Контроль и запись переговоров, как следственное действие в уголовно-процессуальном праве РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Научно-технический прогресс за последние двадцать лет ушел далеко вперед. Появление различных средств связи и передачи информации намного облегчило жизнь человека. Обмен информацией через различные каналы связи стал неотъемлемой частью каждого человека, ибо с помощью нее можно с легкостью вести переговоры, покупать, продавать, одним словом, управлять делами, находясь на любом расстоянии. Современные средства связи могут предоставить человеку безграничные возможности. Основным источником этих возможностей, тем не менее, является передача информаци

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………….………3
Глава I. Понятие и содержание контроля и записи переговоров как следственного действия...…………………………………………………………………………..….6
1.1 Понятие, признаки, сущность и значение контроля и записи переговоров как следственного действия……..………………………………………………...……....6
1.2 История становления контроля и записи переговоров в уголовном судопроизводстве……………………………………………………………....……...12
Глава II. Особенности производства контроля и записи переговоров как следственного действия…………….………………………………………………....20
2.1 Основания и условия назначения и проведения контроля и записи переговоров………………………………………………………………………..…...20
2.2 Процессуальный порядок производства контроля и записи переговоров как следственного действия…………………………………………………………...…..24
2.3 Тактические основы производства и фиксации результатов контроля и записи переговоров………………………………………………………………………....….30
2.4 Использование результатов контроля и записи переговоров в ходе осуществления уголовного судопроизводства……………………….……...………38
2.5 Проблемные аспекты, возникающие в процессе производства и использования результатов контроля и записи переговоров как следственного действия…………………………………………………………………………….….46
Заключение……………………………………………………………….…………..55

Работа содержит 1 файл

Глава1. Понятие и процессуальные особенности контроля и записи переговоров.doc

— 359.00 Кб (Скачать)

     Порядок внедрения системы технических  средств по обеспечению оперативно-розыскных  мероприятий на сетях телефонной, подвижной и беспроводной связи  и персонального радиовызова  общего пользования определен приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 25 июля 2000 г. N 130.34

     Следующим этапом проведения этого следственного  действия является истребование следователем фонограммы переговоров от органа, осуществляющего их контроль и запись, которое может быть сделано в любое время в течение всего срока контроля и записи. В ответ на запрос следователя фонограмма ему передается в опечатанном виде с сопроводительным письмом, с указанием времени начала и окончания записи, кратких технических характеристик использованных средств.

     На  практике органы дознания обычно систематически знакомят следователя с текстами прослушиваемых переговоров, и он имеет  возможность контролировать это  действие, принимать решение об использовании  звукозаписи как доказательства на любом этапе расследования.

     Последней стадией производства контроля и  записи телефонных переговоров является осмотр, и прослушивание фонограммы следователем. Этот этап проводится с  участием понятых. При необходимости  в осмотре могут участвовать  специалист, а также лица, чьи телефонные переговоры записаны. Необходимость участия этих лиц определяется следователем. Следователь может проводить указанные процедуры без участия лиц, чьи телефонные переговоры контролировались и записывались, если их участие может привести к преждевременной огласке важных для следствия сведений, что может помешать их использованию в процессе доказывания по уголовному делу.

     О результатах осмотра и прослушивания  составляется протокол по правилам ст. 166 УПК. В протоколе указывается:

     – место и дата производства следственного  действия, время его начала и окончания  с точностью до минуты;

     – должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

     – фамилия, имя и отчество каждого  лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

     – технические средства, примененные  при производстве следственного  действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым  эти средства были применены, и полученные результаты.

     В протоколе осмотра и прослушивания фонограммы должна быть по возможности дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу (ч. 7 ст. 186 УПК РФ). Фонограмма в полном объеме приобщается к уголовному делу на основании постановления следователя в качестве вещественного доказательства. УПК РФ предписывает хранение фонограммы в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании (ч. 8 ст. 186 УПК РФ).

     Производство  контроля и записи телефонных переговоров в отношении отдельных категорий лиц, указанных в ч.1 ст. 447 УПК РФ требует наличия разрешения суда, указанного в ч.1 ст. 448 УПК РФ.

  1. Члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
  2. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;
  3. Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
  4. Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
  5. Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
  6. Прокурора;
  7. Следователя;
  8. Адвоката;
  9. Члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

     Это обязательно в случае, если уголовное  дело в отношении указанных лиц  не было возбуждено или они не были привлечено в качестве обвиняемого (ч.5 ст. 450 УПК РФ). Таким образом, для производства контроля и записи телефонных переговоров, следующих лиц требуется санкция соответствующего суда:

     – Коллегией, состоящей из трех судей  Верховного Суда Российской Федерации, в отношении:

  1. Члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы;
  2. Генерального прокурора Российской Федерации;
  3. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации;
  4. Судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда.

