это те же социально негативные явления и процессы, детерминирующие преступность и преступление в целом.
Мотивация преступности несовершеннолетних по содержанию и объему более ограничена, чем у взрослых преступников, и отмечена в ряде случаев определенными признаками инфантилизма. Такие особенности определяются социально - ролевыми и социально - психологическими свойствами лиц до 18 - летнего возраста.
Специфична мотивация самоутверждения в группе “лжетоварищество”, “престижно - потребительских” интересов, “запретного плода”, враждебности к “чужим” и т.п., более всего связанная с низкой культурой досуга и эмоций[12,с.35].
При этом возрастные особенности личности включаются и начинают действовать в “механизме” преступного поведения не автоматически. Это происходит в случаях, когда наличие этих особенностей не учитывается в воспитании и контроле за возникновением безнадзорности, конфликтных ситуаций. Несовершеннолетние часто неправильно понимают, что значит быть взрослым, самостоятельным, смелым, как надо дружить. А это при определенных условиях способствует формированию мотивов хулиганских действий и других преступлений и возникновению поводов для них. Но влияние искаженных возрастных особенностей и их крайнего выражения - “детской мотивации” (озорство, легкомыслие) характерно не для всех преступлений несовершеннолетних. По общему правилу, чем тяжелее преступление, тем слабее это влияние ощущается. Мало ощущается оно и при продолжаемой преступной деятельности или рецидиве. В частности, применительно к таким преступления, как разбой, тяжкие насильственные преступления, повторные грабежи и квартирные кражи, “детская” мотивация прослеживается, по выборочным данным, лишь в одной десятой части. Преобладает же эгоистически потребительская мотивация, связанная с желанием завладеть “модными” предметами, поддержать свой престиж в группе, получить в свое распоряжение денежные средства для приобретения спиртных напитков и т.п. Она служит причиной более половины всех регистрируемых преступлений несовершеннолетних, включая кражи и грабежи у школьников, сокурсников, в общежитиях, у пьяных, кражи государственного и колхозного имущества (из палаток, лотков, магазинов, с полей), грабежи и разбои, совершаемые на улицах.
Насильственные преступления и хулиганство учиняются несовершеннолетними чаще всего в драках, происходящих вследствие групповой конфликтности или мотивации, которые возникают в пьяных компаниях.
В непосредственном формировании личности несовершеннолетних, могущих в определенной ситуации совершить преступления, решающую роль играют следующие криминогенные обстоятельства:
1) Отрицательные влияния в семье
Существенные дефекты семейного воспитания проявляются в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. По выборочным данным, примерно каждая десятая семья оказалась криминогенно неблагополучной. В 30-40% случаев преступлений, совершенных несовершеннолетними, установлено наличие прямого отрицательного влияния правонарушающего поведения со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, тунеядство, образ жизни, не соответствующий легальным доходам, и т.п.)[5].
Выборочные
исследования показывают, что образовательный
уровень родителей
2)
Отрицательные влияния в
Наряду с прямым разлагающим воздействием пьяниц, хулиганов т.п., отрицательное влияние на поведение подростка могут оказать: наблюдение подростком действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о "допустимости" и безнаказанности преступных действий определенного вида; действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками воспитателей.
3) Подстрекательство со стороны взрослых преступников, которое имеет место не менее чем в 30% случаев[6]. Оно нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, другие формы "до преступного" антиобщественного поведения. Такое вовлечение может стать и самостоятельной причиной преступлений несовершеннолетних, поскольку как бы дает толчок процессу моральной деформации личности или усиливает его.