Контроль и запись переговоров, как следственное действие в уголовно-процессуальном праве РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Научно-технический прогресс за последние двадцать лет ушел далеко вперед. Появление различных средств связи и передачи информации намного облегчило жизнь человека. Обмен информацией через различные каналы связи стал неотъемлемой частью каждого человека, ибо с помощью нее можно с легкостью вести переговоры, покупать, продавать, одним словом, управлять делами, находясь на любом расстоянии. Современные средства связи могут предоставить человеку безграничные возможности. Основным источником этих возможностей, тем не менее, является передача информаци

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………….………3
Глава I. Понятие и содержание контроля и записи переговоров как следственного действия...…………………………………………………………………………..….6
1.1 Понятие, признаки, сущность и значение контроля и записи переговоров как следственного действия……..………………………………………………...……....6
1.2 История становления контроля и записи переговоров в уголовном судопроизводстве……………………………………………………………....……...12
Глава II. Особенности производства контроля и записи переговоров как следственного действия…………….………………………………………………....20
2.1 Основания и условия назначения и проведения контроля и записи переговоров………………………………………………………………………..…...20
2.2 Процессуальный порядок производства контроля и записи переговоров как следственного действия…………………………………………………………...…..24
2.3 Тактические основы производства и фиксации результатов контроля и записи переговоров………………………………………………………………………....….30
2.4 Использование результатов контроля и записи переговоров в ходе осуществления уголовного судопроизводства……………………….……...………38
2.5 Проблемные аспекты, возникающие в процессе производства и использования результатов контроля и записи переговоров как следственного действия…………………………………………………………………………….….46
Заключение……………………………………………………………….…………..55

Работа содержит 1 файл

Глава1. Понятие и процессуальные особенности контроля и записи переговоров.doc

— 359.00 Кб (Скачать)

     3. Фактические данные, послужившие  основанием к производству данного  следственного действия, должны  содержаться в доказательствах  (показаниях свидетелей, потерпевших и т.д.).

     4. Данное следственное действие  производится в отношении переговоров  лиц, которые могут располагать  сведениями о преступлении либо  иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела.

     5. На момент производства осмотра и прослушивания фонограммы должны быть точно установлены лица, принимавшие участие в зафиксированном на ней разговоре.

     6. Осмотр и прослушивание производятся  в присутствии понятых и лиц,  телефонные и иные переговоры  которых записаны.

     Не  имеет юридической силы доказательства фонограмма переговоров, когда хотя бы один его участник не установлен и соответственно у органов предварительного следствия не было возможности обеспечить его участие в осмотре таковой.

     7. К уголовному делу приобщается  фонограмма в полном объеме.

     8. Должно быть точно установлено,  что при осмотре и прослушивании  фонограммы не будут нарушены  те права и законные интересы  как участвующих в ней, так  и других лиц, ограничение которых  не предусмотрено уголовно - процессуальным законом.

     9. Не унижается честь и достоинство участвующих в искомом действии лиц, а также окружающих.

     10. Не ставится под угрозу здоровье  и жизнь лица, за чьими переговорами  осуществляется контроль и их  запись.

     11. Срок, на который установлено  осуществление контроля и записи телефонных и иных переговоров, не может превышать шесть месяцев.

     Субъектов, чьи телефонные переговоры могут  быть контролированы и записаны, можно разделить на две группы:

     – обвиняемый, подозреваемый, иные лица – при наличии достаточных  оснований полагать, что их телефонные переговоры могут содержать сведения, имеющие значение для дела.

     – потерпевший, свидетель, их близкие  родственники, родственники, близкие  лица – при наличии угрозы совершения против них преступных действий.

     Согласно  ст. 46 УПК РФ, подозреваемым является лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, либо которое задержано в соответствии со ст. ст. 91, 92 УПК РФ, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ.

     Ст. 47 УПК РФ определяет лицо обвиняемым, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, либо вынесен обвинительный акт.

     Потерпевший – это физическое или юридическое  лицо, которому преступлением причинен вред.

     Свидетелем  признается лицо, которое может знать об обстоятельствах имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.

     Близкие родственники – супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 4 ст. 5 УПК РФ).

     Родственники  – все иные лица, за исключением  близких родственников, состоящие  в родстве (п. 37 ст. 5 УПК РФ).

     Близкие лица – иные, за исключением близких  родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а лица, также жизнь, здоровье и благополучие которых дорога потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений (п. 3 ст. 5 УПК РФ).

     Под «иными лицами» законодатель имеет  в виду лиц, которые могут располагать  сведениями о тяжких и особо тяжких преступлениях.

     На  мой взгляд, основания производства каждого следственного действия можно подразделить на:

     – фактические – наличие сведений о том, что необходимо получить доказательства определенного вида с помощью  именно этих действий

     – юридические – наличие в законе специальных условий проведения данного следственного действия

     В отношении первой группы основания для производства данного следственного действия предусмотрены ч.1 ст.186 УПК РФ:

     – наличие достаточных оснований  полагать, что телефонные и иные переговоры могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела (фактические основания). Причем, основания, изложенные в постановлении, должны быть подтверждены доказательствами и (или) материалами ОРД.

     – наличие возбужденного уголовного дела о тяжком или особо тяжком преступлении (юридическое основание);

     – наличие судебного разрешения

     Что касается второй группы субъектов, то законодатель не связывает возможность осуществления контроля и записи их переговоров с тяжестью преступления. Совокупностью оснований для проведения контроля и записи их переговоров являются:

     – наличие в отношении них угрозы совершения насилия, вымогательства и  других преступных действий;

     – наличие письменного заявления  указанных лиц о производстве контроля и записи переговоров.

