Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании уголовного законодательства в области уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних преступников, а также выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по данному вопросу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Исторический анализ уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних……………………………………………………………………5
2. Общая характеристика уголовной ответственности несовершеннолетних……….13
3. Виды и порядок назначения наказаний несовершеннолетним.
3.1. Виды наказаний несовершеннолетним……………………………………….16
3.2. Порядок назначения наказаний несовершеннолетним……………………….19
4. Основания и порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия………………………………………………………………………………21
5. Виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия………...24
6. Особенности освобождения от наказания несовершеннолетних………………….33
7. Заключение…………………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Заварухина УП.docx

— 89.93 Кб (Скачать)

Целесообразность такого выделения  обусловлена:

1) тем значением, которое общество  придает этой проблеме;

2) спецификой преступности несовершеннолетних;

3) социально-психологическими особенностями  лиц в возрасте от 14 до 18 лет; 

4) спецификой уголовно-правовых  мер, применяемых в отношении  несовершеннолетних;

5) необходимостью точно установить  правовую регламентацию отступлений  от общих правил уголовной ответственности.

По действующему уголовному законодательству за некоторые преступления, общественная опасность которых может осознаваться и в более раннем возрасте, ответственность  наступает с 14 лет. Перечень составов преступлений, по которым возможно привлечение к уголовной ответственности  с 14 лет, исчерпывающий и содержит более 54 составов, из которых около 10 относятся к категории средней  тяжести (ч. ч. 1, 2 ст. 112; ч. 1 ст. 158; ч. 1 ст. 161; ч. 1 ст. 163; ч. 1 ст. 166; ч. 2 ст. 167; ст. 207; ч. 2 ст. 213; ч. 1 ст. 267) и одно - к категории небольшой тяжести (ст. 214), остальные являются тяжкими и особо тяжкими, например убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), кража (ст. 158), грабеж (статья 161), разбой (ст. 162), террористический акт (ст. 205) и другие.

Пределы уголовно-правового запрета  деяний, совершаемых подростками, дифференцируются в зависимости от достижения определенного  уровня социализации, основным критерием  которой является возраст. Установление начального возраста уголовной ответственности - фактор проявления гуманизма и  социальной справедливости»

В основу определения возраста уголовной  ответственности положен научный  критерий - уровень социализации личности, позволяющий лицу осознать общественно  опасный характер деяния, а также  предвидеть наступление общественно  опасных последствий своего поведения  и способность нести наказание.

Понимать общественный характер своих  действий несовершеннолетние могут  в достаточно раннем возрасте, однако возможность предвидеть наступление общественно опасных последствий своих действий или бездействия и выбирать правомерный вариант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общая характеристика  уголовной ответственности несовершеннолетних. Преступления несовершеннолетних характеризуются следующими основными чертами:

Преступления  несовершеннолетних характеризуются  следующими основными чертами:

a) специфичностью предмета преступного посягательства (например, типично «подростковый» ассортимент похищенного);

б) спецификой времени и  места совершения преступления, так  как, с одной стороны, за временем пребывания вне дома и место нахождением  несовершеннолетних в подавляющем  большинстве случаев ведется  контроль со стороны взрослых и поэтому  они менее, чем взрослые, свободны в передвижении, а с другой - существуют места (дворы, подъезды и подвалы домов, парки, дискотеки и т.д.), где чаще всего в определенное время проводят досуг несовершеннолетние;

в) спецификой способа совершения преступления (групповой характер большинства  преступлений несовершеннолетних; отсутствие последовательности и логики в их действиях, например, попытка проникнуть в помещение сначала одним, а  потом другим путем; использование  так называемых книжных способов совершения преступления, т.е. способов, основанных на подражании действиям  героев детективных романов и  кинофильмов; совершение преступлений «сериями», если первое не было своевременно раскрыто; совершение на месте происшествия озорных или циничных действий, например, бессмысленная порча товаров, разгром помещений, нецензурные надписи и т.д.; непринятие на месте происшествия тщательных мер к сокрытию следов преступления);

г) спецификой сокрытия и  использования результатов преступления, обусловленной во многом тем, что  несовершеннолетний менее, чем взрослые свободны не только в передвижении, но в реализации и хранении имущества (например, создание несовершеннолетними хранилищ похищенного в близлежащих от места жительства сараях, на чердаках и т.д.), а также возрастными особенностями личности (например, создание хранилищ похищенного в лесу и других «таинственных» местах и, наоборот, нарочитое хвастанье похищенным);

д) спецификой личности преступника и мотивации преступного поведения;

е) спецификой личности потерпевшего.