     – Коллегией, состоящей из трех судей  верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, военного суда соответствующего уровня, в отношении:

  1. Иных судей;
  2. Депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

     – Судьей районного суда или гарнизонного военного суда, в отношении:

  1. Прокурора;
  2. Следователя;
  3. Адвоката

     Однако  в законе не указано, в какой суд  должен обращаться следователь за санкцией на контроль и запись телефонных переговоров следующих лиц:

  1. Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
  2. Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
  3. Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
  4. Кандидата в Президенты Российской Федерации;
  5. Депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
  6. Члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
  7. Члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

     Законодатель, оставляя такой пробел, оставил на усмотрение следователя в какой  суд нужно обратиться за санкцией на контроль и запись телефонных переговоров, участниками которых являются вышеперечисленные лица. В любом случае, в отношении указанных лиц уголовные дела возбуждаются в специальном порядке, установленном ст. 448 УПК РФ.

     Нарушение процессуальной нормы при производстве контроля и записи телефонных переговоров может повлечь отказ суда в выдаче разрешения на проведение этого следственного действия, либо на признание судом недопустимым его результатов в качестве доказательства по уголовному делу в порядке, предусмотренном ст. 75 УПК РФ.

     По  данным статистики Верховного Суда Удмуртской Республики в 2005 году из возбужденных 552 ходатайств перед судом удовлетворено 551. Это составляет 99,8% (подробнее  см.: Приложение 1).35 Причиной отказа Ленинского районного суда г. Ижевска в производстве контроля и записи телефонных переговоров, подозреваемого послужило то, что судья не усмотрел достаточных оснований для необходимости в производстве данного следственного действия.

     Для сравнения в 2004 году на 151 возбужденных ходатайств перед судом приходится 136 удовлетворенных. Это составляет 90,1%(подробнее см.: Приложение 1).36 Мотивом отказа в большинстве случаев являлось отсутствие достаточных оснований для производства контроля и записи телефонных переговоров, а также отсутствие в ходатайстве наименования органа, на которого возлагается техническое исполнение данного следственного действия.

     Суды всех инстанций принимают фонограммы как важное доказательство по делу при условии наличия процессуальных гарантий их подлинности.

     Вместе  с тем в специальной литературе отмечается, что возможно оспаривание материалов звукозаписи в качестве судебных доказательств, если:

     – предъявленная запись отличается от первоначальной (оригинала) тем, что  часть текста была изъята, стерта и заменена новой якобы для сохранения записи;

     – отсутствие записи на отдельных участках пленки является результатом неоправданных  перерывов процесса записи оригинала  или копии;

     – текст соответствует оригиналу, но имеются пропуски, так как запись велась с длительными паузами;

     – текст на отдельных участках записан  неразборчиво, что вызывает сомнение в его пригодности для идентификации  и невозможность оценки достоверности  зафиксированной речевой информации, так как нельзя восстановить контекст разговора;

     – в пленке имеются вклейки, ее содержание отличается от оригинала;

     – слишком велик уровень посторонних  шумов и помех, в связи с  чем, невозможно полностью расшифровать текст разговора;

     – в записи имеются искажения, которые  можно рассматривать, как попытки  изменить первоначальный текст;

     – представленная пленка является перезаписью, а не оригиналом;

     – имеют место физические деформации пленки, помятость, обрывы, склейки, что  привело к частичной потере информации;

     – в записи слышны резкие щелчки и  иные помехи, что может являться одним из признаков монтажа записи;

     – фонограмма полностью или частично сфальсифицирована, так как получена с помощью микширования речевых  сигналов, наложения акустического  фона иного помещения, изготовлена  с помощью речевого синтезатора.37 

     2.3 Тактические основы производства и фиксации результатов контроля и записи переговоров 

     Организация такого следственного действия, как  контроль и запись переговоров, представляет собой комплекс объединенных единым замыслом и направленных на достижение общей цели мер, в которых задействованы не только органы предварительного расследования, но и другие участники: оперативные подразделения специальных технических мероприятий, операторы предприятий связи.

     Для понимания сущности контроля и записи переговоров и плодотворной реализации тактического потенциала данного следственного действия большое значение имеет выделение в его структуре трех этапов, каждый из которых является относительно самостоятельным, но взаимосвязанным друг с другом. Таким образом, контроль и запись переговоров включает в себя следующие этапы:

  1. первоначальный (подготовительный);
  2. рабочий (непосредственное производство следственного действия);
  3. заключительный (процессуальное оформление хода и результатов следственного действия, оценка собранных доказательств).

     По общему правилу первоначальный этап любого следственного действия состоит в его предварительной подготовке. Говоря о подготовке контроля и записи переговоров, необходимо выделить следующие ее элементы:

     – подбор и изучение материалов уголовного дела, анализ сведений о лице, в отношении которого предполагаются контроль и запись переговоров;

     – определение цели и конкретных задач  данного следственного действия;

Информация о работе Контроль и запись переговоров, как следственное действие в уголовно-процессуальном праве РФ