Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании уголовного законодательства в области уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних преступников, а также выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по данному вопросу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Исторический анализ уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних……………………………………………………………………5
2. Общая характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних……….13
3. Виды и порядок назначения наказаний несовершеннолетним.
3.1. Виды наказаний несовершеннолетним……………………………………….16
3.2. Порядок назначения наказаний несовершеннолетним……………………….19
4. Основания и порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия………………………………………………………………………………21
5. Виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия………...24
6. Особенности освобождения от наказания несовершеннолетних………………….33
7. Заключение…………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Заварухина УП.docx

— 89.93 Кб (Скачать)

Социальное назначение института  освобождения наказания состоит  в том, чтобы экономить меры уголовной  репрессии и стимулировать исправление  лица, совершившего преступление, содействовать  его скорейшему приспособлению к  требованиям правопорядка, к нормам социального поведения, а также  исключить назначение наказания  в случаях, когда достижение его  целей является невозможным.

Общим основанием освобождения от наказания  является нецелесообразность или невозможность  назначения или исполнения наказания, утраты или значительного уменьшения общественной опасности лица, совершившего преступление, ухудшения состояния  его здоровья или по иным законным основаниям. Это общее основание  конкретизируется и детализируется применительно к отдельным видам  освобождения от наказания.

Кроме общих оснований освобождения от уголовной ответственности, когда  это связано с категоризацией совершенных преступлений, в отношении  несовершеннолетних законодатель предусматривает  некоторые дополнительные особенности  такого освобождения.

Так, в соответствии со статьей 90 УК РФ несовершеннолетний, совершивший  преступление небольшой или средней  тяжести, может быть освобожден от уголовной  ответственности, если будет признано, что его исправление может  быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

В уголовном законе не указывается, кто вправе применять такой вид  освобождения от уголовной ответственности. Однако, из анализа соответствующих норм УПК РФ следует, что данное решение принимается только судом.

Так, в соответствии со статьей 431 УПК  РФ, если при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или  средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний, совершивший  это преступление, может быть исправлен  без применения уголовного наказания, суд прекращает уголовное дело в  отношении такого лица и применяет  к нему принудительную меру воспитательного  воздействия, предусмотренную частью 2 статьи 90 УК РФ.

Возможен и другой вариант, когда  инициатива об этом исходит от прокурора, следователя или дознавателя  с согласия прокурора. В статье 427 УПК РФ это называется «Прекращение уголовного преследования с применением  принудительной меры воспитательного  воздействия».

Согласно части 1 статьи 427 УПК РФ, если в ходе предварительного расследования  уголовного дела о преступлении небольшой  или средней тяжести будет  установлено, что исправление несовершеннолетнего  обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то прокурор, а также следователь и дознаватель  с согласия прокурора вправе вынести  постановление о прекращении  уголовного преследования и возбуждении  перед судом ходатайства о  применении к несовершеннолетнему  обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной частью 2 статьи 90 УК РФ, которое вместе с делом направляется прокурором в суд. Как видим, решение в данном случае также принимается судом.

Обращает на себя внимание то, что  на практике подобные дела встречаются  крайне редко. К сожалению, судебная статистика не дифференцирует применение принудительных мер воспитательного  воздействия отдельно по статье 427 и  статье 431 УПК РФ, а поэтому сравнить и оценить статистические данные применения указанных норм не представляется возможным.

Несовершеннолетний, как было указано  выше, в соответствии с уголовным  законодательством может быть освобожден от уголовного наказания и уголовной  ответственности, как по общим основаниям, так и по специальным, предусмотренных статьями 90-92 УК РФ.

Несовершеннолетний может быть освобождён от уголовной ответственности  в связи с деятельным раскаянием (статья 75 УК РФ), в связи с примирением  с потерпевшим (статья 76 УК РФ) [28, с.26].