Пункты «д» и «е» требуют более подробного анализа. Для несовершеннолетних первостепенное значение имеют проблемы самоутверждения (в первую очередь в группе сверстников) и показ своей «взрослости», что при еще неполной сформированности психики часто проявляется на фоне группового давления, подражания и внушения. Поэтому кража чужого имущества, совершенная подростками и юношами, часто не отличаются заведомо корыстными целями и устойчивостью корыстных мотивов. Мотивация таких преступлений во многих случаях связана с ложной романтикой, желанием завладеть престижной вещью, неправильны пониманием дружбы и товарищества, стремлением показать свою «взрослость», «смелость».

Несмотря на принимаемые меры по предупреждению правонарушений подростков, динамика совершенных ими преступлений дает основание сделать вывод о  продолжающихся негативных процессах, протекающих в среде несовершеннолетних.

«Преступления несовершеннолетних - это ответ на все те негативные процессы, которые  происходят в нашем обществе. Число противоправных деяний, зарегистрированных в расчете на каждые 100 тысяч несовершеннолетних, достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, в 1999 году составила 2183,1. Сравним: аналогичный показатель по отношению к взрослому населению гораздо ниже - 1751 преступлений. Характерно, что рост подростковой преступности опережает рост юношеской популяции: преступность за 10 лет возросла на 30%, а подростковое население уменьшилось на 21%. Более 80% раскрытых преступлений в 2002 году совершенных подростками, относится к группе тяжких и особо тяжких. Каждый шестой подросток ранее уже нарушал закон, 18,8% - на момент совершения преступного посягательства находились в состоянии алкогольного опьянения. Во всех федеральных округах более половины подростков - участников преступлений совершили их в группе по предварительному сговору.

За последние  пять лет количество преступлений, совершенных несовершеннолетними  совместно со взрослыми, увеличилось на 13,7% (с 64,1 до 72,9 тыс.), а их удельный вес - с 30,6 до 35%. Из общего числа расследованных в 2000 году преступлений 8,9% совершены подростками и при их соучастии.

Анализ структуры  преступности несовершеннолетних показывает, что подростковой преступности свойственен  групповой характер. Именно в группе несовершеннолетние, как правило, совершают  наиболее тяжкие деяния насильственного  характера. Несмотря на то, что насильственные преступления не занимают в преступности несовершеннолетних ведущего места  по количественным показателям, сам  характер насильственных преступлений имеет повышенную общественную опасность: они причиняют непоправимый вред жизни и здоровью граждан, значительный материальный ущерб, вселяют чувства  беспокойства и страха, причем растет дерзость таких преступлений и вооруженность  лиц, их совершающих. Групповой способ совершения преступлений не только усугубляет насилие по отношении к потерпевшему, но и качественно изменяет это  насилие, сущность которого состоит  в том, что групповое насилие  намного превышает пределы проявления насилия каждым из членов группы в  отдельности.

К числу факторов, влияющих на увеличение насильственных преступлений несовершеннолетними, следует  также отнести бродяжничества и  безнадзорности подростков. За последнее пятилетие число несовершеннолетних участников преступлений, не имеющих постоянного источника дохода, увеличилось на 52%. Таким образом, среди причин, влияющих на рост насильственной преступности несовершеннолетних принципиальное значение имеют увеличение числа несовершеннолетних, оказавшихся без надлежащего родительского попечения либо под криминальным влиянием семьи или ближайшего бытового окружения; обострение вопросов, связанных с общественно полезной занятостью несовершеннолетних; недоступность для них многих форм досуга и самых необходимых потребительских товаров; резкое сокращение количества клубов, спортивных секций, оздоровительных лагерей; снижение роли школы в воспитании подрастающего поколения; распространение культа насилия на телевидении, видеофильмах, радиопередачах, литературе; межнациональные конфликты и миграция населения; безнаказанность подростков, совершающих правонарушения, в том числе преступления; недостатки и просчет в деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступности среди несовершеннолетних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды и порядок  назначения наказаний несовершеннолетним.