     – в случае отсутствия письменного  заявления – наличие судебного  разрешения о производстве контроля и записи переговоров.

     Рассмотрим  подробнее вышесказанное. Итак, основанием для производства контроля и записи переговоров являются данные о возможности получения из них относящихся к делу сведений. Контролю и записи могут быть подвергнуты как телефонные, так и любые другие устные переговоры подозреваемого, обвиняемого, и других лиц, которые могут располагать сведениями о преступлении либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела. В качестве специального условия данного следственного действия закон признает наличие производства по тяжкому или особо тяжкому преступлению (ч. 4-5 ст. 15 УК РФ).

     При этом следует иметь в виду, что тяжесть преступления не всегда определяется статьей, по которой возбуждено уголовное дело или предъявлено обвинение. Иногда в процессе расследования уголовного дела могут стать известными сведения, факты, прямо свидетельствующие о совершении или приготовлении к совершению подозреваемым, обвиняемым или иными связанными с ними лицами, деятельность которых проверяется в ходе расследования возбужденного уголовного дела, другого, ранее не известного деяния, подпадающего под категорию тяжкого или особо тяжкого преступления. Все эти обстоятельства будут являться предметом рассмотрения в судебном заседании.30

     В части 2 ст. 186 УПК РФ содержится второе основание для проведения контроля и записи переговоров: При наличии  угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения.

     Значение  этой нормы трудно переоценить: она  создает основу для защиты потерпевшего и других участников уголовного процесса, а также для раскрытия преступления и установления виновных в совершении преступления лиц. По мнению Л.Г. Юриной, фактическими основаниями производства контроля и записи переговоров выступают следующие группы фактических данных: о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления; о связи таких преступлений с конкретным лицом либо об осведомленности лица о преступлении или о других фактах, имеющих значение для уголовного дела; о том, что именно посредством телефонной или иной связи могут передаваться сведения, имеющие значение для уголовного дела.31 
 
 
 
 

     2.2 Процессуальный порядок производства контроля и записи переговоров как следственного действия 

     Контроль  и запись телефонных переговоров  является следственным действием, ограничивающим право на неприкосновенность частной жизни лица. Поэтому ограничение права участников уголовного судопроизводства на тайну телефонных переговоров допустимо лишь на основании судебного решения, которое принимается в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.

     При необходимости проведения контроля и записи телефонных переговоровс согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление. В этом ходатайстве излагается сущность уголовного дела, основания данного следственного действия, указывается фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого будет проводиться данное следственное действие, срок проведения, наименование органа, которому будет поручено техническое исполнение контроля и записи телефонных переговоров.

     Данное  ходатайство направляется в районный либо военный суд соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия либо по месту проведения следственного действия. Ходатайство о производстве контроля и записи телефонных переговоров подлежит рассмотрению единолично судьей в закрытом судебном заседании в течение 24 часов с момента поступления его в суд. Такой короткий срок установлен в связи с тем, что при расследовании преступлений промедление с производством рассматриваемого следственного действия может привести к наступлению необратимых последствий, которые могут заметно затруднить производство следствия по уголовному делу.

     Согласно  ч.3 ст. 165 УПК РФ, участие прокурора  и следователя в судебном заседании  не является обязательным. Однако они  вправе по собственному усмотрению принять участие в судебном заседании с тем, чтобы убедить судью в необходимости производства следственного действия.

     При рассмотрении ходатайства, судья для  правильного уяснения целей проведения данного следственного действия вправе потребовать от прокурора  и следователя необходимые пояснения и материалы, подтверждающие достаточность оснований для осуществления контроля и записи телефонных переговоров. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа. При отказе судьи в даче согласия на проведение данного следственного действия прокурором может быть принесено представление в кассационном или надзорном порядке (ст. 127 УПК РФ). Копия вынесенного судьей постановления направляется лицу, заявившему ходатайство.

     Если  контроль и запись переговоров ведется  по письменному заявлению лица, то следователь выносит постановление  и уведомляет об этом прокурора. В  таком случае судебного решения  не требуется.

     Проанализировав, ч.2 ст. 186 УПК РФ, приходим к выводу, что заявление заинтересованного  лица должно содержать его согласие на контроль и запись переговоров  и что такой контроль распространяется лишь на прослушивание телефона (домашнего, служебного) самого заявителя или иных переговоров, в которых он лично принимает участие. Прослушивание переговоров третьих лиц без судебного решения недопустимо.

     Получив постановление судьи о разрешении производства следственного действия, следователь направляет его в  соответствующий оперативно – розыскной орган для исполнения. Уголовно – процессуальный закон не уточняет, что за орган должен осуществлять техническую сторону этого следственного действия. По этому поводу В. Быков считает, что законодателю следовало бы указать, что постановление следователя о проведении контроля и записи телефонных переговоров направляется для исполнения в органы дознания, подразделения которых реально это и осуществляют.32

     Учитывая  специфичность деятельности по организации  и техническому обеспечению контроля и записи переговоров, к тому же связанных с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи посредством использования оперативно-технических сил и средств, мероприятия такого рода обычно поручают субъектам оперативно-розыскной деятельности в лице органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотиков. Этот порядок определяется межведомственными нормативными правовыми актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

     В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О связи" операторы связи, предприятия связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, действующие на территории Российской Федерации, обязаны оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в организации контроля и записи переговоров. При разработке, создании и эксплуатации сетей связи они предоставляют оперативно-розыскным службам возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий на сетях связи, принимают меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.33

Информация о работе Контроль и запись переговоров, как следственное действие в уголовно-процессуальном праве РФ