Незаконное вознпграждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:00, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности незаконного вознаграждения.

Задачи
раскрыть сущность взяточничества как получения незаконного вознаграждения;
показать основные признаки законного вознаграждения на примере сравнения подарка и взятки;
остановиться на отличии дисциплинарного проступка от должностного преступления;
показать трудности в борьбе со взяточничеством.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Взяточничество, как преступление против интересов государственной власти 6
1.1.История борьбы со взяточничеством 6
1.2. Понятие взяточничества и его объективные признаки 11
1.3. Субъективные признаки дачи-получения взятки 20
Глава 2.Незаконное вознаграждение как иной вид правонарушения 31
2.1. Отражение незаконного вознаграждения – в российском уголовном законодательстве 31
2.2.Законное вознаграждение, его признаки 36
2.3. Незаконное вознаграждение как дисциплинарный проступок 46
Заключение 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Работа содержит 1 файл

Незаконное вознаграждение_Филиппов исправленное-заебись.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

     Незаконные  действия (бездействие) должностного лица, о которых говорится в ч. 2 ст. 290 УК РФ – это поведение, выходящее за рамки служебных обязанностей субъекта, либо действия (бездействие), входящие в его полномочия, но при данных обстоятельствах оснований для их совершения не имелось. Иначе говоря, незаконное действие (бездействие) должностного лица – это поведение, связанное с нарушением обязанностей по службе. В дореволюционном российском уголовном праве получение служащим вознаграждения за деяние, связанное с нарушением обязанностей по службе называлось лихоимством, в отличие от мздоимства, когда вознаграждение (мзда) получалось за действие (бездействие), выполненное без нарушения служебных обязанностей.

     Получение взятки считается оконченным преступлением  с момента принятия должностным  лицом хотя бы части взятки, если она передавалась по частям, независимо от того, выполнило ли оно обусловленное действие или нет, собиралось выполнять это действие или нет. Важно лишь, чтобы имущественные ценности или выгоды принимались субъектом именно как должностным лицом, способным лично или путем влияния с использованием своего должностного положения на других должностных лиц обеспечить удовлетворение интересов взяткодателя или представляемых последним лиц.

     Действие (бездействие), совершенное должностным  лицом, получившим за это вознаграждение, находится за пределами получения взятки и поэтому нуждается в самостоятельной правовой оценке. Иногда должностное лицо, используя свое служебное положение, совершает за взятку деяние, которое само по себе является преступлением. Например, должностное лицо за взятку выдает поддельный документ, незаконно освобождает от уголовной ответственности, выносит заведомо неправосудный приговор или решение, фальсифицирует доказательства, пособничает хищению, контрабанде и т.д. В этом случае ответственность наступает не только за получение взятки за незаконные действия (бездействие), но по совокупности и за сами эти незаконные, преступные действия (бездействие).

     Пленум  Верховного Суда разъяснил, что ответственность  за взяточничество наступает независимо от того, когда вручена взятка – до или после совершения должностным лицом действия или бездействие, и безотносительно к тому, была ли эта взятка заранее обусловлена, выполнены ли какие-либо действия в интересах взяткодателя.

     Таким образом, взятка может иметь характер подкупа, когда сам факт передачи вознаграждения или договоренность о нем обусловливает соответствующее поведение (действие или бездействие) должностного лица, но может являться и незаконной материальной благодарностью – вознаграждением за уже содеянное, хотя никакой предварительной договоренности об этом вознаграждении не было и получатель его совершал должностное действие (бездействие), не рассчитывая на последующее вознаграждение. Конечно взятка–подкуп является более опасным преступлением против интересов службы, но и при взятке–благодарности совершается посягательство на интересы нормальной деятельности публичного аппарата управления, подрывается его авторитет. Признание преступлением незаконного получения должностным лицом материальных ценностей и услуг в качестве благодарности за уже совершенное им правомерное действие по службе соответствует традициям российского уголовного законодательства, которое предусматривало уголовную ответственность за мздоимство и в том случае, когда никакой договоренности о вознаграждении не было.

     Вместе  с тем Гражданский кодекс РФ (часть  вторая), принятый Государственной Думой 22 декабря 1995 г., разрешил дарение государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением или служебных обязанностей «обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда» (ст. 575 ГК РФ). Принятие такого подарка не влечет ни уголовной, ни дисциплинарной ответственности и не заслуживает даже морального осуждения.

     Мнение, что пять минимальных размеров оплаты труда – это та граница, которая во всех случаях разделяет подарок от взятки, не может быть принято. «Обычный подарок», не влекущий никакой ответственности как для должностного лица его принявшего, так и для вручившего подарок лица, отличается от взятки не только относительно небольшим размером. Независимо от размера незаконное вознаграждение должностного лица за выполнение им  действия (бездействие) с использованием служебного положения, должно рассматриваться как взятка в следующих случаях: 1) если имело место вымогательство; 2) если вознаграждение или соглашение о нем имело характер подкупа; 3) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие). И только в том случае, когда вознаграждение без какой-либо предварительной договоренности об этом было передано должностному лицу за его правомочное действие (бездействие) по службе, решающим для разграничения подарка и взятки будет размер вознаграждения.8

     Взятка  может быть получена должностным  лицом лично или через посредника, каковым признается, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, непосредственно передает предмет взятки.