При освобождении от уголовной ответственности  лица, не достигшего восемнадцатилетнего  возраста, в связи с истечением сроков давности (статья 78 УК РФ) необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним. Согласно статьи 94 УК РФ, в отношении их они сокращены наполовину. Таким образом, подросток освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

а) один год после совершения преступления небольшой тяжести;

б) три года после совершения преступления средней тяжести;

в) пять лет после совершения тяжкого  преступления;

г) семь с половиной лет после  совершения особо тяжкого преступления.

К лицам, не достигшим восемнадцатилетнего  возраста, как и ко взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование.

Акт амнистии не вносит изменений  в уголовный закон, предусматривающий  ответственность за то или иное преступление, то есть в отношении соответствующих  деяний, совершенными амнистированными лицами. Амнистия не ставит под сомнение ни законность, ни обоснованность приговора  суда. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступления, в том  числе и осужденных, и означает проявление к ним гуманности и  милосердия со стороны государственной  законодательной власти.

Согласно Конституции помилование  осуществляется Президентом РФ. Право  президента на осуществление помилования  не ограничено ни кругом лиц, ни категориями  преступлений, ни видами наказаний, помилованным может быть любое лицо. Ходатайство  о помиловании может возбуждаться самим осужденным, его родственниками, общественными организациями.

Только в тех случаях, когда  нет оснований для освобождения несовершеннолетнего от уголовной  ответственности в порядке статей 75 - 76 УК РФ, следует рассматривать  вопрос о возможности его освобождения с применением принудительных мер  воспитательного воздействия.

Такой подход обусловлен тем, что освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим и освобождение от уголовной ответственности с применением воспитательных мер принудительного воздействия существенно отличаются друг от друга как по правовым основаниям и последствиям, так и по процедуре реализации.

Во-первых, освобождение от уголовной  ответственности на основании статей 75 - 76 УК РФ является безусловным, то есть не ставится в зависимость от последующего поведения освобожденного. Освобождение же от уголовной ответственности несовершеннолетнего с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия является условным, то есть ставится в зависимость от последующего поведения несовершеннолетнего в период применения к нему принудительных мер воспитательного воздействия. В частности, в соответствии с частью 4 статьи 90 УК РФ, если несовершеннолетний систематически не исполняет возложенные на него принудительные меры воспитательного воздействия, эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения его к уголовной ответственности.

Во-вторых, окончательный вопрос об освобождении от уголовной ответственности  несовершеннолетнего в связи  с деятельным раскаянием, примирением  с потерпевшим может быть решен  на стадии предварительного следствия  прокурором, а также следователем с согласия прокурора. Освобождение же несовершеннолетнего от уголовной  ответственности на основании статьи 90 УК РФ на предварительном следствии  осуществляется прокурором и следователем лишь частично, так как вопрос о  применении к нему принудительных мер  воспитательного воздействия является исключительной прерогативой суда.

Для решения же вопроса об освобождении несовершеннолетнего от уголовной  ответственности с применением  к нему принудительных мер воспитательного  воздействия не требуется, чтобы  он после совершения преступления добровольно  явился с повинной, способствовал  раскрытию преступления, примирился с потерпевшим и т.д.

В-третьих, при наличии оснований  и условий, перечисленных в статьях 75 – 76 УК РФ, освобождению от уголовной  ответственности подлежат как взрослые, так и несовершеннолетние. Освободить же от уголовной ответственности  на основании статьи 90 УК РФ можно  только несовершеннолетних правонарушителей, а в исключительных случаях и  лиц в возрасте от 18 до 20 лет.

Освобождение от уголовной ответственности  несовершеннолетнего с применением  к нему принудительных мер воспитательного  воздействия право, а не обязанность  суда, прокурора и следователя. Поэтому, если правоприменитель не уверен, что для исправления подростка достаточно будет принудительных мер воспитательного воздействия, производство по делу должно продолжаться в обычном порядке.

Освобожденному от уголовной ответственности  несовершеннолетнему судом могут  быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей  или лиц, их заменяющих, либо специализированного  государственного органа;

в) возложение обязанности загладить  причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению.

Приведенный перечень требований не исчерпывающий. Суд может установить и другие ограничения досуга или  же особые требования к поведению  несовершеннолетнего (часть 4 статьи 91 УК РФ).

При этом в соответствии с частью 3 статьи 90 УК РФ несовершеннолетнему  может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного  воздействия. Более подробно вопросы, касающиеся применения принудительных мер воспитательного воздействия, будут рассмотрены в следующем  параграфе.

В части 2 статьи 92 УК РФ указано, что  несовершеннолетний, осужденный к лишению  свободы за совершение преступления средний тяжести, а также тяжкого  преступления может быть освобожден судом от наказания и помещен  в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное  учебно-воспитательное учреждение закрытого  типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия  несовершеннолетнего, нуждающегося в  особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического  подхода. Несовершеннолетний может  быть помещен в такое учреждение до наступления им совершеннолетия, но не более чем на три года.

Однако несовершеннолетние, совершившие  преступления, предусмотренные частями  первой и второй статьи 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, частью второй статьи 131, частью второй статьи 132, частью четвертой статьи 158, частью второй статьи 161, частями  первой и второй статьи 162, частью второй статьи 163, частью первой статьи 205, частью первой статьи 205.1, частью первой статьи 206, статьей 208, частью второй статьи 210, частью первой статьи 211, частями второй и третьей статьи 223, частями первой и второй статьи 226, частью первой статьи 228.1, частями первой и второй статьи 229 УК РФ, освобождению от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 УК РФ, не подлежат.

Пребывание несовершеннолетнего  в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний более не нуждается в применении данной меры.

Продление срока пребывания несовершеннолетнего  в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается  только по ходатайству несовершеннолетнего  в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

Однако столь мизерное использование  воспитательных санкций во многом объясняется  отсутствием сети реабилитационно-воспитательных учреждений, которым можно было бы поручать подобные меры. Правда, в последние годы стала создаваться гуманитарная среда - разного рода социально-реабилитационные и психологические центры и другие учреждения для работы с несовершеннолетними, однако они не позиционируются как обязанные или способные к выполнению работы с детьми, совершившими уголовные преступления. Хотя ситуация здесь двусторонняя: нет учреждений, поскольку судом они не востребованы, а суды не назначают воспитательных мер, поскольку нет тех, кто мог бы их реализовать.

Таким образом, формальный подход к  регламентации в законе видов  и порядка применения принудительных мер воспитательного воздействия уже при теоретическом анализе вызывает немало вопросов, касающихся эффективности и целесообразности применения данных мер в том виде, в каком они в настоящее время закреплены в уголовном законе. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования этого института.

Дальнейшее развитие принудительных мер воспитательного воздействия  должно идти по пути не количественного, а качественного совершенствования. Необходимо понимать, что нужной степени  воспитательного воздействия на несовершеннолетнего преступника  невозможно достичь лишь путем установления запретов. Здесь необходима и активная воспитательная работа с данной категорией лиц. Для этого следует привлекать при применении таких мер специалистов - педагогов и психологов.

Такие меры целесообразно применять  в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой  и средней тяжести, поскольку  в иных случаях целесообразнее назначать  наказание. Также применительно  к личности преступника наиболее эффективны данные меры будут в отношении  ситуативных преступников, лиц, совершивших  преступления по неосторожности, а  также лиц, относящихся к неустойчивому  типу преступников, совершивших преступления под влиянием других лиц, что легко  можно установить из материалов уголовного дела.

Помимо этого, необходимо более  детально отразить в нормах закона содержание принудительных мер воспитательного  воздействия и порядок их отмены. Основной акцент следует сделать, на взгляд автора, на осуществлении данных мер специализированными учреждениями, так как без наличия специальных  знаний, в том числе и в области  педагогики и психологии, невозможно эффективно осуществить целенаправленное воспитательное воздействие на несовершеннолетнего.

Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних