Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:00, дипломная работа
Целью данной работы является изучение сущности незаконного вознаграждения.
Задачи
раскрыть сущность взяточничества как получения незаконного вознаграждения;
показать основные признаки законного вознаграждения на примере сравнения подарка и взятки;
остановиться на отличии дисциплинарного проступка от должностного преступления;
показать трудности в борьбе со взяточничеством.
Введение 3
Глава 1. Взяточничество, как преступление против интересов государственной власти 6
1.1.История борьбы со взяточничеством 6
1.2. Понятие взяточничества и его объективные признаки 11
1.3. Субъективные признаки дачи-получения взятки 20
Глава 2.Незаконное вознаграждение как иной вид правонарушения 31
2.1. Отражение незаконного вознаграждения – в российском уголовном законодательстве 31
2.2.Законное вознаграждение, его признаки 36
2.3. Незаконное вознаграждение как дисциплинарный проступок 46
Заключение 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Анализ действующего уголовного законодательства позволяет отнести ряд статей к числу регламентирующих уголовно-правовые аспекты незаконного вознаграждения.15
Вот эти статьи:
Обширность приведенного перечня статей обусловлена тем, что они заключают в себя ситуации, при которых в принципе можно говорить о получении незаконного вознаграждения. Перечень этих статей может быть систематизирован по различным критериям – по размерам и формам выражения вознаграждения, по кругу лиц, связанных с его получением; по объекту преступления, связанного с незаконным вознаграждением.
Объединяющим
рассматриваемые преступления является
стремление к наживе, обогащению, к
получению незаконного
Обобщающей
характеристикой приведенных
В настоящее время достаточно распространенной формой корыстной мотивации становится жажда власти, достижение которой порой рассматривается в качестве своеобразной стартовой площадки для удовлетворения иных потребностей корыстной направленности.
Незаконность вознаграждения в уголовном праве распознается при помощи следующих определений:
В повседневной жизни слова «вознаграждение», «награда», «поощрение» имеют широкое распространение. Тем не менее они не всегда употребляются в точном их смысловом значении. Нередко эти слова отожествляются близкими в смысле конечного результата словами «подарок», «дарение». Отсутствует необходимая строгость в употреблении данных терминов и в юриспруденции. Более или менее последовательно слова «награда» и «вознаграждение» используются лишь в рамках так называемой теории «наградного права», которая – и это сложилось исторически – противопоставлялась и противопоставляется17 традиционной теории карательного, наказательного права.
По В.И. Далю, «награда» – это «мзда», «возмездие», «вознаграждение»; «награждать» – «давать, жаловать за какую-либо заслугу, за службу, за подвиги».18 С заслугой связывает награду, вознаграждение и современный русский язык.19 В зависимости от сферы жизнедеятельности, в том числе урегулированной правом, заслуга может выражаться в совершении как обычных, нормальных поступков, в должном поведении, так и в сверх-нормативном поведении, например, в перевыполнении (досрочном выполнении) взятых обязательств. И проблема лишь в том, в чем выражается награда (поощрение), в какой степени она соответствует заслуге и – наоборот. Суть награды, вознаграждения в том, что они применяются за что-то, в связи с чем-то и носят (должны носить) возмездный характер.
Иной смысл, а, соответственно, и социально-правовое значение имеет подарок. «Подарить» – «отдать, что вовсе бесплатно и бесповоротно, безвозмездно, даром»; «дать в дар, в подарок, даровать».20
С точки зрения этимологии различие между наградой и подарком прослеживается достаточно четко: последний носит безвозмездный характер. Не случайно именно это обстоятельство определяет сущность договора дарения в гражданском законодательстве.
Договором дарения называется договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать определенное имущество другой стороне (одаряемому) либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности (ст. 572 УК РФ).
Многие договоры гражданского права могут выступать в качестве возмездных, и как безвозмездные, однако лишь договоры дарения являются безвозмездными во всех случаях.
Договор дарения опосредует переход имущества (вещи, права и т.п.) от одного лица к другому, причем и даритель, и одаряемый являются юридическими равноправными субъектами. Таким образом, правоотношения, возникающие из договора дарения, вполне укладываются в рамки предмета гражданского права и адекватны методу гражданско-правового регулирования.21
Дарение является одним из старейших договоров гражданского права. Уже в римском праве периода республики (V-I вв. до н.э.) дарение признавалось одним оснований возникновения права собственности. Позже в законодательстве империи получил исковую защиту особый вид неформального соглашения о дарении – pactum donationis. Его важнейшие положения были в значительной степени заимствованы дореволюционным российским правом.
Российская цивилистика XIX – начала XX вв. уделяла неослабленное внимание изучению правовых проблем дарения. Доктрина трактовала дарение как один из способов приобретения права собственности, т.е. односторонний акт, а не договор. Обоснованием этого тезиса служит тот факт, что дарение, сопровождающееся передачей дара одаряемому, не порождает никакого обязательства. Иными словами, дарение (как реальная сделка) совершается и исполняется одновременно в момент передачи вещи. Сторонники противоположной точки зрения исходили из того, что предметом дарения могут быть не только вещи, передаваемые в собственность, но и различные имущественные права. Кроме того, дарение может выступать и в качестве консенсуальной сделки, т.е. в форме обещания подарить что либо в будущем. Все эти аргументы сохранили свою актуальность и легли в основу современного понимания договора дарения.
В советский период договор дарения конструировался как реальный, а его предметом могли выступать лишь вещи. Тем самым резко снижались сферы применения этого договора, что оправдывалось ссылками на принципы социалистической морали.
По действующему ГК дарение может выступать в качестве как реального, так и консенсуального договора. В последнем случае договор порождает обязательство передать определенное имущество одаряемому в момент, не совпадающий с моментом заключения договора, т.е. в будущем. Различия между реальным и консенсуальным договорами дарения весьма велики и затрагивают практически все аспекты отношений между дарителем и одаряемым. Большинство норм главы 32 ГК регулируют либо только реальные договора дарения, либо только обещание подарить, а количество общих норм, распространяющихся на все виды дарения, минимально. Единственное, что объединяет все разновидности договора дарения, - это его безвозмездный характер.
Мотивы совершения дарения могут быть самыми различными: желание показать свое расположение одаряемому, помочь ему, отблагодарить за что-либо или даже инициировать ответный дар. В этом смысле безвозмездность дарения не означает его беспричинности. Однако во всех этих случаях мотив лежит за рамками самого договора дарения и никоим образом не влияет на его действительность. Если же мотив включен в содержание договора, т.е. дарение или обещание подарить формально обусловлено совершением каких-либо действий другой стороной, то это, как правило, ведет к признанию договора дарения ничтожным (абз. 2 п. 1 ст. 572 ГК РФ). Основанием договора дарения является не само по себе желание одарить, а намерение передать имущество безвозмездно.
Итак, ст. 572 ГК РФ гласит: «По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность; либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом». И с учетом современных реалий правового регулирования, требований, предъявляемых к предмету дарения (любое имущество, не изъятое из оборота; имущественные права; освобождение от имущественных обязанностей), обсуждению подлежит вопрос лишь о том, кто одаривается и каковы размеры подарка. Именно в этом аспекте определяется обычно оценка законности или незаконности последнего. Так, например, согласно п. 3 ст. 575 ГК РФ, не допускается дарение государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, если стоимость подарка превышает пять минимальных размеров оплаты труда. Принятие такого подарка не влечет ни уголовной, ни дисциплинарной ответственности и не заслуживает даже морального осуждения.
В
связи с этим возникает вопрос
о разграничении «обычного