 

1.3. Субъективные признаки дачи-получения взятки

 

     С субъективной стороны получение  взятки – это умышленное преступление, совершенное из-за корыстных побуждений. Должностное лицо – взяткополучатель сознает, что материальные ценности или выгоды переданы (предоставлены) ему именно как взятка за совершение действий (бездействие), входящих в служебные полномочия должностного лица, либо за способствование в силу должностного положения действиям (бездействию) других лиц, в чем заинтересован взяткодатель, или за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам, а равно за незаконные действия (бездействие) по службе.

     Если  должностное лицо, получая материальные ценности вводит в заблуждение тех, кто их передает, создает видимость правомерности их получения, утверждая, например, что ценности получаются в качестве оплаты за оказанную учреждением услугу, выполненную работу, в виде штрафа и т.п., содеянное не может рассматриваться как получение взятки. Эти действия квалифицируются как мошенничество, совершенное лицом с использованием служебного положения.

     Субъектом уголовного преступления – получение  взятки, предусмотренного статьей 290 УК РФ, может быть лицо, постоянно  временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

     Не  являются субъектами получения взятки работники государственных органов  местного самоуправления, государственных  и муниципальных учреждений, исполняющие профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.9

     Специальный субъект преступления признается квалифицирующим  признаком. Это, занимающее государственную  должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также глава органа местного самоуправления.

     Особо квалифицирующие признаки получения  взятки (ч. 4 ст. 290 УК РФ):

  • Получение взятки по предварительному сговору или организованной группой. Взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в совершении преступления участвовало два и более должностных лиц, заранее, т.е. с начала преступления, договорившихся об этом. В сговор преступников входит, что они будут получать незаконные вознаграждения (услуги) за те или иные действия (бездействие) в интересах взяткодателя или представляемых ими юридических лиц или физических лиц с использованием служебного положения либо за общее покровительство, попустительство по службе. Преступление считается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из этих лиц. При этом не имеет значения сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвовало несколько лиц. При получении взятки по предварительному сговору группой лиц ее размер определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг.

     Должностное лицо, получившее без предварительной договоренности с другим должностным лицом взятку, а затем передавший последнему в интересах взяткодателя часть полученного, несет ответственность по совокупности преступлений за получение  и дачу взятки. Действия частного лица, а также служащего, не являющегося должностным лицом, который по предварительному сговору с должностным лицом непосредственно участвовал в получении взятки, рассматриваются как соучастие в получении взятки.

     В число членов организованной группы лиц, объединившихся для получения взятки, наряду с должностными, могут входить и иные лица, выполняющие отведенную им роль по обеспечению совершения данного преступления. Лицо, создавшее организованную группу, либо руководившее ею, несет ответственность за совершение организованной группой преступление, если они охватывались его умыслом. Другие участники группы несут ответственность как соисполнители по тем эпизодам получения взяток, в совершении или подготовке которых они участвовали.

  • Получение взятки, совершенное путем ее вымогательства. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10 февраля 2000 г. истолковал как «требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов».

     В обоих случаях, когда имеет место  получение взятки, сопряженное с  ее вымогательством, взяткодатель вынужден дать взятку с тем, чтобы защитить или обеспечить реализацию своих законных, правоохраняемых интересов, которые ставятся под угрозу вымогателем. Поэтому, если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленный порядок, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, получить незаконные льготы, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки и как обстоятельство, влекущее освобождение взяткодателя от уголовной ответственности, отсутствует.

     Так, не будет вымогательства, если налоговый  инспектор, уличив кого-либо в уклонении от уплаты налога, требует дать ему взятку, угрожая в противном случае передать материал в следственные органы для привлечения виновного к ответственности.

     Должностное лицо вымогающее взятку может и не высказать напрямую какие-либо угрозы взяткодателю. Оно просто умышленно не выполняет своих обязанностей, не выполняет действий, в которых заинтересован будущий взяткодатель и которое оно не только могло, но и обязано было выполнить. Тем самым нарушаются правоохраняемые интересы гражданина, вынуждаемого добиваться их удовлетворения с помощью взятки. Таким вымогательством взятки могут быть, например, действия должностного лица, умышленно незаконно отказывающего субъекту предпринимательства в выдаче специального разрешения (лицензии) на право занятия определенной деятельностью или с целью побудить последнего к даче взятки уклоняющемуся от выдачи лицензии.

  • Крупный размер получения взятки начисляется в денежном выражении. Стоимость предмета взятки определяется на основании цен на товары, расценок или тарифов на услуги, валютного курса (если взятка давалась в иностранной валюте), существовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии – на основании заключения экспертов. Согласно примечанию к ст. 290 УК, крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

     Если  незаконное вознаграждение в крупном размере получено частями, но эти действия представляют собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.

     Дача  взятки состоит в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК РФ), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК РФ).

     Дача  взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки не может состояться, если не было дачи взятки. Дача взятки, а равно их получение должностным лицом, либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Не может состояться оконченное преступление дачи взятки, если материальные ценности или выгоды имущественного характера, являвшиеся предметом взятки, не были приняты должностным лицом. Поэтому предложение должностному лицу ценностей или имущественных выгод, оставление ценностей на столе или в одежде должностного лица, отправление по почте в письме или посылке и даже передача их родственникам должностного лица или посреднику во взяточничестве со стороны должностного лица, если за этим не последует принятие последним взятки, нужно квалифицировать не как оконченное преступление, а как покушение на дачу взятки.10

Информация о работе Незаконное вознпграждение