Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:18, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании уголовного законодательства в области уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних преступников, а также выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по данному вопросу.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Исторический анализ уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних……………………………………………………………………5
2. Общая характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних……….13
3. Виды и порядок назначения наказаний несовершеннолетним.
3.1. Виды наказаний несовершеннолетним……………………………………….16
3.2. Порядок назначения наказаний несовершеннолетним……………………….19
4. Основания и порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия………………………………………………………………………………21
5. Виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия………...24
6. Особенности освобождения от наказания несовершеннолетних………………….33
7. Заключение…………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………………...42
В этот
перечень не вошли такие меры, как
возложение обязанности публично или
в иной форме, определяемой судом, принести
извинение потерпевшему; объявление
выговора или строгого выговора; передача
несовершеннолетнего под
Вместе
с тем в УК РФ предусмотрена
новая мера воспитательного воздействия
на несовершеннолетних — ограничение
досуга и установление особых требований
к поведению
Все меры
воспитательного воздействия
Принудительные меры воспитательного воздействия не делятся на основные и дополнительные. Несовершеннолетнему может быть одновременно назначено несколько воспитательных мер.
В отличие от наказания принудительные меры воспитательного воздействия не влекут судимости, они являются самостоятельными формами индивидуализации ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, не ставят несовершеннолетнего в положение осужденного.
5. Виды и содержание
принудительных мер
Современное уголовное законодательство
исходит из того, что, прежде чем
привлекать к ответственности
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, указывают на необходимость широкого применения к несовершеннолетним иных мер, не связанных с наказанием.
Изложенные в названном
Процессуальной формой освобождения
от уголовной ответственности
1) согласно статьи 427 УПК РФ, если
в ходе предварительного
2) в соответствии со статьей
431 УПК РФ, если при рассмотрении
уголовного дела о
Уголовный закон ориентирует суды по возможности исключать случаи применения в отношении несовершеннолетних наказания в виде лишения свободы. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 14 февраля 2000 года № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» разъяснил, что суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, и не должен допускать случаев применения уголовного наказания к впервые совершившим не представляющие большой общественной опасности преступления несовершеннолетним, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных статьей 90 УК РФ .
Предупреждение, как принудительная
мера воспитательного характера, состоит
в разъяснении
Наиболее часто применяемой принудительной мерой является передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа. Эта мера является основанием освобождения как от уголовной ответственности, так и от наказания, что само по себе противоречит логике уголовного закона, так как понятия уголовной ответственности и наказания отличаются друг от друга, а также степень карательно-воспитательного воздействия каждого из оснований освобождения различна, следовательно, и принудительные меры воспитательного воздействия должны быть различными в зависимости от того, освобождают ли они несовершеннолетнего от уголовной ответственности или же от наказания.
Передача под надзор возможна, если
преступление, совершенное
С таким положением нельзя полностью согласиться, так как если применение принудительных мер воспитательного характера не подействовало однажды, то есть вероятность, что не подействует и в другой раз.
Передача под надзор состоит
в возложении на родителей или
лиц, их заменяющих, либо на специализированный
государственный орган
При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого в каждом конкретном случае необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» родители должны дать свое согласие на применение этой принудительной меры, хотя законодательство получения такого согласия не требует. Законодательно также не установлена форма, в которой должно быть дано согласие. Как правило, оно получается в устной форме, но в протоколе судебного заседания делается об этом отметка с подписью лица, которое будет осуществлять надзор за несовершеннолетним.
При передаче под надзор родителей
или лиц, их заменяющих (опекунов или
попечителей), нужно также учитывать,
что обязанности и права этих
лиц в отношении
Кроме того, не проработан механизм контроля за самими родителями, опекунами или попечителями при исполнении этой принудительной меры воспитательного воздействия, в то время как УК РФ предусматривает возможность отмены принудительной меры в случае ее систематического неисполнения несовершеннолетним. В данном случае не только несовершеннолетние, но и родители или лица, их заменяющие, должны нести ответственность за ее неисполнение.
Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Данная формулировка вызывает ряд вопросов. Во-первых, несовершеннолетний, как правило, не имеет своего имущества и собственных доходов, не обладает соответствующими трудовыми навыками. Во-вторых, «загладить» вред - значит уменьшить его, свести к минимуму. Но в соответствии с гражданским и уголовно-процессуальным законодательством потерпевший имеет право на возмещение вреда, причиненного преступлением, в полном объеме. Другое, помимо нарушения прав собственно потерпевшего, означало бы, кроме всего прочего, и нарушение принципа справедливости. Поэтому применение данной меры принудительного воспитательного воздействия возможно лишь при согласии самого потерпевшего, при наличии у несовершеннолетнего средств и фактической возможности самостоятельно возместить ущерб, причиненный преступлением. Так как ценность применения такой меры именно в том, что несовершеннолетний самостоятельно, своим трудом, из своих средств (имущества) возмещает вред, и именно в таком случае ее целесообразно назначать в объеме, необходимом для удовлетворения требования о возмещении вреда, поступившего от потерпевшего. Указанная уголовно-правовая мера имеет общие признаки с гражданской ответственностью вследствие причинения вреда. В соответствии со статьей 1074 ГК РФ несовершеннолетние от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях при наличии у них доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда.
Ограничение досуга и установление
особых требований к поведению
Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа (при освобождении судом от наказания подростка, осужденного к лишению свободы) продиктовано, с одной стороны, стремлением государства оградить несовершеннолетнего от воздействия криминальной среды в местах лишения свободы, а с другой - тяжестью совершенного преступления, что свидетельствует о том, что такой несовершеннолетний нуждается в повышенном внимании и более интенсивном воздействии на него с целью недопущения совершения им повторного преступления.
Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних