Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:19, дипломная работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических проблем возбуждения уголовного дела, посредством сопоставления и анализа теоретических работ и составления выводов на основе этих работ. Так же неотъемлемой целью является – анализ и обобщение нормативных материалов.
Задачами данной работы является: раскрытие понятие «возбуждение уголовного дела»; выявление органов и лиц, которые имеют право возбуждать уголовные дела и в каком порядке;
- выявление оснований, которые влекут возбуждение уголовного дела, а также оснований, которые исключают преступность деяния;
- рассмотрения порядка возбуждения уголовного дела и другие.
В данной работе использовались такие методы как: системно-структурный; сравнительный; диалектический; метод анализа и другие.
Теоретическую основу работы составляет юридическая литература, в частности, труды таких ученых как Лупинская П.А., Химичева Г.П., Божьева В.П., Безлепкина Б.Т. и других.
Введение 3
Глава 1. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного судопроизводства 5
1.1. Краткая история института возбуждения уголовного дела 5
1.2. Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела 6
1.3. Охрана прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела 9
Глава 2. Характеристика поводов и оснований к возбуждению уголовного дела 17
2.1. Поводы для возбуждения уголовного дела 17
2.2 Основания для возбуждения уголовного дела 27
2.3 Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовное дело 41
Глава 3. Проблемы и отказ в возбуждение уголовного дела 52
3.1. Проблемы проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий как источник основания для возбуждения уголовного дела 52
3.2. Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела 61
3.3. Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела 66
Библиография 71
Приложение 1 77
В
частном порядке уголовное
В производстве следственного отдела при ГОВД по г. Иркутска находилось уголовное дело № 5917, возбужденное по факту кражи из квартиры С., расположенное по адресу г. Иркутск ул. Рябикова, 16, при следующих обстоятельствах. Супруги С. уехали к родственникам на выходные, оставив ключ от дома соседке, проживающей в доме напротив. В отсутствие хозяев она пошла, проверять дом, и увидела, что входная дверь взломана. Решив, что квартиру обокрали, вызвала милицию, с сотрудниками которой зашла в дом. При осмотре было установлено, что отсутствует телевизор и плеер. Несмотря на то, что хозяева квартиры дома не находились и реально заявить о совершенной краже не могли, уголовное дело было возбуждено по факту кражи из квартиры без заявления потерпевшего. Впоследствии было принято решение о приостановлении предварительного следствия на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.
Глава 3. Проблемы и отказ в возбуждение уголовного дела
Оперативно – розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Федеральный Закон «Об оперативно – розыскной деятельности» был принят 5 июля 1995 года.
Настоящий Федеральный Закон определяет содержание оперативно – розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно – розыскной деятельности.
Задачами «ОРД» являются:
Принцип
ОРД - оперативно-розыскная
Правовую
основу деятельности ОРД составляют
Конституция РФ, настоящий Федеральный
Закон, другие Федеральные законы и
принятые в соответствии с ними иные
нормативные правовые акты федеральных
органов государственной
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующий организацию и тактику проведения оперативно – розыскных мероприятий.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются наличие возбужденного уголовного дела.
На
территории РФ право осуществлять «ОРД»
предоставляется оперативным
1. Органов внутренних дел РФ;
2.
Органов Федеральной службы
3.
Федеральных органов
4. Таможенных органов РФ;
5. Службы внешней разведки РФ;
6. Федеральных служб исполнения наказаний;
7.
Органов по контролю за
Перечень органов, осуществляющих ОРД, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Ст. 2. «Задачи оперативно-розыскной деятельности» ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности» заменила собой ст. 1 ранее действовавшего Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Изменения и дополнения состоят в следующем:
-
из содержания прежней статьи
обоснованно изъято
-
новая статья дополнена
Успешное
решение задач оперативно-
Перечисленные задачи могут быть взаимосвязаны между собой, но в большинстве случаев они являются вполне самостоятельными. Важно учитывать, что каждая из этих задач может обусловливать специфические оперативно-розыскные способы ее решения. В свою очередь решение каждой конкретной задачи влечет за собой принятие вполне определенного итогового решения.
Согласно ч. 1 ст. 5, оперативно-розыскная деятельность не допускается для достижения задач, в Законе не предусмотренных. Однако столь категоричное предписание не является препятствием для формулирования еще одной задачи - о создании в ходе оперативно-розыскной деятельности необходимых условий и предпосылок для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела, быстрого и полного раскрытия преступлений способами уголовного процесса. Сюда же должно входить принятие мер к тому, чтобы при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве основания для возбуждения уголовного дела и осуществления следственных действий не была разглашена та часть оперативно-розыскной деятельности, которая составляет государственную тайну.
Иначе говоря, речь должна идти о создании реальных предпосылок для перехода от негласной оперативно-розыскной к гласной уголовно-процессуальной деятельности.
Задачей оперативно-розыскной деятельности является также установление обстоятельств, характеризующих лиц, которые совершили или совершают преступление, выявление их намерений и конкретных действий, направленных на противодействие раскрытию преступления в ходе предварительного расследования. В ряде случаев необходимо выявить оперативно-розыскным путем обстоятельства, характеризующие личность наиболее важных свидетелей и потерпевшего, что позволит создать представление об их психологической установке на ту или иную позицию на предстоящих допросах.
Создание
в ходе оперативно-розыскной
Самостоятельной
специфической задачей
Задачу
розыска скрывшегося
Прежде чем объявлять розыск обвиняемого, следователь должен убедиться в том, что он действительно скрылся от следствия, а не умер, не находится в больнице, не арестован по другому уголовному делу, с ним не произошел несчастный случай.
Правовым основанием для формулирования следователем задачи розыска обвиняемого служит его постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. Правовым же основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на осуществление розыска обвиняемого, служит постановление следователя об объявлении розыска. В нем излагаются обстоятельства расследуемого преступления, основания, по которым объявляется розыск, указывается, кому поручается розыск, избранная в отношении обвиняемого мера пресечения и куда следует направить его в случае обнаружения. Такое постановление вместе со справкой о личности разыскиваемого обвиняемого, его фотокарточкой или подробным описанием внешности и постановлением об избрании меры пресечения, санкционированным прокурором, следователь направляет в соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
Данные,
полученные в ходе оперативно-розыскных
мероприятий, оформляются в соответствии
с Инструкцией о порядке
Представление
результатов оперативно-
В соответствии с п. 5 названной Инструкции, результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице, его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления, о местонахождении следов преступления, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Полученные материалы оцениваются с точки зрения относимости и допустимости и после этого приобретают статус доказательств, источником которых являются «иные документы». В связи с тем, что указанной инструкцией детально регламентирован порядок легализации и представления результатов оперативно-розыскной деятельности, на наш взгляд, целесообразно включить их в перечень поводов к возбуждению уголовного дела.
Использование в борьбе с преступностью негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной защитной мерой общества и государства, она адекватна действиям преступников, готовящихся к преступлениям замаскировано, с тщательным продумыванием способов защиты от правоохранительных органов и совершающих их внезапно.