Теоретические основы понятия субъекта преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Каждое преступление это акт общественно опасного поведения людей. Поэтому требование уголовного закона не совершать преступления во всех случаях обращено лишь к человеку. Следовательно, лишь человек, совершивший общественно опасное действие (бездействие), может быть признан субъектом преступления.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы понятия субъекта преступления

1.1 Понятие субъекта преступления в системе уголовного права

1.2 Общее понятие о признаках субъекта преступления

2. Анализ нормативно-правовых признаков субъекта преступления

2.1 Вменяемость как признак субъекта преступления

2.2 Возрастные критерии субъекта преступления

2.3 Ограниченная вменяемость

2.4 Ответственность за преступления, совершенные в состоянии опьянения

2.5 Специальный субъект преступления

3. Перспективы совершенствования законодательной базы, регулирующей уголовную правоспособность человека

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 99.65 Кб (Скачать)

-  По должностному служебному  положению: лицо, уполномоченное  на выполнение государственных  функций либо приравненные к  ним лица (ст. 307 УК РК «Злоупотребление  должностными полномочиями», ст. 311 УК РК «Получение взятки», глава 13.).

-  По должностному положению  лиц, работающих в специальных  государственных системах: дознаватель,  следователь, Прокурор, судья (ст. 344 УК РК «Привлечение заведомо  невиновного к уголовной ответственности», ст. 348 УК РК «Фальсификация доказательств» и др.).

-  По профессиональным  обязанностям: врач, другие медицинские  и фармацевтические работники  (ст. 114 УК РК «Ненадлежащее выполнение  профессиональных обязанностей медицинским работником»).

-  По характеру выполняемой  работы: лицо, которому сведения, составляющие  государственную тайну, были доверены  по службе или работе (ст. 173 УК  РК «Утрата документов, предметов,  содержащих государственные секреты»), член избирательной комиссии (ст. 147 УК РК «Фальсификация избирательных  документов, документов референдума  или неправильный подсчет голосов»), работник железнодорожного, водного  или воздушного транспорта (ст. 295 УК РК «Нарушение правил безопасности  движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта»), работник торговли (ст. 223 УК РК «Обман потребителей») и т.д.

-  По занимаемой должности:  капитан судна (ст. 305 УК РК «Неоказание  капитаном судна помощи терпящим  бедствие»), командир воздушного  судна (ст. 306 УК РК «Нарушение  правил международных полетов»).

-  По характеру обязанностей  граждан в отношении государства:  свидетель, потерпевший, эксперт,  переводчик (ст. 352 УК РК «Заведомо  ложные показание, заключение  эксперта или неправильный перевод»).

Предложенная классификация  не является исчерпывающей и единственной в науке уголовного права. В юридической  науке высказываются и иные мнения поданному вопросу.

В юридической литературе справедливо утверждается, что совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, является не только единственным, но и достаточным  основанием уголовной ответственности, то есть органу, осуществляющему уголовное  преследование, для привлечения  кого-либо к уголовной ответственности  достаточно установить наличие в  деянии состава преступления. Все  другие обстоятельства для решения  вопроса о привлечении к уголовной  ответственности выявлять не нужно. Разумеется, отсюда не следует, что  орган, осуществляющий уголовное преследование, не должен выяснять другие обстоятельства дела. Например, те же данные, характеризующие  личность виновного, предшествующее совершению преступления поведение и пр. –  все это имеет значение для  дела и может учитываться судом  при назначении наказания, но не выступает  в качестве основания уголовной  ответственности1.

 

Понятие состава преступления в уголовном законодательстве не дается. Оно раскрывается наукой уголовного права. Обобщение различных взглядов по данному вопросу позволяет  сформулировать, что состав преступления (corpus delikti) – это разработанная  наукой уголовного права взаимосвязанная  совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно  опасное деяние как преступление, и зафиксированная в уголовном  законе как средство, позволяющее  определить юридическую конструкцию  общественно опасного деяния и сделать  вывод о том, что это деяние является преступлением, описанным  в той или иной норме Особенной  части Уголовного кодекса. Поскольку  именно Уголовный кодекс Республики Казахстан в нормах Особенной  части определяет, какие общественно  опасные деяния являются преступными, путем описания их конкретных признаков. Он включает не индивидуальные признаки конкретного преступления, а наиболее важные юридические признаки, которые  являются общими для всех без исключения преступлений данного вида.

