Незаконное вознпграждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:00, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности незаконного вознаграждения.

Задачи
раскрыть сущность взяточничества как получения незаконного вознаграждения;
показать основные признаки законного вознаграждения на примере сравнения подарка и взятки;
остановиться на отличии дисциплинарного проступка от должностного преступления;
показать трудности в борьбе со взяточничеством.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Взяточничество, как преступление против интересов государственной власти 6
1.1.История борьбы со взяточничеством 6
1.2. Понятие взяточничества и его объективные признаки 11
1.3. Субъективные признаки дачи-получения взятки 20
Глава 2.Незаконное вознаграждение как иной вид правонарушения 31
2.1. Отражение незаконного вознаграждения – в российском уголовном законодательстве 31
2.2.Законное вознаграждение, его признаки 36
2.3. Незаконное вознаграждение как дисциплинарный проступок 46
Заключение 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Работа содержит 1 файл

Незаконное вознаграждение_Филиппов исправленное-заебись.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

     Весь  послевоенный период, во времена перестройки  и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной  машины. Он сопровождался следующими процессами: уменьшением централизованного  контроля, далее – распадом идеологических скреп, экономической стагнацией, а затем и падением уровня развития экономики, наконец – крахом СССР и появлением новой страны – России, которая на первых порах лишь номинально могла считаться государством. Постепенно централизованно организованная коррупция централизованного государства сменялась «федеративным» устройством из множества коррумпированных систем.

     Таким образом, нынешнее состояние коррупции  в России во многом обусловлено давно  наметившимися тенденциями и  переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:

  • стремительный переход к новой экономической системе, не подкрепленный необходимой правовой базой и правовой культурой;
  • отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;
  • распад партийной системы контроля.2

 

1.2. Понятие взяточничества и его объективные признаки

 

     По  Уголовному кодексу РФ 1996 г. понятие  «взяточничество» охватывает два преступления: получение взятки (ст. 290) и дачу взятки (ст. 291).

     Получение взятки – самое тяжкое из этих преступлений. Уголовный кодекс определяет это преступление «как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или предоставляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе» (ч. 1 ст. 290 УК РФ). Ответственность повышается (ч. 2 ст. 290 УК РФ) при получении должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Квалифицированным видом признается получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 290 УК РФ). Особо квалифицированными видами получения взятки (ч. 4 ст. 290 УК РФ) закон считает совершение этого деяния:

    • группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,
    • с вымогательством взятки,
    • в крупном размере.

     В связи с этим деяния, предусмотренные  ч. 1 ст. 290 УК РФ считаются преступлениями средней тяжести в ч. 2 и 3 ст. 290 УК РФ – тяжкими, а в ч. 4 ст. 290 УК РФ – особо тяжкими3.

     Получение взятки является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления.

     Одним из важных принципов деятельности аппарата государственной власти и органов  местного самоуправления является принцип  публично-правовой, законной оплаты служебной деятельности работников этих аппаратов, государственных и муниципальных служащих. Они не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей (п. 8 ст. 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»).4

     Внося элементы разложения в работу публичного аппарата управления, получение взятки дискредитирует властные и управленческие структуры государственных и муниципальных органов, подрывает их авторитет, порождает представление о всеобщей продажности, возможности решать все вопросы путем подкупа должностных лиц. К тому же нередко получение взятки бывает связано с попустительством, а то и прямым содействием деятельности организованных преступных групп, совершением хищений, контрабанды, незаконного оборота оружия и наркотиков, налоговыми преступлениями, воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности и другими преступлениями, что усугубляет его общественную опасность.

     Согласно  решения Пленума Верховного Суда РФ предметом взятки могут быть любые  материальные ценности (деньги, в том  числе иностранная валюта, иные валютные ценности, ценные бумаги, продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество и др.), а также различного рода услуги (выгоды) имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или явно по заниженной стоимости. Это может предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, реставрационных и др. работ и т.д. В законе, в отличие от ранее действовавшего УК РСФСР, отчетливо подчеркнут имущественный характер предмета взятки. Получение должностным лицом различного рода услуг нематериального характера взяточничеством не признается. В соответствующих случаях эти действия можно рассматривать как злоупотребление должностными полномочиями.

     Имущественные ценности (услуги) могут быть переданы (предоставлены) как самому должностному лицу – получателю взятки, так и (с его ведома) членам семьи либо другим лицам, близким взяточнику, а также перечислены в банк на счет взяткополучателя. В практике были случаи, когда взяткодатель открывал в банке счет на предъявителя и в качестве взятки вручал должностному лицу сберегательный (депозитный) сертификат.5

     Имея  в виду, что от размера взятки зависит квалификация преступления, любой переданный предмет или оказанные услуги должны получить денежную оценку на основании действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии – на основании заключения экспертов.

     Если  взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого  преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.

     Наряду  с простейшими способами дачи – получения взятки путем передачи предмета взятки лично должностному лицу или через посредника встречаются более сложные, завуалированные формы совершения этого преступления. В частности, может быть дана – получена под видом ссуды, путем якобы получения денег в долг, под видом погашения несуществующего долга лица, передавшего ценности, посредством продажи – покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки – продажи вещи по явно завышенной цене, под видом «проигрыша» в карты, путем заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам «заработной платы» или «премии» за якобы лекционную деятельность и литературные работы.

     Согласно  действующему законодательству государственные и муниципальные служащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной, иной творческой деятельности, получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственных и муниципальных служащих.

     Однако  само по себе нарушение должностным  лицом запрета на работу по совместительству нельзя автоматически признавать получением взятки. Лишь в случаях, когда работа фактически не выполнялась или оплачиваемые действия должностного лица заключались в выполнении обычных функциональных обязанностей с использованием служебных полномочий, получение им оплаты за якобы работу по совместительству или по трудовому соглашению (контракту) является завуалированным взяточничеством.

     Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства как нажитые преступным путем.6

     Объективная сторона получения взятки состоит  в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения:

  1. за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в полномочия должностного лица (ч. 1 ст. 290 УК РФ);
  2. за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в полномочия должностного лица, но последний в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1);
  3. за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1);
  4. за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 2 ст. 290 УК РФ).

     В первом случае, наиболее распространенном на практике, имеются в виду законные правомерные действия (бездействие) должностного лица, не нарушающие его служебных обязанностей, не выходящие за рамки его должностной компетенции, т.е. действия, совершать (не совершать) которые он имел право или, более того, был обязан (для руководителя – прием на работу и увольнение, перемещение по службе, взыскание и поощрения и т.п.), или несовершение (непроведение ревизий или инвентаризаций материальных ценностей, сокрытие недостач).

     Во  втором случае служебное положение  используется для связей с другими должностными лицами, не находящимися в его подчинении, но возможно воздействие на них своим должностным авторитетом.

     Должностное положение лица определяют не только его юридические возможности, связанные с кругом прав и обязанностей субъекта по занимаемой должности, но и фактические возможности, вытекающие из авторитета занимаемой субъектом должности в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении, Вооруженных силах, иных войсках и формированиях, а также из служебных связей должностного лица.

     Пользуясь ими, должностное лицо за вознаграждение оказать влияние, так или иначе  способствовать совершению (не совершению) выгодного для взяткополучателя действия другим должностным лицом, возможно, ничего не знающим об этом вознаграждении.

     Пленум  Верховного суда РФ п. 4 постановления  от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» указывая, что субъектом получения взятки «надлежит признавать и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействие) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе».

     Такими  лицами могут быть также консультанты, референты, секретари, помощники ответственных должностных лиц, начальники канцелярий, инспекторы и т.п. должностные лица, которые сами не принимают окончательных решений по вопросам, интересующим взяткодателей, но от совершаемых ими действий по службе, подготовленных документов и другой информации в значительной степени зависит суть решения, принимаемого другим должностным лицом.

     Использование субъектом в данном случае одних  родственных связей, дружественных  или родственных отношений для  достижения результата, желательного для лица, передавшего ему вознаграждение, не рассматривается как использование должностного положения, что исключает состав получения взятки.

     Третьей формой использования служебного положения  взяткополучателем закон считает общее покровительство или попустительство по службе.

     Уголовный кодекс признал взяточничеством и незаконное получение должностным лицом материальных ценностей и выгод имущественного характера за общее покровительство или попустительство лицу, передающему эти ценности или оказывающему имущественную услугу, или представляемым им лицам.

     В таком случае какие-либо конкретные действия (бездействие) должностного лица, принимающего вознаграждение, специально не оговариваются, но участники преступления осознают, что, в конечном счете, ценности (услуги) вручаются должностному лицу с целью удовлетворения интересов взяткодателя или представляемых им лиц, поскольку данное общее покровительство или попустительство в итоге выражается (может выразиться) в тех или иных действиях (бездействии) должностного лица. Подобного рода взяточничество характерно при получении систематических вознаграждений (подношений) от подчиненных или подконтрольных должностному лицу работников, поскольку должностное лицо постоянно решает вопросы, затрагивающие их интересы, и последние заинтересованы в благоприятном к ним отношении взяткополучателя. Получение взятки не при оговоренном последующем поведении должностного лица за покровительство или попустительство характерно для коррумпированного аппарата государственных или муниципальных органов, разных властных структур, в частности, в случаях, когда представители организованной преступности как бы берут на содержание должностных лиц, обоснованно рассчитывая, что при необходимости те будут действовать в интересах взяткодателей.7

Информация о работе Незаконное вознпграждение