Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:54, курсовая работа
Научно-технический прогресс за последние двадцать лет ушел далеко вперед. Появление различных средств связи и передачи информации намного облегчило жизнь человека. Обмен информацией через различные каналы связи стал неотъемлемой частью каждого человека, ибо с помощью нее можно с легкостью вести переговоры, покупать, продавать, одним словом, управлять делами, находясь на любом расстоянии. Современные средства связи могут предоставить человеку безграничные возможности. Основным источником этих возможностей, тем не менее, является передача информаци
Содержание
Введение……………………………………………………………………….………3
Глава I. Понятие и содержание контроля и записи переговоров как следственного действия...…………………………………………………………………………..….6
1.1 Понятие, признаки, сущность и значение контроля и записи переговоров как следственного действия……..………………………………………………...……....6
1.2 История становления контроля и записи переговоров в уголовном судопроизводстве……………………………………………………………....……...12
Глава II. Особенности производства контроля и записи переговоров как следственного действия…………….………………………………………………....20
2.1 Основания и условия назначения и проведения контроля и записи переговоров………………………………………………………………………..…...20
2.2 Процессуальный порядок производства контроля и записи переговоров как следственного действия…………………………………………………………...…..24
2.3 Тактические основы производства и фиксации результатов контроля и записи переговоров………………………………………………………………………....….30
2.4 Использование результатов контроля и записи переговоров в ходе осуществления уголовного судопроизводства……………………….……...………38
2.5 Проблемные аспекты, возникающие в процессе производства и использования результатов контроля и записи переговоров как следственного действия…………………………………………………………………………….….46
Заключение……………………………………………………………….…………..55
Дальнейшее развитие системы контроля и записи телефонных переговоров в СССР связано с отнесением в 1973 г. данного мероприятия исключительно к компетенции КГБ. Вопрос о санкционировании прослушивания переговоров граждан (за исключением определенного уровня номенклатуры) решался лично руководителями органов госбезопасности. Более того, в 60-70-е годы Генеральный прокурор СССР неоднократно издавал приказы, в которых запрещал следователям и прокурорам вмешиваться в деятельность оперативно-розыскных органов.
Нормативные
акты, регламентирующие проведение этих
мероприятий в интересах
Несмотря на получившую распространение практику прослушивания телефонных переговоров органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на законодательном уровне вопрос использования техники аудиозаписи в указанных целях оставался неурегулированным. Однако в ряде закрытых ведомственных нормативных актов эта процедура получала свое организационное и тактическое наполнение, имела место в деятельности спецслужб и органов внутренних дел.
С 1971 г. экспертными учреждениями стали выполняться первые фоноскопические экспертизы по результатам записи телефонных переговоров. До 1991 г. они проводилась только в ЭКЦ МВД России и в экспертных подразделениях Министерства юстиции. В дальнейшем в экспертно – криминалистических управлениях (отделах) органов внутренних дел было создано свыше 40 фоноскопических лабораторий.
10 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял Закон СССР "О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик"17. Этот Закон разрешил прослушивать телефоны при наличии достаточных оснований полагать, что будет получена информация, имеющая существенное значение для расследования уголовного дела, либо в случае угрозы противоправных действий в отношении свидетелей или потерпевших. Основанием Закон предусматривал постановление органа дознания или следователя, санкционированное прокурором или судом. Максимальный срок проведения прослушивания составлял 6 месяцев.
Практическое применение этого Закона вызывало серьезные сложности. С одной стороны Основами был предусмотрен ряд условий производства этого следственного действия – необычного по своему содержанию из-за того, что сам следователь не участвует в процессе прослушивания и записи телефонных переговоров, а всего лишь организует это мероприятие и занимается процессуальным оформлением его результатов. С другой стороны, в Основах было закреплено, что порядок прослушивания и записи телефонных переговоров определяется уголовно – процессуальным законодательством союзных республик.18 УПК РСФСР на тот момент не содержал такой нормы. Таким образом, налицо пробел в законе. Для реализации на практике указанного положения Основ уголовного судопроизводства были разработаны и утверждены Министерством юстиции СССР, Верховным судом СССР, КГБ и МВД СССР «Рекомендации по применению средств видео- и звукозаписи, кинофотоаппаратуры, телефонной связи и использованию полученных результатов при раскрытии и расследовании преступлений» от 30 июня 1990 г., согласованные с Генеральным прокурором СССР19. В этом межведомственном нормативном акте было предусмотрено применение криминалистических и иных технических средств до возбуждения уголовного дела.
Более того, высказывались сомнения по поводу самой возможности регламентации производства рассматриваемого следственного действия. Так, Г. Козырев полагает, что «производство следственного действия должно быть регламентирована от начала до конца. Обычно оно производится следователем с участием понятых и не может содержать никаких негласных, секретных аспектов. В данном случае этот принцип соблюсти не практически невозможно».20 Кроме того, процедура прослушивания неизбежно включает в себя организационные и тактические аспекты проведения оперативно розыскных мероприятий, которые должны носить закрытый характер. Наряду с этим были и другие критические высказывания со стороны ряда ученых по поводу нового следственного действия.
Впервые на законодательном уровне проведение контроля и записи переговоров было закреплено в п. З ст. 14 Закона «Об органах государственной безопасности СССР», принятого Верховным Советом СССР 16 мая 1991 г21. Данное ведомство для выполнения возложенных на него обязанностей получило право с санкции прокурора и исключительно в целях пресечения разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств и иностранных организаций против Союза ССР, а также противоправных посягательств на конституционный строй СССР добывать информацию, используя средства электронной разведки. Специфика правового регулирования этого мероприятия заключалась в том, что указанный законодательный акт предусмотрел возможность прослушивания телефонных и иных переговоров отдельных лиц до возбуждения уголовного дела.
Принятие 13 марта 1992 г. первого Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности РФ»22 расширило практику прослушивания телефонных переговоров оперативными подразделениями. Данным нормативным актом предусматривалось оперативно – розыскное мероприятие – прослушивание телефонных и иных переговоров. Проведение данного мероприятия допускалось только с санкции прокурора. В ст. 11 указанного Закона среди субъектов оперативно-розыскной деятельности предусматривались только шесть органов. При этом действующее оперативно – розыскное и уголовно – процессуальное законодательство не предусматривало в качестве возможных субъектов органы предварительного расследования.
Резкий рост организованности, профессионализма преступности и расширение информационного поля по обмену сведениями между криминальными группами и лицами, совершающими тяжкие преступления, вызвали необходимость повышения эффективности деятельности оперативных аппаратов путем самостоятельного проведения подобных мероприятий. В связи с этим приказом МВД РФ № 058 в 199423 г. в органах внутренних дел созданы управления оперативно-технических мероприятий.
Следует
отметить, что первый Закон РФ «Об
оперативно-розыскной
Новый
Федеральный закон «Об
После принятия и опубликования действующего Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Пленум Верховного суда РФ принял постановление «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»26. Проанализировав судебную практику в части оценки и использования при расследовании уголовных дел результатов ОРД, Пленум констатировал, что «результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц, могут быть использованы в качестве доказательств по делам лишь, когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством».
Итак, законодательная интерпретация контроля и записи переговоров исключительно как оперативно-розыскного мероприятия существенно сужала сферу его применения.
Изменения подобного положения наступили после дополнения Уголовно-процессуального кодекса РСФСР ст. 174-1 «Контроль и запись переговоров»27. Контроль и запись телефонных и иных переговоров допускались по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения в отношении обвиняемого, подозреваемого и других лиц, которые могут располагать сведениями о преступлении, либо иными сведениями, имеющими значение для уголовного дела. Следователь мог самостоятельно выполнять указанное следственное действие либо поручить его производство органу дознания. Такие поручения давались в письменном виде и вместе с постановлением направлялись исполнителю.
Направляя поручение, следователь согласовывал с органом дознания условия взаимодействия и порядок обмена информацией, получаемой в процессе контроля и записи телефонных переговоров. Кроме того, он привлекал специалистов, в качестве которых могли выступать сотрудники оперативно – технических подразделений, оснащенные специальной техникой и имеющие специальные познания, и навыки работы со специальной техникой, а также сотрудники экспертно – криминалистических подразделений.
В свою очередь мотивированное постановление следователя направлялось в суд по месту производства предварительного следствия или проведения данного следственного действия, о чем уведомляется прокурор. В целях проверки достаточности оснований для контроля и записи телефонных и иных переговоров судья вправе получить от следователя необходимые пояснения и материалы. По результатам рассмотрения материалов судья выносил постановление. При этом срок осуществления рассматриваемого действия не мог быть более шести месяцев.28
Следователь в течение всего срока контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе был истребовать от органа, осуществляющего контроль и запись переговоров, фонограмму для ее осмотра и прослушивания.
Дополнение
в УПК РСФСР просуществовало
недолго. За ограниченный период времени
не смогла окончательно сформироваться
практика применения данного следственного
действия, не были разрешены организационно-методические
вопросы. Однако необходимость закрепления
на законодательном уровне контроля и
записи переговоров как следственного
действия были учтены в принятом 22 ноября
2001 г. новом УПК РФ. Статья 186 УПК РФ «Контроль
и запись переговоров» содержит основания
и процессуальный порядок производства
данного следственного действия.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ
ПРОИЗВОДСТВА КОНТРОЛЯ
И ЗАПИСИ ПЕРЕГОВОРОВ
КАК СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
2.1
Основания и условия
назначения и проведения
контроля и записи переговоров
Правовая основа контроля и записи переговоров как следственного действия закреплена в ст. 186 УПК РФ. По мнению Рыжакова А.П. условиями осуществления контроля и записи телефонных переговоров как следственного действия признаются следующие положения.29
1.
Контроль (запись) переговоров, осмотр
и прослушивание фонограммы
2. Контроль (запись) переговоров возможен только по делам о тяжких и об особо тяжких преступлениях или в случае, если существует реальная угроза применения в отношении потерпевшего, свидетеля, гражданского истца или в отношении их близких родственников, а в исключительных случаях иных лиц насилия, опасного для жизни и здоровья, а также совершения иных преступных действий в целях изменения указанными лицами своих показаний.