3.1. Виды наказаний  несовершеннолетним.

 

Согласно постановлению  Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность от 03 декабря 1976 г.»… наказание несовершеннолетних в особой степени должно быть подчинено  цели исправления и перевоспитания виновных и предупреждения совершения новых преступлений (в редакции постановления  Пленума №17 от 05.12.1986 г.).

Особенности психики несовершеннолетнего  и его социального статуса  предполагают особенности применяемых  к нему мер уголовного наказания: меры эти более мягкие, в большей  степени ориентированы на воспитательное воздействие и отражают условия  жизни несовершеннолетнего в  обществе. К несовершеннолетним не применяются наиболее суровые меры уголовного наказания (смертельная  казнь и пожизненное лишение  свободы), уголовный закон не предусматривает  применения к несовершеннолетним наказаний, применение которых невозможно или  нецелесообразно ввиду особенностей социального статуса несовершеннолетнего (лишение права занимать определенные должности, конфискация имущества, ограничение свободы и наказания, применяемые к военнослужащим).

Видами наказания, назначаемыми несовершеннолетним, являются в соответствии со статьей 88 УКРФ:

a) штраф (часть 2, ст.88 УКРФ);

б) лишение права заниматься определенной деятельностью (часть 1, ст.88 УКРФ);

в) обязательные работы (часть 3, ст.88 УКРФ);

г) исправительные работы (часть 4, ст.88 УКРФ);

д) арест (часть 5, ст.88 УКРФ);

е) лишение свободы на определенный срок (часть 6, ст.88 УКРФ).

В статье содержится исчерпывающий  перечень наказаний, которые с определенными  в ней ограничениями могут  назначаться несовершеннолетним. В  этом перечне указана почти половина всех видов наказаний, предусмотренных  статьей 44 УКРФ (6 из 14). В него не вошли  наказания:

1. которые нецелесообразно назначать  несовершеннолетним в силу их  социального, правового и фактического  положения (лишение права занимать  определенные должности, а также  наказания, предусмотренные пунктами  «в», «е», «ж», «з», «к» ст.44);

2. обусловленные положениями пункта  «а» конвенции о правах ребенка,  принятой Генеральной Ассамблеей  ООН 20 ноября 1989 года, в соответствии  с которой ни один ребенок  не должен быть подвергнут  пыткам или другим жестоким, бесчеловечным  или унижающим достоинство видом  обращения или наказания. 

Ни смертная казнь, ни пожизненное  тюремное заключение не предусматривающие  возможности освобождения, не назначаются  за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.

Вместе с тем из шести видов  наказаний, которые могут назначаться  несовершеннолетним, только одно не соединено  с привлечением их к труду (штраф). Таким образом, труд остается наиболее эффективным показателем становления  виновного на путь исправления. Поэтому  рекомендации, которые суд может  в соответствии с пунктом 7 дать органу, исполняющему наказания, должны касаться главным образом организации  процесса трудовой деятельности несовершеннолетних. Эти рекомендации могут быть связаны  с методами и приемами воспитательного  характера, обусловленными личностью  несовершеннолетних и выявленными  судом.

Судом следует назначать наказание  в виде штрафа несовершеннолетним, объявленным полностью дееспособными, в соответствии со статьей 27 ГК РФ. Объявление несовершеннолетнего полностью  дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо – при отсутствии такого согласия – по решению суда (часть 1 ст.27 ГКРФ). Это наказание может назначаться несовершеннолетним по смыслу закона, как в качестве основного, так и в качестве дополнительного.

Так штраф назначается только при  наличии у несовершеннолетнего  осужденного самостоятельного заработка  или имущества, на которое может  быть обращено взыскание. Определяя  размер штрафа, суд должен учитывать, что это наказание не должно лишать осужденного необходимых для  нормальной жизни материальных благ.

В случае назначения несовершеннолетним наказания, связанного с изоляцией  их от общества (арест или лишения  их от общества на определенный срок) или  помещения их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, судом необходимо решать вопрос о  назначении им в качестве дополнительного  наказания лишения права заниматься определенной деятельностью.

В остальных случаях вопрос о  целесообразности назначения несовершеннолетним этого наказания в качестве основного  или дополнительного суды должны решать исходя из данных о личности виновного и конкретных обстоятельств  дела, а также жизненных ситуаций.

Информация о работе Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних