Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:25, дипломная работа

Описание работы

Смертная казнь представляет собой сложный социально-психологический феномен. В любой стране мира она вызывает особое внимание и затрагивает огромный блок общественных отношений – гуманитарных, политических, религиозных, нравственных и, конечно, юридических.
В современной России правовой институт смертной казни – явление противоречивое.

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития законодательства о смертной казни
1.1. Смертная казнь в уголовном законодательстве дореволюционной России…….6
1.2.Смертная казнь в уголовном законодательстве Советской России…………..18
Глава 2. Смертная казнь в современной России: уголовно-правовая характеристика
2.1. Уголовно-правовая характеристика института смертной казни………….30
2.2. Отражение международной практики регулирования вопросов смертной казни в уголовном законодательстве РФ……………………………………….37
Глава 3. Исполнение наказания в виде смертной казни
3.1. Порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни……….52
3.2. Правовое положение осужденных к смертной казни……………………...54
Заключение………………………………………………………………………..73
Список используемой литературы………………

Работа содержит 1 файл

диплом - смертная казнь!!!.doc

— 354.00 Кб (Скачать)

       Однако отмена положений федерального закона подзаконным актом не допускается Конституцией РФ, и не могла не повлечь вполне обоснованной критики. Следует согласиться с М.И. Байтиным, что решение подобного вопроса на основании подзаконного акта «нарушает общую иерархию нормативно-правовых актов и в государстве, конституционно провозгласившем верховенство закона, недопустимо».58  
        Окончательное установление «моратория» на применение исключительной меры наказания следует связывать с постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. Данное решение Конституционного суда, по сути, временно отменяющее смертную казнь, мотивировано тем, что каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого установлена смертная казнь, должно быть предоставлено гарантированное ч. 2 ст. 20 Конституции право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. До принятия закона, устанавливающего новый порядок судопроизводства с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может.59  
         Некоторые авторы, комментируя Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г., высказывают мнение, что даже после принятия закона о суде присяжных вынесение смертных приговоров будет невозможно.

         В обоснование приводятся положения ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров и ч. 2 ст. 31 Закона «О Международных договорах РФ», согласно которым с момента подписания международного договора и до вступления его в силу Россия обязана воздерживаться от действий, лишающих такой договор объекта и цели. Оценка правового статуса Протокола N 6 в данном контексте позволяет ученым прийти к выводу о недопустимости применения смертной казни до того момента, когда РФ недвусмысленно выразит свое желание не являться участником этого международно-правового акта.60 Фактически речь идет о наличии проистекающей из норм международного права юридической обязанности России не применять смертную казнь. 
         Мы не можем согласиться с приведенной точкой зрения. Она основана на смешении таких далеко не тождественных институтов права международных договоров, как временное применение международных договоров до вступления договора в силу и обязанность не лишать договор его объекта и цели до вступления договора в силу. 
          По общему правилу, установленному ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров и п. 3 ст. 31 Закона «О международных договорах РФ», международный договор подлежит выполнению РФ с момента его вступления в силу для РФ. Протокол N 6, в случае если он будет ратифицирован, вступит в силу для России в первый день месяца, следующего за датой сдачи на хранение Генеральному секретарю Совета Европы ратификационной грамоты (ст. 7, 8 Протокола). До этого момента возможно лишь временное применение Протокола N 6. 
          Из смысла ст. 25 Венской конвенции о праве международных договоров вытекает, что временно применяться могут договоры, вступление которых в силу требует выполнения определенных внутригосударственных процедур (например, ратификации). В то же время подписавшие договор государства могут быть заинтересованы в его скорейшем введении в действие. Временное применение международного договора представляет собой исключение из общего правила, когда государством выполняются положения договора до их вступления в силу. Временное применение договора подробно регламентируется ст. 23 Закона «О международных договорах РФ». Данная норма устанавливает, что в России международный договор может применяться временно, если это предусмотрено в договоре или если об этом достигнута договоренность со сторонами, подписавшими договор. Решение о временном применении международного договора принимается органом, принявшим решение о подписании международного договора. 
           От временного применения договора нужно отличать обязательство подписавшего государства не лишать договор его объекта и цели. Временно применяя договор, государство совершает конкретные действия (или же воздерживается от каких либо действий) во исполнение своих обязательств. «Обязательство не лишать договор объекта и цели не подразумевает выполнения договора. Речь идет лишь о том, чтобы не совершать действий, которые повлекли бы за собой «разрушение» договора, невозможность его выполнения в будущем».61  
          В Протоколе N 6 положений о его временном применении не содержится. Как известно, не существует и договоренности между РФ и другими участниками Протокола о его временном применении. А значит, не существует и до вступления Протокола N 6 в силу для РФ или достижения соглашения о его временном применении не может существовать обязанности России выполнять нормы данного международно-правового акта. 
В связи с этим, И. Петрухиным высказано мнение о наличии обязанности России ратифицировать Протокол N 6 на основании того, что он является составной частью Конвенции 1950 г., уже вступившей в силу для РФ.62  
          Данное утверждение автора не находит поддержки у специалистов. Возражая И. Петрухину, А.Г. Кибальник отмечает, что его точка зрения противоречит ст. 17 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., согласно которой любое государство имеет право на оговорку при заключении международного договора, если это допускается самим договором. Текст Конвенции 1950 г. такого запрета не содержит.63 По тем же основаниям не соглашается с И. Петрухиным О.Н. Шибков.64  
       На наш взгляд, А.Г. Кибальник и О.Н. Шибков, справедливо подвергая критике указанные соображения И. Петрухина, не совсем корректны в ее аргументации. Текст Конвенции 1950 г. действительно не содержит запрета на оговорки, однако ст. 4 Протокола N 6 устанавливает, что оговорки в отношении положений Протокола не допускаются.65  
        Позиция И. Петрухина вызывает возражения по другим причинам. Протокол N 6 - это отдельный международно-правовой акт и процедура его принятия отлична от Конвенции 1950 г., а сам факт участия России в Конвенции не обязывает РФ ратифицировать Протокол. 
       Несмотря на то, что ст. 1-5 Протокола рассматриваются государствами-участниками как дополнительные к Конвенции (ст. 6), вопросы подписания, ратификации, вступления в силу и депонирования Протокола N 6 оговорены в нем специально (ст. 7-9). Сделано это в силу положений Венской конвенции о праве международных договоров, регулирующих вопросы внесения поправок в многосторонние договоры. В соответствии с Венской конвенцией, если договор не предусматривает иное, соглашение о внесении поправок не связывает государство, уже являющееся участником договора, но не ставшее участником соглашения о внесении поправок в договор (ст. 40). Поскольку Конвенция 1950 г. не предусматривает специального порядка принятия поправок к ней, государство-участник Конвенции, не выразившее своего согласия на обязательность для него Протокола N 6 в предусмотренной им форме, то есть в форме ратификации, никак не связано положениями Протокола. В этом случае в отношениях между государством-участником договора и соглашения о поправках к договору и государством-участником договора их права и обязанности регулирует только договор (ст. 30 Венской конвенции о праве международных договоров). Таким образом, отказ России ратифицировать Протокол N 6 не может быть расценен как нарушение обязательств по Конвенции 1950 г. 
        В заключение еще раз отметим, что в настоящий момент не существует обязательной для России международно-правовой нормы, запрещающей смертную казнь. Международные нормы jus cogens вообще не ставят вопрос об обязательности отмены этого вида наказания, а Протокол N 6 пока не вступил в силу в отношении РФ. Надо признать, что только ратификация Государственной Думой РФ Протокола N 6 позволит говорить о необходимости внесения изменений в систему наказаний в российском уголовном праве путем изъятия из нее смертной казни.66  
       С другой стороны не следует игнорировать морально-политические обязательства РФ перед Советом Европы. Тот факт, что Россия является членом этой организации, безусловно, должен получить положительную оценку как в экономическом, так и в политическом отношении. Однако предъявляемые Советом Европы требования, в том числе об отмене смертной казни, на наш взгляд, излишне категоричны и ультимативны: либо немедленно в указанные сроки отменить данное наказание (а значит создать для этого соответствующие социальные предпосылки), либо лишиться мандата. Тем самым государства, вступившие в Совет Европы сравнительно недавно, ставятся в неравное положение с другими членами данной организации. Протокол N 6 был открыт к подписанию в 1983 г., но такие государства, как, например Бельгия, Греция, Великобритания, Румыния ратифицировали Протокол только в конце 90-х годов, и при этом были лишены какой либо критики со стороны СЕ. 
       Думается, сам переход дискуссии о смертной казни из правовой в политическую плоскость крайне нежелателен. Но коль скоро это происходит, при решении дальнейшей судьбы данного института в РФ должна быть учтена не только позиция европейских парламентариев, но в первую очередь мнение, превалирующее в российском обществе. Как известно, в России аболиционистские идеи поддерживает только незначительная часть населения.67  
 
            
Глава 3. Исполнения наказания в виде смертной казни

 

3.1. Порядок и условия  исполнения наказания  в виде смертной  казни

 

    В соответствии с ч.1 ст. 186 УИК РФ единственным способом исполнения смертной казни по российскому законодательству является расстрел.

    Закон запрещает публичное исполнение смертного приговора. Не разрешается  также демонстрация исполнения смертной казни по телевидению.68

    Если  смертная казнь исполняется в  отношении нескольких лиц, то приговор приводится в исполнение отдельно в отношении каждого и в отсутствие остальных.

    Перед исполнением приговора еще раз  проверяется личность осужденного.

    При возникновении сомнений в психическом  состоянии осужденного он подвергается обследованию комиссией из трех врачей-специалистов, о чем составляется протокол. Если у осужденного обнаруживается психическое расстройство, которое лишает его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, исполнение приговора приостанавливается и протокол направляется в суд, постановивший приговор.

    На  основании заключения медицинской  комиссии суд освобождает осужденного  от наказания в соответствии с  частью 1 ст. 81 УК РФ. Одновременно этому  лицу назначается принудительная мера медицинского характера - принудительное лечение в психиатрическом стационаре. С учетом тяжести совершенного преступления и опасности осужденного практически может идти речь о принудительном лечении в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

    Не  реже одного раза в шесть месяцев  комиссия врачей-психиатров проводит освидетельствование осужденного. Если комиссия придет к выводу об отсутствии оснований для прекращения применения принудительных мер медицинского характера  или изменения их вида, она представляет в суд заключение о продлении применения таких мер. Первое продление производится по истечении шести месяцев с момента начала лечения, последующие - ежегодно.

    Если  в процессе применения принудительных мер медицинского характера произойдет существенное изменение в состоянии здоровья больного, которое даст основание для изменения вида или отмены принудительных мер медицинского характера, освидетельствование производится независимо от истечения каких бы то ни было сроков.

    По  представлению администрации стационара, где проводится принудительное лечение, внесенному на основании заключения комиссии врачей-психиатров, суд может изменить вид принудительных мер медицинского характера либо прекратить их применение.

    В соответствии с частью 4 ст. 81 УК РФ в случае выздоровления суд может постановить об исполнении назначенного наказания, если не истек срок давности обвинительного приговора, который по делам об особо тяжких преступлениях в соответствии с пунктом «г» ч. 1 ст. 83 УК РФ составляет 15 лет. Однако и по истечении 15 лет вопрос о применении давности к лицу, осужденному к смертной казни, решается судом. Если суд сочтет возможным применить давность, лицо освобождается от наказания. В противном случае смертная казнь заменяется лишением свободы на определенный срок.

    Поскольку время пребывания в психиатрическом  стационаре засчитывается в срок наказания, а суд не может назначить  вместо смертной казни лишение свободы  на срок больший чем 20 лет, при осуждении  по совокупности преступлений - 25 лет, а при осуждении по совокупности приговоров - 30 лет, следует признать, что если выздоровление осужденного произойдет по истечении этих сроков, осужденный считается отбывшим наказание и подлежит по определению суда освобождению.

    При исполнении смертной казни присутствуют прокурор, представитель учреждения, где исполняется приговор, и врач (ч.2 ст.186 УИК РФ). Закон содержит исчерпывающий перечень лиц, которые могут присутствовать во время исполнения приговора. В частности, не предусматривается возможность присутствия во время исполнения приговора представителей средств массовой информации, телевидения и т.п.

    Смерть  осужденного констатируется врачом, о чем составляется протокол, подписываемый  всеми лицами, присутствовавшими  при исполнении приговора (ч.3 ст.186 УИК РФ).

    Администрация учреждения, в котором исполнен приговор, извещает об этом суд, постановивший  его, а также одного из близких  родственников осужденного.

    Близкие родственники осужденного по их просьбе  получают свидетельство о смерти. Тело для захоронения не выдается, о месте захоронения не сообщается (ч.4 ст.186 УИК РФ).

 
 

3.2. Правовое положение

  осужденного к  смертной казни

 

    Правовое  положение осужденных к смертной казни, как и других категорий  осужденных, определяется содержанием  норм ст. ст. 10 - 15 УИК РФ, устанавливающих основы правового положения лиц, отбывающих наказания, их основные обязанности, права и законные интересы.

    Так, на осужденных к смертной казни полностью  распространяются нормы УИК РФ, обеспечивающие личную безопасность этих лиц (ст. 13), свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 14), возможность обращаться с предложениями, жалобами и заявлениями по вопросам, связанным с нарушением их прав (ст. 15), и т.д. В этом смысле можно сказать, что данная категория осужденных имеет общий правовой статус осужденного.

    Наряду  с этим осужденные к смертной казни  имеют специальный правовой статус, определяемый прежде всего содержанием  назначенного им наказания и объективными обстоятельствами, связанными с его  исполнением. Особую значимость в специальном правовом статусе данных лиц имеют вопросы, связанные с реализацией права на обращение с ходатайством о помиловании.

    Следует учитывать, что еще до подачи ходатайства  о помиловании осужденный к смертной казни в общем порядке имеет  право на обжалование приговора. Но даже при отсутствии жалобы обоснованность осуждения проверяется в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 184 УИК РФ.

    Что же касается обращения с ходатайством о помиловании, то оно осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 176 УИК РФ.

    О порядке реализации осужденным права на обращение с ходатайством о помиловании ст. 175 УИК РФ.

    Уголовно-процессуальный кодекс предоставляет осужденному  к смертной казни ряд прав, предусмотренных  законодательством. Эти права должны быть ему разъяснены.69

    Осужденный как до, так и после вступления приговора в законную силу вправе оформить необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отношения. Это может касаться оформления завещания, договора дарения, купли-продажи, регистрации брака, признания себя отцом ребенка и др. Осужденный может выдать доверенность на ведение каких-либо своих дел. Доверенность заверяется начальником учреждения, в котором содержится осужденный.

    При необходимости осужденному должна оказываться медицинская помощь. Кроме случаев, когда это невозможно по характеру заболевания, медицинская помощь оказывается в камере. При этом принимаются меры безопасности, касающиеся медицинского персонала. Если такая помощь должна быть оказана в стационаре, принимаются меры безопасности как при транспортировке осужденного, так и во время его нахождения в стационаре специальной больницы.

    Для получения юридической помощи осужденный вправе иметь встречи с защитником, т.е. с адвокатом или иным лицом, имеющим право оказывать юридическую  помощь, без ограничения количества и продолжительности. Целью встреч с защитником может быть подготовка жалобы на приговор суда, ходатайства о помиловании, оказание иной юридической помощи (например, подготовка завещания, какого-либо договора и т.п.).

    Встреча осужденного с защитником должна быть организована таким образом, чтобы сотрудники места лишения свободы могли их видеть, но не слышать.

    Основанием  для предоставления свидания с защитником является ордер юридической консультации или иной документ, удостоверяющий ведение данным лицом дела этого осужденного; адвокат или иной защитник предъявляют также документ, удостоверяющий личность.

    Осужденные  к смертной казни имеют право  отправлять и получать письма без  ограничения. В соответствии с параграфом 12 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 3 ноября 2008 г. N 205, письма осужденные передают представителям администрации в незапечатанном виде. Отправляемые и получаемые письма подвергаются цензуре на общих основаниях. Почтовые расходы несет осужденный.

    При отсутствии средств у осужденного  его письма близким родственникам  отправляются за счет места лишения  свободы.

    В период содержания в следственном изоляторе  осужденные к смертной казни имеют  право на свидания с близкими родственниками, ежемесячно до вступления приговора в законную силу им предоставляется одно краткосрочное свидание, после вступления приговора в законную силу - один раз в шесть месяцев. До вступления приговора в законную силу такие свидания разрешаются судьей, после этого - должностными лицами учреждения, в котором содержится осужденный.

    По  просьбе осужденного к нему приглашается священнослужитель.

    Осужденным  к смертной казни создаются необходимые  бытовые условия, им регулярно выдаются постельные принадлежности. Они получают трехразовое питание.

    До  вступления приговора в законную силу родственники могут покупать для  осужденных в магазине учреждения передачи, которые им вручаются администрацией. В интересах безопасности посылки  этим лицам получать не разрешается.

    Осужденные к смертной казни не привлекаются к труду.

    Поскольку осужденные к смертной казни имеют  право на свидания с разными лицами - родственниками, священнослужителем, адвокатом, сотрудником загса, лицом, вступающим в брак с осужденным, и т.д., при допуске всех этих лиц должны соблюдаться особые меры предосторожности во избежание попытки побега осужденного, захвата заложников, нападения на этих лиц, сотрудников администрации и др.

Информация о работе Процессуальный порядок привлечения лица в качестве обвиняемого