Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:19, дипломная работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических проблем возбуждения уголовного дела, посредством сопоставления и анализа теоретических работ и составления выводов на основе этих работ. Так же неотъемлемой целью является – анализ и обобщение нормативных материалов.
Задачами данной работы является: раскрытие понятие «возбуждение уголовного дела»; выявление органов и лиц, которые имеют право возбуждать уголовные дела и в каком порядке;
- выявление оснований, которые влекут возбуждение уголовного дела, а также оснований, которые исключают преступность деяния;
- рассмотрения порядка возбуждения уголовного дела и другие.
В данной работе использовались такие методы как: системно-структурный; сравнительный; диалектический; метод анализа и другие.
Теоретическую основу работы составляет юридическая литература, в частности, труды таких ученых как Лупинская П.А., Химичева Г.П., Божьева В.П., Безлепкина Б.Т. и других.
Введение 3
Глава 1. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного судопроизводства 5
1.1. Краткая история института возбуждения уголовного дела 5
1.2. Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела 6
1.3. Охрана прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела 9
Глава 2. Характеристика поводов и оснований к возбуждению уголовного дела 17
2.1. Поводы для возбуждения уголовного дела 17
2.2 Основания для возбуждения уголовного дела 27
2.3 Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовное дело 41
Глава 3. Проблемы и отказ в возбуждение уголовного дела 52
3.1. Проблемы проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий как источник основания для возбуждения уголовного дела 52
3.2. Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела 61
3.3. Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела 66
Библиография 71
Приложение 1 77
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Органы дознания обладают следующими полномочиями на стадии возбуждения уголовного дела:
Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК отдельными процессуальными полномочиями (п. 17 ст. 5 УПК РФ).
Таким образом, данный субъект, хотя и является должностным лицом органа дознания, выделен некоторыми нормами уголовно-процессуального закона в качестве самостоятельного субъекта, наделенного наряду с общими полномочиями, присущими органу дознания в целом, также и некоторыми специальными правами.
К последним, в частности, относится возложение на дознавателя обязанности провести проверку и решить вопрос о возбуждении уголовного дела (ч. 1 ст. 41 УПК РФ), продление срока проверки сообщения о преступлении до десяти суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ), дача согласия на совершение дознавателем отдельных процессуальных действий; дача указаний дознавателю, которые обязательны для последнего (ч. 3, 4 ст. 41 УПК РФ).
Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания (п. 7 ст. 5 УПК РФ).
Однако положения ст. 40 и Раздела 7 УПК РФ, бесспорно, указывают на некорректность формулировки понятия дознавателя, приведенной в ст. 5 УПК РФ. Дознаватель - субъект стадии возбуждения уголовного дела, правомочный по поручению начальника органа дознания осуществлять уголовно-процессуальную деятельность от имени органа дознания (ч. 1 ст. 41, п. 5 ч. 3 ст. 38 УПК РФ).
Следователь возбуждает уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 151 УПК РФ).
Постановление следователя о возбуждении уголовного дела должно быть согласовано с прокурором. Кроме того, следователь полномочен, ходатайствовать перед начальником следственного отдела о продлении срока проверки сообщения о преступлении, а также обжаловать указания соответственно прокурору или вышестоящему прокурору (п. 5 ч. 3 ст. 38 УПК РФ). Часть 3 ст. 38 УПК РФ предусматривает, что следователь при несогласии с рядом решений и указаний прокурора вправе представить уголовное дело руководителю следственного органа с письменным изложением своих возражений. Применительно к стадии возбуждения уголовного дела к таким решениям может относиться указание о квалификации преступления в постановлении о возбуждении уголовного дела, решение об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства о разрешении на производство осмотра жилища, об отводе следователя. Хотя законодатель указывает на возможность возражений следователя по таким указаниям лишь по возбужденному уголовному делу, логично было бы распространить такую возможность и на стадию возбуждения уголовного дела.
Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.36
Также следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное
дело к своему производству
или передавать его
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) обжаловать с
согласия руководителя
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
3. В случае несогласия
с требованиями прокурора об
устранении нарушений
Начальник следственного отдела в силу своего служебного и процессуального положения обладает всеми полномочиями следователя на стадии возбуждения уголовного дела, кроме того, он полномочен, продлевать срок проверки сообщения о преступлении по ходатайству следователя, проверяет материалы предварительной проверки, контролирует своевременность рассмотрения сообщений о преступлениях, законность и обоснованность принимаемых по ним решений.
Статья 39 УПК РФ позволяет начальнику следственного отдела давать обязательные для исполнения указания следователю лишь по возбужденным уголовным делам. Полагаем логичным, применяя закон по аналогии, распространить возможность дачи начальником следственного отдела указаний следователю и на стадии возбуждения уголовного дела.
Орган дознания возбуждает уголовные дела в пределах компетенции своей компетенции. Вместе с тем орган дознания вправе возбудить и дело, по которому обязательно производство предварительного следствия. Однако после выполнения неотложных следственных действий такое дело должно быть передано по подследственности следователю.
В строго ограниченных законом случаях вправе возбудить уголовное дело и судья (суд). Однако с учетом необходимости проверки оснований возбуждения, указанных в законе, судья фактически возбуждает уголовные дела только частного обвинения (ст. 147 УПК РФ).
Дела публичного обвинения судья (суд) возбуждает, обычно, лишь по следующим уголовным делам: дела, возбуждаемые в судебном заседании, если будет установлено, что подсудимый совершил другое преступление, по которому обвинение ему не было предъявлено; когда в судебном заседании будут установлены обстоятельства, указывающие на совершение преступления лицом, не привлеченным к уголовной ответственности.
Мировой судья - должностное лицо, уполномоченное осуществлять правосудие по определенному кругу уголовных дел (п. 54 ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 20, ч. 1 ст. 31 УПК РФ).
В
соответствии с действующим уголовно-
Полномочия мирового судьи на стадии возбуждения уголовного дела:
Ранее существовало мнение, что к числу должностных лиц, уполномоченных решать вопрос о возбуждении уголовного дела, не относятся начальники следственных отделов. Полномочия последнего, в том числе и право, принимать решение о возбуждении уголовного дела, нашли свое подтверждение в ныне действующем УПК РФ в ст. 39 УПК РФ. Это нашло закрепление и в Типовом положении о следственном управлении (отделе, отделении) при управлении (отделе, отделении) внутренних дел. В п. 19.3 данного документа закреплено, что начальник следственного управления (отдела, отделения) рассматривает поступающие в следственное управление (отдел, отделение) заявления, сообщения о совершении преступлений и принимает по ним решения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.37
Вместе с тем на практике нередко возникает вопрос о разграничении полномочий следователя и органа дознания. В большинстве случаев информация о преступлениях, по которым обязательно предварительное следствие, поступает в орган дознания, а следователи иногда выявляют преступления, расследование которых входит в компетенцию органов дознания. По изученным уголовным делам, подследственным следователям МВД, орган дознания проводил проверку в 42,6% случаев (при отказе в возбуждении уголовного дела - в 88,2%), а следователи разрешили 12,7% заявлений о преступлениях, производство предварительного следствия по которым не обязательно.
Существует
мнение, что окончательное решение
в стадии возбуждения уголовного
дела должны принимать те органы, к
подследственности которых
С учетом изложенного целесообразно уточнить компетенцию следователя по возбуждению уголовного дела. Она должна быть ограничена производством осмотра места происшествия и вынесением постановления о возбуждении уголовного дела только по тем заявлениям и сообщениям, в которых содержатся достаточные данные, указывающие на признаки подследственного ему преступления. При этом, если возникнет необходимость в дополнительной проверке, следователь должен иметь право поручать ее органу дознания. Практика свидетельствует, что поручения, направленные органу дознания до возбуждения уголовного дела, либо выполняются в течение длительного времени, либо не исполняются вовсе. Поэтому вопросы, связанные с дачей поручений о производстве процессуальных действий в данной стадии уголовного дела, нуждаются в правовом регулировании.
Соблюдение этой процессуальной формы является одной из гарантий законности и обоснованности возбуждения уголовных дел.
При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от места расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.
В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления, уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в трех разновидностях: частном, частно-публичном и публичном.