Понятие состава воинского  преступления включает единые для всех преступлений элементы: объект, объективная  сторона, субъект и субъективная сторона и вместе с тем выявляют его особенности как преступления особого вида в отличие от других невоинских преступлений. Иногда в  составы воинских преступлений вводятся дополнительные (квалифицирующие) признаки, указывающие на отягчающие обстоятельства совершенного преступления (в военное  время, в боевой обстановке, группой  лиц, тяжкие последствия и т.д.).

Для уяснения признаков состава  воинского преступления необходимо руководствоваться диспозициями статей главы 16 УК Республики Казахстан, предусматривающими конкретные виды воинских преступлений, нормой, определяющей общее понятие  воинского преступления (ст. 366 УК Республики Казахстан), а также соответствующими нормами Общей части Уголовного кодекса. Так, например, в ст. 19-23 УК Республики Казахстан говорится о признаках  субъективной стороны преступления, а в ст. 24-31 УК РК – о признаках  предварительной и совместной преступной деятельности.

Признаки состава воинского  преступления подразделяются на две  группы: обязательные и факультативные.

Обязательными являются признаки, входящие в составы всех без исключения воинских преступлений. К ним относятся: объект преступления, общественно опасное  деяние (действие или бездействие), вина в форме умысла или неосторожности, вменяемость лица и достижение им возраста, с которого наступает ответственность  за воинские преступления, пребывание лица на военной службе или военных  сборах. Названные признаки обязательно  входят в состав любого воинского  преступления, при отсутствии хотя бы одного из них нет состава преступления и нет уголовной ответственности.

Факультативными являются те юридические признаки, которые используются при конструировании не всех, а  лишь отдельных составов воинских преступлений. С помощью данных признаков воинские преступления характеризуются дополнительными  свойствами, в которых выражается специфика данного вида преступления. К этой группе относятся такие  признаки, как предмет посягательства, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием  и последствиями, время, место, обстановка, орудия и средства совершения преступления, мотив и цель.

Вместе с тем факультативный признак может включаться в основной состав воинского преступления и  становиться, таким образом, обязательным признаком этого состава. Например, цель – уклонение от военной службы в ст. 373 УК Республики Казахстан  или причинная связь между  деянием и последствиями –  в нарушениях специальных правил несения службы в статьях 375-379 УК Республики Казахстан, а также и  другие факультативные признаки: общественно  опасные последствия, предмет посягательства, время, мотив – могут быть обязательным признаком воинского состава преступления.

В других случаях факультативный признак может приобрести значение квалифицирующего состава преступления, то есть повышающего общественную опасность  преступления и изменяющего его  квалификацию. Это, как правило, тяжкие и особо тяжкие воинские преступления с применением оружия, повлекшие  тяжкие последствия, в военное время, в боевой обстановке и т.д. Если же признак не включен в основной состав и не указан в качестве квалифицирующего, он может выступать как обстоятельство, смягчающее или отягчающее наказание  и обуславливать избрание судом  вида и размера наказания (статьи 53 и 54 УК РК).

Составы воинского преступления могут быть классифицированы по различным  основаниям. Так, воинские преступления по способу законодательного описания объективной стороны (по конструкции  объективной стороны) могут быть формальными (ст. ст. 372 – 374 УК РК), материальными (ст. ст. 390 – 393 УК РК) или же формально-материальными (ст. ст. 375, 376 УК РК).

По характеру и степени  общественной опасности подразделяются на основной состав (ч. 1 ст. 367 УК РК); состав со смягчающими обстоятельствами (ч. 4 ст. 367 УК РК); состав с отягчающими  обстоятельствами (ч. 3 ст. 367 УК РК). Вместе с тем не все составы воинских преступлений различаются по этому  признаку на три вида. В некоторых  статьях предусмотрен только основной состав преступления, например, ст. ст. 383 – 385, 388 и 389 УК Республики Казахстан, есть нормы с основным и квалифицированным  составами, например, ст. ст. 376 – 379 УК Республики Казахстан, также есть нормы с  основным, квалифицированным и особо  квалифицированным составами, например, ст. ст. 370 и 391 УК Республики Казахстан.

По структуре составы  воинских преступлений в основном являются сложными, поскольку “усложнение” состава преступления происходит за счет:

- удвоения элементов,  например, насильственные действия  в отношении начальника (ст. 369 УК  РК) посягают на два объекта:  отношения воинской подчиненности  и здоровье лица, подвергшегося насилию;

- удлинение процесса совершения  преступления – длящееся дезертирство (ст. 373 УК РК);

- включение нескольких  действий, последствий и т.п., каждого  из которых (хотя бы одного) достаточно для признания деяния  воинским преступлением.

Таким образом, главное значение состава воинского преступления заключается в том, что его  наличие в совершенном общественно  опасном деянии согласно ст. 3 УК Республики Казахстан является основанием уголовной  ответственности, и другое его значение в том, что используется для квалификации преступления.

Для того чтобы правильно  квалифицировать то или иное общественно  опасное действие военнослужащего  как воинское преступление, необходимо исходить из общего понятия воинского  преступления, содержащего в себе наиболее существенные и специфические  признаки, характеризующие воинские преступления, которые далеко не тождественны с признаками преступлений против человека, в сфере экономики, против государственной  службы, общественной безопасности и  здоровья населения.

При создании законодателем  системы норм о воинских преступлениях  прежде всего отбираются определенные деяния, соответствующие признакам  воинского преступления, и определяется тем самым общий объем составов воинских преступлений. Как отмечалось выше, критериями для отнесения деяния к числу воинских преступлений является специфический объект и специфический  субъект преступления. Затем все  составы воинских преступлений располагаются  в определенной последовательности с учетом характера и степени  общественной опасности и их близости по своему содержанию друг к другу. Устанавливается, таким образом, тесная взаимная связь норм закона.

Система составов воинских преступлений сложилась как результат  развития законодательства о воинских преступлениях в предшествующие периоды, учитывавшего опыт работы органов  военной юстиции, данные науки уголовного права и задачи борьбы с воинскими  преступлениями. Теория уголовного права  классифицирует составы воинских преступлений, разделив их на соответствующие группы, беря за основу деления объект преступного  посягательства. Если все воинские преступления имеют своим объектом порядок несения военной службы, то этот же объект в каждой группе составов воинских преступлений конкретизируется, образуя их непосредственный объект.

Непосредственным объектом конкретных воинских преступлений являются отношения, устанавливающие те или  иные стороны порядка несения  военной службы. По непосредственному  объекту воинские преступления можно разделить на пять групп:

1. Преступления против  порядка подчиненности и воинских  уставных взаимоотношений между  военнослужащими: неповиновение  или иное неисполнение приказа  (ст. 367 УК); сопротивление начальнику  или принуждение его к нарушению  служебных обязанностей (ст. 368 УК); насильственные  действия в отношении начальника (ст. 369 УК); нарушение уставных правил  взаимоотношений между военнослужащими  при отсутствии между ними  отношений подчиненности (ст. 370 УК); оскорбление военнослужащего (ст. 371 УК).

2. Преступления против  порядка прохождения военной  службы: самовольное оставление  части или места службы (ст. 372 УК); дезертирство (ст. 373 УК); уклонение  от службы путем членовредительства  или иным способом (ст. 374 УК).

3. Преступления, посягающие  на порядок несения специальных  служб: нарушение правил несения  боевого дежурства (ст. 375 УК); нарушение  правил несения пограничной службы (ст. 376 УК); нарушение уставных правил  несения караульной (вахтенной) службы (ст. 377 УК); нарушение уставных правил  несения внутренней службы или  патрулирования в гарнизоне (ст. 378 УК); нарушение правил несения  службы по охране общественного  порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 379 УК).

4. Преступления против  порядка обращения с военным  имуществом, оружием, источниками  повышенной опасности, использования  и эксплуатации военной техники:  оставление погибающего корабля  (ст. 382 УК Республики Казахстан); умышленное уничтожение или повреждение  военного имущества (ст. 387 УК); неосторожное  уничтожение или повреждение  военного имущества (ст. 388 УК); утрата  военного имущества (ст. 389 УК); нарушение  правил обращения с оружием,  а также веществами и предметами, представляющими опасность для  окружающих (ст. 390 УК); нарушение правил  вождения и эксплуатации машин  (ст. 391 УК); нарушение правил полетов  или подготовки к ним (ст. 392 УК); нарушение правил кораблевождения (ст. 393 УК).

5. Преступления, посягающие  на нормальную деятельность военного  управления, престиж и авторитет  Вооруженных сил, а также на  воинскую дисциплину: злоупотребление  властью, превышение или бездействие  власти (ст. 380 УК); халатное отношение  к службе (ст. 381 УК); сдача или оставление  противнику средств ведения войны  (ст. 383 УК); разглашение секретных  сведений военного характера  или утрата документов, содержащих секретные сведения военного характера (ст. 386 УК); добровольная сдача в плен (ст. 384 УК); мародерство (ст. 385 УК).

Информация о работе Теоретические основы понятия субъекта преступления